(население ок. 9 млн. чел.)
1900 Из национального учебного замысла исключен действовавший ранее сокращенный минимальный замысел для детей с недостаточной свойством получать знания полностью. Обращается внимание на проблему неодаренных детей; в стране создаются вспомогательные классы.
1920 В школе глухих упраздняются С- классы и запрещается язык жестов.
1922 Раскрываются слуховые классы для тугоухих.
1930 В городе Упсала раскрываются классы обсервации (наблюдения) для учеников с нарушением поведения, “дабы оградить регулярную школу от учеников, каковые нарушали порядок.
1932 Совет инспекторов школ устанавливает, что для обучающихся, каковые не будучи слабоумными, однако благодаря задержки психологического развития не смогут усваивать простую школьную программу, должно быть организовано подходящее для них обучение, в так называемых запасных классах.
1938 Школы глухих становятся национальными.
1942 Распоряжение об открытии запасных классов (до этого умственно отсталые в основном помещались в работные дома с обеспечением и пожизненным проживанием, считалось, что общество должно быть защищено от умственно отсталых).
1944 Закон об необходимом образовании распространен на обучаемых умственно отсталых, т.е. тех, кто способен обучиться просматривать и писать.
1946 Министерство образования и науки начинает осуществлять контроль вспомогательные школы: вводится обычный учебный замысел.
1955 Национальный учебный замысел распространяется на классы для умственно отсталых, слабослышащих, детей с нарушениями двигательной активности.
Вспомогательные классы выделились в особую школу.
1962 Закон дает право детям с физическими нарушениями посещать школу.
1962 Школы разделяются на главную и особую. Дано осуществлять особое образование как в особых классах, так и методом отдельного особого обучения. При спецшколах создается медицинская работа для помощи детям с нарушением речи, трудностями в чтении, письме, социальными и эмоциональными нарушениями.
Целью особого образования провозглашается уменьшение различий между нормально развивающимися и детьми с отклонениями в развитии. Поставленная цель обязана достигаться следующими средствами:
— нормализацией (включением ребенка-калеки в школьную среду, минимально отличающуюся от простой);
— компенсацией (систематическим обучением в классе и клинике).
1968 Закон о помощи умственно отсталым уравнивает в правах детей с глубокими нарушениями интеллекта и провозглашает их обучаемыми.
1969 Учебный замысел (Lgr. 69) рекомендует “усилить внимание к ученику”, подчеркивает связь между простым и особым образованием. “Фундаментальный принцип обучения учеников с трудностями содержится в том, дабы они, по возможности, получали образование простых классах. Потребность в личной помощи удовлетворяется дополнительным и поддерживающим обучением, скоординированным с деятельностью класса, в котором ученик обучается солидную часть времени” [62, c. 76].
В указанный период в Швеции организована дифференцированная национальная бесплатная совокупность особого образования, включающая 6 типов особых школ, 12 типов особого обучения. К началу 70-х годов около 23% обучающихся приобретают один из видов особого обучения (в то время как в других государствах Северной и Центральной Европы охват особым образованием образовывает 8% — 10%). Особое образование регулируется нормативными актами и соответствующими законами [62].
Сопоставительный анализ вышеприведенных фактов говорит о том, что при определенных различиях в классификации детей и принципах отбора с отклонениями в развитии, широте охвата особым образованием, механизмах финансирования, методах и содержании обучения, и Англия, и Нидерланды, и Швеция в разглядываемый период создают законодательную базу особого образования и дифференцированную совокупность особого обучения для разных категорий аномальных детей.
4.4. Резюме.
Вторая мировая война не только поменяла мир, но и значительно изменила представления западноевропейцев о ценности свободы и прав человека, о неравенстве и равенстве людей. В контексте нового понимания прав человека в Западной Европе была понята необходимость обучения не только детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, но и всех категорий детей с отклонениями в умственном и физическом развитии.
Тенденции разделения совокупности особого образования, охват ею все большего числа категорий аномальных детей, заботы государства и усиление внимания об образовании лиц с отклонениями в развитии, прослеженные на примере Англии, Швеции и Нидерландов, свойственны для всех государств Западной Европы.
Условной нижней границей четвертого периода государства отношения и эволюции общества к лицам с отклонениями в развитии можно считать принятие Организацией Объединенных Наций объявлений О правах умственно отсталых (1971) и О правах калек(1975). Названные интернациональные законы юридически упразднили существовавшее в течении нескольких тысячелетий в умах человечества деление общества на “неполноценное меньшинство” и “полноценное большинство”, был сделан еще один большой ход в эволюции сознания людей.
На этом пределе появляются первые прецеденты перевода и закрытия спецшкол их получающих образование общеобразовательные учреждения; повсеместное открытие классов для глубоко умственно отсталых детей, считавшихся ранее необучаемыми. Эти прецеденты можно считать первыми предвестниками будущих трансформаций в образовательных национальных совокупностях, каковые снова детерминированы сменой государства и отношения общества к детям с отклонениями в развитии, новым пониманием их прав и соответственно новым пониманием государства и обязанностей общества по отношению к ним, что вынудит многие страны кардинально пересмотреть собственную политику в области особого образования, начав путь “от изоляции к интеграции”. Так начнется следующий период эволюции отношения европейцев, но уже не к “лицам с отклонениями в развитии”, а к людям с проблемами.