Отражение как общее свойство материи, эволюция его форм. Сознание как верховная форма отражения действительности.
Отражение – общее свойство материи, ее свойство воспроизводить в трансформациях собственных особенностей, состояний, структуры изюминки влияющих объектов.
Отражение характеризуется следующими показателями:
1) оно предполагает сотрудничество объектов;
2) зависит от структуры и уровня организации взаимодействующих объектов;
3) зависит от условий, в которых происходит сотрудничество объектов;
4) отражение адекватно структуре отражаемого объекта;
5) отражение информативно, т.е. несет данные об отражаемом объекте;
6) на биологическом уровне отражение получает свойство предвидения, прогнозирования.
Историческое развитие форм отражения неотделимо от общей эволюции материального мира. Чем выше уровень организации материальной совокупности, тем выше развита свойство отражения.
Внеорганической природе отражение проявляется в следующих формах:
— механическое отражение(механические трансформации: *след на земле),
— физическое (физические реакции),
— химическое (химические реакции).
В живой природе в следствии перехода к биологической форме перемещения материи появляется новая форма отражения – биологическая. Элементарными формами биологического отражения являются раздражимость, т.е. активная реакция организма на условия и внешние воздействия экологии (*реакция растений на ночи и смену дня, времена года), и чувствительность, т.е. свойство отражать свойства предметов в виде ощущения. С возникновением высокоорганизованных животных появляется психологическое отражение (психика /греч. psyche – душа/ – свойственная животным и человеку свойство сигнального сотрудничества с окружающей средой, снабжающая отражение данной состояния и среды собственного организма и выступающая регулятором сотрудничества с внешним миром). Благодаря психике животное может принимать более сложные отношения между предметами мира, у них формируется элементарное мышление (к примеру, мартышка может дотянуться плод, пользуясь палкой, и т.д.).
Психика высших животных явилась ответственной предпосылкой формирования социальной формы отражения – сознания. сознание – это верховная форма отражения действительности, характерная лишь человеку и связанная с речью функция мозга.
Сознание как философская неприятность. философия и Религия о сущности сознания.
Неприятность сознания – одна из самых непростых философских неприятностей. Это связано с тем, что сознание не имеет особенностей материальных предметов, не воспринимается органами эмоций. Но человек мыслит, ощущает, владеет памятью, волей, воображением. Представления о сознании разнообразны и определяются культурными традициями людей, их религиозной ориентацией. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия, психология, физиология, биофизика, кибернетика, психиатрия и др.
Человеческое сознание есть кроме этого предметом религиозного осмысления. Уже в глубокой древности появилось представление о душе как некой загадочной силе, которая командует человеком, в то время, когда он бодрствует, покидает его на время, в то время, когда он спит, и окончательно – в то время, когда он умирает. Душа наделялась свободным от тела существованием, бессмертием, свойством переселяться в другие тела. Эти представления явились предпосылкой религиозных учений о душе. В соответствии с религиозным учениям, Всевышний, создав человека, вдохнул в его смертное тело искру бессмертного божественного духа, что при жизни человека командует его действиями, а по окончании его смерти переселяется в потусторонний мир. В монотеистических религиях понятие Всевышнего сформировалось на базе представлений о независимом существовании сверхприродного духа, что наделяется личностными чертами.
С происхождением философии на смену понятиям «дух», «душа» приходят понятия «ум», «разум», «мышление», «сознание» и т.п. В зависимости от характера философских совокупностей эти понятия трактуются с идеалистических либо материалистических позиций.
В объективном идеализме обосновывается положение о существовании универсального духовного начала, надындивидуального сознания, которое есть первоосновой всего существующего (мир идей Платона, всемирный разум Гегеля, мировая воля Шопенгауэра и т.д.).
В субъективном идеализме (Беркли, Юм, Фихте, неопозитивисты) духовное начало трактуется как психотерапевтическая деятельность индивида, которая рассматривается как единственная действительность.
Материализм дает естественное объяснение сущности и происхождению сознания и выдвигает положение о зависимости сознания от материи. Но с развитием исторических форм материализма эта зависимость понималась по-различному.
Представители древней натурфилософии разглядывали сознание в соответствии с неспециализированными космологическими представлениями. Космос – это живое целое, исходя из этого они наделяли душой любое материальное тело. Такая позиция стала называться гилозоизм (философское учение, признающее одушевленность всей земли, приписывающее мышления и способность ощущения всем материальным телам). Гилозоизм характерен и для некоторых представителей более поздних эр: Восстановления (Дж. Бруно), Новое время (Спиноза, Дидро).
Упрощенно трактовали сознание представители пошлого материализма (к примеру, нем. философы XIX в. Бюхнер, Фохт, Молешотт). В соответствии с их взорам, мышление имеется сугубо физиологический процесс: мозг выделяет идея, как печень – желчь. Они утверждали, что содержание сознания определяется, в первую очередь, химическим составом продуктов питания и игнорировали социальную природу сознания.
Диалектический материализм акцентирует внимание на социальной сущности сознания, разглядывает сознание как продукт публичной социальных отношений и практики. С позиций диалектического материализма, сознание – это характерная лишь человеку функция мозга, это верховная форма отражения действительности. сознание объективно по собственному содержанию и субъективно по форме проявления, т.е. разные состояния сознания (мысли, эмоции, переживания и т.д.) несут в себе данные об объективной действительности. Иными словами, сознание – это субъективный образ объективного мира (Ленин).
3. Природные и социальные факторы происхождения сознания.