Происходящие изменения в совокупности дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном развитию и общественному развитию образовательной совокупности, трансформации. Это отражается в осознании педагогической общественностью необходимости значительных трансформаций прошлого хода функционирования учреждения. Главным механизмом оптимизации развития совокупности дошкольного образования есть освоение и поиск инноваций, содействующих качественным трансформациям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), что выражается в переходе учреждений в режим развития.
На сегодня возможно с уверенностью констатировать факт формального либо содержательного перехода большинства ДОУ в режим поиска. Этот режим есть переходным на пути к переводу и качественным изменениям ДОУ в режим развития. Второй нюанс связан с качественными показателями данного перехода: как инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Исходя из этого вопрос определения проблем в развитии ДОУ делается наиболее важным.
Совершённый анализ существующих концепций, проектов, программ в сфере дошкольного образования разрешает выяснить последовательность базисных тенденций в развитии совокупности (см. таблица).
Проекция выделенных оснований на учебно-воспитательный процесс в ДОУ по-новому воображает все его системы.
Поэтому появляется последовательность базисных правил, снабжающих реализацию названных направлений в ходе развития ДОУ и его участников:
— принцип человекосообразности (единство культуроприродосообразности);
— принцип целостности комплексности целей и педагогического процесса;
— принцип активности и равнопартнерства в педагогическом сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса.
Модернизация управления ДОУ связывается с многообразием технологий и видов управления, снабжающих комплексное и всестороннее действие управляющей совокупности на управляемую совокупность ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов, мотивационного программно-целевого управления, соуправления, рефлексивного управления ДОУ первым делом являются новые правила:
— гуманизации и демократизации;
— целостности и системности управления;
— централизации / децентрализации;
— разделения и взаимосвязи стратегического, тактического и своевременного уровней управления и соответствующих им видов управления (классическое, рефлексивное, самоуправление);
— коллегиальности и единоначалия;
— полноты и объективности информации в принятии управленческих ответов.
На современном этапе существует последовательность неприятностей в развитии инновационного процесса ДОУ, например, такие как:
— совмещение инновационных программ с существующими в ДОУ;
— раскол педагогического сообщества и сосуществование представителей разных педагогических концепций;
— несоответствие новых типов ДОУ ожиданиям, требованиям своих родителей;
— потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;
— потребность в новых педагогических кадрах;
— приспособление новшеств к новым условиям;
— неприятность трансформации, оптимизации, замены новшеств, свойство одновременно с избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;
— неприятность воспроизводства инновационности и формирования условий, содействующих этому.
На базе анализа существующих концепций развития дошкольного образования к ведущим направлениям инноваций в ДОУ возможно отнести:
— утверждение добрых субъект-субъектных взаимоотношений, развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей;
— личное творческое развитие личности ребенка; развитие исследователей и связи практиков в области инноватики.
Соответственно, главные тенденции дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения личного развития детей дошкольного возраста. Насыщенное и надёжное жизнепроживание, событийность, связность взрослого и ребенка в образовательном ходе, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ содействуют благоприятной социализации детей и закладывают базисные компетентности дошкольника в присвоении культуры и освоении мира.