Позитивизм
Позитивизм проходит последовательность стадий, традиционно именуемых первым позитивизмом, третьим и вторым позитивизмом позитивизмом (логический позитивизм, неопозитивизм). Неспециализированной чертой всех перечисленных течений есть эмпиризм, восходящий к Ф. Бэкону, и неприятие метафизики, под которой позитивисты знают хорошую философию Нового времени — от Декарта до Гегеля). Кроме этого для позитивизма в целом характерен односторонний анализ науки: считается, что наука оказывает значительное влияние на культуру человечества, тогда как сама она подчиняется только своим внутренним законам и не подвержена влиянию социальных, исторических, эстетических, религиозных и других внешних факторов.
Главные черты позитивизма:
- научная рациональность и наука согласится высшей сокровищем;
- требование перенесения естественно-научных способов в гуманитарные науки;
- попытка избавить науку от умозрительных построений, требование все контролировать опытом;
- вера в прогресс науки.
Хороший позитивизм оформился в 1930-е годы. Происхождение его стало реакцией на неспособность философии урегулировать вопросы, выдвигаемые развитием науки. Выделяют три этапа развития данной философии: позитивизм первой волны (Конт, Милль, Спенсер), эмпириокритицизм (Мах, Авенариус) и неопозитивизм (Карнап, Шлик).
Основной тезис позитивистов: настоящее знание о действительности возможно получено только в виде результатов отдельных наук либо их объединения; философия не имеет права на существование. Позитивизм отвергает умозрение как метод получения знаний.
Конт (1798-1857) — основатель позитивизма, что и ввел в потребление сам термин. В книге «Дух хорошей философии» (1844) Конт воображает человечество как растущий организм, проходящий три стадии: детства, взрослости и юношества. В философском замысле эти стадии развития человечества выглядят следующим образом:
- Теологическая — люди в качестве объяснительной догадки применяют понятие всевышнего.
- Метафизическая — люди так же, как и прежде стремятся постичь назначение и начало вещей, но место всевышних занимают абстрактные сущности. Место Единого Всевышнего занимает Природа.
- Хорошая — единственной формой знания делается научное. Человечество делается взрослым, дабы признать относительность познания.
Главной чертой научного знания есть эмпиризм – строгое подчинение воображения наблюдению. Тут Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом будет опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, высказываемое посредством законов – постоянных взаимоотношений, существующих между фактами.
Второй чертой научного знания есть прагматизм. Учёные перестают быть энциклопедистами и эрудитами. Одним словом, знание делается хорошим: нужным, правильным, точным и утвердительным.
Дж Стюарт Милль (1806-1873) — последователь Конта. Человек познает лишь явления, за их пределы выйти запрещено, база науки — психология. В логике отрицает дедукцию (выведение следствия из нескольких посылок на базе логики). Единственно допустимый прием познания – индукция (поиск неспециализированных утверждений методом изучения частных случаев).
Спенсер (1820-1903) — основатель «органической школы» в социологии. Общество —эволюционирующий организм, подобный живому организму. Общества смогут организовывать и осуществлять контроль собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также будут разрешить свободную и пластичную адаптацию и тогда преобразовываются в промышленно развитые страны.
Аналитическая философия (analytic philosophy, время от времени analytical philosophy) — направление философии, ставшее в двадцатом веке главным в английских государствах. Большинство сотрудников философских факультетов в таких государствах, как США, Англия, Канада, Новая Зеландия и Австралия, и государствах Скандинавии определяют себя в качестве аналитических философов.
Термин «аналитическая философия» может обозначать следующее:
(a) Определенный стиль философского мышления, метод философствования[1][2], ориентирующийся на совершенства ясности, логической строгости и точности мышления, и его языкового выражения, достижимые методом применения способов формальной логики и анализа языка, и привлечением результатов естественных наук[3][4].
(b) Определенные философские изучения начала XX века. В частности, работы представителей логического позитивизма. В этом смысле аналитическая философия определяется достаточно узко. Такое определение отвергается многими современными философами-аналитиками. Аналитическая философия, определенная так, предполагает следующее[5]:
- Позитивистская точка зрения о том, что философских истин не существует, и что задачей философии есть логическое прояснение мыслей. Эта точка зрения возможно противопоставлена классическому фундаментализму, в рамках которого философия рассматривается как особенный, верховный вид науки, изучающий принципы и фундаментальные причины всего[6]. Как следствие принятия позитивистской точки зрения, многие философы-аналитики разглядывают собственные изучения как продолжение (либо придаток) естественных наук[7].
- Точка зрения, что логическое прояснение мыслей возможно достигнуто только методом анализа логической формы философских предложений[8]. Логическая форма предложения является способом репрезентации этого предложения (в большинстве случаев применяя формальную грамматику либо символизм какой-либо логической совокупности) чтобы продемонстрировать его сходство с другими предложениями того же типа. Однако, аналитические философы в основном не согласны между собой по поводу того, какова верная логическая форма предложений естественного языка[9].
- Отрицание значимости безграничных философских совокупностей в пользу более внимания к деталям[10], здравому смыслу и обыденному языку[11].
Анализ совершенного языка
Людвиг Витгенштейн
Примерно с 1910 по 1913 год такие аналитические философы как Бертран Рассел и Людвиг Витгенштейн сфокусировались на создании совершенного для философского анализа языка, что был бы свободен от неясностей обыденного языка, неизменно приводящего, согласно их точке зрения, философов к ошибочным выводам. Это философское направление возможно названо «анализ совершенного языка» либо «формализм». На данном этапе Рассел и Витгенштейн пробовали осознать язык и, следовательно, философские неприятности, применяя формальную логику для формализации философских утверждений. Людвиг Витгенштейн создал совокупность логического атомизма в собственной книге «Логико-философский трактат». Он утверждал, что мир представляет собой единую совокупность положений дел, и что эти положения дел смогут быть выражены в языке логики предикатов первого порядка. Исходя из этого картина мира возможно выстроена методом выражения атомарных фактов соединением и атомарными пропозициями их при помощи логических операторов.
Современный позитивизм. Постпозитивизм (Поппер, Кун, Лакатос)
КАРЛ ПОППЕР. Непременно на место ветхой теории приходит новая, и старое знание согласится заблуждением. Исходя из этого задача эпистемологии, философии и те теории научного познания, содержится не в поиске истины, а в проблеме роста знаний. Рост знаний достигается в ходе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания. Из этого наименование теории КРИТИЧЕКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ. Поппер думает, что ученые делают открытия, восходя не от фактов к теории, а от догадок к единичным высказываниям. Ученые пользуются гипотетически-дедуктивным способом. Из догадок характера выводятся предположения, каковые сравниваются конкретно с протокольными утверждениями. В случае, если относительно теории и протокольных предположений, и их с совпадения ученые пришли к согласию, то теория считается временно подтвержденной. Так как ни одна теория не может быть подтверждена совсем, то она по определению имеет гипотетический темперамент, ее образуют не законы, а похожие на правду утверждения. любая теория ненадежна и подвержена неточностям (принцип фаллибализма). Совсем подтвердить теорию запрещено, но ее возможно опровергнуть (фальсифицировать). Теория фальсифицирована, если она противоречит умелым данным, время от времени всего лишь одному умелому факту. Фальсифицированная теория заменяется новой, на которую обрушивается град рациональной критики. Для обоснования собственной концепции он пользуется неспециализированными идеями эволюционизма (рост научного знания для него есть частным случаем неспециализированных эволюционных процессов, совершающихся в мире). Разные гипотетико -дедуктивные структуры отличаются собственной выживаемостью. В мире организмов выживает самый приспособленные, в науке — самые непротиворечивые. Научной согласится концепция, которая поддается сопоставлению с умелыми данными, следовательно, она в любую секунду возможно сфальсифицирована. в отличие от науки, фил не поддается фальсификации, другими словами не имеет научного характера. Но, не владея научным статусом, она владеет смыслом, без нее не обойтись. Фил имеется осмысление роста научного знания, включает в себя правила рационально-критическлй дискуссии, фаллибализма и фальсификации. Теория трех миров: 1) философский либо физический; 2) ментальный; 3) мир объективной истины без познающего субъекта. Это мир человеческого духа, мир роста научного знания, догадок, теорий. Неприятность понимания истины рассматривается всесторонне — как соответствие объекта и любого его обозначения, как неприятность метаязыка науки. Кроме того сама мысль неточности содержит идею объективной истины, механизм роста — способ ошибок и проб, опровержений и предположений. Пафосом его теории есть убеждение в необходимости разработки теории научной рациональности, норм роста и некой системы стандартов научного знания, осуществления демаркации научного знания от ненаучного, Эта теория разрешит решить три задачи : 1) избегать наивного эмпиризма; 2) не допускать спекулятивных рассуждений в духе германской хорошей фил-и; 3) не впадать в иррационализм. Его концепция подвергается критике. Свел рост научного знания к дуэли догадок, фактов наблюдений. Игнорирует понятие истины, все заменено рассуждениями о правдоподобных утверждениях. Не считая фактов и гипотез, имеется еще социальный и технический миры, совокупность множества факторов, каковые воздействуют на рост научных знаний. При научной критике а также фальсификации теории ученые не торопятся отказаться от ее одолжений, см механику Ньютона. Его концепция трех миров имеет объективно-идеалистический темперамент. ИМРЕ ЛАКАТОС. Настоящи только те науки, каковые разрешают изучать себя с позиций определенных логических требований. Наряду с этим внес предложение уникальный вариант логики опровержений и догадок. Важность сравнений различных теорий между собой. К тому же нужно сравнивать не теории, а научно-исследовательский программы. Любая содержит пара теорий, жёсткое ядро программы переходит от одной к второй, а защитный пояс может частично разрушаться. Переход к новой программе происходит, в то время, когда разрушению подвергается жёсткое ядро. Новая программа должна быть насыщена новым эмпирическим содержанием если сравнивать с предшественницей. Сумел выделить ответственные моменты в ходе развития знаний. Значительно различать программы и теории и осознавать, в рамках которой ты находишься. Если не знать про другие программы, то сама программа , в которой ты находишься, согласится за абс знание и истину,что ведет к неиспользованию и однобокости преимуществ вторых программ. ТОМАС КУН. Книга Структура научных революций создал концепцию научных парадигм, научных революций и нормальной науки. Парадигма — совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное изучение, которая воплощается в научной практике на данном этапе. Парадигма есть основанием выбора неприятностей, образцом и моделью для ответа исследовательских задач. В соответствии с его концепции, на первой стадии научной дисциплины отсутствует согласие и система ценностей относительно целей, теоретических установок, фактов и общепринятых методов. Создание парадигмы свидетельствует достижение для того чтобы согласия на базе общепринятых образцов теор-х либо эмпирических знаний, исследовательских методик. Наряду с этим ученые опираются на особенные сокровища, применяют замкнутый язык и образуют замкнутое сообщество. Переход от одной парадигмы к второй сопровождается коллективным трансформацией видения, интерпретации эмпирических фактов. полученные в рамках различных парадигм знания несопоставимы и несравнимы, имеют разный суть. Сравнение парадигм происходит не на научном, а на естественном и философском метаязыке. Обычная наука, разв в рамках одной парадигмы, ведет к росту и совершенствованию теорий эмпирических фактов. Открытие аномальных фактов, необъяснимых в рамках господствующих воззрений, ведет к научным революциям, на протяжении которых склад новые парадигмы. Но объективного прогресса, связанного с возрастанием объективной истины, он не признает, полагая, что такие знания смогут быть охарактеризованы как более либо менее действенные для ответа соответствующих задач. любая парадигма владеет собственными параметрами рациональности. Они несоизмеримы, в них нет логической преемственности. Выделяет, что наука имеется рез действия научных коллективов, школ. Обратил на особенную значимость социальных и психотерапевтических моментов.
Вопрос
Предмет фил-фии.
Мировоззрение – совокупность правил, взоров, сокровищ, совершенств, определяющих отношение человека к действительности. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, совершенства (истина, добро, красота), программы деятельности.
Формы мировоззрения
1. Миф (mifos) – сказание, предание, в базе которого лежит опора на традицию, знания, переданные предками. (Объяснительная функция)
- Космологические мифы (о строении и происхождении космоса)
- Антропологические (о происхождении человека)
- Культурные (Прометей, Гефест)
2. Религиозное (religare – почитать, поклоняться) – в базе – вера в догматы, культовая практика.
Догматы – положения, каковые принимаются на веру, беспочвенно.
Культовая практика – совокупность обрядов, имеющих волшебную силу.
Для религии характерно удвоение мира на настоящий и потусторонний.
3. Наука – в базе лежит опора на разум, рациональное освоение мира. (Ratio — разум).
Ответственным инструментом науки есть логика. В первый раз наука показалась в древней Греции в 1 тыс. до н.э.
4. Фил-фия показалась в нач. 1 тыс. до н.э. в Греции (philos-духовная любовь sophia — мудрость) – любовь к мудрости. Имеет опору на рациональность, на разум. Носит сугубо теоретический темперамент.
Универсализм – попытка отыскать самые неспециализированные правила, растолковывающие мир. «Философия имеется знание единого во всем»
Философия – форма духовной деятельности, направлена на постановку, решение и анализ конкретных мировоззренческих вопросов.
ФИЛОСОФИЯ — форма публичного сознания, мировоззрение, совокупность идей, взоров на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.
Э. Гуссерль: «Философия имеется функция свободной и универсальной теоретической рефлексии» Refleksia – свойство к самоанализу.
В современном понимании философия – это нахождение и поиск человеком ответов на главные вопросы собственного бытия.
Германский философ Иммануил Кант сформулировал их так:
Что я могу знать? (границы людской знания)
Что я обязан делать? (как человек обязан себя вести) этика
На что я смею сохранять надежду? (существует ли что-то по окончании смерти)
Что такое человек? (людская природа)
- Методологическая функция (выработка способов познания)
- Гуманистическая (моральная)
- Футурологическая (прогностическая)
- Философия выявляет и производит суть людских действий, поступков, формирует стратегические цели.
Структура фил-кого знания.
1. Онтология (ontos — бытие, сущее) – учение о бытие, о первоначалах всего. (Материя, пространство, время, закономерное, случайное, единичное, множественное, часть, целое, покой, перемещение), (метафизика)
2. Антропология (antropos -человек). Учение о сущности человека, значении человека, смысле его жизни.
3. Гносеология (gnosis – знания) теория познания. Исследует познавательные возможности человека, критерии достоверности знания, обстоятельства людских заблуждений, неточностей.
4. Логика (logos — слово, всемирный закон) о формах верного мышления связанного, последовательного, доказательного.
5. Этика -учение о морали, нравственности, как форме публичного сознания.(добро и зло-серьёзные категории)
6. Эстетика — изучает 2 круга явлений – аксиология (acsios — сокровище) — система ценностей; искусства-и фил — художественная деят-ть людей.
7. Социальная фил-фия — фил-кое познание общества как целостной взаимосвязанной совокупности.
8. Политическая фил-фия – закономерности происхождения, развития гос-ва
9. Фил-фия истории – анализ исторического процесса, обнаружение его закономерностей.
10. Философия науки, техники, религии, языка
История анализ-и – фил развития фил-ких идей во времени.
Вопрос
Онтология (учение о бытии).
-раздел философии, в котором исследуются общие базы, правила бытия, его закономерности и структура.
Суть неприятности бытия, в определении того что реально существует в мире, а что нам лишь думается. Главный вопрос философии – что есть первичным, а что вторичным. Материалисты – материя первична, идеи вторичны. высший – разум и Идеалисты идеи первичны, материя производна. Антитеза бытию – небытие (ничто). Демокрит, Эпикур – ничто – это пустота. Аристотель, Декарт – небытие – это изменение данного вида бытия, превращение его в второе бытие (небытие носит относительный темперамент).
Неприятность бытия имеет последовательность качеств: 1.- вопрос о границах мира, неприятность конечного и нескончаемого, существует ли мир везде либо имеет границы (философская космология); -вопрос о временных границах мира. (Ньютон – время – нескончаемая прямая, Августин – время существовало не всегда, появилось с актом творения мира) 2.-Вопрос о единстве мира, существует ли мир по единым законам либо законы мироздания различные в различных частях мира. (религия – единство всевышнего ?единство мира. Теория струн, параллельных вселенных) 3.-вопрос о внутренней логике существования мира. Существует ли логика развития всех процессов и явлений либо мир абсурден, в нем нет внутренних связей.
Концепции бытия.
Боэций ввел понятие СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность; то, что лежит в базе). Задача осознать сложное через простое.
1.Монизм – онтологическое учение, растолковывающее единство мира в свете единой базы (универсальной субстанции) всего существующего.
-материалистический монизм. Первооснова мира, субстанция – материя (милетская школа, Фалес, Демокрит, Эпикур, Спиноза, марксисты).
-идеалистический монизм. Первооснова мира – духовное начало. (мысль блага как начальное бытие, теоцентризм, полный дух в философии Гегеля)
2. ДУАЛИЗМ философское учение, исходящее из признания равноправными двух исходных начал — совершенного и материального. Материальное – физическая действительность, совершенное – сфера духа (от идеи мирового разума до людской души) (Декарт, Кант)
3.ПЛЮРАЛИЗМ философское учение, в соответствии с которому существует пара (либо множество) свободных, не сводимых друг к другу начал и субстанций бытия.
-материалистический (материальное начало; Эмпедокл – теория 4-х стихий, Аристотель – 5 субстанций (+ всемирный эфир)).
-идеалистический (существование разнокачественных совершенных начал бытия; Лейбниц – учение о монадах – духовные атомы мира; Платон – вечные, неизменные идеи).
Учение о материи.
С конца 16в.до начала 19в. господствовала механистическая картина мира. Материя рассматривалась как вещество, совокупность неделимых атомов, каковые наделены геометрическими и механическими особенностями: массой, протяженностью, формой, способностью и непроницаемостью перемещаться.
В начале 19-20вв. в естествознании было сделано последовательность открытий, каковые опровергли ветхую, мех. картину мира. Открытие рентгеновских лучей подрывает идею непроницаемости материи. Открытие Томпсоном электрона отвергает идею о том, что атом не делим. Прошлая картина мира рушилась. Под материей начало пониматься единство вещественной и полевой форм. А с с. 20 в. – единство 3-х форм: вещество, поле, физический вакуум (как скрытая форма материи)
Марксистское определение материи – объективная действительность, существующая вне и независимо от людской сознания и отражаемая им путём действия на органы эмоций.
Уровни организации материи.
Неживая природа: кварки (гипотетические)?элементарные частицы ?атомы? молекулы?макротела?космический уровень (звёздно-планетные совокупности)?галактика?совокупности галактик
Живая природа: доклеточный уровень, ДНК, РНК, белки?клеточный уровень? многоклеточный организм? популяции организмов?биоценозы (совокупность популяций)?биосфера (структурная оболочка почвы, где присутствует жизнь).
Социальный мир: человек — индивид?семья?родоплеменные структуры? классы, сословия, страты? нации, народность? гос-во?человеческое сообщество.
Неприятность бесконечности мира в пространстве и времени связана с концепциями физики и математики.
1-ая научная картина мира. время и Пространство – свободные субстанции, не связаны с материей. Пространство вечно (евклидова геометрия). Время – постоянная продолжительность, течет равномерно. Пространство владеет трехмерностью, оно симетрично; однородно (любая точка пространства возможно забрана за начало координат); изотропно, (т е нет привелигированных направлений (вверх, вниз, влево, вправо)). (Пространство возможно не трехмерным, (предполагается девятимерным (в микромире)).)
Время – продолжительность, оно асимметрично, т е необратимо (нельзя вернуться в прошлое), одномерно, однородно.
2-ая научная картина мира. Теория относительности. В ней были объединены понятия перемещение, время и пространство. 4-х мерное пространство-время. В зависимости от скорости перемещения; изменяется ритм времени и линейные размеры тела. Пространство искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения на протяжении солнечных затмений продемонстрировали что пространство искривляется. Из этого были сделаны следствия на базе неэвклидовой геометрии (отрицательная кривизна) и Римана (хорошая кривизна), что при хорошем искривлении пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселенная нескончаема. Одновременность относительна.
Вопрос
Диалектика
Диалектика— признанная в современной философии теория развития всего сущегои основанный на ней философский способ.
Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, других аспектов и познания действительности через:
• законы диалектики;
• категории;
• правила.
Основная неприятность диалектики — что такое развитие?
Развитие— главнейший признак и общее свойство материи: изменение материальных и совершенных объектов,причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого есть переход на более высокую ступень организации.
Развитие — верховная форма перемещения. Со своей стороны, перемещение — база развития.
Движениетакже есть внутренним уникальным явлением и свойством материи окружающей действительности, потому, что перемещение характеризуется целостностью, непрерывностью и в один момент наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве — в любой момент перемещения тело находится в определенном месте и в один момент уже не находится в нем). Перемещение кроме этого есть методом связи в материальном мире собственного развития.
Видов перемещения существует столько же, сколько пространственных фигур. Шару, цилиндру, конусу и им подобным фигурам соответствует вращательное перемещение.
Кругу либо эллипсу соответствует орбитальное перемещение. Прямой линии — прямолинейное, поступательное перемещение. Кривой линии — криволинейное перемещение.
Синусоиде — колебательно-поступательное перемещение (к примеру, распространение волн). Спирали — вращательно-поступательное либо орбитально-поступательное перемещение (к примеру, штопор — фигура высшего пилотажа) и т. д.
Перемещения различаются кроме этого по скорости, замедлению и ускорению. Различия по скорости смогут быть очень большими. В современной науке существуют кроме того две разные механики: механика медленных перемещений (ньютоновская) и механика стремительных перемещений, сравнимых со скоростью света (релятивистская).
Скорость, замедление и ускорение — это межкатегориальные понятия, объединяющие движение и количество. Они характеризуют как перемещение, так и изменение.
В случае, если все явления рассматриваются как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного трансформации, развития, а источником этого процесса согласится свойственная им внутренняя противоречивость, то таковой подход именуется диалектическим. Диалектика объективно свойственна обществу и природе, а диалектический взор только более либо менее совершенно верно отражает ее в теории.
В отличие от диалектического подхода к пониманию мира метафизический подход искажает объективную диалектику и практически отрицает ее, тяготея, к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира. Современные метафизики признают перемещение, развитие, но дают ему извращенное толкование. Отрицая диалектический темперамент развития и внутреннюю противоречивость вещей, они усматривают источник перемещения в их внешних столкновениях, что логически ведет к теологической идее творения мира.
Но основное различие между метафизикой и диалектикой— в понимании обстоятельства развития. Метафизика либо отвлекается от развития и источника изменения либо переносит его вовне (всевышний, сознание человека и др.). Тем самым она органически смыкается с идеализмом, с религией. Диалектика видит развития и источник изменения в самих вещах. Она разрешает, следовательно, растолковывать мир, исходя из него самого, постигать происходящее в мире во всем его настоящем своеобразии.
Эволюция — развитие, поступательное перемещение, развитие к лучшему, более сложному. Эволюционизм — мировоззрение, в котором все процессы рассматриваются с позиций эволюции. В соответствии с диалектике (Гегеля), эволюция (прогресс) есть не только принципом мышления, но и принципом мировых событий по большому счету. Революция (поворот, переворот) — переворот в области мировоззрения, науки, искусства, моды; неожиданное, насильственное изменение существующего публичного строя — в противоположность эволюции, постепенному трансформации. Регресс (обратное перемещение) — перемещение назад. Прогресс — поступательное перемещение; человечества и развитие людей в направлении к лучшему, более идеальному.В современном философском учении о развитии последнее трактуется как нелинейный, вероятностный и необратимый процесс, характеризующийся относительной непредсказуемостью результата.
Детерминизм — это философское учение об объективной взаимообусловленности явлений и закономерной взаимосвязи материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма помогает положение о существовании причинности, т.е. таковой связи явлений, в которой одно явление при в полной мере определенных условиях с необходимостью порождает, создаёт второе явление.
Индетерминизм — это методологическое познание и философское учение, которое отрицает познавательную сокровище причинного объяснения в науке. В истории философии, начиная с др. греческой философии вплоть сейчас индетерминизм, и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за идеальные им поступки. Индетерминизм трактует волю как независимую силу, говорит, что правила причинности не использовались к объяснению поведения и человеческого выбора обвиняет приверженцев детерминизма в фотолизме. Марксизм исходит из того, что детерминизм не только не предполагает фотолизам, а наоборот, конкретно дает землю доразумного действия.
Вопрос