Сейчас кинематограф — «…самое массовое, самое ответственное из искусств», — как сказал В. И. Ленин, — делается делом не только специалистов, но и всего народа.
Кинолюбительство сейчас попадает во все края нашей страны и во все области судьбы.
Кинолюбительство возможно поделить на два вида. К одному относятся кинолюбители-одиночки, к второму — участники киносамодеятельных студий. Такие студии создаются на данный момент при фабриках, клубах, в ВУЗах, школах, пионерлагерях и домах пионеров. Студийцы снимают картины, обучаются базам кинематографа, изучают его творческие изюминки и технику.
Не отстают от взрослых кинолюбителей и пионеры, и школьники. На Всесоюзном кинофестивале в 1959 г. кое-какие из картин, каковые сделали парни, взяли премии.
Дабы создать киностудию в школе, нужно произвести некую организационную подготовку. Ясно, что не может быть студии без киноаппарата, без самых примитивных на первый случай проявочных проекционных аппаратов и приспособлений для употребляемой в любительском кино узкой 8- и 16-миллиметровой пленки.
Картины, снятые на пленке этого размера, довольно часто в полной мере идеальны с изобразительной точки зрения и абсолютно смогут удовлетворить художественные требования, предъявляемые к фильму.
Для школьной кинолюбительской студии нужно хотя бы маленькое, но собственное помещение. В этом помещении поместиться лаборатория с проявочными приспособлениями, проектор и экран, шкаф для аппарата и хранения плёнки. Нужно, дабы занятия проходили в помещении с осветительными устройствами, дающими возможность создавать съемки. Многие приспособления для киносъемок смогут сделать сами школьники в собственных мастерских. Известны случаи, в то время, когда школьники сами создавали кинокамеры. На школьной киностудии в Загорске ребята-студийцы делали проявочные приспособления а также копировальные станочки для печатания фильмов. Но перед тем как снимать фильмы, нужно овладеть механикой кино.
Исходя из этого нужно, дабы школьными киностудиями руководил человек, привычный с кинотехникой, что помог бы ребятам ее освоить. Это возможно учитель физики либо химии, а время от времени и намерено приглашенный инструктор.
Творческими вопросами в таковой студии смогут заниматься кроме этого учители естествознания, истории и особенно литературы.
Киностудия может заснять ответственные и большие события в школе: начало занятий, выпускные вечера, выступления самодеятельности в праздничные дни. Помимо этого, студийцы смогут создать кинопортреты учеников и лучших педагогов, сатирические киножурналы, высмеивающие лодырей, озорников и нерях.
Школьная киносамодеятельность формирует и фильмы, помогающие усваивать учебные предметы. К примеру, ребята-пионеры сделали картину для малышей, где цифры, как в рисованных опытных фильмах, сами устанавливались нужным образом: то для сложения, то для деления, — наглядно растолковывая четыре действия математики. Весьма увлекательные фильмы создали юные кинолюбители, замечая за судьбой птиц в гнездах.
Имеется фильмы, посвященные учению о спектрах, каковые парни сняли на цветной пленке. Незаменимую помощь оказывает школьная киностудия на занятиях по литературе. Силами ребят смогут быть сняты необычные киноочерки, говорящие о жизни и творчестве писателей.
В них показываются интересные историко-литературные документы, разыгрываются отдельные сцены из произведений писателя, обучающиеся просматривают стихотворения либо отрывки прозы.
Любой отснятый фильм студийцы смогут «озвучить», записав на магнитофон голоса, шумы и музыку. Ленту магнитофона нужно пускать позже в один момент с изображением.
Чем больше будет изобретательности в вашей работе и чем меньше подражания опытным хроникальным фильмам, тем увлекательнее и ярче будут созданные вами, парни, картины. Нужно непременно не забывать, что работа в кино не проводится без замысла, без сценария, т. е. без изложения для самого себя и последовательности и товарищей замысла кадров, осуществляемых в картине.
Кинематограф — это мастерство подробностей. какое количество бы вы ни снимали, к примеру, с далека физкультурный парад, это будет лишь формальная съемка. Необходимо продемонстрировать и неспециализированный вид парада, и спортсменов, и флаги, и лица зрителей.
Если вы снимаете, к примеру, Собакевича, то отлично продемонстрировать все то изобилие яств, которое он готов поглотить.
Как фраза складывается из слов, так и киносцена складывается из кадров. Исходя из этого всегда нужно отыскать такие кадры, каковые сделали бы кинофразу красочной и запоминающейся.
Любой раздельно снятый вами кадр необходимо склеивать с другим не как попало, а по смыслу. Запрещено, к примеру, составлять кадры так: в одном — Собакевич забрал вилку, а в другом — он уже откусывает насаженный на эту вилку бараний бок. Но в случае, если в одном кадре Собакевич забрал вилку, Чичиков (раздельно снятый) взглянуть на него с удивлением, то в следующем кадре Собакевич уже может откусывать кусок баранины.
В кино такие связи кадров именуются монтажом. Монтаж требует верной съемки. Представьте себе, что вы не сняли наблюдающего Чичикова, тогда все кадры Собакевича возможно выкинуть, в силу того, что запрещено будет связать кадр с безлюдной вилкой и кадр, в котором мясо на эту вилку насажено.
Допустим, вы желаете продемонстрировать ученика, что отлично отвечает урок. Вы сняли, как он подошел к доске, как он решает задачу. Но вам совсем не нужно показывать все его действия, все объяснения и вычисления. Это будет весьма длинно и скучно. Достаточно подвести его к доске, разрешить ему взять мел, позже продемонстрировать внимательного преподавателя, лица ребят, лицо самого ученика у доски, пишущую руку с мелом и всю задачу на доске.
Либо футбольный матч: никто ни при каких обстоятельствах не снимает его полностью. Удар но воротам, рывок вратаря, мяч в руках. Либо вратарь промахнулся — и тогда раздельно мяч в сетке. Эти кадры, само собой разумеется, больше продемонстрируют, чем с далека снятые удар, мяч и бросок в сетке. Тут три кадра лучше, чем один.
Итак, не забывайте, что в кино монтаж позволяет убыстрять движение действия и замедлять его. К примеру, с трамплина взвился в атмосферу лыжник. Целый его прыжок в конечном итоге продолжается мгновение, а в картине вы сможете продемонстрировать затаивших дыхание зрителей, взлетевших птиц, еще раз зрителей, самого лыжника в полете. В общем полет будет продолжаться продолжительнее, чем в жизни, а зрителю от всех этих перебивок он будет казаться значительно более стремительным, чем снятый с одной точки, тогда бы лыжник лишь мелькнул — и все. Монтаж позволяет проводить сопоставление различных действий в одном куске. Весьма интересно, к примеру, продемонстрировать, монтируя между собой кадры, отлично трудящегося ученика и трудящегося не хорошо. Кадры эти, стоящие рядом, лишь посильнее подчеркнут успехи одного и неудачи второго. Запомните, что кадры нужно снимать вдумчиво. Запрещено, к примеру, снимать так, дабы кадр лишь мелькнул на экране, либо водить аппаратом во все стороны (это именуется панорамировать) с таковой быстротой, что все сливается и дрожит.
Сейчас кое-какие школы базой собственных трудовых процессов смогут сделать кинематографию, готовя операторов, звукооператоров, лаборантов, мастеров света, грима. В школьной киносамодеятельности будут выявляться и будущие режиссёры, кинооператоры и киносценаристы.