Наибольшие русские педагоги и писатели с покон веков грезили о создании высокохудожественной, полноценной литературы, направленной конкретно детям.
Об этом довольно много писал великий русский критик В. Г. Белинский. Довольно много таланта и сил уделял детскому чтению Л. Н. Толстой, создатель изумительных по убедительности и своей простоте рассказов для мелких ребят.
Детские книги первых лет Советской власти были овеяны духом революционной романтики, героики гражданской войны. Позже в них вошел грохот громадного строительства, которым занялась страна. Великий патриотический подвиг народа, идеальный в Отечественной войне против гитлеровцев, послужил базой для многих превосходных произведений советской детской литературы. А сейчас воодушевление авторов отечественных юношеских книг и детских питается ошеломляющими победами советской науки, запуском спутников и космических ракет, спуском на воду первого атомохода «Ленин», током, идущим с величайших в мире гидроэлектростанций, покорением целинных земель.
В то время, когда речь идет о том, кого нужно считать основоположником советской литературы для детей, именуют два имени: Маяковский и Горький (см. ст. «Максим Горький» и «В. В. Маяковский»).
Великий пролетарский автор Максим Горький был одним из первых, кто взялся заложить фундамент советской детской литературы. Неприятный обратился к ребятам со особым письмом, предлагая им информировать, о чем они желали бы прочесть в новых книгах. Это обращение взволновало, вдохновило практически всех советских ребят. Дети ответили Неприятному, что им весьма интересно все. Они просили опубликовать для них книги о храбрецах Советской страны, о тех, на кого они желали бы быть похожими, они просили сказки, научно-фантастические книги, рассказы и весёлые стихи.
Обращение Неприятного к детям было подлинно новаторским способом изучения юных читателей. В ответ на их запросы по инициативе Неприятного появилось первое в мире национальное издательство детской литературы, которое сейчас именуется Детгизом.
Огромную роль в развитии новой поэзии для детей сыграл В. В. Маяковский, наибольший поэт советской эры. Его остроумные, согретые огнем громадного тёплого сердца поэтические обращения к детям, затрагивающие вопросы судьбы, воспитания, строительства, сейчас являются образцом для советских поэтов, пишущих детям. Он писал ребятам радостно, честно и просто о том, «Что такое отлично и что такое не хорошо?», о том, «Кем быть?», писал о доблести, о учении и труде.
Очень небольшие читатели до сих пор увлекаются «Золотым ключиком» Алексея Толстого, парни постарше — его «Детством Никиты», а юноши и подростки — превосходным историческим романом «Петр I».
Одним из первых советских детских писателей был Борис Степанович Житков (1882—1938). Он начал печататься в 1924 г., и уже через два-три года его знали и обожали. Первые книги Б. Житкова («Морские истории» и «Злое море») — это сборники рассказов о несложных и мужественных людях: об ученике пилота, пожертвовавшем судьбой, дабы спасти самолет («Над водой»); о капитане, спасшем пассажиров загоревшегося судна («Механик Салерно»); о молодых матросах торгового флота, каковые на протяжении стачки вывинтили компас на пароходе-штрейкбрехере («Компас»). Увлекательно умел говорить Б. Житков о технике, отыскав для этого новую форму изложения сложного материала, непринужденную и ясную («Гривенник», «Река в упряжке», «Весточка»).
Замечательный педагог и литератор, Антон Семенович Макаренко (1888—1939) сумел соединить в собственном творчестве громадной литературный талант с неисчерпаемым опытом воспитателя. В его повести «Педагогическая поэма» говорилось о трудовом воспитании личности в коллективе, о высоком требовательном доверии к растущему человеку, без которого он не созреет гармонично, не станет полноценным участником общества.
В литературе для самых младших скоро завоевали общую любовь мелких слушателей и читателей два высококлассных поэта, два прекрасных мастера огромной поэтической и неспециализированной культуры — С. Я. Маршак и К. И. Чуковский (см. ст. об этих писателях).
Широчайшей популярностью пользуется у детей младшего и школьного возраста поэзия Агнии Львовны Барто (р. 1902, сочетающая сатиру с настоящим лиризмом. Ее произведения тесно связаны с повседневной ребячьей судьбой, в них читатель находит ответы на советы старшего и свои вопросы и умного товарища о том, как поступить в различных «тяжёлых случаях» судьбы. За данный интерес к их жизни и обожают так парни книги Барто, каковые издаются у нас миллионными тиражами на десятках языков.
В области научно-художественной литературы для детей глобальную известность взял М. Ильин (Илья Яковлевич Маршак; 1895— 1953). Настоящий поэт науки, он владел необычной свойством, говоря с детьми, легко и ясно раскрывать тяжёлые законы и научные формулы. Так как недаром книга Ильина «Рассказ о великом замысле», в которой автор раскрыл существо законов социалистического планирования, заслужила высокую оценку Ромена Роллана и Луи Арагона, огромными тиражами выходила в Соединенных Штатах. В разнообразнейшую по темам научно-художественную литературу для детей большой вклад внесли такие гениальные советские ученые, как академики Владимир Афанасьевич Обручев (1863—1956) — создатель научно-фантастических Земля «Санникова» и «романов Плутония» и создатель «Занимательной минералогии», «Рассказов о самоцветах» Александр Евгеньевич Ферсман (1883-1945).
Настольными книгами каждого советского школьника стали произведения прекрасного удивительного человека и детского писателя Аркадия Гайдара (см. ст. «А. П. Гайдар»).
Искреннюю любовь ребят заслужили книги для детей Валентина Петровича Катаева (р.1897). Лучшие из них «Белеет парус одинокий» и удостоенная Сталинской премии повесть «Сын полка». На базе этих произведений созданы узнаваемые детские фильмы.
Громадной популярностью юного читателя пользуются повести и рассказы Льва Абрамовича Кассиля (р. 1905). Это в первую очередь его автобиографические повести «Кондуит» и «Швамбрания», произведения на спортивную тему «Ход и» Вратарь «республики белой королевы», повести «Великое противостояние», «Дорогие мои мальчишки», «Черемыш, брат храбреца», «Улица младшего сына». Знает и обожает отечественная его книжки и детвора «На большом растоянии в море», «Твои защитники», «Имеется на Волге утес».
В одной из последних книг — «Про судьбу совсем хорошую» — он говорит о коммунизме, а в книге «Люди отечественного века» — о строителях коммунистического общества.
Велик перечень гениальных писателей, давших собственный дар, собственные творческие силы созданию книг для подрастающего поколения. Это М. Пришвин, В. Бианки, Л. Пантелеев, К. Паустовский, В. Каверин, Р. Фраерман, Н. Носов, А. Мусатов, Л. Воронкова, М. Прилежаева, В. Осеева, И. Василенко, Е. Тараховская, В. Беляев, И. Ликстанов, Ю. Сотник, Н. Кончаловская, Е. Благинина, С. Баруздин, Ю. Яковлев, А. Мошковский и многие другие.
В каждой союзной республике, входящей в советское содружество, издаются книги для детей и выросли гениальные, деятельно трудящиеся детские поэты и писатели. Книги их обширно переводятся и на русский язык, равно как книги лучших писателей, пишущих по-русски, переводятся на языки всех народов СССР.
на данный момент советская детская литература издается на 50 языках народов СССР, а также на языках 20 народов, не имевших до революции кроме того собственной письменности. Популярны у нас в стране произведения украинских писателей Натальи Забилы и Платона Воронько, Оксаны Иваненко, белоруса Янки Мавра, иудейского поэта Льва Квитко, армян Гургена Боряна и Вахтанга Ананяна, литовца Миколаса Слуцкиса, латышей Андрея Упита и Юлия Ванага, эстонца Ральфа Перве, киргиза Шукурбека Бейшеналиева, башкира Анвера Бикчеетаева, мордовца Якова Пинясова, бурята Хоцы Намсараева, Берды Кербабаева из Дмитрия и жаркой Туркмении Сивцева-Омоллона из холодной Якутии, молдаванина Емилиана Букова и многих прозаиков и других поэтов национальных республик.
Возможно привести много убедительных примеров, свидетельствующих о той огромной роли, которую купила в жизни отечественного народа юношеская книга и детская.
Вот, к примеру, весьма интересно проследить, как из книги в судьбу струится влияние большого поэтического образа и как опять в литературу жизнь возвращает это отражение… Огромной популярностью пользуется у нас в стране роман «Овод» британской писательницы Этель Войнич, которая была когда-то связана с русскими революционерами-подпольщиками. И ее храбрец итальянский революционер Овод стал примером судьбы для рабочего юноши комсомольца Николая Островского. Подобно Оводу, Николай Островский обучился преодолевать физические страдания во имя высоких совершенств революционной борьбы. Не легко контуженный на протяжении гражданской войны, Николай Островский был обречен потом на полную неподвижность и чудовищные муки. Но нет ничего, что могло сломить его волю. Слепой, с наполовину омертвевшим телом, прикованный к кровати, он написал о собственных сверстниках и о себе книгу «Как закалялась сталь», которой зачитывается сейчас не только молодежь СССР, но и ее сверстники во многих государствах. Данной книгой зачитывался в мелком шахтерском городе Краснодоне школьник Олег Кошевой. Храбрец книги Островского — Павка Корчагин стал его жизненным идеалом. И в то время, когда нацисты проникли на отечественную почву, Олег Кошевой совместно со собственными приятелями создал подпольную организацию
«Молодая гвардия», оказавшую смелое сопротивление оккупантам. Олег Кошевой и его братья по оружию погибли в неравной борьбе. Превосходный коммунистический автор А. А. Фадеев написал об этом мгновенно завоевавший любовь читателя роман «Молодая гвардия». А сейчас комсомольцы, покоряющие почвы целины в Казахстане либо отправляющиеся трудиться на новостройках в сибирскую тайгу, просматривая об Олеге Кошевом, организуют бригады его имени. Литературные портреты молодых храбрецов коммунистических целины и строек, пока еще бегло очерченные, уже опять появляются на страницах книг.
Отечественные юные читатели чувствуют неразрывную сообщение книг с судьбой, они верят литературе, отражающей самые лучшие, святые рвения, преисполняющие сердца отечественных мальчишек и девчонок, отечественных подростков, юношей и девушек.
Необычные последствия имел выход в свет повести любимого детского писателя Аркадия Гайдара «его команда и Тимур». Храбрец данной повести мальчик, живущий в дачной местности недалеко от Москвы, организовал тайную заботу, тайную помощь семьям, из которых приятели, отцы либо старшие сыновья ушли в армию… Миллионы советских ребят стали действовать по примеру придуманного Гайдаром Тимура. Они оказывали помощь семьям фронтовиков, в то время, когда началась война. Слово «тимуровец» вошло в разговорный язык. Появилось могучее тимуровское перемещение по всей стране. И все это породила маленькая книжка хорошего и гениального детского писателя.
Так же как и советская литература для взрослых, детская литература в первую очередь отвечает высоким правилам подлинного гуманизма и партийности. Она призвана растить хороших людей, помогать стране вывести на громадные дороги судьбы новое поколение строителей коммунизма, отлично оснащенное знаниями, громадными людскими эмоциями, самыми добропорядочными душевными качествами: любовью к Отчизне, любовью к людям, уважением к старшим, к коллективу. Мы желаем, дабы отечественные дети — отечественное будущее — умели по-настоящему дружить, были бы честными, храбрыми людьми, талантливыми на подвиг во имя человечества, во имя народа. Желаем, дабы слова «мы», «отечественное», «нам» означали для них больше, чем «я», «мое», «мне». Таковы задачи, поставленные партией, советским народом перед советской детской литературой. А такие задачи может выполнить лишь высокоидейная и высокохудожественная литература.
* * *
Эта статья написана выдающимся детским писателем Сергеем Владимировичем Михалковым (р. 1912).
«Все мелкие дети знают стихи: «Дядя Степа», «А что у вас», «Про радостного туриста», «Про мимозу», «Мы с другом». Эти и многие другие детские стихи написал юный поэт
Сергей Михалков», — такими словами автор Александр Фадеев начал в один раз в газете «Правда» собственную рецензию на стихи поэта. Много лет прошло с того времени, практически четверть века, но стихи, каковые когда-то назвал Фадеев, остаются и по сей день любимыми стихами юных читателей. Действительно, перечень данный сейчас возможно очень сильно увеличить. К нему прибавилось довольно много новых радостных стихов, песен, басен, фельетонов, пьес для взрослых и детей. В театре вы имеете возможность заметить пьесы Михалкова «Зайка-Зазнайка» и «Сомбреро», в кино — «Новые приключения Кота в сапогах» — радостный фильм, поставленный по его сценарию, а просматривая британскую сказку про злого волка и трех поросят, не удивляйтесь, встретив на первой странице имя Михалкова, — он еще и переводчик и знакомит советских ребят со многими хорошими зарубежными книжками для детей.