В течение всего XIX в. сельское хозяйство оставалось ведущей отраслью хозяйства России: в начале века в нем была занята подавляющая часть обитателей страны — 94% и в конце века — 87%. Уровень развития сельского хозяйства определял, так, благосостояние практически всех россиян.
Категории крестьян
Наиболее значимыми категориями крестьянства в первой половине XIX в. были крестьяне помещичьи, национальные и удельные.
Удельные крестьяне принадлежали участникам царской семьи. Их численность составляла около 2 млн. человек. Подавляющее их большую часть пребывало на оброке, что в 1830 г. был заменен поземельным сбором. Помимо этого, они платили подушную подать.
Национальные крестьяне, составлявшие около 9 млн. душ мужского пола, были феодально-зависимыми от страны. Большая часть национальных крестьян было на оброке, они кроме этого платили подушную подать. Для улучшения положения национальных крестьян в 1837 —1841 гг. под управлением министра национальных имуществ графа П.Д. Киселева была совершена реформа управления национальными крестьянами. Были пара расширены крестьянские наделы, так что в среднем на одну мужскую душу было нужно около 5 га, крестьянам были разрешены аренда национальных земель, кредиты в банке. Были созданы условия переселения для желающих осваивать новые почвы — в первую очередь южные и восточные окраины империи, созданы совокупность крестьянского самоуправления, сеть медицинских пунктов и школ. Крестьян стали учить лучшим приемам ведения сельского хозяйства, информировали о новых улучшенных растениях и породах скота.
Национальные крестьяне более деятельно, чем раньше, стали покупать почву (не смотря на то, что они имели это право наровне с мещанами и купцами с 1801 г.), и незадолго до 1861 г. в РФ было 300 тыс. крестьян—частных земельных собственников. В целом положение национальных крестьян было более благополучно, чем помещичьих.
Помещичьи крестьяне составляли самая многочисленную часть крестьянства — приблизительно 11 млн. душ мужского пола, число их в течении первой половины XIX в. фактически не изменялось. Главными элементами крепортного хозяйства оставались хозяйство барское и крестьянское. Соотношение барской и крестьянской земель в различных областях страны было различным, но в среднем колебалось от 1:1 до 3:1 соответственно.
Крестьянские повинности
Ведущей организационной единицей крестьянского хозяйства выступала крестьянская семья — тягло, на которое возлагались разные повинности. В тягло записывали мужчин в возрасте от 17 до 55 женщин и лет — от замужества до 50 лет. И крестьяне, и помещики были заинтересованы в том, дабы тягла были приблизительно однообразными по собственной производительной силе: так несложнее было распределить повинности. Исполнение повинностей зависело от обеспеченности крестьянского хозяйства скотом, инвентарем, рабочей силой и почвой. Крестьянская почва находилась в общем пользовании крестьянской общины и распределялась между хозяйствами на уравнительных условиях по количеству в хозяйстве тяглых душ.
Наиболее значимыми видами крестьянских повинностей были барщина, преобладавшая в черноземных губерниях, и оброк, более распространенный в нечерноземном центре. Барщинное и оброчное хозяйства имели собственную специфику.
Экономический суть барщинного хозяйства заключался в первую очередь в том, что крестьяне гарантированно снабжали барское хозяйство бесплатными рабочими руками. Крестьяне были заняты на барщине в среднем четыре—пять дней в неделю (по стране в среднем от трех до семи дней). Эволюция барщинной совокупности хозяйства шла по пути расширения барской и сокращения размеров фактически крестьянской запашки. Размеры земельных участков крестьян составляли 3 га на крестьянскую душу, в оброчных имениях — 5 га. В первой половине XIX в. в барщинных хозяйствах начала распространяться месячина — полная ликвидация крестьянской запашки и перевод крестьян на натуральную месячную плату. Степень хозяйственной самостоятельности крестьян на барщине была существенно ниже, чем крестьян на оброке.
В случае, если в барщинном хозяйстве главной доход извлекался помещиком из обработки почвы и фактически сельскохозяйственного производства, то экономический суть оброчной совокупности был вторым: доход извлекался из всей суммы хозяйственной деятельности крестьян, наиболее значимыми из которых были отхожие промыслы (т.е. работа на мануфактурах, ремесленных артелях, фабриках), торговля и пр. Оброчные крестьяне, заплатив оброк (в различных губерниях сумма его колебалась в середине века от нескольких десятков до многих сотен рублей в год), имели возможность по собственному усмотрению распоряжаться остававшейся у них суммой. Они были более независимы в собственной хозяйственной деятельности, чем барщинные крестьяне; в среде оброчного крестьянства стремительнее шли процессы имущественного расслоения, отдельные крестьяне появились в состоянии скопить большие капиталы, и конкретно оброчные крестьяне имели больше шансов выкупиться на свободу. Случалось, что оброчные крестьяне были намного богаче собственных помещиков.
Но в целом и оброчное, и барщинное хозяйство не имели вправду больших внутренних возможностей к росту. Все попытки их усовершенствования упирались в низкую производительность крепостного труда, низкий уровень квалификации крепостных, в невозможность их предстоящего действенного применения; подавляющая масса крепостных была совсем не заинтересована в итогах собственного труда. Отсутствие хорошей динамики в развитии земледелия наглядно иллюстрирует урожайность: в начале XIX в. средняя урожайность зерновых составляла сам-3,5, а в середине века — сам-3,6.
Главным тормозом развития аграрного сектора, так, была сама крепостная совокупность.
В первой половине XIX в. начал подниматься вопрос об отмене крепостного права. Пришло познание того, что крепостное право — это зло, и что отказ от него неизбежен.
Такая позиция была характерна для самые образованных людей страны. Подавляющее же большая часть рядовых помещиков, опасаясь изменений к нехорошему и не хотя утратить бесплатную рабочую силу, выступало быстро против отмены крепостного права.
Однако, в течении всей первой половины XIX в. власть иногда издавала указы, направленные на смягчение крепостного состояния крестьян и ограничение дворянской монополии на землю. Первыми самые важными были указы от 1801 г., разрешающие торговцам, государственным крестьянам и мещанам брать в собственность незаселенные почвы; аристократам же не разрещалось реализовывать крепостных без почвы. В 1803 г. был принят узнаваемый указ о свободных хлебопашцах, предоставит шанс помещикам освобождать собственных крепостных за выкуп на обоюдовыгодных условиях — собственного рода первая попытка мягкого освобождения крепостных крестьян. Она не увенчалась громадным успехом — за первую половину века свободу взяли только 1,5% от общего числа крепостных. Во время с 1807 по 1819 гг. крепостное право было отменено в следующих районах России: Варшавском герцогстве, Эстляндской, Лифляндской, Кур-ляндской губерниях, где местное дворянство меньше противилось освобождению собственных крестьян. В 1833 г. помещикам запретили реализовывать крестьян с публичного торга, в 1841 г. — реализовывать крестьян в розницу, в 1843 г. безземельным аристократам запретили брать крестьян. В 1844 г. помещики взяли право отпускать дворовых на волю без почвы, в 1847 г. крепостным дали возможность выкупа на свободу с почвой при продаже имения за долги помещика.
Реформа 1861 г. об отмене крепостного права
Наконец, в 1861 г. была совершена реформа — отмена крепостного права. Наиболее значимым положением реформы было упразднение личной зависимости крестьян. Бывшие крепостные сейчас записывались в разряд свободных сельских обывателей, имели возможность обладать и распоряжаться имуществом, среди них и почвой, приобретали свободу хозяйственной деятельности и передвижения. Наделение крестьян личной свободой было наиболее значимым достижением реформы.
Только ответственным был вопрос о крестьянских наделах. Предполагалось, что в течение двух ближайших по окончании реформы лет должны быть выяснены размеры наделов, каковые крестьянам предстояло выкупить. Для выяснения этого все губернии Европейской России были разделены на группы по уровню плодородия почвы. В итоге в губерниях с неплодородными почвами наделы крестьян остались такими же, как до реформы, либо стали кроме того больше — почву им «прирезали». В черноземных губерниях с плодородными землями у крестьян «отрезали» часть почвы. В среднем по Европейской России в пореформенный период на одну крестьянскую душу приходилось около 3 га.
Собственный участок земли крестьяне должны были выкупить у помещика. Величина выкупа равнялась финансовой сумме, приносящей доход в размере прошлой суммы оброка, как если бы эта сумма была бы положена в банк под 6% годовых (простая для того времени ставка процента).
Только немногие из крестьян имели возможность выкупить собственный надел сходу, большая часть же не имели достаточных капиталов. В этом случае крестьяне должны были выплатить помещику сходу лишь 20%, а потом посредником между помещиком и крестьянами становилось правительство, которое выплачивало помещику остальные 80% от выкупной суммы. Крестьяне же должны были выплачивать собственный долг правительству в течение 49 лет.
До тех пор до тех пор пока они не выкупали собственный надел, они считались временнообязанными и делали определенные повинности на помещика: с барщинных крестьян требовалось отработать с надела в год 40 дней мужских и 30 женских, с оброчных — выплачивать с надела от 8 до 12 руб. серебром в год.
Характерно, что многие крестьяне не торопились с выкупом собственных наделов и не стремились к переменам. Такое положение в стране не устраивало правительство и в 1881 г. было заявлено, что с 1883 г. выкуп делается необходимым, а временнообязанное состояние заканчивается. В действительности наделы были выкуплены к 1895 г., а взимание с крестьян выкупных платежей в пользу правительства было прекращено уже в начале XX в., в 1905 г.
Реформа 1861 г. сыграла ключевую роль в начальном накоплении капитала: в следствии ее в РФ был создан рынок наемного труда (4 млн. крестьян освободились без почвы), и выкупной операцией мобилизован капитал (крестьяне заплатили за почву к 1906 г. втрое больше, чем почва стоила до реформы). Так, реформа создала два нужных условия для развития капиталистического производства.
Пореформенный период
В пореформенный период в стране в целом ускорилось развитие сельского хозяйства. В громаднейшей степени это касалось частных, либо, как их еще именовали, владельческих земель. Частными обладателями выступали представители всех слоев русского общества, почву имели возможность покупать и чужестранцы. Средний размер частного землевладения в РФ в конце XIX в. составлял 115 га на одно хозяйство (для сравнения: в Англии — 23 га, во Франции — 8 га, в Соединенных Штатах — 55 га).
В движении земельной собственности отмечалась главная тенденция: самый деятельно брали почву крестьяне, а реализовывали — аристократы, за вторую половину XIX в. размер дворянского землевладения уменьшился практически вдвое. Это говорило о перестройке сельского хозяйства страны на капиталистический лад.
Для сельскохозяйственного производства, организованного на частных почвах, было характерно рвение применять наемную силу, использовать усовершенствованные машины и орудия, удобрения, среди них и неестественные, создавать продукцию на рынок. Так, в массе собственной это были хозяйства, развивающиеся по фермерскому пути.
Но частные почвы составляли лишь четверть всех земель, участвующих в сельскохозяйственном производстве. Две четверти составляли общинные почвы, находящиеся в собствености не конкретному крестьянину, а крестьянской общине в целом: община выступала как коллективный хозяин почвы.
Роль общины в жизни крестьян укрепилась по окончании отмены крепостного права. Без разрешения общины крестьянин не имел возможности взять паспорт и уйти из деревни, не имел возможности взять собственный надел в собственность и вольно им распоряжаться. Община распределяла и перераспределяла почву между крестьянами, и базой ее политики было желание уравнительности, равных условий для всех: каждому должна была достаться часть хорошей, средней и неплодородной почвы. Эго приводило к чересполосице — крестьянская семья имела возможность обладать десятками маленьких кусочков в различных местах. Неизбежным итогом чересполосицы был принудительный севооборот: община диктовала крестьянину, какую культуру ему сеять на каком поле, определяла уборки урожая и сроки посева.
Результатом таковой организации земледелия на общинных почвах были незаинтересованность крестьян в труде, низкий уровень качества обработки земли, товарность и низкая урожайность. Давая шанс не сильный хозяйствам выжить — освобождая их на время от налогов, помогая в обработке полей, община сдерживала развитие возможно сильных хозяйств. Тормозящая роль общины стала такой очевидной в середине 90-х годов XIX в., что правительство приступило к работе по подготовке новой аграрной реформы, реализация которой в судьбу случилась уже в XX в.
Промышленное развитие
В первую четверть XIX в. темпы промышленного развития были низкими, и правительство России не проявляло громадного внимания к этим вопросам.
Особенности развития в дореформенный период
Преобладала небольшая индустрия, представленная ремеслом и домашней промышленностью. Домашняя индустрия, т.е. обработка сырья, произведенного в собственном хозяйстве, была более характерна для крестьянского хозяйства: льнопрядение, обработка шерсти, валяние сукна оставались обычными занятиями и женщин и мужчин в русских сёлах. Собственный главное значение домашняя индустрия сохраняла впредь до середины XIX в. кроме того в самые развитых экономически районах страны — центральных. Ремесло было более свойственно городам.
В первой половине XIX в. помещики обширно практиковали отдачу в обучение муниципальным ремесленникам собственных крепостных, обыкновенно детей дворовых. Громаднейшим успехом пользовались ремесла башмачное, портное, кулинарное, фельдшерское, кучерское, медное, клавикордное. Обученные ремеслу крепостные приносили позже собственному помещику большой доход.
Уже в начале XIX в. существовала специализация центров небольшой индустрии: шелковое производство в Москве и в деревнях на восток от Москвы, обувщики — в Твери, кожевники — в Вологде.
Для небольшой индустрии был свойствен экстенсивный темперамент труда. Таким был популярный на Севере ложечный промысел, совсем гибельный для лесов: один ложкарь в отыскивании нужного ему «узорчатого» сырья надрубал за сутки свыше сотни деревьев, и в случае, если обнаружил необходимое, — брал только маленький брусок у корня.
В пореформенный период эти главные характеристики в развитии небольшой индустрии будут сберигаться, но в небольшой индустрии понемногу начнут развиваться капиталистические отношения.
Большая индустрия начала века представлена мануфактурами, которых было около 2 тыс. Мануфактура трудилась в первую очередь на казну и высшие классы, удовлетворяла спрос страны на железо, цветные металлы, пушки, ружья, боеприпасы, сукно, холст, парусное полотно, бумагу, верёвки и канаты. Большую часть продукции мануфактур потреблял город: шерсть, шелк, стекло, фаянс, фарфор, бумагу, сахар, соль, водку. Скромная часть мануфактурной продукции шла в деревню — соль, водка, ленты и платки, кое-какие виды железных изделий и металл в виде полуфабриката — для деревенских кузнецов.
В первой половине XIX в. было два ведущих центра большой индустрии. Один из них — Урал, центр металлургии, дававший 4/5 всей металлопродукции, —делается и центром добывающей индустрии. Тут с 20—30-х годов начата активная разработка месторождений драгоценных камней, устраиваются золотые, серебрянные и платиновые рудники. Динамика золотодобычи впечатляет: в 1829 г. добыли 1 пуд золота, в 1850 г. — 1000 пудов.
Вторым центром русском индустрии был Столичный регион, где была сконцентрирована обрабатывающая и текстильная индустрия.
Роль Петербурга как промышленного центра в начале века была мала, но она скоро возрастала. Конкретно под Санкт-Петербургом, на Александровской казенной текстильной мануфактуре в начале века были применены привезенные из Англии текстильные станки, положившие начало промышленному перевороту в РФ. Массовое же внедрение автомобилей в производство и фактически начало промышленного переворота относятся к 30—40-м годам. Автомобили привозили из Англии, Германии, Бельгии. Тогда же, в начале века, приступили к налаживанию производства собственных автомобилей, действительно, в небольших масштабах, потому, что импортные автомобили пользовались несоизмеримо громадным спросом, чем отечественные: были дешевле и выше качеством. Однако понемногу Петербург делается центром русского машиностроения.
Не обращая внимания на начавшийся промышленный переворот, в середине XIX в. в стране так же, как и прежде преобладал ручной, а не машинный труд. Самый удачно развивались отрасли легкой промышленности — текстильная и пищевая. Все более отставала от мирового уровня тёмная металлургия. Развитие большинства индустрии сдерживалось существованием совокупности крепостного права и принудительным характером труда в народном хозяйстве.
Особенности развития в пореформенный период
Уже в первое десятилетие по окончании реформы заметно ускорились темпы развития индустрии, но уровень ее если сравнивать с западными государствами оставался низким. Для стремительного роста не хватало многого: больших капиталовложений, технической базы, достаточных кредитных ресурсов, хорошей системы и сети дорог связи, квалифицированных кадров. Развитие страны во второй половине века объективно содействовало устранению этих препятствий.
ЖД строительство, в особенности усилившееся с 70-х гг. XIX в., стимулировало стремительный рост всех отраслей большой индустрии, например, машиностроения и чёрной металлургии. В индустрию деятельно вкладывались зарубежные капиталы. В конце века по количеству инвестиций на первом месте была Франция, потом следовали Англия, Бельгия и Германия. Зарубежный капитал во многом выяснил развитие машиностроения, металлургической и электротехнической индустрии.
Скоро развивалась легкая промышленность, в которой было занято более половины всех рабочих. Тормозом на пути развития легкой и пищевой индустрии, как и раньше, был недостаточный спрос населения — низкий в условиях во многом еще натурального хозяйства. Ускорились темпы развития тёмной металлургии: в конце XIX в. Российская Федерация по выплавке чугуна занимала четвертое место в мире по окончании США, Германии и Англии.
Темпы промышленного развития страны в пореформенный период были очень неравномерны: подъемы сменялись замедленным кризисами и развитием. Так, финиш 70-х годов был неудачным, но с конца 80-х начался промышленный подъем, длившийся до конца 90-х. За десятилетие — с 1887 по 1897 гг. число предприятий увеличилось более чем на 25%, а количество рабочих — на 60%. В 1899 г. в стране начался финансовый кризис, что более всего проявился в тяжелой индустрии: быстро сократилось производство рельсов, паровозов, вагонов, остановилась практически добрая половина всех домен и нефтяных скважин.
Неравномерным было и территориальное распределение индустрии: наиболее значимыми районами с стремительным поступательным развитием были Петербург (центр машиностроения) и Столичный район (центр текстильной индустрии). Урал так же, как и прежде оставался большим центром, но во второй половине века он переживал серьёзные трудности, вызванные отсталой необеспеченностью и технической базой рабочей силой. Были районы, фактически неразвитые в промышленном отношении и выступавшие в роли поставщиков сырья, — в первую очередь восточные и юго-восточные территории. направляться кроме этого иметь в виду, что приблизительно пятая часть всей промышленной продукции производилась в западной части империи — Польше, Финляндии и Прибалтике.
Итак, в конце XIX в. Российская Федерация имела высокие темпы промышленного развития, но по уровню его развития существенно отставала от передовых государств, каковые по производству продукции на душу превосходили Россию более чем вдесятеро. Машиностроение в РФ было слабо развито и промышленный переворот был далек от завершения.
Торговля
Внутренняя торговля. Формы ее организации
Внутренняя торговля в первой половине XIX в. развивалась медлительно. Складывание рынка тормозилось низкой товарностью крестьянского хозяйства (кроме того в середине XIX в. часть крестьянского хлеба, поступающего на рынок, не превышала 10%); медленным формированием торгового класса (в середине века торговцы составляли только около 1% населения, в конце века — 3,8%); национальной психологией (расчетливость, умение и бережливость сделать прибыль на торговых операциях не считались громадной добродетелью). Нужно кроме этого учесть и огромные просторы империи, нехорошее состояние дорог, а довольно часто и полное их отсутствие. Однако рост внутреннего рынка, не смотря на то, что и медленный и в основном экстенсивный, имел место, и уже в середине XIX в. внутренняя торговля делается более ответственной для России, чем торговля внешняя: обороты внутренней торговли превышали обороты внешней торговли более чем втрое.
В первой половине века внутренняя торговля осуществлялась в основном в виде ярмарок, каковые имелись в каждом сколь-нибудь большом экономическом районе страны. Большая часть ярмарок (около 4 тысяч) были небольшими; обороты 60 больших ярмарок превышали миллионы рублей. Самой большой была Нижегородская ярмарка, обороты которой были более 100 млн. руб. в год. У ярмарочной торговли, характерной для феодального метода производства, имелись значительные недочёты: нередкая порча товаров из-за неосуществимости обеспечить верное хранение, утраты времени покупателя и продавца, резкие колебания цен на одинаковые товары на различных ярмарках.
В течение XIX в. шло развитие второй, более прогрессивной формы торговли — магазинной. Значение ярмарочной торговли понижалось, шел перенос ярмарок на окраинные районы страны. Но полное число ярмарок неуклонно росло и в середине столетия составило 6 тыс., а в конце — 18 тыс.
Достаточно интенсивно — по русским меркам — развивались и биржи, число которых к началу XX в. достигло 90. Управление биржами было сосредоточено в промышленности и Министерстве торговли, за исключением фондового отдела Санкт-Петербургской биржи — он пребывал в ведении Минфина.
Это говорило о том, что состояние внутреннего рынка изменялось, не смотря на то, что и медлительно. В середине века в количественном отношении в стране господствовали натуральные отношения. Торговые связи между отдельными частями страны так же, как и прежде не были достаточно крепкими, что проявлялось в первую очередь в больших колебаниях хлебных стоимостей в разных регионах империи: отличие в стоимостях на хлеб в местах его потребления и производства была огромна и имела возможность составлять 10 и более раз. В первой половине столетия на рынок ориентировались в основном помещики, в пореформенный период — фермеры.
Внешняя торговля. Торговая политика
В области внешней торговли политика в XIX в. характеризовалась попеременной сменой фритредерства и протекционизма. Смена курса происходила раз в пять— десять лет. В целом в середине века исходили в основном из правил фритредерства, а в конце и начале века — протекционизма. Преобладание политики протекционизма разъяснялось не столько жаждой обезопасисть, оказать покровительство отечественному производителю, сколько мыслями фискального характера: устанавливая высокие ввозные тарифы, правительство хотело расширить доходность казны.
Соответственно официальному курсу изменялись, так, ввозные пошлины — от 15 до 200% и более.
Ведущим партнером по масштабам торговли с Россией традиционно была Англия. В первой половине XIX в. в структуре импорта и российского экспорта на ее долю приходилось 37 и 30% соответственно. Торговые отношения России с Англией не прерывались кроме того на время Крымской войны (1853 — 1856). Заявив русским товарам строгую блокаду, Англия, нуждаясь в них, однако их ввозила на германских судах. На втором месте по количеству торговли с Россией стояла Германия, на третьем — Франция, четвертое место занимал Китай.
Строение муниципальный биржи в Нижнем Новгороде
Импорт России выглядел следующим образом. В первой половине XIX в. страна деятельно ввозила красители, сахар, вино. Серьёзной статьей ввоза были хлопок-сырец и чай (из Китая). Из Китая же везли жемчуг, хлопчатобумажные ткани и шёлк; с середины века, но, ткани ввозить прекратили. В целом с Востока в Россию шли сырье и разнообразные предметы потребления, среди них и предметы роскоши. С Запада кроме этого везли предметы потребления и, помимо этого, автомобили и оборудование — в течении всего XIX в, эта статья ввоза все время возрастала.
Российский экспорт был ориентирован практически только на западные государства и составлял 90% неспециализированной суммы экспорта. Часть русского экспорта на Восток была существенно скромнее — около 10%; везли сырье и промышленные изделия, цена которых давала 60 % неспециализированной цене экспорта..
На Запад шли корабельный лес, верёвки, парусные полотна, лен, сало, кожи, пенька, щетина, меха, продукция животноводства, хлеб. Количества хлебного экспорта возрастали с каждым десятилетием: в случае, если в начале века хлеб составлял 5% от цены всего экспорта, то в середине века — уже 35%, а в конце века — 80%. В начале века Российская Федерация вывозила 1% от собранного урожая, в середине века — 5%, в конце — 20%.
Соперниками России на мировом хлебном рынке в конце XIX в. были США, Канада и Австралия, но сколь-нибудь без шуток потеснить Россию они не смогли. Значительно более очень плохо складывались отношения России с Германией. С 80-х годов XIX в. немцы стали защищать себя от русского хлеба, повышая ввозные пошлины: с 1880 по 1890 гг. они увеличились в пять раз. В ответ на это Российская Федерация ввела практически запретительные пошлины на ввозимые из Германии промышленные товары. В первой половине 90-х годов таможенная война между этими государствами делается особенно напряженной.
В целом в структуре русского экспорта часть сельскохозяйственной продукции и промышленного сырья составляла 95% цене всего русского экспорта, а готовые изделия — около 5%. Степень участия России во всемирной торговле в течении всего XIX в. оставалась фактически неизменной: страна снабжала 4% мирового товарооборота.
Транспорт
Ведущие вилы транспорта
Исторически первым видом транспорта, имеющим экономическое значение, был водный. К началу XIX в. в стране имелось десять каналов, что было очевидно слишком мало для стремительного развития народного хозяйства. Начало пароходного сообщения в РФ относится к дореформенному периоду: первый пароход был выстроен в 1813 г., в 1843 г. была разрешена свобода пароходства по всем рекам, в середине века с стране имелось уже более 300 пароходов, а в 1895 в — 2539 пароходов.
Наиболее значимым видом транспорта был гужевой, что,впрочем , был мало эргономичен, поскольку время перевозок товаров по грунтовым дорогам ограничивалось практически только зимний период и летом; весна же и осень из-за распутицы на дорогах полностью исключались. дороги строились в РФ очень медлительно: в середине XIX в. их протяженность чуть превышала 8 тыс. км, и были сосредоточены, в большинстве случаев, около трех городов — Петербурга, Варшавы и Москвы.
ЖД строительство
ЖД строительство началось в РФ в 30-е гг. В 1838 г. была выстроена первая в стране железная дорога, соединившая Петербург и Царское Село и не имевшая громадного экономического значения. В 1851 г. была проведена дорога Москва — Санкт-Петербург. В середине века протяженность ЖД линий составила около 1500 км (для сравнения: в Англии на порядок больше, а территория Англии была меньше территории России практически в 100 раз).
В 1857 г. было создано Основное АО для постройки железных дорог и намечены правила ЖД политики. Ответственной стратегической задачей становилось строительство тех дорог, каковые должны были соединить хлебородные губернии с внутренними рынками. На следующем этапе следовало соединить дорогами создающие районы с портами, дабы увеличить возможности сбыта сельскохозяйственной продукции за рубежом. В 70-е годы была открыта сеть линий, соединившая чернозёмный центр и Москву. В 90-е годы особенный размах купило ЖД строительство на окраинах империи — в Сибири, Средней Азии, на Дальнем Востоке. Самые высокие темпы строительства ЖД полотна были отмечены в 1895—1900 гг., сейчас Российская Федерация по этому показателю превосходила фактически все другие страны мира. Но по густоте сети она так же, как и прежде существенно отставала от передовых государств: в РФ на 1 тыс. км2 приходилось 1,5 км ЖД линий, в Англии — 106 км.