В экономической деятельности организаций культуры возможно выделить три главных компонента:
— процесс преобразования измеримых, ограниченных ресурсов в
измеримые результаты;
— действия по сопоставлению осуществляемых затрат и полу
чаемых результатов;
— отношения по присвоению указанных результатов и ресурсов.
Все это делает правомерным вопрос о ярком измере
нии и возмещении, окупаемости затрат организаций культуры.
С позиций возмещения затрат возможно выделить два типа хозяйственного механизма организаций культуры: коммерческий и некоммерческий.
На практике отмечается сотрудничество коммерческих и некоммерческих форм хозяйствования. Коммерческие структуры культуры реализовывают некоммерческие виды деятельности. Некоммерческим организациям дано вести предпринимательскую деятельность (ст.50 ГК Российской Федерации).
7.4. Способы управления экономической деятельностью организаций культуры.
Способы — это методы, инструменты, благодаря которым осуществляется управленческое действие.
Существует 3 вида способов управления экономической деятельностью:
— административные;
— экономические;
— социально-психотерапевтические.
7.4.1. Административные способы
Административные способы заключаются в прямом регулировании работы организаций со стороны вышестоящих органов при помощи
принуждения (команды, приказа и т.п.) Игрались господствующую роль с конца 20-х до конца 80-х годов XX века.
Экономические способы
Экономические способы основаны на применении материальных стимулов для действия на объект управления, другими словами побуждают к деятельности за счет мобилизации экономических заинтересованностей. Взяли широкое развитие с конца 80-х годов XX века.
7.4.3. Социально-психотерапевтические способы
Социально-психотерапевтические способы воздействуют на экономиче
скую деятельность людей методом апелляции к убеждениям, этическим
нормам поведения, морального поощрения и т.п. Эти способы играются
запасного роль. Но в культуре их значение больше, чем в
вторых отраслях.
Курс на переход от в основном административных к в основном экономическим способам. Это указывает учет экономических отдельного (коллектива работника и интересов организации), ориентацию на партнерские, договорные отношения. Крайне важно кроме этого опираться на социально-психотерапевтические способы управления, базирующиеся на неэкономических заинтересованностях.
7.5. Главные системы хозяйственного механизма организаций культуры.
Главными системами хозяйственного механизма организаций культуры являются:
— планирование;
— финансирование;
— ценообразование;
— стимулирование;
Любая из перечисленных систем может иметь множество вариаций, каковые в сочетании дают разные совокупности хозяйствования.
Планирование.
Замыслы смогут:
— разрабатываться и утверждаться вышестоящим органом;
— разрабатываться самостоятельно и утверждаться (согласовы
ваться) вышестоящим органом;
— разрабатываться и утверждаться самостоятельно.
Финансирование.
По типу финансирования выделяют:
— бюджетное финансирование (затраты покрываются за счет
средств соответствующего бюджета);
— самофинансирование (затраты покрываются за счет собствен
ных источников);
— смешанное финансирование (затраты покрываются за счет
средств соответствующего бюджета и за счет собственных источников).
7.5.3. Ценообразование.
Стоимости смогут быть:
— регулируемыми страной;
— вольно устанавливаемыми;
— договорными.
7.5.4. Стимулирование.
Стимулирование не редкость:
— материальное и моральное;
— личное и коллективное;
— экономическое и административное.
7.6. Этапы развития совокупности хозяйствования организаций культуры.
Изменение хозяйственного механизма организаций культуры тесно связано с трансформацией неспециализированного и особого законодательства.
Наиболее значимая черта хозяйственного механизма — степень самостоятельности организаций культуры, проявляющаяся через их права и обязанности.
В базу выделения этапов трансформации хозяйственного механизма положено соотношение в различное время прав и обязанностей организаций культуры ивышестоящих органов управления.
Годы армейского коммунизма {1917-1921гг.) — искусства огосударствления и попытка культуры. Начинается формирование совокупности прямого национального управления, централизованного управления организациями культуры.
Годы НЭПа (1922-1927гг.) — разгосударствление, децентрализация совокупности управления. Восстановление частного сектора в культуре. Перевод национальных организаций культуры на самоокупаемость. Усиление политико-идеологического контроля за творческой деятельностью.
Финиш 20-х — середина 60-х годов XX века — утверждение и восстановление совокупности централизованного управления. Идеологический диктат. Металлическая регламентация творческо-производственной и денежно-хозяйственной сторон деятельности организаций культуры партийно-национальным аппаратом.
Середина 60-х — финиш 80-х годов XX века — попытка усиления роли экономических инструментов управления. Утверждается Положение о социалистическом национальном театрально-зрелищном предприятии (1968 г.), о парке отдыха и культуры (1972 г.). Увеличиваются права начальников. Организациям культуры предоставляется некая экономическая свобода. Наряду с этим они приравниваются к фирмам. Во главу угла ставится рост количественных показателей деятельности.
Финиш 80-х — 90-е годов XX века — попытка перехода к экономическим способам управления.
С 1989 г. переход организаций культуры на новые условия хозяйствования18. Предстоящее расширение их творческой и хозяйственной самостоятельности. развитие и Появление свободных частных организаций культуры.
Финиш 90-х годов XX века — начало XXI века — сужение хозяйственной самостоятельности национальных и муниципальных учреждений культуры в свете принятия ГК Российской Федерации (I ч. — 1994 г., II ч. — 1996 г.), Налогового Кодекса РФ (I ч. — 1998 г., II ч. — 2000 г.), введения в воздействие Бюджетного Кодекса (с 1 января 2000 г.). Национальные и муниципальные учреждения культуры как проводники культурной политики соответствующих органов власти и местного самоуправления. Бюджетное финансирование, налоговые и иные экономические льготы в обмен на хозяйственную несвободу.
Реструктуризация бюджетного сектора в РФ.
Главные направления реформирования в данной сфере:
— оптимизация действующей сети получателей бюджетных
средств;
— уточнение правового статуса и реструкуризация бюджетных уч
реждений;
— переход к новым формам денежного обеспечения предос
тавления национальных (муниципальных) одолжений;
— внедрение способов формирования бюджета, ориентированного
на результаты.
Отсутствие адекватных форм национальной помощи свободных некоммерческих организаций культуры. Вероятные формы аналогичной помощи:
— целевое бюджетное финансирование проектов;
— выделение помещений, а также на безвозмездной базе;
— расширение налоговых льгот;
— предоставление льготных кредитов;
— оказание помощи в подготовке кадров;
— обеспечение доступа к соответствующей информации.
18 Сборник документов по переводу искусства и учреждений культуры на новые условия хозяйствования. М., 1989.
Тема 8. ПЛАНИРОВАНИЕ В КУЛЬТУРЕ
8.1. Неспециализированные положения. .1.1.Понятие планирования.
Планирование — наиболее значимая составная часть совокупности хозяйствования, пребывающая в разработке, реализации замыслов и контроле за их исполнением.
Целый круг вопросов, которые связаны с планированием, возможно условно
— философия планирования — главное содержание и направ
ленность плановых документов.
— разработка планирования — правила, показатели и методы
планирования, информационное обеспечение замыслов.
Наряду с этим разработка планирования определяется его философией. 8.1.2. Виды замыслов.
A) По уровню принятия плановых ответов выделяют замыслы феде
ральные, региональные (республиканские, краевые, областные и т. д.),
территориальные (районные, муниципальные и др.); замыслы конкретных ор
ганизаций, их структурных подразделений и личные замыслы.
Б) По срокам планирования различают перспективные (долговременные и среднесрочные) и текущие (кратковременные и своевременные) замыслы.
Долговременные замыслы разрабатываются на срок более 5 лет, среднесрочные охватывают период от 1 года до 5 лет включительно, кратковременные составляются на срок до года (годовые, квартальные, месячные). К своевременным замыслам относятся замыслы, разрабатываемые на декаду, семь дней, сутки.
B) По содержанию планируемой деятельности различают замыслы
творческого, экономического, социального развития и др.
Г) По степени директивности, другими словами обязательности исполнения различают замыслы прогнозные (высказывающие кое-какие ориентировочные представления о планируемом периоде), рекомендательные (которые содержат установочные советы) и директивные (подлежащие обязательному исполнению).
Д) Различают кроме этого стратегические и тактические замыслы. К выработке стратегии относится формулировка миссии, определение стратегических задач и целей организации на планируемый период. Таким
образом, стратегия определяет содержание конкретных замыслов и организацию обеспечения их исполнения19.
8.1.3. Правила планирования.
Системный подход — соотнесение замыслов по уровням и срокам планирования.
Перспективный подход — постановка целей, ведущая роль перспективных замыслов.
Комплексность:
— учет социально-экономической ситуации;
— преодоление ведомственного подхода к планированию культуры;
— связь всех качеств развития культуры.
Пропорциональность — сбалансированность отдельных элементов
и пропорций замыслов.
Федерализм — сочетание федеральных планнов с независимым планированием организаций и регионов.
Непрерывность планирования — замыслы громадных временных горизонтов являются основой для составления замыслов, ориентированных на меньшие периоды, так, должны достигаться установленные стратегические цели.
Обоснованность замыслов — обоснование плановых заданий посредством самые адекватных способов планирования.
8.1.4. методы планирования и Этапы развития.
Возможно выделить пара этапов планирования, которые связаны с трансформацией его философии:
Классическое (директивное) планирование.
Нормативно-целевое планирование.
Программно-целевое планирование.
Упрощенно этапы планирования в культуре и соответствующие им способы возможно представить следующим образом:
Таблица№3
методы и Этапы планирования
Этапы планирования |
Период громаднейшего распространения_______ |
Способы планирования
Экстраполяция |
До начала 80-х годов XX века |
Классическое (цирек-тивное) планирование
Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб., 2001. С. 242-244.
Нормативно-целевое планирование | Нормативный | 80-е годы XX века |
Программно-целевое планирование | Программный | В первую очередь 90-х годов XX века по настоящее время |
Способы планирования:
Экстраполяция (планирование от достигнутого уровня) — обнаружение тенденций, действовавших в предшествующий период; факторов, определявших развитие этих тенденций; и предположение, что факторы и эти тенденции будут функционировать в планируемом периоде.
Нормативный — обоснование плановых заданий посредством нормативов и норм. В научной литературе и на практике отсутствует четкое разграничение между нормативом и нормой. Во многих случаях эти понятия употребляются как синонимы. В данном учебном пособии под нормой понимается научно обоснованная (расчетная) величина, регламентирующая затраты ресурсов на единицу (произведенной продукции и т.д.), характеризующая удельное потребление ресурсов; под нормативом — совокупность создаваемых либо потребляемых товаров и услуг на единицу (потребителя, финансирования, площади, оборудования и т.д.)
Программный — разработка программ культурного развития (федеральных, региональных, территориальных и др.), социо-культурных проектов, бизнес-замыслов. Направленность программных мероприятий на решение конкретных неприятностей, интеграция исполнителей и ресурсов.
5.7.5. Плановые показатели.
Запланированный показатель — краткая черта планируемого процесса либо явления. Плановые показатели складываются из последовательности групп, отражающих разные нюансы организаций культуры и развития сферы.
Плановые показатели подразделяются:
— по методу определения — на утверждаемые вышестоящим
органом, нормативные и расчетные (определяемые самостоятельно);
— по содержанию — на показатели ресурсного обеспечения, ха
рактеризующие материальные, трудовые, денежные и показатели деятельности
и другие ресурсы, характеризующие предложение и потреб
ление культурных благ и одолжений;
— по характеру выражения — на безотносительные (к примеру, коли
чество визитёров) и относительные (к примеру, количество посетите
лей в расчете на одно мероприятие). Безотносительные показатели по еди-
ницам измерения смогут быть стоимостными (количество одолжений, цена главных фондов и т.д.) и натуральными (количество организаций, число мест, численность работников и др.). Относительные показатели выражаются в долях, процентах, индексах, коэффициентах и т.д.
В практике планирования в сфере культуры смогут использоваться количественные показатели (характеризующие развитие сети организаций и объемную сторону их деятельности) и качественные (определяющие эффективность работы, ее качественный уровень).
Показатели смогут отражать статику (состояние на определенный момент времени) и динамику (изменение за определенный период времени).
8.1.6. Технологические этапы планирования.
Процесс планирования имеет несколько этапов, на каждом из которых решаются собственные своеобразные задачи:
А) Организационно-подготовительный этап:
— определение круга исполнителей;
— определение сроков разработки;
— информационное обеспечение;
— методическое обеспечение;
Б) Этап разработки проекта замысла:
— определение задач и целей на планируемый период;
— определение круга и выбор показателей их конкретных зна-
чений;
— обоснование механизма реализации замысла;
— оформление проекта замысла;
В) утверждения плана и Этап согласования:
— согласование замысла;
— утверждение замысла.
Г) организации популяризации контроля и Этап плана выполнения:
— информирование общественности о содержании замыслов (с ис
пользованием СМИ, разных разработок Public Relations);
— организация контроля выполнения замысла.
8.2. Планирование в сфере культуры. 8.2.1. Директивное планирование.
Директивное планирование базировалось на представлении, что все процессы культурного развития смогут быть регламентированы
сверху, в тех либо иных единицах, а их исполнение будет осуществляться машинально.
Этот подход отличает:
— неразработанность целевых параметров, не сильный целевая ори
ентация замыслов;
— установление плановых заданий сверху, регламентация всех
сторон деятельности;
— не сильный связь заданий с имеющимся ресурсным обеспе
чением;
— игнорирование реальных потребностей и специфики террито
рий;
— недостаточная обоснованность замыслов;
— отсутствие комплексности замыслов, каковые составляются по
отдельным ведомствам, а в совокупности Министерства культуры —
по подотраслям.
В целом, реализация таких замыслов на практике была затруднена. Замыслы не выполнялись.
8.2.2. Нормативно-целевое планирование.
Попытка целевой ориентации создания и планов нормативной базы планирования. Принципиальная новизна этапа заключалась в формировании целевых установок на долгую возможность.
Преимущества нормативно-целевого подхода:
— усилилась целевая ориентация замыслов, были созданы це
левые параметры;
— разработке замыслов начал предшествовать предплановой анализ;
— сократилось число централизованно устанавливаемых показа
телей, показалась самостоятельность в планировании регионов и кон
кретных организаций;
— повысилась обоснованность замыслов, поскольку они стали бази
роваться на нормативах и нормах;
— предпринята попытка преодолеть ведомственный подход (на
народнохозяйственном уровне в плане создан раздел Культура и сред
ства массовой информации);
— усилилась территориальная разделение замыслов.
Недочёты нормативно-целевого подхода:
— считалось, что стратегическую цель возможно количественно из
мерить, причем при помощи какого-либо одного показателя;
— предплановый анализ велся классическим методом, по под
отраслям культуры. Подмена культурных процессов учреждениями
культуры не разрешала осуществить целостный анализ социокультур
ной обстановки;
— число централизованно устанавливаемых показателей сокра
тилось слишком мало. Наряду с этим показатели высказывали не самые сущест
венные стороны культурного развития, а те, каковые поддаются коли
чественному измерению;
— совокупность нормативов и норм так и не была внедрена на прак
тике. Это разъясняется, с одной стороны, спецификой сферы культуры,
которая в силу творческого характера осуществляемой тут деятель
ности не хорошо поддается нормированию, иначе, дефицитом
средств для обеспечения нормативов финансирования, невозможностью
обеспечивать их стабильность в условиях инфляции;
— ведомственный подход к культуре по существу не был пре
одолен, в рамках соответствующего раздела народнохозяйственного
замысла происходило чисто механическое сложение показателей и сфер;
— культурная самобытность регионов не могла быть учтена в
полной мере при планировании сверху;
— слишком мало прорабатывался механизм реализации замыслов.
В целом этап нормативно-целевого планирования был значительным шагом вперед на пути совершенствования планирования в культуре.
8.2.3. Программно-целевое планирование.
Главной формой перспективного планирования становятся программы культурного развития, в то время как на прошлом этапе программы выступали только дополнением к классическим замыслам.
8.3. Программы культурного развития, их сущность и роль. 8.3.1. основные характеристики и Понятие программ.
Программа представляет собой согласованный по ресурсам, исполнителям, времени осуществления комплекс плановых мероприятий, направленный на решение конкретной неприятности в установленные сро-ки20.
20 Руднева Е, В. Целевые комплексные программы: организационно-экономический механизм. М., 1989. С.23-25.
Главные характеристики программ:
— направленность на решение конкретных неприятностей;
— комплексный темперамент плановых мероприятий;
— согласованность плановых мероприятий по ресурсам, испол
нителям, времени осуществления;
— установленные сроки.
8.3.2. Порядок разработки программ.
Процесс разработки программ подразделяется на следующие стадии:
А) анализ социокультурной обстановке:
— анализ обстановки, обнаружение наиболее значимых неприятностей, ответ
которых допустимо программно;
— ранжирование неприятностей с учетом их важности и остроты;
— формирование состава программ.
Б) разработка программ:
— постановка целей;
— конкретизация целей в совокупности задач;
— определение направлений деятельности и конкретных меро
приятий, снабжающих ответ задач и увязанных с
ресурсами.
8.3.3. виды и Роль программ культурного развития.
Программа выступает инструментом реализации и разработки
культурной политики соответствующего уровня (страны, региона, территории и т.д.).
Под культурной политикой страны понимается совокупность норм и принципов, которыми руководствуется государство в собственной деятельности по сохранению, распространению и развитию культуры, и сама деятельность страны в области культуры.
Наиболее значимое значение имеет разграничение круга вопросов, решаемых федеральными, региональными и территориальными программами.
Федеральные программы направлены на решение задач, приоритетных для всей страны, разрабатываются федеральными органами и финансируются за счет средств бюджета страны.
Региональные программы — разрешают выработать стратегию культурного развития конкретных регионов, разрабатываются соответствующими региональными органами и финансируются из региональных бюджетов.
¦’:Н
Территориальные программы развития культуры разрабатываются применительно к разным муниципальным образованиям (город, административный район и др.) с учетом своеобразных конкретно для данной территории неприятностей развития культуры, возможностей, способов и путей их решения.
Главные федеральные программы в области культуры: Федеральная программа Сохранение и искусства и развитие культуры РФ (1993-1995 гг.). Ее пролонгация на 1996 год.
Федеральная целевая программа (ФЦП) Развитие и искусства и сохранение культуры РФ (1997-1999 гг.). Придание ей статуса Президентской Указом Главы Российской Федерации О мерах по усилению национальной искусства и поддержки культуры РФ (1996 г.)
Федеральная целевая программа Культура России (2001-2005 гг.).
Подпрограммы ФЦП Культура России (2001-2005 гг.).
сохранение и Развитие культуры культурного наследия России.
Кинематография России.
Архивы России.
книгоиздания России и Поддержка полиграфии (с 2002 г.). Главные разделы подпрограммы сохранение и Развитие культуры культурного наследия России.
Мастерство России.
Цирковое мастерство России.
Культурное наследие России.
Библиотеки России.
поддержка и Выявление молодых даров, профобразование.
Культурные базы федерализма, национальной и региональной политики.
Модернизация технического и технологического оснащения организаций культуры.
Комплексные целевые проекты.
Правовое, научное и информационное обеспечение.
Возможность участия организаций культуры в реализации вторых целевых программ (федеральных, региональных, территориальных), в частности, Федеральной адресной инвестиционной программы.
8.3.4. преимущества программ и Важнейшие особенности, их
отличие от классических замыслов.
— Выступают инструментом самопланирования, реализации соб
ственной культурной политики (страны, региона и т.д.)-
— Направлены на достижение определенных целей, ответ
конкретных неприятностей. Возможность обсуждать разные варианты и
сознательно выбирать самый приемлемый вариант стратегии куль
турного развития. Важная проработка целей с привлечением обще
ственности. Формулировка целей на содержательном уровне, но в дос
таточно конкретной форме.
— Не имеют жестко заданных временных горизонтов. Срок дей
ствия программы определяется спецификой поставленных целей.
— Оперируют не количественными показателями, а мероприя
тиями. Это гарантирует приоритет качественных трансформаций, делает
документ более детализированным.
— Разрешают усилить комплексность, уменьшить ведомственную
разобщенность уже на стадии разработки. координация и Кооперация
ресурсов и действий всех участников.
Для реализации программ культурного развития требуется привлечение больших средств: как бюджетных, так и внебюджетных. Поиск дополнительных источников финансирования — одна из главных неприятностей, каковые должны решаться при разработке программ.
При программном подходе громадное значение получает сотрудничество между органами управления культуры различного уровня в реализации программ и области разработки.
8.3.5. Факторы, сдерживающие применение программного
способа.
Внедрение программного способа сдерживается:
— трудностями экономического характера: недочётом финансо
вых средств, нерегулярностью их поступления;
— инерционностью мышления организаций органов культуры
и руководителей управления, недооценкой роли программ;
— отсутствием знаний, навыков и умений разработки программ.
Варианты разработки программы.
Разработка программы может осуществляться двумя дорогами. В первом случае предварительно в качестве независимого документа разрабатывается концепция культурного развития, во втором — она выступает как раздел программы.
Программы культурного развития смогут разрабатываться:
— силами руководителей и организаций органов культуры и
специалистов управления;
— научными коллективами;
— совместно (партисипативно).
Планирование в организациях культуры.
8.4.1.Директивное планирование.
Этот этап характеризует:
Отсутствие пятилетних замыслов, целевой стадии планирования.
Избыток утверждаемых сверху показателей, что сковывало инициативу организаций культуры, ограничивало возможность своевременного маневрирования ресурсами.
Установление значений плановых показателей способом от достигнутого уровня.
Отсутствие связи между планируемым количеством финансирования организаций культуры и измеримыми результатами их деятельности. В итоге исчезали стимулы к более действенной работе, оказались иждивенческие настроения.
В сущности, таковой порядок планирования (и соответствующего ему финансирования) — необычное проявление затратного способа хозяйствования.
8.4.2. Нормативно-целевое планирование.
Этот этап отличает:
Разработка пятилетних замыслов экономического и социального развития.
Появление целевой стадии планирования.
Отказ от твёрдой регламентации; сверху доводятся только контрольные цифры, каковые не носят директивного характера и являются ориентирами при составлении организациями культуры годовых замыслов.
Попытка перехода к планированию на базе стабильных экономических нормативов и норм.
8.4.3.Программно-целевое планирование.
На данном этапе организации культуры самостоятельно разрабатывают и утверждают замыслы собственной деятельности.
Перспективное планирование осуществляется методом разработки целевых программ. Возможности развития определяются исходя из
миссии, задач и целей, предусмотренных Уставом, наличия собственных творческих и хозяйственных необходимости и ресурсов творческо-производственного и социального развития организации.
Текущее планирование осуществляется методом разработки замыслов текущей деятельности, конкретизирующих задания перспективных замыслов (на год, квартал, месяц).
Творческие, экономические, социальные и другие замыслы определяют соответствующие стороны развития коллектива.
Замыслы творческой деятельности смогут охватывать какой-то один вид деятельности, к примеру, выпуск новых пьес либо прокат текущего репертуара (тематический замысел) либо последовательность направлений работы (комплексный замысел).
К замыслам экономической деятельности возможно отнести сметы и инвестиционные планы.
Инвестиционный замысел отражает направления и объёмы капитальных вложений на постройку, реконструкцию либо техническое перевооружение объектов культуры.
Смета — это замысел расходов и доходов организации. Она есть главным документом, определяющим денежно-хозяйственную деятельность организации в течение этого года.
В сметах НКО культуры, в отличие от денежных замыслов коммерческих структур, более подробно обосновываются затраты, тогда как доходы отражаются только в разрезе разных источников (целевые поступления, доходы от предпринимательской деятельности).
Существует связь замыслов творческой и экономической деятельности. При трансформации количеств финансирования вероятна корректировка творческих замыслов
Замысел социального развития включает вопросы формирования кадровых ресурсов (поиска, отбора, оценки, подготовки, повышения и переподготовки квалификации), улучшения условий труда, заботы и социальной защиты о здоровье и развитии личности, отдыха и досуга работников организаций.
Замысел внешнеэкономической деятельности составляется теми организациями культуры, каковые в соответствии с правилами участвуют в проведении мероприятий по внешним культурным и другим связям.
Бизнес-замысел как тактики разработки организации и инструмент стратегии культуры.
Бизнес-замысел — подробный, четко структурированный и шепетильно подготовленный документ, обрисовывающий, к чему пытается организация, как она предполагает добиться поставленных целей и как будет смотреться по окончании их успехи.
Структура бизнес-замысла: краткое содержание (резюме), черта сферы деятельности, описание организации и создаваемых ею услуг и товаров, анализ и исследование рынка, замыслы маркетинга; организационный, производственный и денежный замыслы, и оценка вероятных рисков.
Тема 9.ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ
Финансирование — выделение денежных средств из определенных источников на конкретные цели: развитие отраслей, строительство и реконструкцию объектов, содержание бюджетных учреждений, проведение социально-культурных другие нужды и мероприятий.
Финансирование есть главным вопросом экономики культуры. Вычленяют две составные части процесса финансирования:
— формирование денежных средств;
— применение денежных средств.
Вопросы финансирования рассмотрены на уровне сферы и на уровне организаций культуры.