Целый технологический процесс с момента поступления ТМЦ до момента отгрузки нужно поделить на бизнес-процессы, каковые должны последовательно охватить целый процесс складской обработки ТМЦ. Любой бизнес-процесс должен иметь законченный цикл. По окончании завершения одного бизнес-процесса может последовать второй.
Любой бизнес-процесс складывается из отдельных последовательных операций. Эти операции являются кирпичиками всего строения — технологического процесса. В случае, если какие-либо операции пропущены, то при практическом исполнении бизнес-процессов появятся неприятности.
Выделение бизнес-процессов, составляющих технологический процесс на складе, производится по окончании изучения потоков ТМЦ, входящих и выходящих со склада, выяснения условий работы с ТМЦ, расчете территорий склада, определения потребности в обслуживающем персонале и складском оборудовании, определения сотрудничества между сотрудниками и сотрудниками склада вторых других организаций и подразделений компании, в случае, если нужно. На любом складе возможно выделить следующие главные бизнес-процессы (см. схему 7.3):
• размещение и приёмка товара их на хранение;
• хранение товара;
• размещение и подбор заказа его в зоне комплектации;
• отгрузка товара;
• опись;
• дополнительные операции с товарами.
Рисунок 32 — Главные бизнес-процессы на складе
Бизнес-процесс на складе — это законченный процесс либо совокупность операций, каковые реализовывают сотрудники склада при обслуживании ТМЦ. Он характеризуется четкой последовательностью операций либо действий и определением лиц, их осуществляющих.
Разглядим более детально главные бизнес-процессы.
Приемка товаров на размещение и склад их на хранение начинается с подготовительных мероприятий. Подготовительные мероприятия,проводимые на складе до прибытия товара:
1) устанавливаются места разгрузки транспортных средств;
2) проверяется наличие нужного количества поддонов;
3) устанавливается, посредством каких оборудования и механизмов разгружается и перемещается поступившая продукция;
4) определяются места хранения поступающей продукции;
5) определяется нужное количество складского оборудования и работников склада;
6) осуществляется подготовка приемосдаточной документации.
Операции, осуществляемые на этапе приёмки и поступления товара:
1) проведение подготовительных мероприятий по приемке продукции;
2) проверка целостности вагонов, контейнеров, транспортной упаковки;
3) разгрузка транспортных средств: разработка исполнения погрузочно-разгрузочных работ на складе зависит от характера груза, от типа транспортного средства, и от вида применяемых средств механизации; выгрузка товаров может осуществляться с уровня дороги, или со особой рампы, поднятой на уровень кузова транспортного средства;
4) оценка сохранности поверхности транспортной упаковки;
5) учет всех повреждений и расхождений до подписания документов перевозчика;
6) проверка каждой позиции продукции по счёту и упаковочному листу;
7) перемещение продукции в зону приемки;
распаковка;
9) качества продукции и проверка количества;
10) контроль документального и физического соответствия партии поставки заказу клиента;
11)установление фактического количества, комплектности и качества продукции, определение отклонений и позвавших их обстоятельств;
12)документальное оформление прибывшей продукции (процедура оприходования);
13)раскладка по местам хранения;
14)формирование складской грузовой единицы.
При приемке продукции от перевозчика получатель обязан проверить:
1)наличие на транспортных средствах (вагоне, цистерне, барже, трюме судна, автомобильном фургоне) либо на контейнерах пломб отправителя либо организации, осуществляющей промежуточную перевалку;
2)целостность пломб;
3)состояние транспортных средств (вагона, контейнера);
4)наличие маркировки груза;
5)исправность тары;
6)маркировки наименования и соответствие продукции на транспортной таре данным, указанным в товарно-транспортных документах. Получатель обязан настойчиво попросить от перевозчика выдачи продукции по количеству мест либо весу в любых ситуациях, в то время, когда такая обязанность возложена на него правилами, действующими на транспорте, и другими нормативными актами.
Помимо этого, получатель обязан установить, соблюдались ли правила перевозки, снабжающие предохранение продукции от повреждения и порчи (укладка груза, вентилирование, температурный режим), и осмотреть транспортируемую продукцию.
Приемка продукции- проверка соответствия количества, комплектности и качества продукции ее техническим условиям и характеристике, указанным в контракте.
Цель предварительной приемки продукции:
• осмотр продукции на предприятии продавца для установления соответствия ее качества и количества условиям соглашения;
• маркировки правильности продукции и установление упаковки.
Окончательная приемка продукциипредназначена для установления фактического исполнения поставки в установленном месте и в надлежащий срок. Место окончательной приемки продукции в большинстве случаев устанавливается в соглашении поставки. Оно возможно обозначено как:
• предприятие либо склад продавца;
• согласованный порт отгрузки;
• ЖД станция отправления либо аэропорт;
• порт назначения;
• пограничная либо конечная ЖД станция в стране
назначения;
• склад клиента;
• конечный пункт продажи продукции.
Приемка продукции (проверка по качеству и количеству), и размещение на хранение проводятся в свободное от отгрузок время.
Приемка продукции по количеству— процедура сверки массы, единиц и количества мест практически поступившей продукции с данными сопроводительных товарно-транспортных документов (счета-фактуры, товарно-транспортной накладной). Проводится в сроки, указанные в руководствах. Недостача оформляется коммерческим актом.
Приемка продукции по качествупредставляет собой комплектности выявления продукции и процедуру качества, поступившей на склад, и соответствия тары, маркировки и упаковки установленным требованиям национальных стандартов, технических условий, утвержденным примерам (эталонам), сопроводительным договора документам и условиям поставки (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат). Проводится в установленные руководствами сроки. При обнаружении недоброкачественной либо некомплектной продукции приемку приостанавливают и составляют коммерческий акт.
Следующим бизнес-процессом есть хранение товаров. К совокупности хранения предъявляются следующие требования:
- высокая степень объёма склада и использования площади;
- вольный доступ к каждой единице хранения;
- стремительное реагирование на трансформации в структуре запасов продукции;
- возможность хранения продукции и высотного складирования;
- легкость обслуживания потребителей;
- возможность автоматизированного управления запасами продукции на складе;
- исполнение принципа FIFO («первый пришел – первый ушел»);
- низкий уровень затрат и инвестиций на постройку;
- низкий уровень эксплуатационных затрат, и затрат на техобслуживание.
Показатели, учитываемые при организации верного размещения продукции на складе:
• габаритные размеры склада (протяженность, высота и ширина);
• неспециализированная и нужная площади склада;
• количество имеющегося оборудования для хранения продукции (стеллажи, лотки, поддоны, контейнеры);
• пропускная свойство склада.
Список операций, входящих в процедуру хранения:
• организация складского пространства;
• оформление складских и денежных документов;
• размещение продукции на хранение;
• создание нужных охраны продукции и условий хранения;
• организация учета продукции;
• перемещение и движение продукции;
• обеспечение возможности применения подъемно-транспортного оборудования.
укладка товаров и Рациональное размещение на складе сильно зависит от принятого метода хранения. В зависимости от вида, количества товарных запасов, размеров поступающих партий, других переработки факторов и особенностей грузов, употребляются по большей части три метода хранения:
• стеллажный, при котором товары смогут храниться как в упакованном, так и в распакованном виде на разных стеллажах. Он связан тс широкой внутрискладской подсортировкой товаров;
• штабельный, при котором товары сохраняются по большей части в таре, без распаковки с применением разных типов поддонов (плоских, стоечных, ящичных);
• единичное хранение, при котором товары сохраняются в таре (коробки, мешки, мебель в упаковке и др.).
Условием применения стеллажного метода хранения есть широкая внутрискладская подсортировка товаров. Главная часть непродовольственных товаров и некоторых видов продуктовых товаров широкого ассортимента смогут иметь маленький количество хранения. Исходя из этого хранить их целесообразно в стеллажах.
Преимущества стеллажного метода хранения:
• более полное применение количества склада, первым делом за счет неограниченной возможности высоты складирования (очень серьёзное значение играется для высотных складов);
• более вольный доступ к товару, в особенности при складировании в полочных стеллажах;
• несложную совокупность кодирования складских мест, что существенно облегчает учёт и контроль товаров на складе
• возможность автоматизированного управления материальными потоками на складе;
• лучшая сохранность грузов.
Товары, количеством хранения более 3 куб. м, отпускаемые без распаковки целыми грузовыми пакетами возможно хранить в штабелях (за исключением высотных складов).
Штабельное хранение используют, в большинстве случаев, для сезонных, крупногабаритных товаров, имеющих громадный количество хранения. Укладка товаров в штабель обязана обеспечить доступ к каждому наименованию товара.
Штабели размещают блоками и рядами. Рядное размещение рационально при подготовке грузов к отправке и солидном числе хранимых товаров.
Блочное размещение повышает степень применения складской площади, но приемлемо лишь для однотипных грузов, поскольку доступ в этом случае вероятен только к части грузов, находящихся в близи к проездам.
При смешанном размещении грузов в зоне складирования блоки штабелей в большинстве случаев размещают на протяжении стенку, а последовательности — в центре зала.
Недочёты штабельного хранения:
• при хранении пакетированных грузов высота склада употребляется ограниченно, приблизительно только до 3,5—4 м (в зависимости от вида груза), из-за неустойчивости штабелей при повышении их высоты;
• невозможность и повышенное повреждение продукции обеспечить действенную организацию работ в многономенклатурных складах.
Выбор метода укладки груза в штабель
При укладке грузов в штабели используют три вида кладки: прямая, перекрестная и обратная.
• прямая укладка — размещение верхнего места в плане сходится с размещением нижележащего места;
• перекрестная укладка — грузы верхнего последовательности укладывают поперек грузов нижнего последовательности;
• обратная укладка — первый ряд в том направлении, второй – обратно (в большинстве случаев для мешков).
В целях лучшей организации работ на складах и самоё эффективного применения подъемно-транспортных средств, товары хранимые на складе, как в стеллажах, так и в штабелях, должны быть уложены на поддоны. Наряду с этим нужно обеспечить широкое применение поддонов разных конструкций.
При размещении продукции на хранение обеспечивается соблюдение рекомендуемых поставщиком правил хранения каждого вида продукции.
По окончании размещения ТМЦ на места хранения с ними смогут производиться определенные операции либо они смогут пребывать собственных местах до начала отбора при формировании заказа. Разглядим кое-какие процессы, каковые смогут иметь место на протяжении нахождения ТМЦ в зоне хранения.
Процесс сортировки товаров всегда происходит перемещение товара. Одни товары поступают на склад, другие товары забираются с мест хранения для создания заказов. На протяжении отбора продукции происходит освобождение мест. Продукция возможно изъята с места хранения полностью на паллете либо частично. Может осуществляться следующее перемещение продукции:
• к подобным товарам, пребывающим на хранении;
• пополнение свободных мест на паллете подобным товаром;
• в зону одного клиента;
• лишь на нижний/верхний ярус;
• лишь в определенную ячейку/сектор/стеллаж (по габаритам, весу, ценности либо вторым показателям).
Процесс компрессирования разрешает готовить продукцию к отбору заблаговременно.
Подпитка активной территории может осуществляться двумя методами. Во-первых, это перемещение товаров с верхних ярусов на нижние по мере их освобождения и, во-вторых, это перемещение товаров со стеллажа на место их отбора вторым транспортным средством (паллетоперевозчиком, транспортной тележкой и т.п.).
Все операции при компрессировании подобны операциям при сортировке товара.
Исполнение заказа начинается с отборки продукции с мест хранения. Основанием для отборки может служить отборочный лист.
Способы отборки продукции:
личная отборка (для одного клиента) — это последовательное комплектование отдельного заказа. При личной отборке продукция сходу укладывается в соответствующую тару и по окончании процедуры отборки готова к отправке и проверке получателю;
комплексная отборка (для группы клиентов) — содержится в отборе единиц хранения в один момент для нескольких клиентов по одному сводному отборочному странице.
Комплектацияпроизводится из множества разных видов продукции определенного ассортимента, имеющегося в наличии, в соответствии с заказом потребителя.
Процедура комплектациисводится к подготовке продукции в соответствии с заказами потребителей. Ко мне входят:
1) получение отборочного страницы, содержащего заказ клиента;
2) документальное оформление подготовленного заказа;
3) контроль над подготовкой заказа;
4) помаршрутное комплектование партий отправки;
5) перемещение укомплектованных партий отправки в зону погрузки;
6) подготовка партии отправки к отпуску (упаковка, окантовка, маркировка, переупаковка, укладка на поддоны, в контейнеры);
7) оформление отпуска продукции;
объединение заказов клиентов в оформление и партию отправки товарно-транспортных накладных;
9) погрузка партий отправок в транспортные средства, контейнеры, ЖД вагоны;
10)отправка по назначению (доставка) или отгрузка;
11)экспедиционные операции по отправке продукции клиентам (формирование маршрутов, погрузка транспортных средств, централизованная доставка продукции);
12)сдача продукции получателям (при централизованной доставки).
Информация, которой обязан располагать отборщик в ходе исполнения заказа:
• где размещены товары;
• какое количество товара нужно;
• кому рекомендован товар;
• что делать, в случае, если отбираемый запас закончился;
• что делать по окончании отборки заказанного товара.
Передача информации отборщику может осуществляться разными средствами. Своевременность передачи есть нужным условием высокой интенсивности проходящего через участок отборки материального потока.
Эффективность операций по подготовке товаров к отпуску, возможно характеризовать следующими показателями:
• частота отборки, другими словами количество отобранных заказов в единицу времени;
• пропускная свойство участка отборки количество организованных грузовых единиц (контейнеров, коробок, поддонов и т. п.) в единицу времени;
• уровень обслуживания клиентов;
• случаи отсутствия запаса товара, включенного в отборочный страницу.
Процедура отгрузки (отпуска) продукции со склада содержится в исполнении заказов на хранящуюся на складе продукцию. Управлением всех операций, которые связаны с отгрузкой ТМЦ, занимается оператор склада. В его задачу входят следующие операции:
• Составление графика прибытия ТС на склад.
• Организация подбора заказа ко времени прибытия ТС.
Сотрудничество с внешними контрагентами и внутренними подразделениями по вопросам прибытия ТС под загрузку:
• Проверка правомочности лиц, прибывших для получения ТМЦ.
• Подготовка отгрузочных документов (ТТН, товарной накладной и др.
• Управление операциями загрузки ТС.
• Проверка оформленных и подписанных отгрузочных документов.
• передача и Подготовка информации об отгрузке ТМЦ.
Отгрузка заказа включают:
- формирование бланка-заказа в соответствии с заявкой клиента;
- передачу бланка-заказа отборщику;
- отбор товара каждого наименования по заказу клиента,
- комплектация отобранного товара для конкретного клиента в соответствии с его заказом;
- подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель);
- упаковку, маркировку;
- документальное оформление подготовленного заказа и контроль над доставкой заказа в экспедицию отправки;
- объединение заказов клиентов в оформление и партию отправки транспортных накладных;
- отгрузку грузов в транспортное средство.
Кладовщик по распоряжению оператора организует погрузку товаров в ТС и подписывает отгрузочные документы.
Работы по отгрузке товаров смогут выполняться или персоналом склада, трудящимся кроме этого и на вторых участках, или специальным подразделением склада, занятым только обработкой упакованных, опечатанных и подготовленных к отпуску со склада грузов. Необходимость в специализации работ с грузом появляется при громадном количестве заказов на централизованную доставку товаров со складов предприятия. Создание т.н. экспедиции склада разрешает четче организовать работу по обслуживанию входящих и выходящих товарных потоков, повысить эффективность применения транспорта, улучшить уровень качества доставки, и решить ряд других задач торгового предприятия, которые связаны с доставкой товаров.
Экспедиция предприятия создается с целью:
• осуществления и организации централизованной доставки товаров в собственную сбытовую сеть и клиентам компании в две-три смены;
• приемки товаров, поступающих как в рабочее, так и в нерабочее для всей компании время;
• временного хранения товаров;
• обеспечения четкой работы автотранспорта.
В задачи экспедиции входят: концентрация, группировка и формирование товаров по маршрутам; контроль за качеством упаковки товаров, исключающий случай их порчи при транспортировке в товарополучателям; формирование маршрутов движения автомобилей; своевременная отправка товаров клиентам; ликвидация излишних простоев автотранспорта под погрузкой; контроль за возвратом оборотной тары (в случае, если эта категория тары употребляется); оформление всех видов документов.
Серьёзным причиной при организации отгрузки товаров есть плановость проведения всех операций. самоё эффективное применение имеющихся техвозможностей (наличия погрузоразгрузочного оборудования, количество ворот) и грузчиков и персонала (ограниченного количества кладовщиков) допустимо лишь при четком распределении их функционирования во времени. Нужно стремиться составлять замысел подбора ТМЦ и график загрузки ТС с учетом способа загрузки и объёмов заказов (ручной либо механизированный). Верный расчет времени на делаемые операции разрешит применять имеющиеся возможности самый оптимальным методом. Само собой разумеется, жизнь постоянно вносит собственные коррективы и приходится учитывать возможность дефицита персонала при неожиданном повышении количеств работ, задержки в прибытии ТС, неправильном оформлении документов (доверенности на получение ТМЦ) и других моментов, от которых никто не застрахован.
Не считая главных бизнес-процессов, существующих фактически на всех складах, на некоторых их них смогут проводиться дополнительные операции с ТМЦ. В зависимости от потребности и назначения склада в обработке ТМЦ дополнительные операции смогут быть разными. Разглядим, к примеру, операцию по кросс-докингу ТМЦ.
Такие операции осуществляются с ТМЦ, поступившими на склад на непродолжительное время (на пара часов) и отгружаемые в большинстве случаев несколькими партиями в том же виде (упаковке), не смотря на то, что смогут быть и другие варианты. При временном нахождении на складе без размещения в зоне хранения поступившая партия в зависимости от необходимости разделяется на пара отправок. Со склада, так, отправляется уже пара отправок. Так как на складе в большинстве случаев территории временного хранения не существует, то в таких случаях для временного хранения ТМЦ применяют территорию комплектации.
Все операции осуществляются под управлением оператора склада, что формирует нужные указания кладовщику. отгрузки и Процесс приёмки ТМЦ осуществляется в простом порядке.
Еще одним видом дополнительной операции есть предпродажная подготовка товара.
Операции по предпродажной подготовке товаров осуществляются в большинстве случаев большой торговой фирмой, имеющей торговая сеть, торгующих по примерам. Такая продажа осуществляется по большей части крупногабаритной бытовой техникой.
Для исполнения задач по предпродажной подготовке товаров на складе формируется особая бригада, имеющая в собственном составе экспертов, прошедших обучение по оформлению гарантийных документов и по работе с бытовой техникой. Физическая работа по перемещению и переупаковке товара производится грузчиками под управлением кладовщиков.
На основании заявок от отдела по продажам оператор склада организует подбор товара, что должен быть доставлен клиенту, и его отправку [14, c. 120-137].
Одним из ответственных бизнес-процессов являетсяинвентаризацияпродукции:
• процедура установления фактического наличия продукции методом пересчета, т. е. снятия остатков, и проверки учетных записей. Информацию о фактическом наличии продукции сопоставляются с данными бухгалтерского и складского учета в стоимостном и натуральном выражении;
• целый либо выборочный подсчет (пересчет) всех видов продукции. Полученные данные в натуральном выражении оцениваются в действующих стоимостях и сводятся по товарным группам в общую сумму.
На протяжении описи проверяются:
• сохранность единиц хранения;
• правильность их отпуска и хранения;
• состояние измерительного инструмента и весового оборудования;
• порядок ведения учета продукции.
Разглядим виды описи:
Необходимая — проводится в следующих случаях:
• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
• при смене материально важных лиц (на сутки приемки-передачи дел);
• при обнаружении фактов хищений либо злоупотреблений, и порчи продукции (срочно при установлении таких фактов);
• при пожара и других стихийных бедствий (срочно по окончании);
• при реорганизации и ликвидации предприятия;
Текущая;
Целая;
Выборочная — на время выборочной описи перемещение товаров на складе не заканчивается;
Плановая;
Внеплановая (неожиданная);
Периодическая — определяется количество запаса (т. е. количество продукции) на конец периода и выводится цена реализованной продукции методом вычитания количества запаса на конец периода из количества продукции для реализации;
Постоянная — измеряется количество продукции, практически посланной клиентам. Выводится количество запаса на конец периода методом вычитания цены реализованной продукции из суммы продукции для реализации.
Преимущества описей:
1) предохраняют от перебоев в обеспечении потребности производства в ежегодных физических запасах;
2) предохраняют от ежегодной корректировки запасов;
3) снабжают возможность персоналу совершенно верно оценивать уровень запасов;
4) выявляют обстоятельства неточностей в учете и определяют меры по их устранению;
5) поддерживают точность записей запасов.
Ответственной задачей при исполнении главных бизнес-процессов на складе есть обнаружение бракованных (некондиционных) товаров.
Основанием отнесения товара к категории «брак» есть соглашение, арестант с обладателем товара, либо документ (Положение, Инструкция), определяющий состояние товара, в то время, когда склад есть структурным подразделением компании. В этих документах указывается, при каких показателях товар должен быть отнесен к категории «брак» и порядок работы с этими товарами.
Главным показателем отнесения товара к категории «брак» есть внешнее состояние упаковки товара. При обнаружении товаров с поврежденной упаковкой, со следами протечек и др. по окончании выгрузки с ТС кроме этого нужно зафиксировать эти факты при помощи фотоаппарата. Такое документирование состояния товара разрешит складу снять с себя ответственность и предоставит шанс обладателю предъявить претензию перевозчику.
Обнаружение бракованных товаров кроме этого допустимо при работе с товарами на складе: в местах хранения, при подборе товаров, при исполнении дополнительных операций, при подготовке товаров к отгрузке.
Обнаружение бракованных товаров при приеме либо на протяжении нахождения товара на складе осуществляется сотрудниками склада (кладовщиками, грузчиками и др.). Кладовщик при приеме товара образовывает акт приема ТМЦ с приложением таблицы несоответствий, что подписывается кроме этого материальноответственным лицом, сдающим товар на склад (водителем либо экспедитором). При обнаружении неправильной загрузки ТС, и товаров с нарушенной упаковкой нужно привлечение особого сотрудника склада — кладовщика по качеству.
Главной задачей кладовщика по качеству есть работа с бракованными товарами:
• выявление причин и изучение повреждений их появления;
• документальное оформление бракованных товаров;
• работа с представителями обладателя относительно определения статуса бракованного товара;
• ведение учета бракованного товара;
• перемещения и контроль хранения бракованных товаров.
Первостепенной задачей кладовщика по качеству есть определение статуса товара.
«Годный» — это товар, признаваемый обладателем качественным и годным к применению без ограничений.
«Брак» — это товар, по совокупности установленных показателей признаваемым обладателем не соответствующим статусу «годный».
Любая единица бракованного товара подлежит процедуре осмотра, решения характера вопроса и определения недостатков о возможности предстоящего его применения на основании установленных показателей. Неспециализированный комплект показателей возможно следующим:
- «некомплект» — товар с нарушенной комплектностью, предусмотренной его технической документацией, спецификацией либо маркировкой на упаковке;
- «товар с поврежденной упаковкой» — комплектный товар, не имеющий повреждений, но хранящийся в поврежденной упаковке (упаковка мокрая, рваная, имеет следы вмятин и др.).
- «ремонтопригодный» — товар, потребительские особенности которого смогут быть абсолютно либо частично восстановлены по окончании процедуры ремонта;
По окончании проведения процедуры уценки бракованный товар подразделяется на:
• «ограниченно годный» — товар, пригодный к применению по назначению с ограничениями, позванными ухудшением качества, суммарный процент уценки которого образовывает не более 50% от исходной цены;
• «утиль» — товар, не пригодный к применению по назначению, суммарный процент уценки которого образовывает более 50% от исходной цены.
величины статуса уценки и Определение товара товара производится совместно экспертом обладателя с кладовщиком по качеству. При наличии разногласий склад может пригласить свободного специалиста для обнаружения степени нанесения повреждений [14, c. 137-143].