Проходящее в РФ становление новой совокупности воспитания, образования личности идет в русле мировых образовательных тенденций, в которых большое место отводится освоению новых процессуальных знаний, навыков и умений, таких, как владение компьютерными разработками, оперирование разноуровневой информацией, доступ в интернет-пространство и т.п. Изменяются классические методы передачи информации — вместо письма и устной речи, средств массовой информации все больше употребляются компьютерные разработки, попадая в разные сферы деятельности — от производства до сферы досуга: игровые разработки, технологии в шоу-бизнесе, интернет-др и кафе. формы.
В связи с активным проникновением научного прогресса и новейших технических средств в производственную, образовательную и досуговую сферы первостепенное значение в формировании личности получает духовное, нравственное воспитание как стержневое в ее социальном самоопределении и развитии.
Особенно актуальными становятся неприятности поиска новых действенных средств, методов и форм воспитания, интеграции образовательных и воспитательных совокупностей микро- и макросоциума, проработка и поиск актуальных направлений деятельности в сфере досуга и обучения молодежи отдельных социальных институтов и структур.
потребность в новом управленческом подходе к поиску оптимальных дорог сотрудничества разных структур, оказывающих яркое влияние на внутренние и внешние процессы социально-культурной деятельности.
Конкретно исходя из этого одним из основных стратегических направлений совершенствования управления деятельностью социальных институтов и систем делается внедрение и развитие в практику современных социокультурных разработок, мобильных, конкурентоспособных, выстроенных на опытной базе, вбирающих в себя достижения научного и социального прогресса. Сложность ответа данной неприятности содержится в том, что управление социально-культурной деятельностью как наука еще относительно молода. До сих пор слишком мало созданы ее теоретико-методологические базы.
В научной литературе, обязанной учитывать все сложности, в первую очередь нарастающую динамику социальных и культурных процессов, про-
исходит постоянный поиск, уточнение теоретического обоснования, главных понятий, содержания, направлений и видов социально-культурной деятельности. В этом направлении нельзя не отметить научные изучения, проводимые в Столичном национальном университете искусств и культуры коллективом ученых, занимающихся разработкой методологических, теоретических и методических баз социально-культурной деятельности, а соответственно — социально-культурных и культурно-досуговых разработок .
Активное участие в изучениях принимают Т.И. Бакланова, В.З. Дуликов, А.Д. Жарков, Г.Я. Никитина, Ю.А. Стрельцов, В.М. Чижиков, Н.Н. др и ярошенко.
Большой вклад в разработку технологий и новых концепций социального управления культурно-досуговои деятельностью внесли ученые Главного ВУЗа Санкт-Петербурга культуры и искусств и Петербургского гуманитарного университета профсоюзов — М.А. Ариар-ский, А.С. Запесоцкий, В.Е. Триодин, А.П. Марков, Г.М. Бирженюк, Б.В. Титов, К.Н. Измайлов .
Появляются новые новые и научные школы исследовательские направления социально-культурной деятельности и в регионах России. Удачно трудится коллектив ученых в Тамбовском филиале МГУКИ под управлением Е.И. Григорьевой. Интенсивным поиском новых научных и опытных качеств социально-культурной деятельности занимают-сяН.Ф. Максютин, В.В. Туев и др. .
Жарков А.Д Разработка культурно-досуговои деятельности: Учебное пособие. М.: МГУК, М.: 1999; Жаркова Л.С, Жарков А.Д, Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория, методика и практика научных изучений. М.: МГУК, 1994; Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, 1998; Киселева Т. Г., Кра-сильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. М.: МГУКИ, 2004; Социальные разработки в сфере досуга и культуры. Опыт. Неприятности. Инновации: / Материалы Общероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2001 г.). Тамбов: Изд-во Тамб. ГУ. 2001.
Бакланова Т.Н. Педагогика художественной самодеятельности: Уч. пособие. М.: МГИК, 1992; Бакланова Н.К. Опытное мастерство эксперта культуры: Уч. пособие. М.: МГУКИ, 2003; Стрельцов Ю.А. Человек в мире общения: Базы досуговой синергетики. М.: МГУКИ, 1999; Ярошенко Н.Н. Социокультурная деятельность: парадигмы, методика, методика: Монография. М.: МГУКИ, 2000.
Ариарский М.А. Прикладная культурология как область социальной практики и научного знания. СПб., 1999; Запесоцкий А.С. гуманитарное образование и Гуманитарная культура. СПб., 1991; Марков А.П., Бирженюк Г.М. Базы социокультурного проектирования: Уч. пособие. СПб., 1998; Триодин B.C. Педагогика клубной работы. М., 1984.
Туев В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) // Ученые записки. Вып.23. М.: МГУКИ, 2001. С.25-39; Новейшие технологии социально-культурной деятельности: Уч. пособие. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002
Социально-культурная деятельность как особенная сфера представляет собой независимую систему неспециализированной совокупности социализации личности — образования людей и социального воспитания. Конкретно исходя из этого социально-культурное воспитание учеными столичной школы понимается как педагогически ориентированная и целесообразная совокупность публичной помощи, нужная детям, детям, молодежи во время их включения в социальную судьбу.
С учетом этих позиций в социокультурной деятельности в полной мере правомерно полноценное применение всего воспитательного арсенала средств, форм, способов, содействующих формированию личности, адекватной требованиям общества с учетом специфики конкретной отрасли.
Ю.Д. Красильников по окончании долгих научных поисков уточнил определение социально-культурной деятельности, сведя его к формуле: «Социально-культурная деятельность — это воспитательная деятельность, ориентированная на человека, на исчерпывающее раскрытие в нем духовного потенциала» .
Это определение показывает на основной ориентир социально-культурной деятельности — воспитательную деятельность. Так осознанное воспитание не сдерживает рамки выбора содержания, методов и форм воспитательной работы, не требует единых определённого набора и стандартов приемов в разных сферах социально-культурной деятельности.
Пара иное познание социально-культурной деятельности у В.В. Туева, определяющий ее как «…управляемый обществом и его социальными университетами процесс приобщения человека к культуре».
Вступая в полемику с В.В. Туевым, Н.Н. Ярошенко находит подобное определение социально-культурной деятельности «безразмерным и предельно широким, а следовательно, лишенным специфики»^ И потом он аргументирует собственную идея: «Социально-культурная деятельность …имеет собственной целью не только приобщение человека к культуре, но и создание условий чтобы культура становилась базой для социального сотрудничества».
Разглядывая социально-культурную деятельность как особенный вид педагогической деятельности, в ходе которой ценности культуры обусловливают формирование как следует новых публичных взаимоотношений, Н.Н. Ярошенко предлагает следующее определение: «Социально-
Красилышков Ю.Д. СКД как категория научного знания // Социальные разработки в сфере досуга и культуры. Опыт. Неприятности. Инновации: Материалы Общероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2001 г.). Тамбов: Изд-во Тамб. ГУ, 2001. С. 18.
Туев В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) // Ученые записки. Вып. 23. М.: МГУКИ, 2001. С. 25-39
Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального сотрудничества //Ученые записки. Вып. 23. М.: МГУКИ, 2001. С. 46
культурная деятельность обязана пониматься как совокупность педагогических разработок, каковые снабжают превращение культурных сокровищ в регулятив социального сотрудничества, и технологично определяют социализирующие воспитательные процессы» .
Это определение передает, на отечественный взор, настоящую специфику социально-культурной деятельности, включая в сферу ее педагогического влияния как отдельного человека, так и всю совокупность социального сотрудничества во всем многообразии проявлений, выдвигая в качестве главной задачи построение социального сотрудничества на базе сокровищ культуры. Помимо этого, создатель подчеркивает технологичность социально-культурной деятельности, вводя в оборот такие словосочетания, как «совокупность педагогических разработок» и «технологично определяют социализирующие воспитательные процессы». Для нас это особенно принципиально важно, потому, что рассмотрению технологических баз социально-культурной деятельности посвящено предлагаемое учебное пособие. Дефиниция социально-культурной деятельности, предложенная Н.Н. Ярошенко, делается для нас базисной.
Актуальность рассмотрения технологических баз социально-культурной деятельности с позиций педагогических разработок обусловлена тем, что на эмпирическом уровне технологический процесс практиками и теоретиками понимается слишком мало четко. Не все из них владеют умениями и навыками грамотно определять задачи и цели предполагаемой акции, варьировать отдельными структурными элементами технологического процесса, применять новейшие организационные формы и управленческие приёмы.
Новейшие технологии социокультурной деятельности сложно входят в практику маленьких городов и сел. Тут так же, как и прежде в сфере опытной работы отмечается засилье устаревших методик, организационных и управленческих форм деятельности. Целые направления социально-культурной деятельности как бы исчезают из поля зрения экспертов.
Это разъясняется не только отсутствием средств, но и спецификой подготовки будущего эксперта, отсутствием либо недостаточностью навыков работы в отыскивании новых, результативных воспитательных совокупностей молодыми экспертами социально-культурной сферы. Мешает кроме этого и непонимание в научной среде социально-культурных разработок как совокупности, интегрирующей технологические, педагогические, психотерапевтические, социокультурные, культурологические и другие знания. Нет устоявшихся параметров в оценке эффективности социально-культурных тех-
Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального сотрудничества // Ученые записки. Вып. 23. М.: МГУКИ, 2001. С. 46
нологий, все еще недостаточным есть уровень опытной квалификации экспертов, велики стереотипы мышления, не полностью пользуются спросом навыки эксперта — мобильного, эластичного и своевременного реагирования на социокультурные обстановки. У практиков и теоретиков нет единого взора на социально-культурные разработки как процесс управления социально-культурной деятельностью.
Понятие «разработка» (techne) имеет греческие корни и переводится как мастерство, мастерство + logos — идея, разум, знание, и на первых этапах относилось к производственной сфере. Разработкой в большинстве случаев именуют процесс переработки исходного материала с целью получения как следует нового продукта с заблаговременно заданными особенностями.
В 60-е годы XX столетия в связи с проникновением компьютеров в процесс образования и образовательные системы понятие «разработка» прочно вошло в новые сферы деятельности — образовательную, культурную, социальную. Интенсивно стали развиваться педагогические, куль-турно-досуговые, социально-культурные и другие технологии. Показалось большое число особых работ, разбирающих педагогические разработки — от определения понятия до рассмотрения всего технологического процесса в целом либо отдельных его компонентов.
Но обилие научных изучений не показывает, что дискуссия по проблемам новейших технологий закончена, так же, как и прежде ученые спорят как о самой категории «разработка», так и о параметрах сферы ее действия. В формулировке понятия «разработка» в педагогической науке существуют громадные разночтения (видится более 300 вариантов понимания категории «педагогическая разработка»).
Чтобы выяснить, в чем сущность этого определения, обратимся к некоторым из них. Громадный толковый словарь русского определяет разработку как «совокупность производственных операций, процессов и методов в определенной отрасли производства, приемов, используемых в каком-либо деле, мастерстве». Б.Т. Лихачев трактует понятие педагогическая разработка» как «организованное, целенаправленное, преднамеренное воздействие и педагогическое влияние на учебный процесс». В.М. Монахов видит в ней «продуманную во всех подробностях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с абсолютным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя». М.В. Кларин определяет педагогическую разработку как «порядок функционирования и системную совокупность всех личностных, инструментальных и методологических средств, применяемых с целью достижения педагогических целей». Л.Г. Семушкина выделяет в педагогических разработок образовательные разработки и определяет их как «намерено сконструированную совокупность взаимосвязанных форм, способов, средств обучения, снабжающую при реали-
зации заданного учебными программами содержания наилучшие успехи поставленных целей». М.М. Левинова определяет педагогические разработки как проект педагогической совокупности, осуществляемый на практике. В.П. Беспалько осознаёт педагогические разработки как «систематическое и последовательное воплощение на практике заблаговременно спроектированного учебно-воспитательного процесса». А.Г. Казакова видит в них «педагогический процесс, при котором происходит качественное изменение педагогического действия на обучаемого».
Заслуживает внимания концепция Г.К. Селевко, разглядывающего понятие педагогической разработке с позиций содержательного обобщения, вбирающего в себя смыслы определений разных авторов.
Согласно точки зрения Г.К. Селевко, педагогическая разработка функционирует: в научном замысле, исследующем самые рациональные дороги обучения; как совокупность способов, правил и регулятивов, используемых в обучении; в качестве настоящего процесса обучения. С позиций многофункциональности педагогической технологии он выводит ее определение, вычленяя три нюанса:
— научный, где педагогическая разработка выступает как часть педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, методы и содержание обучения и проектирующей педагогические процессы;
— процессуально-описательный, базирующийся на описании (методе) процесса, включающий совокупность целей, содержания, средств и методов, с целью достижения планируемых результатов обучения;
— процессуально-действенный, где происходит осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических средств.
Так, в этом определении педагогической разработке мы видим серьёзные для понимания ее сущности неспециализированные положения. Во-первых, педагогическая разработка понимается как проектная часть педагогического процесса. Во-вторых, как совокупность последовательных методов, направленных на достижение планируемых результатов, и, в-третьих, как процесс функционирования личностных, инструментальных и методологических средств.
Технологии социально-культурной деятельности весьма эластичны, их возможно легко приспособить к любым условиям социально-культурной деятельности. Они вбирают в себя все преимущества педагогических разработок, корректируют отдельные недочёты педагогических процессов и методик, потому, что условия, средства, формы, способы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов деятельности, строятся с учетом потребностей и интересов личности в той либо другой сфере значимой для нее деятельности.
Более близко к пониманию разработки как педагогического процесса подошел А.Д. Жарков. Он разглядывает разработку на базе анализа составляющих культурно-досуговой деятельности, выделяя «методику» и «организацию». Согласно точки зрения А.Д. Жаркова, методика и организация самый полно характеризуют производное понятие разработки как профессиональной деятельности, направленной на объекты (домашнего учреждения участника и посетителя культуры) и обусловленной влиянием социально-экономических и культурных факторов. Понятие «разработка культурно-досуговой деятельности», согласно точки зрения А.Д. Жаркова, аналогично понятию «педагогическая разработка» и представляет собой целостный процесс, обусловленный единством целей, разнообразием способов, приемов, средств, форм; сотрудничеством с педагогической разработкой, основанным на взаимопроникновении их приятель в приятеля .
Но разработка объединяет средства, формы, способы не только сопределенной целью, но и в определенной последовательности, логике, что допустимо при научно-объективном прогнозе, выраженном в определенном проекте, программе, на реализацию которых и направлена совокупность форм, средств, способов. Сейчас в практике и науке эксперты социально-культурной деятельности все чаще стали использовать словосочетания и слова «проект», «программы», «проектные разработки»’, в которых логически обосновываются творческие идеи.
Мы полагаем, что социально-культурные разработки являются педагогические совокупности последовательных алгоритмических организационно-управленческих действий, функционирования личностных, инструментальных и методологических средств, направленных на достижение планируемых результатов.
Такое определение содержит в себе познание социально-культурной деятельности как совокупности педагогических разработок, вбирающих целый комплекс процессуальной деятельности от плана до осуществления. В нем отражено последовательности и понимание системности технологических процессов, включающих наиболее значимые методы действий от разработки концептуальной базы предполагаемого социокультурного проекта — через диагностику — прогноз — четкое формулирование задач и целей — отбор форм, способов, средств — условий — управление и организацию, содействующих достижению прогнозируемого результата с конкретным субъектом в конкретной среде.
Жарков А.Д. Разработка культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. М.: МГУК, 1998.С. 20
Социальные проекты: Материалы Общероссийской конференции «Фаворит XXI века» (март 2001г.). М: МГУКИ.2001; Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Учебное пособие. М.: МГИК, 1993 и др.
А потому, что, как мы уже отметили, социально-культурная деятельность представляет собой особенного рода воспитательную деятельность, то и технологии социально-культурной деятельности направлены на развитие личности, включение ее в культурно-ценностные социально-значимые отношения как основной суть воспитания.
Разработка сложна по собственной структурной организации. Главным и определяющим в ней есть цель как наиболее значимый системный элемент. реализация и Формирование идеи определяется публичными потребностями, собственного рода социальным заказом. Социальный заказ, со своей стороны, делает нужным определение и уточнение «проблемного поля», основной стратегической цели, формирование тактических задач и целей, требующих интеграции усилий и последовательности действий разных элементов социально-культурной деятельности, направленных на постепенную реализацию основной цели.
В этом случае в большинстве случаев прибегают к построению «древа целей», «иерархии целей». При определении целей в социально-культурных разработках нужно учитывать конкретные задачи региона, возможности и специфику социально-культурных университетов, интересы и запросы социально-демографических групп, темперамент их производственных условий и трудовой деятельности, возможности координации упрочнения разных социальных институтов и структур, временные характеристики циклов действия.
Определение целей зависит не только от самого факта многосубъектно-сти социально-культурной деятельности, но и от разнообразия объектов влияния. Ими смогут являться разные национальные структуры, специалисты и институты, бессчётные публичные и религиозные организации, формальные и неформальные группы, инициативные перемещения, частные, коммерческие, кооперативные и другие организации и, конечно же, отдельные личности.
В случае, если представить, что в качестве основной цели, которой нужно добиться, выдвигается некоторый идеал — высокообразованная, культурная, духовно богатая, социально активная, гармонически развитая личность, то такая цель получается пара расплывчатой, нечеткой. Дабы четко выяснить содержание технологического процесса, нужно ставить более конкретную цель, иметь полное представление о конечном результате, дабы совершенно верно диагностировать его. Для этого требуется переформулировка основной цели в диагностическую, а ее (диагностическую цель) со своей стороны нужно разбить на этапы, в которых определяются диагностируемые цели для каждого этапа.
Диагностирование цели предполагает: во-первых, обнаружение «проблемного поля», во-вторых, ориентацию на формирование качеств, особенностей, умений, опыта, нужных для конкретной личности, группы,
коллектива, общности. В-третьих, поиск диагностического инструмента, разрешающего объективно и конкретно распознать данное свойство, свойство, умение, опыт, замерить уровень его развития, оценить данный уровень и сравнить его с взятым промежуточным либо конечным результатом.
Детальное определение точных действий и конечного результата эксперта для его успехи в социально-культурных разработках строится на базе намерено отобранного проектантом содержания инструментария как совокупности форм, способов, средств, условий, диктуемых педагогическими целями формирования как следует новых социальных взаимоотношений с заданными главной целью параметрами.
И тут покажется необходимость в соединении содержания, форм, способов, средств, цели в единое целое, которое выражается в прогнозировании как процесса, так и результатов. В конечном итоге все выливается в необычный проект, что раскрывает задачи и конкретные цели, разрабатывает поэтапно пути успехи поставленной цели и определяет условия, содействующие более действенному протеканию технологического процесса.
В случае, если представить совокупность технологического процесса схематично, то его структурные составляющие смогут выглядеть следующим образом.
Концептуальная часть социально-культурных разработок предполагает глубоко проработанное научное обоснование неприятности, включая философские, дидактические, социально-педагогические, культурологические стороны, обнаружение либо осознание острых социально задач и значимых целей.
Диагностическая часть технологического процесса решает задачи уточнения «проблемного поля» региона, отдельных социальных групп, личности.
Прогностическая часть социально-культурных разработок направлена на выработку конечных результатов и предположений, к каким должны прийти технологи в следствии осуществления проекта.
Фактически проектная часть включает в себя отбор конкретных действий и оформление их в форму конкретного художественного либо социального проекта.
Процессуальная часть реализует на практике технологический процесс. Она включает управление, организацию, формы, средства, способы, диагностику, анализ и вероятную коррекцию протекающего процесса.
В ходе осуществления проекта все части технологического процесса взаимодействуют между собой на осуществления и всех стадиях рождения технологической конструкции: план ведет к поиску концептуальной базы содержания, средств, форм, способов, потом к выражению плана в конкретном проекте, программе, после этого подбору условий, содействующих получению оптимального результата.
Процессуальная часть приводит к пристальному интересу ученых и достаточно отлично создана в практической социально-культурной деятельности. Ее возможно представить в виде нескольких систем, среди которых наиболее значимые: организационная система, которая рассматривается как совокупность операций, сгруппированных по определенным этапам, методическая, разрабатывающая тактику действий, трансформирующую и переводящую в русло конкретной деятельности содержательный материал , и корректирующая, вносящая нужные трансформации на протяжении реализации проекта.
В процессуальную часть социально-культурных и культурно-досуговых разработок на уровне теоретических разработок мы предлагаем включить управляющую систему. Включение данной системы в
Жарков А.Д. Разработка культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 1998. С. 23.
процессуальную часть делает законченным целый технологический процесс. Эта система обязана содержать такие операции, как целеполагание, планирование, проектирование, постепенную диагностику, варьирование методами и средствами с целью корреляции результатов. Она разрешает руководить программами и конкретными проектами на всех стадиях работы над проектом — от плана до реализации, делая их более действенными. Ее возможно представить в виде схемы.
Схема организационно-управленческой части технологического процесса
Блок управления
Управляющая система в технологическом ходе делается одной из основополагающих и разрешает профессионально грамотно переводить социально-культурную деятельность с одного уровня на другой, более большой, охватывая все этапы технологического процесса, вносить нужные коррективы.
Анализ отечественных и зарубежных ученых по проблемам педагогических разработок разрешает выделить последовательность их качественных параметров, среди которых:
— воспроизводимость и гарантированность результатов, каковые характеризуются хорошими трансформациями в развитии личности (группы, коллектива) в связи с применением данной разработке;
— целенаправленность технологической совокупности, показывающая на то, что полученный итог не случаен, а проектировался, и для его успехи была создана конкретная программа либо проект;
— системность, показывающая на то, что социально-культурные разработки — это определенная совокупность действий, методов и средств, соединенных определенной целесообразной логикой их применения в конкретных условиях, которая разрешает получать успехи рассчетных результатов;
— новизна, раскрывающая возможности разработки как передового
опыта;
— актуальность, проявляющаяся в ответе конкретных воспитательных затруднений и проблем, каковые удается преодолеть в практике, применяя данную разработку .
Но диагностика направлена на обнаружение не только результатов , но и обстоятельств, тормозящих их достижение. Лишь при этих условиях вероятен выбор методов и приёмов, снимающих неприятности в деятельности работников социальной сферы, и требующих дополнительной работы с отдельными социальными стратами, группами населения либо отдельной личностью.
Человек есть многофакторной совокупностью, и на нее влияют не только социально-культурные университеты, но и социально-экономическая обстановка в стране, семья, приятели, среда, условия производства, образование и др. Эффект значимости того либо иного влияния заблаговременно угадать часто бывает нереально. Но разработка социально-культурной деятельности разрешает вносить значительный вклад в развитие личности, объединяя социально значимые и личностные цели.
Воображая собой сложную совокупность педагогического влияния на личность, социально-культурные разработки соединяют в себе целостность и логику педагогического процесса, взаимосвязывают все его части, объединяя их в конкретном проекте либо программе.
Так, процессы, основанные на применении социально-культурных разработок, только тогда достигнут собственной цели, в то время, когда они управляемы, т.е. основаны на целеполагании, планировании, проектировании, включают постепенную диагностику, обширно применяют возможности варьирования способами, средствами с целью корреляции поиска хороших вариантов успехи поставленной цели.
В условиях борьбы социально-культурные разработки; должны быть действенны по итогам и оптимальны по затратам, обеспечивая наряду с этим определенный уровень удовлетворения социально-культурных потребностей.
Сокровище социально-культурных разработок как совокупности педагогического влияния на личность в условиях социально-культурной деятельности содержится в том, что основанные на применении определенного метода они смогут быть воспроизведены во многих социально-культурных разработках с другими объектами и субъектами влияния.
Вопросы для самопроверки
1. Чем обусловлено появление социально-культурных разработок?
Казакова А.Г. Современные педагогические разработки в дополнительном опытном образовании учителей. М: ИПО Профиздат, 2000. С.1 ] 8
2. Что являются социально-культурные разработки? Совершите сравнение с педагогическими разработками.
3. Охарактеризуйте системные части социально-культурных разработок. Как и по какой причине они образуют совокупность?
4. Какими параметрами нужно руководствоваться при определении качественных параметров социально-культурных разработок?
5. Разработка реализована. Что дальше?
Литература
1.Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической разработке. М.: Педагогика, 1989.
2. Проблемы социокультурного менеджмента: Сб. науч. тр. / Под науч. ред. В.М. Чижикова, Т.Н. Новиковой. М.: МГУКИ, 2002.
3. Жарков А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: Уч. пособие для искусств вузов и студентов культуры. М., 1998.
4. Киселева ТТ., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. М: МГУКИ, 2004.
5. Культурно-досуговая деятельность: Учебник/Под науч. ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М: МГУК, 1998.
6. Новикова Г.Н. Социально-культурные разработки: Программа курса для студентов специализаций кафедры менеджмента социально-культурной деятельности. М.: МГУКИ, 2003.