Жил-был мальчик Витя. Отправился он в лес. Идет-идет по дорожке, а к нему кошка. Кошка говорит: «Не ходи в лес, в том месте не добрый волк». Не послушал Витя и отправился дальше. Идет-идет по дорожке, а к нему ворон. Ворон говорит: «Не ходи в лес, в том месте не добрый волк». Идет-идет по дорожке, а к нему лиса. Лиса говорит: «Не ходи в лес, в том месте не добрый волк». Не послушал Витя и отправился дальше. Пришел Витя в лес и видит- сидит под деревом не добрый волк. Испугался Витя, побежал к себе по дорожке, а волк за ним бежит. Закричал Витя: «Помогите!» Услышала лиса, прибежала и стала волка кусать. Отпустил он Витю. Бежит Витя по дорожке, а волк его догоняет. Опять закричал Витя: «Помогите!» Услышал ворон, прилетел и стал волка клевать. Отпустил волк Витю. Бежит Витя по дорожке, а волк его опять догоняет. Третий раз крикнул Витя: «Помогите!» Прибежала кошка, стала волка царапать. Отпустил волк Витю и убежал в лес. Витя пришел к себе.
Как при исполнении задания 9, учите ребенка продолжать пересказ привычного сюжета, начатый взрослым либо вторым ребенком, с любого места в тексте. На протяжении рассказа ребенок может оперировать игрушками, фигурками из кукольного театра, би-ба-бо, игрушками, сделанными на протяжении лепки; может говорить по картине.
Учите ребенка придумывать сказки и рассказы.
Чтение.
1. Совершенствуйте технику чтения — смотрите за тем, дабы при чтении ребенок выполнял нормы орфоэпии, для чего делайте надстрочные символы, о которых мы уже говорили:
авт
корова, сейчас, сад.
Учите останавливаться на протяжении чтения на точках.
2. Продолжайте деятельно применять чтение для выражений новых и запоминания слов. Чтение будет для вашего ребенка базой запоминания нового речевого материала.
3. Предлагайте ребенку пересказывать по картинам либо посредством игрушек содержание тех сказок (рассказов), каковые вы говорили по программе задания 9, тех книжек-самоделок, каковые вы готовили прежде.
4. Приготовьте и прочтите с ребенком новые книжки-самоделки, сделанные по событиям из судьбы вашей семьи, по наблюдениям. В месяц делайте не меньше одной таковой книжки. Пересказ вашего ребенка должен быть свободным, свободным, ни за что не воспитывайте его заучивать тексты наизусть. При пересказе он непременно обязан функционировать — прибегать к драматизации, пользоваться какими-нибудь настоящими предметами, игрушками, поделками и т.д.; привлекать к действиям взрослых или других детей. Само собой разумеется, ребенок может наблюдать в текст, дабы отыскать в памяти какое-нибудь слово либо выражение, в противном случае у ребенка не будет расширяться словарь и развиваться обращение. Но не должно быть установки учить текст наизусть.
5. Просматривайте с ребенком настоящие неадаптированные книжки: «Репка», «Колобок», «Теремок». Их ребенок обязан мочь драматизировать и пересказывать. Эти книжки, как мы знаем, имеют на каждой странице иллюстрации и маленький текст. Ребенок сам просматривает текст, позже разглядывает картину. При повторном чтении всей книжки, ребенок действует сам — выбирает из собственных игрушек персонажей, делает их и нужные предметы сам либо распределяет роли между участниками семьи для проигрывания прочтённого. Все это без ваших подсказок. Не «переводите» ребенку текст каждой страницы, не повторяйте то, что ребенок уже прочёл; он обязан обучаться осознавать текст самостоятельно, надеяться на самого себя. Не стремитесь, дабы ребенок осознавал каждое слово в тексте, он обязан осознавать неспециализированный суть текста каждой значения и страницы тех слов, каковые серьёзны для понимания этого смысла. Так как в текстах сказок довольно много устаревших, малоупотребительных слов, запоминать, каковые на данный момент ребенку совсем не требуется. Часть незнакомых слов ребенок может осознать посредством иллюстраций к тексту — определить тот либо другой предмет либо воздействие; часть слов осознаёт из контекста. Т.о., просматривая и драматизируя, драматизируя и пересказывая, ребенок попадает в его суть, знакомится с новыми словами. Кое-какие новые слова вы позже включаете в кое-какие виды деятельности, дабы они вошли в независимую обращение ребенка.
При пересказе ребенка, пользуйтесь вопросами: как сообщить по-второму?, что было сперва?, а позже?, по какой причине?, для чего?, что произошло? Предлагайте ребенку задания:сделать к сказке либо части сказки картинки, лепку, аппликацию…При возможности просматривайте диафильмы по данной сказке. Разыгрывайте эти сказки оп ролям на протяжении различных праздничных дней, приглашайте гостей, родственников как зрителей
6. Просматривайте с ребенком адаптированные сказки: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Сорока-белобока». Эти сказки ребенок просматривает и драматизирует, но пока не пересказывает. Тексты этих книг вы заменяете собственными, более несложными, каковые пишите на страницах белой бумаги и наклеиваете на текст книги.
7. Учите ребенка иллюстрировать книжки-самоделки. Ребенок приобретает листы бумаги, где вы внизу печатными буквами пишите текст, что ребенок обязан передать в рисунке. Эта работа проводится без помощи взрослого. Страницы пронумерованы, ребенок просматривает текст на всех страницах, а после этого возвращается к первой. В начале работы книжка складывается из двух, а в последних месяцах года из четырех страниц. С каждой книжкой проводится как минимум несколько занятий: на первом занятии проводится рисование без помощи взрослого; на втором — драматизация текстов, устанавливается последовательность событий, драматизация, рисунок и текст ребенок всегда соотносятся; третье занятие — повторное рисование. Затем из картинок составляется книжка. Размер ее возможно маленьким — составлять половину страницы из альбома для рисования. На титульном странице пишется заглавие. Иллюстрирование книжек может проводиться один раз в неделю. За год возможно произведено 10 книжек. Примерные тексты:
Книга про папу.
1 с. Мелкий мальчик игрался и сломал машину. Мальчик плачет.
2 с. Отец починил машину. Мальчик рад.
Книга про девочку.
1 с. Зима. Девочка отправилась гулять и забыла надеть валенки.
Девочка надела ботинки.
2 с. Девочка лепит бабу.
3. с. Девочка заболела. Пришёл доктор (врач).
Книга про зайцев.
1 с. Жили-были зайчиха-мама, заяц-маленький зайчонок и папа.
2 с. Зайчиха-мама варит суп.
3 с. Заяц-папа забрал корзину и отправился в лес.
4 с. Мелкий зайчонок играется в мяч.