Сказка — один из популярных и любимых жанров в литературе и фольклоре населений украины.
Народная сказка — вид устных повествований с фантастическим выдумкой, формы и содержание которого первоначально были связаны с мифами и, художественно преображенные, стали частью фольклорной прозы. Общепринято деление сказки на сказки о животных, чудесные и бытовые, не смотря на то, что такое деление условно: существуют еще анекдотичные, легендарные, басенные и др. Сказки классифицируют кроме этого по изюминкам поэтики (в основном — композиции) на кумулятивные (повторение однотипных событий), повествовательные, прибауточные и другие; по характеру образности — аллегорические, с персонажами — животными, людьми и т. п., по стилю — юмористические, сатирические, героико-патетические и др.
В сказках о животных всем персонажам приписываются свойства людей. На стадии отделения мастерства от мифологии неосознанное очеловечивание зверей, насекомых и птиц стало литературным приемом, а объектом изображения сделались по большей части их отношения и люди. Сказки о животных, в большинстве случаев, сатирические либо юмористические произведения. Они назидательны. Любимый их храбрец — плут, обманщик и хитрец (лиса, заяц, ворон, паук и др.). Ожесточённая борьба за существование среди птиц и зверей воспроизводится как иносказательное изображение острых социальных распрей. У сказок о животных стиль и своя поэтика (к примеру, довольно часто употребляется композиционный прием неожиданной встречи животных, песенные вставки и т. д.). Условность выдумки соответствует широте художественного обобщения. Исходя из этого образы и мысль многих сказочных историй о птицах и зверях легко обращаются в поговорки и пословицы. Так, жадный волк перешел из сказок в пословицу: «Не клади волку пальца в поговорку» — и рот: «Волка в пастухи поставили» (о дураках, небрежно распорядившихся своим либо чужим добром). С течением времени сказки о животных становятся в основном детскими. В них учитываются изюминке возрастного восприятия выдумки: четко разграничиваются хорошие и отрицательные персонажи, быстро сменяются сюжетные положения — от ярких и весёлых к мрачным и грустным и обратно, необходима победа хороша над злом.
Чудесная сказка в собственных истоках восходит к приемам волшебных обрядов, ко всей совокупности мифических взоров на мир; таково представление о существовании подземного царства, иных миров и пр. Тем не меньше совпадение многих прекрасных мотивов с волшебными обрядами не свидетельствует их тождества. В сказках люди грезили преодолеть настоящую мощь внешних общества и сил природы, изображали мнимую победу над ними, а свершение волшебного обряда приучало человека к пассивному ожиданию. После этого вымысел в сказках стал поэтической условностью — в них воплотились грезы народа об другой, яркой жизни, в которой царит справедливость, а храбрецы — носители хорошего начала — неизменно выясняются победителями в жизненной борьбе.
Тема самых распространенных сказочных сюжетов — будущее гонимых и униженных. За верность, доброту, бескорыстие беды таких храбрецов сменяются благополучием. Этому обороту в судьбе храбрецы обязаны вмешательству сверхъестественных сил, обретению чудесного предмета, знанию либо умению. В сказках появилась целая плеяда прекрасных ассистентов: конь, лягушка, хорошая старая женщина, жена-волшебница и др. Они противодействуют неприятелям: колдуньям, похитителю-вихрю, Кощею, многоголовому зверю и др. Сказки учили быть жёсткими в жизненных опробованиях, не мириться со злом, неправдой. Сказочники грезили о прекрасном методе уменьшить тяжелый физический труд, овладеть силами природы.
Ученые составили списки обычных сказочных сюжетов, обрисованы приемы стиля, устойчивые формулы типа: «Не так долго осталось ждать сказка отражается, не не так долго осталось ждать дело делается», зачины наподобие «жили?были» и концовки с упоминанием радостного пира по окончании злоключений. Бытовые сказки отличаются острой социальной направленностью. Острота социального плана навеяна кризисными явлениями в истории классового общества. Храбрец сказки — бедный крестьянин, работник либо солдат. Самый полезны среди бытовых сказки, направленные против попов, а кроме этого сказки о находчивом воине (германская сказка «Огниво» и др.). Бытовая сказка часто переходит в анекдот.
Хорошие собрания русских сказок составлены в XIX и XX вв. А. Н. Афанасьевым, Д. Н. Садовниковым, Н. Е. Ончуковым, Д. К. Зелениным, А. М. другими собирателями и Смирновым, издателями фольклора. Сказки различных народов вошли в сокровищницу всемирный литературы. Таковы сборники восточных сказок «Тысяча и одна ночь», германских народных сказок братьев Я. и В. Гримм. В советское время изданы бессчётные сборники сказок народов СССР.
Литературная (авторская) сказка тесно связана с народной темой, сюжетом, мотивом, часто и стилем. В творчестве писателей сказка получила самостоятельность и художественную неповторимость, не смотря на то, что и удержала в себе последовательность фольклорных изюминок: в жанровых приемах, в трактовке чудес. Происхождение авторских сказок ознаменовало большой подъем опытной литературы и её перемещение на пути народности к национальной самобытности. Это сказки А. С. Пушкина, П. П. Ершова, В. И. Даля, Л. Н. Толстого, Д. Н. Мамина-Сибиряка и вторых — в русской литературе, Ш. Перро — во французской, В. Гауфа и И. В. Гёте — в германской, Х. К. Андерсена — в датской, К. Эрбена — в чешской и т. д. Современная русская литературная сказка представлена в творчестве М. Горького («Воробьишко», «Случай с Евсейкой», «Про Иванушку-дурачка» и др.), А. Н. Толстого («Золотой ключик, либо Приключения Буратино»), К. И. Чуковского («Путаница», «Муха?Цокотуха» и др.), С. Я. Маршака («Двенадцать месяцев» и др.), А. П. Гайдара («Сказка о военной тайне» и др.), С. Г. Писахова («Мороженые песни» и др.), В. В. Бианки («Как муравьишка к себе торопился» и др.). стиль и Поэтика авторских сказок весьма разнообразны: это сказки?поэмы, сказки?новеллы, сказки?рассказы, сказки?повести, сказки?пьесы, сказки?притчи, сказки?басни, сказки?стихотворения и др. Известность взяли сказки Д. Д. Нагишкина («Храбрый Азмун», «Айога» и др.), Н. Н. Носова («Бобик в гостях у Барбоса», «его друзей и Приключения Незнайки» и др.), Л. И. Лагина («Старик Хоттабыч» и др.), а из сказок зарубежных писателей самый известны сказки А. Милна (о Винни?Пухе), Дж. Родари («Приключения Чиполлино» и др.), А. Линдгрен (трилогия о Малыше и Карлсоне и др.).