Знак (от греч. symbolon — символ, примета) — один из видов тропов (см. фигуры и Тропы) — слов, каковые приобретают в художественном тексте не считая собственных главных (словарных, предметных) значений еще и новые (переносные). Знак, подобно аллегории и метафоре, образует собственные переносные значения на базе того, что мы чувствуем родство, связь в это же время предметом либо явлением, каковые обозначаются каким?то словом в языке, и вторым предметом либо явлением, на каковые мы переносим это же словесное обозначение. К примеру, «утро» как начало дневной активности может сопоставляться с началом людской судьбе. Так появляются и метафора «утро судьбы», и символическая картина утра как начала жизненного пути:
В тумане утреннем неверными шагами
Я шел к загадочным и чудным берегам.
(Вл. С. Соловьев)
Но знак коренным образом отличается и от аллегории, и от метафоры. В первую очередь тем, что он наделен огромным множеством значений (по сути дела — неисчислимым), и все они возможно присутствуют в каждом символическом образе, как бы «просвечивая» приятель через приятеля. Так, в строчках из стихотворения А. А. Блока «Ты была ярка до странности…»:
Я твоей амурной ласкою
Озарен — и вижу сны.
Но, поверь, считаю сказкою
Невиданный символ весны
«весна» — это и время года, и зарождение первой любви, и начало молодости, и наступающая «новая судьба» и другое. В отличие от аллегории знак глубоко эмоционален; дабы его постичь, нужно «вжиться» в настроение текста. Наконец, в аллегории и в метафоре предметное значение слова может «стираться»: время от времени мы его практически не подмечаем (так, при упоминании в литературе XVIII в. Марса либо Венеры мы довольно часто практически не вспоминаем быстро обрисованных персонажей древних мифов, а знаем только, что речь заходит о войне и о любви. Метафора Маяковского «дней бык пег» рисует образ пестрых дней людской судьбе, а не образ быка пятнистой масти).
метафоры и Формальное отличие символа в том, что метафора создается как бы «на отечественных глазах»: мы видим, какие конкретно конкретно слова сопоставлены в тексте, и потому догадываемся, какие конкретно их значения сближаются, дабы породить третье, новое. Знак может входить и в метафорическое построение, но оно для него не обязательно. Мы опознаем символику «зари» и в метафоре «на заре туманной молодости», и в тексте, где метафоризм ослаблен:
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец красивая заря?
(А. С. Пушкин)
и в совсем не метафорическом по собственному строению тексте:
Ты не забываешь первую любовь
И зори, зори, зори?
(А. А. Блок)
Откуда же берется символический суть образа? Главная изюминка знаков — в том, что они, в собственной массе, появляются не только в тех текстах (либо тем более в частях текста), где мы их находим. Они имеют историю длиной в десятки тысяч лет, восходя к древним представлениям о мире, к обрядам и мифам. Определенные слова («утро», «зима», «зерно», «почва», «кровь» и т. д. и т. п.) с незапамятных, времен запечатлелись в памяти человечества конкретно как знаки. Такие слова не только многозначны: мы интуитивно ощущаем их свойство быть знаками. Позднее эти слова особенно завлекают писателей , включающих их в произведения, где они приобретают все новые значения. Так, Данте в собственной «Божественной комедии» применял все многообразие значений слова «солнце», которое восходило к языческим культам, а после этого к христианской символике. Но он создал и собственную новую символику «солнца», которая после этого вошла в «солнце» у романтиков, у символистов и т. д. Так, знак приходит в текст из языка многовековых культур, привнося в него целый багаж собственных уже накопленных значений.
Потому, что значений у знака очень много, он оказывается талантливым «отдавать» их по?различному: в зависимости от личных изюминок читателя.
Не все знаки в литературе имеют столь долгую историю. Многие из них заново выстроены по примеру обще культурных знаков. Таковы, к примеру, символические заглавия многих реалистических произведений XIX в.: «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Обрыв» И. А. Гончарова, «Фальшивый купон» Л. Н. Толстого и др.