Кстати, мечи у сарматов игрались (как у скифов и савроматов) определенную сакральную роль. Об этом пишет Аммиан Мар-целлин: «…они, по безжалостному обычаю, втыкают в почву обнажённый клинок и с благоговением поклоняются ему, как Марсу, покровителю государств, по которым они кочуют».
Сарматы были красивыми стрелками из лука, что у них был оружием ближнего боя. Как мы знаем, что сарматская конница совершала стремительный набег на соперника, причём, солдаты начинали обстрел уже на подступах к боевым порядкам неприятеля. Лишь затем, сарматы имели возможность применить копья, дротики, мечи, топоры. Довольно много внимания сарматы уделяли тренировкам по стрельбе в цель со скачущей лошади. Они смотрели за состоянием лука, тетивы, её крепления и боевому запасу стрел в колчане. В III в. до н.э. в берестовых либо кожаных колчанах сарматов ещё видятся стрелы с медными наконечниками. Они трехлопастные втульчатые. Позднее появляются металлические трехлопастные втульчатые наконечники, каковые достаточно скоро заменяются черешковыми наконечниками стрел.
Сложность конструкций погребальных камер отдельных сарматских погребений, широкие погребальные действия, громадное
количество сопровождающих предметов — всё это говорит об уже состоявшемся социальном неравенстве в раннесарматском обществе, где выделяются богатые скотом семьи, племенная либо родовая вершина (вожди, полководцы, знатные солдаты, волхвы и шаманы) и, иначе, простые скотоводы, солдаты.
Исходя из этого открытие экспедицией Н.Б. Скворцова погребения знатной сарматки в Николаевском районе со сложным ритуальным обрядом, огромным количеством земляных работ, совершённым «похоронной командой» солдат-сарматов, есть сенсацией. Разнообразен сопровождающий госпожу могильный инвентарь.
Прямоугольная яма была глубокой. Дно наклонно шло к одной из узкой сторон могильной ямы. Тут были выкопаны ниши для двух человек. В одной покоился пожилой мужик. Его правая ладонь сжимала рукоять кинжала. Тут же стоял бронзовый литой котел (III—I вв. до н.э.). В Нижнем Поволжье подобный котёл видится второй раз. Чаще их находят в могилах сакских солдат в Средней Азии.
В этом котле когда-то сварили мясную похлебку (лежали кости быка), куски баранины были положены на протяжении стенку камеры. Помимо этого, рядом с солдатом найдены: медное зеркало, оселок для заточки ножей, костяная проколка (вилка), колчан с крюком и железными наконечниками стрел для его крепления на портупее, наконечник копья и другие небольшие предметы.
Во второй камере похоронили молодую даму (18—20 лет). Её положили на толстую кошму. Сверху тело покрыли парчовой накидкой. А рядом археологам встретились необычные вещи: красноглиняный кувшин, аналогий которому нет, сероглиняную миску, курильницу (сосудик для благовоний на протяжении совершения молите), большие медные колокольчики (такие возможно встретить лишь на большом растоянии на Востоке), серебряную чашу, орнаментированную позолоченными поясками (дно чаши намеренно пробили, дабы «высвободить» душу предмета для перехода в другой мир). Найдено костяное навершие гребня, которое украшено стилизованными головками животных и птиц. На узкую костяную пластинку, возможно, талисман, нанесли волшебный солярный символ. Собраны бусы из янтаря, коралла и гагата. Около костей барана лежат нож.
В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей
Сарматская культура
В погребальной камере встречено довольно много прекрасных изделий из золота: пронизки, штампованные бляшки или округлой формы, или в виде ромба либо птицы (их нашивали на парадную одежду). Браслеты из золотой проволоки были надеты на руки дамы, на шее — узкая проволочная золотая гривна в нескольких оборотов, на пальцах — два больших золотых кольца с вставками из аметиста и гагата. К одежде, помимо этого, пришили плетёные цепочки с четырьмя золотыми колокольчиками. Прекрасные золотые серьги найдены у висков дамы. Они складывались из округлых розовых камешков сердолика, оплетённых золотыми узкими полосами, к каким крепились цепочки. К ним крепились петельками узкие круглые пластинки, или трилистниками с капельками синеватого стекла в центре.
Неповторимым предметом в этом погребении было медное зеркало, одна сторона диска которого когда-то полировалась до блеска. Зеркало крепилось к древесной рукояти, покрытой с двух сторон золотыми накладками. На них рельефно изображены фигуры солдат-катафрактариев в пластинчатых доспехах. Примечательно, что руки человека держали за узду головы двух лошадей. В нижней части накладок мастер изобразил извивающихся змей. Такое зеркало возможно отнести ко II в. до н.э. Быть может, оно происходит из мастерских азиатской части Боспора.
Археологи отмечают, что, показавшись в степях Северного Причерноморья, сарматы воют с поздними скифами, тесня их на Крымский полуостров, где пребывала их столица — Неаполь Скифский. И скифская держава гибнет не без участия сарматских армейских дружин. Сарматы идут дальше на запад, до Дуная. Тут они уже сталкиваются с заинтересованностями Рима. Сейчас о них определила вся Европа: сарматы все чаще упоминаются в хрониках, записях дипломатов и купцов, географов и историков. Так, историк римский и известный географ Страбон пишет, что на Танаисе (Дону) обитают сарматские племена аорсов, каковые при боевых действий имели возможность бы выставить армию до 200 000 человек.
Помпоний Мела пара страниц собственного «Землеописания» кроме этого посвящает сарматам. Он, например, пишет, что «сарматы не живут в городах а также не имеют постоянных мест обитатель-
ства; они всегда живут лагерем, перевозя богатства и своё имущество в том направлении, куда завлекают их лучшие пастбища либо принуждают отступающие либо преследующие неприятели; племя агрессивное, свободное, непокорное и до того ожесточённое, свирепое, что кроме того дамы участвуют в войнах наравне с партнерами». Потом он прибавляет, что «…девочки обязаны упражняться в стрельбе из луков, верховой езде, а от взрослых женщин требуется, дабы они поражали неприятелей собственных так, что никого не убить считается правонарушением…»
I в. до н.э. — первая добрая половина II вв. н.э. (средние сарматы) — время стабилизации сарматского населения в степях Волго-Донского междуречья, Заволжья, в степях Причерноморья. Угодья были в далеком прошлом распределены между племенами. Полагаем, русла многих рек стали естественными границами между ними, нарушение которых сразу же приводило к армейским действиям. В пределах захваченной площади и проходили весенне-осенние перекочевки отар коз и овец, табунов лошадей. Возможно, летние стоянки сарматов, обитавших на левом берегу Дона, пребывали поблизости от берегов Волги, на Ергенинской возвышенности, где начинаются истоки многих донских речек либо в Сарпинской низменности, в окрестности озер Цаца, Барманцак и др. Зимники же — в огромной донской пойме около устья рек, впадающих в Дон.
С поздней весной начиналось перемещение стад и табунов в сторону летника. За ними передвигались телеги, нагруженные домашним имуществом, в кибитках ехали дамы и малые дети. Дети скакали рядом на лошадях. Данный долгий обоз охранялся конными солдатами. Само собой разумеется, абсолютно население не уходило с территории зимника. Часть сарматов оставалась на зимней стоянке, дабы беречь угодья от соседей либо переселенцев, заготавливать корм для животных на осень, подготавливать шкуры, кожи и другие предметы местного промысла для обмена заезжим торговцам, заботиться за больными либо ветхими участниками общины. А, в случае, если рядом, в обрыве реки либо балки обнаруживались выходы пластов хорошей глины, то пребывала работа для гончара. Лепные сосуды, обожжённые на костре, ко-
1 26 В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей
Сарматская культура
нечно, по виду уступали импортной керамике. Но и они обширно употреблялись в хозяйстве.
В поймах степных, рек, впадающих в Танаис, пребывали ставки сарматских вождей, торгово-пункты обмена валют, куда приходили торговые караваны. В погребениях I—II вв. н.э., наровне с бытовыми вещами, оружием, которое производилось местными сарматскими мастерами, показались импортные изделия из Боспорских городов, Рима и Греции, Средней Азии, Кубани и Кавказа, ремесленных центров. Тот же Страбон отмечал, что сарматы поменяли «рабов, кожи и другие предметы» на «одежды, прочие принадлежности и вино культурного обихода». Он упоминал некоторый торговый путь, что шел на Кавказ, потом — в Мидию, по которому аорсы «вели караванную торговлю на верблюдах индийскими и вавилонскими товарами, приобретая их в обмен от армян и мидийцев».
Из Волго-Донских степей довольно часто уходили в дальние походы дружины молодых сарматских солдат, ведомые умелыми полководцами. Сарматы сейчас участвуют в военных и политических событиях стран Причерноморья, в борьбе против Рима. Назад возвращались поредевшие отряды, привозя с собой не только трофеи, но и, возможно, останки собственных собратьев по оружию. По обычаю тех лет, тела должны быть захоронены на земле предков. Так росли цепочки курганов на высоких террасах по берегам донских и волжских рек.
Сохранилось мало картинок, каковые как-то передают внешний вид сармата, его одежду, размещение оружия, предметов амуниции. Сейчас, само собой разумеется, сарматы выработали обычный «покрой» боевой либо повседневной правила и одежды ношения оружия. К сожалению, многие предметы амуниции, изготовленные из дерева, кожи, ткани не сохранились. Исходя из этого, воображает интерес, в этом замысле, захоронение знатного солдата из Первомайского курганного могильника, где сопровождающий его инвентарь расположен так, что имеется возможность реконструировать расположение и амуницию оружия.
По всей видимости, сарматский солдат был одет в шаровары, заправленные в полусапожки. Нарядный кафтан обшит золо-
тыми штампованными бляшками, застегивался на древесные либо кожаные карабины (пуговицы). Кафтан опоясывался широким кожаным ремнём, украшенный рядом больших медных блях, инкрустированных вставками из белого и пасты и синего стекла. От пояса вниз свешивались узкие кожаные ремешки, служащие для подвески кинжала, оселка с золотым оконечником, быть может, маленькая кожаная сумка либо кошель, где имели возможность пребывать небольшие индивидуальные вещи. На портупее носился долгий металлический клинок. За спиной сармата пребывал в походном положении кожаный колчан. Он имел возможность вместить до много стрел. На время боя, конечно, колчан перемещался так, дабы быть под рукой стрелка.
Неповторимый обряд погребения сарматских солдат найден в Иловлинском районе у пос. Писаревка. Тут археологи раскопали долгую, как окоп, траншею, на дне которой находились две громадные колоды, вырубленные из больших стволов деревьев. В одной колоде покоился несложной солдат (с ним был лишь маленький металлический клинок). Во второй похоронили человека из военно-аристократического круга. Около него лежал клинок в парадных ножнах. Они были изготовлены из древесных пластин, покрытых кожей, сверху которой прикрепили узкую золотую фольгу. Его принадлежность к знатным солдатам подчёркивали кроме этого колчан и лук со стрелами. Кожаное покрытие колчана по краю украшалось витой золотой лентойна сверху крепилась золотая бляха, на которой мастер изобразил пантеру, эластичное, гипертрофированно долгое тело которой обвивало растительноядное животное.
Помимо этого, отысканы медное зеркало, оселок, плоская галька, нож, большая тёмно-светло синий бусина с белыми глазками. Когда-то его плащ застегнули на медную фибулу (прабабушка отечественной «британской» булавки), пояс застёгивался на литую медную пряжку с динамичной сиеной борьбы животных. Мастер изобразил пантеру, вцепившуюся в долгую шею двугорбого верблюда. Весьма интересно подчернуть, что верблюд караванный. На пряжке отлично видны поводья, идущие от головы животного к горбам, на которых укреплена широкая площадка седла.
В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей
Сарматская культура
«Практически все аланы высоки ростом и прекрасны, с умеренно белокурыми волосами; они страшны сдержанным взором собственных очей, весьма подвижны благодаря лёгкости оружия…им доставляют наслаждение войны и опасность. У них считается радостным тот, кто испускает дух в бою». Так Аммиан Марцеллин оценил тех сарматских кочевников, племена которых показались в степях на Волге и Дону в I в. н.э. О приходе аланов в Волго-Донское междуречье говорят не только письменные источники, но и появление в курганах погребений со необычным ритуальным обрядом, ставшим стандартным на много лет. К примеру, они чаще хоронили собственных соплеменников под одиночными насыпями. Это были, по большей части, захоронения знатных участников племени. Бедные слои населения устраивали погребения собственных родных в более древних курганах.
Аланы вытеснили из отечественных степей аорсов, подмяли остальные сарматские племена, заняв главенствующее положение. По словам Аммиана Марцеллина, они «…постоянными набегами изнурили соседние народы и распространили на них наименование собственной народности…». Благодаря установлению торгово-обменных связей с восточными ремесленными центрами, с Кавказом и с городами Причерноморья, сарматам удалось привлечь купцов в районы Волго-Донья. Те повезли ко мне предметы роскоши, вино, ткани, благовония. Их обменивали на продукты скотоводства, изделия местных промыслов и, само собой разумеется, на пленников. А.С.Скрипкин считает, что именно сейчас сарматы начинают приобретать караванным методом товары по северному отрогу Великого шёлкового пути.
Большим торгово-ремесленным центром оставался город Танаис, что пребывал в устье Дона (р. Танаис). Оттуда, по большей части, в далёкие донские и заволжские степи действовала посуда, сформованная на гончарном круге, разные украшения, бытовые вещи. Подробности парадного оружия, драгоценности по заказу представителей аристократической вершины изготавливались из золота, бронзы и серебра с применением драгоценных и полудрагоценных камней (бирюза, гранат, опал, аметист и т.д.).
Два погребения представителей сарматской знати с увлекательным комплектом импортных вещей встречены в Ктачёвском районе у пос. Вербовский. В одном погребении, в головах лежащего приятели положили большой оселок для заточки меча, поставили маленькой тонкостенный медный тазик римской работы. В Античности такие ёмкости, изготавливаемые в южноиталийских мастерских, употреблялись для омовения рук перед приёмом пищи, в разных ритуальных действиях на праздничных пирах и просто как парадная посуда, подчеркивающая значимость римской аристократической семьи.
На шее сармата висел талисман, Ювелир применял для этого большую опаловую бусину. Она молочного цвета с броскими красными прожилками. К краям бусины прикрепили вишнёвым варом полые золотые колпачки с петельками для подвески. Узкий пояс застегивался на медную проволочную пряжку. На поясе солдата висел маленький кинжал, а у левой руки стояла медная чаша, в центре которой когда-то была фигурка Диониса либо вак-ха, отлитая из серебра. В ногах лежал тяжелый металлический кистень с кольцом для ремня.
Самой яркой вещью в захоронении был серебряный кубок с литыми серебряными ручками в виде поджарых волков. Стало известно, что под слоем многовековой патины, скрыты картинки. На крышке с золотой каемкой прочерчена звезда, около которой плывут гиппокампы (водяные лошади) и лани с рыбьими хвостами. Округлое тулово кубка поделено’полосой растительности (поверхность почвы?) на две части.
На верхней поверхности тулова видна сценка из простой судьбы сарматов: конная охота на огромных вепрей. Наездники, одеты в перетянутые поясом, лёгкие куртки, узкие шаровары, на ногах что-то наподобие чувяков, тапочек, с переплетёнными крест-накрест шнурами. Охотники сидят на запряжённых лошадях. В руках они держат долгие древки копий-рогатин, которыми пробуют попасть в пасти рассвирепевших кабанов. Внизу кубка — возможно, подземное царство, где души сарматов (их изображали в большинстве случаев в образе оленя) терзают пантера и грифоны. Кубок, наполненный священным напитком, имел возможность применять
130 —
В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей
Сарматская культура
покойный сармат для совершения обрядовых жреческих действий.
Таковой кубок в первый раз встречен в Волгоградской области. Он имел возможность попасть к представителю военной элиты сарматов, как дар правителей Парфии (где он, быть может, был изготовлен). В эти ближневосточные почвы неоднократно совершали собственные угрожающие рейды сарматские отряды. Позже они уходили в Волго-Донскую степь, привозя награбленное добро, или «откупные» — сокровища, ткани, изделия из металла.
Еще одна неповторимая находка — медная римская патера отыскана в женском погребении этого же могильника. Патера (в Нижнем Поволжье встречена второй раз) — это ритуальная медная чаша с рифленой долгой ручкой, на финише которой прикреплена замечательно отлитая горбоносая голова барана. Мастер совершенно верно передал выпуклые глаза, крутые рога, прижатые к голове, шерсть животного в виде нередких рельефных кружочков. Подобные патеры (датируются в пределах I в. н.э). Они изготавливались в южноиталийских мастерских, откуда и поступали в Причерноморье, а после этого выяснялись у сарматов Волго-Донского региона.
На патере из Вербовского, в круглом медальоне на дне, изображена сценка из сельской судьбы: на земле сидит нагая женщина, у ног которой стоит, заросшая густой шерстью, апулейская коза. Действия девушки неясны. То ли она доит козу, то ли выщипывает шерсть для прядения, то ли занимается «облагораживанием» этого священного животного, подготавливая его к осеннему празднику урожая, обширно отмечаемому в римской Империи.
В большинстве случаев такую шумную процессию, с оркестром, поющими людьми и жрецами, с актерами, изображавшими Диониса и сатиров (Вакха), управлял козёл. Он был в виноградных лозах и венках. А около прыгали с криками луперки — юноши, каковые хлестали всех девушек и встречных женщин плетьми, свитыми из лент кожи козла. Считалось, что по окончании для того чтобы удара дама непременно зачнет ребёнка, а девушки выйдут замуж.
Во II—IV вв. н.э. в отечественных степях живет население, которое археологи отнесли к позднему периоду существования сарматских племен. Трансформации в погребальных традициях, в комплекте
вещей, сопровождающих погибшего сармата и Другие новые элементы культуры, разрешили сделать вывод о появлении на Волге и Дону очередной волны сарматов. Сейчас покойников хоронили лишь под личной маленькой Насыпью чаше в нишах-подбоях в одной из стен ямы. Тела укладывали головой на север. Возросло количество погребённых с Неестественной деформацией черепа (по окончании рождения голову ребенка, как уже упоминалось выше, туго бинтовали повязкой, насильственно изменяя естественную форму головы).
Изменились вещи в самих могилах. Болыце стало местной лепной керамики. Не смотря на то, что, посуда, изготовленная на гончаоном круге на Кубани и в мастерских Танаиса (в устье Дона) до тех пор пока ещё попадала в отечественные степи. Это, по большей части, громадные миски и сероглиняные кувшины. Время от времени видятся медные котлы в погребениях известный солдата. Существенно реже попадаются небольшие стеклянные изделия (флаконы, чаши). цх привозили раньше из боспорских городов, из города Танаиса. Обширно оас-пространяются среди поздних сарматов неболыцИе дисковилные медные зеркала с петельками для ношения на шее Одна их сторона, начищенная до блеска, отражала лица сарматских KDa-савиц. На другой стороне плоскости — рельефные тамгообразные либо волшебные символы.
Поздние сарматы были замечательно вооружены. Это давало им возможность решать конфликты в собственную пользу силой оружия Долгие мечи без железных наверший, распространившиеся сейчас, разрешали наносить удары сопернику не спешиваясь с лошади. У солдат имеются кроме этого кинжалы и боевые «засапожные» ножи. Остро отточенный но:ж всегда был пол рукой солдата, вложенный за ремни обуви. Его возможно было кинуть в пояснице бегущего неприятеля, рассечь веревку аркана, наброшенного на шею, скоро срезать ремни сбруи с убитой лошади. В руках наездника мог быть маленький лук, иногда оснащённыд костяными накладками. Сармат имел возможность стрелять из него на скаку из любого положения. Солдаты на время боя облачаются в пластинчатый ло-спех. Это — кожаная рубашка, на которую нашиты шепетильно по догнанные маленькие прямоугольные металлические пластинки
В. И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей
Сарматская культура
Одежда сарматов этого периода довольно часто застегивалась на плече либо груди посредством фибулы-застежки. В культовых действиях, как и раньше, употреблялись курильницы, лишь сейчас, квадратные по форме. Это сосудики, как мы знаем, употреблялись для горения священного огня либо для сжигания пахучих, наркотических трав на протяжении моления.
Но ушли в прошлое могилы с богатыми вещами сарматских вождей, каковые постоянно притягивали к себе внимание «тёмных археологов» как прошлых столетий, так и отечественного времени. Могильный инвентарь позднесарматских погребений довольно много скромнее. И это в полной мере объяснимо. В III в. н.э. отмечается культуры и общий упадок экономики Северного Причерноморья — главного поставщика импортной продукции в кочевые районы. Помимо этого, многие древние города, среди них и Танаис, что вел активную торговлю со степью, были разорены пришедшими ко мне готами.
И все же среди стандартных погребений сарматских кочевников время от времени видятся погребения местных представителей родоплеменной вершины. Такое респектабельное погребение открыто в кургане у пос. Вербовский Калачевского района. Тут погибшего сармата сопровождали на «тот свет» 19 предметов, среди которых были импортный кувшин, металлические топор, пешня, лом, долгий металлический клинок, кинжал, боевой нож, медное зеркало. Отысканы булавка-фибула, бусы из нефрита и сердолика, оселок, серебряные портупейные пряжки.
Подобное элитное погребение позднего сармата раскопала экспедиция ВШУ у пос. Солянка Николаевского района. В яму к сармату положили, например, импортную миску, кованный котел, фибулу, поясные пряжки, небольшие нашивные золотые бляшки, и боевой нож, долгий металлический клинок, рукоять которого была украшена диском из опала.
Занимаясь кочевым скотоводством, защищая собственные угодья от соседей, сарматы жили по своим обычаям, не ожидая, что на них обрушатся агрессивные и ожесточённые завоеватели степей — гунны. Это опустошительное нашествие с уничтожением большей части степного населения случилось в IV в. н.э. Кое-какие сар-
матские племена под нажимом гуннов отошли в предгорья Кавказа. Осетины, аланы и ряд других местных народов являются прямыми потомками сарматов. Они позднее были включены в состав таких раннесредневековых стран, как Алания на Северном Кавказе и Хазарский каганат, в почвы которого включались кроме этого степи на Волге и Дону,
Так закончилась сарматская эра, существовавшая практически
800 лет.
Гунны
Гунны
Жизнь сарматских племён в степях Причерноморья и Волго-Донского междуречья протекала совсем неспокойно. В III в. н.э. в почвы Северного Причерноморья пришли готы, каковые, разгромив римские гарнизоны, разорили местные города, и, оттеснив сарматов к Танаису (Дону), положили финиш их владычеству в этих местах. Тогда-то и нарушились торгово-обменные связи сарматских племен с большими ремесленными центрами, деятельно поставлявшими в районы Танаиса и Ра (Волги) разнообразные изделия, начиная с оружия и керамики, заканчивая предметами роскоши. Но особенно осложнилось ситуация в южно-русских степях в IV в. н.э. Этот век связан со временем Великого переселения народов, нескончаемые волны которых стали приходить с востока, уничтожая и покоряя местное население. И первой «ласточкой» этих ужасных событий был приход гуннов из глубин Азии. Это случилось в 378 г.
Удар гуннов был таким стремительным и ожесточённым, что авторам событий, хронописцам тех лет, ничего не оставалось делать, когда в самых мрачных красках фиксировать всё это для будущей истории. Довольно много сведений о гуннах оставил нам историк Аммиан Марцеллин: «Невиданный дотоле род людей, вставший, как снег, из укромного угла, потрясает и уничтожает все, подобно вихрю, мчащемуся с высоких гор». Он пишет, что гунны — «подвижный и неукротимый народ, пылающий …страстью к похищению чужой собственности», что жизнь их проходила «среди грабежей и резни соседних народов». Гунны, «не имея определенного места жительства, ни домашнего очага, ни законов, ни устойчивого образа судьбы, кочуют…как беглецы, с кибитками, в которых они выполняют жизнь…, гоня перед собой стада и упряжных животных»…
Аттилу, что довольно много позднее стал правителем гуннов, убив на пути к власти собственного брата Бледа, историки кроме этого рисовали открыто некрасивым. Он был низок, коренаст, имел мускулистые руки, большую голову на маленькой крепкой шее,
толстые губы и приплюснутый шнобель. Историк Иордан додаёт
потом, что Аттила имел … «широкую грудь, большую голову с
мелкими глазками, с редкой бородой…с ужасным цветом кожи».
Собственную огромную физическую силу Аттила сохранил до самой смерти. Говорят, что он, уже будучи «в годах», на протяжении охоты J одним ударом меча отрубил голову свирепому дикому быку.
Современники отмечают кроме этого, что Аттила владел умом, силь ной волей. Их лишь удивляло, что Аттила, в отличие от своих соратников, ни при каких обстоятельствах не выпивал спиртных напитков, и ел сырое 5 мясо, запивая его холодной водой.
} направляться подчернуть, что исследователи прошлого до сих пор
не имеют однозначного взора на место происхождения этих 5′ кочевых племен, покинувших таковой кровавый след в истории
\ Европы. Одни учёные вычисляют, опираясь на сведения древне-
| го поэта Дионисия Периегета, что это были некие унны. Их он
I упомянул в собственных стихах, где перечислил племена, жившие в
I степях у Каспия в первых столетиях н.э. Об этих кочевниках говорят
I и другие авторы, например, тот же Аммиан Марцеллин. Он
показывает, что «племя гуннов обитает за Меотийским болотом : (Азовским морем) в сторону Ледовитого океана и превосходит
\ собственной дикостью всякую меру».
Другие уверены в том, что гунны происходят от дальневосточных
агрессивных племен хунну. О них довольно часто пишут древние исто-
I рики Китая. С хунну постоянно воевала китайская армия,
I
которая, в конечном итоге, вынудила их покинуть территорию
Китая. И полчища гуннов ушли в западном направлении. От дельные своеобразные предметы, характерные для материаль ной культуры хунну, отмечены в приволжских районах где-то во ‘: i II в. н.э. Это подтверждают археологи, раскопавшие погребения
I раннего средневековья на левобережье Волги. В том месте в погребении
солдата были обнаружены костяные накладки на сложный лук -оружие, обычное для монгольских солдат. Ещё одно свидетельство — изображение наездника на серебряном сосуде из сарматского погребения, раскопанного в Астраханской области: солдат спешит на лошади, целясь из лука, оснащённого стрелой с же-
8.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей
Гунны
лезным наконечником, обычным, как вычисляет И.П. Засецская, для стрел хуннов.
По всей видимости, в степях, неподалеку от Волги и Дона, гунны сосредоточили собственные силы для замечательного броска на кочевья поздних сарматов. Гунны племена аланов «…перебили и ограбили, а остальных присоединили к себе» (А. Марцеллин). Часть сарматского населения под давлением гуннов ушло в предгорья Кавказа. на данный момент в тех краях живут прямые потомки сарматов — аланы, осетины. Другие сарматские племена влились в гуннскую орду и ушли с ней в сторону Северного Причерноморья, где гунны появились в IV в. н.э.
Считают, что гунны смогли пробраться ко мне двумя дорогами. Один — через р. Танаис (Дон) и южно-русские степи. Вторая орда прошла в Причерноморье через Керченский пролив. Объединившись, они захватывают, убивая обитателей и разоряя города, Таманский полуостров. Тут гибнет в огне столица Боспорского царства Пантикапей. Скоро гунны одерживают полную победу над остготами. Современники тех лет информируют, что готский король Герма-нарих не имел возможности пережить для того чтобы поражения — он заканчивает жизнь суицидом. Остатки готского населения сейчас абсолютно подчиняются гуннским вождям. Со временем в южно-русских степях образовывается политический альянс племен, живших в этом регионе. Всю эту «многоэтничную и многоязычную» орду управляли лишь гунны. Сейчас они полностью осуществляют контроль огромную территорию, все народы от Волги до Днестра.
Послетого, как гунны прекращают на какое-то время походы , они начинают заниматься собственными внутренними делами: хозяйством, подавлением вспышек недовольства неспокойных племен в отдаленных районах Предкавказья и в Волго-Донском междуречье. Они готовятся к новым походам на запад. В их военных отрядах было фактически всё мужское гуннское население. Учёные считают, что публичным строем гуннов была военная народовластие. Причем, племенами (и армейскими отрядами) руководили старейшины и избранные вожди.
Гунны особенно обожали и холили собственных лошадей. Они украшали их поводья, узду серебряными и медными бляшками,
набрасывали под твёрдое седло расшитые попоны. И по большому счету с этими животными они старались ни при каких обстоятельствах не расставаться. Со стороны казалось, что лошади им значительно дороже, чем их жены и родные. Аммиан Марцеллин по этому поводу делает замечание: «Они как будто бы приросли к своим коням выносливым, но ужасным на вид…ночь и День они выполняют на коне, занимаются продажей и куплей, едят, выпивают и, склонившись на крутую шею коня, засыпают…В то время, когда же приходится им совещаться…, то и заседание они ведут, сидя на конях.»