Цель: формирование навыков обнаружения временной и логической последовательности событий, изображенных на картинах серии, и составления на данной базе устного рассказа.
Особенность повествовательной речи содержится в том, что наряду с этим описывается последовательность событий во времени. Ребенок обязан осознать, как начали развертываться изображенные на картинах события (завязку), в какой последовательности они потом развивались (фактически сюжет) и чем все это завершилось (финал, либо развязку). Умение создавать подобные повествовательные рассказы по опорным картинам зависит не только от уровня развития связной речи, но и от навыков логического анализа событий, от умения устанавливать причинно-следственные связи между ними. Во многих случаях нужно распознать так называемый «скрытый суть», другими словами ту часть содержания рассказа, которая наглядно не представлена на картине. К примеру, в серии картин № 3 к скрытому смыслу относится тот факт, что, пока ребенок пробовал стянуть собственный носок, котенок выпил все молоко из его рожка. В серии № 8 скрытый суть содержится в том, что, пока курица гуляла во дворе, из яиц вылупились цыплята.
В зависимости от возраста детям возможно предложить серии различной сложности. В три-четыре года — серию из 2 картин, в четыре-пять лет — серию из 3-4 картин, в пять-шесть лет — серию из 5 картин. Но в каждом конкретном случае нужно учитывать личные возможности ребенка.
Игра «КНИЖКА РАССЫПАЛАСЬ»Вариант 1
Играться возможно с одним либо несколькими детьми. Взрослый растолковывает детям, что у него было пара мелких книжек, содержащих рассказы в картинах: «Книжки рассыпались, и странички перепутались. Давайте попытаемся опять собрать книжки. Но дабы это сделать, необходимо додуматься, с чего начинался рассказик, что было сперва, что случилось (произошло) позже, и чем все закончилось».
По окончании того как ребенок заявит, что сложил книжку, предложите ему поведать, что за история изображена на картинах, что в том месте случилось. Не следует формулировать задачу так: «Поведай, что нарисовано на картинах». Это провоцирует ребенка на формальное описание того, что нарисовано на каждой отдельной картине, а не на повествование о развитии событий.
Предложение поведать делается независимо от того, верно ребенок сложил серию либо нет. Время от времени, составляя устный рассказ, он сам подмечает неточности и исправляет их. В случае, если же устный рассказ значительно расходится с настоящим развитием событий на картинах (либо это заменено неправдоподобным выдумкой), направляться оказать ребенку организующую помощь. Если он совершил ошибку, не нужно сходу объявлять ему об этом, лучше задать уточняющие вопросы. Старайтесь делать это так, дабы в вашей реакции ощущалась не негативная оценка результата, а искреннее желание осознать, что имел в виду ребенок, сложив картины конкретно так. К примеру: «Слушай, я что-то не совсем осознал. Ты мне не растолкуешь, по какой причине…»
Пример. Предположим, серию № 3 ребенок сложил следующим образом: а-б—г-в. В устном рассказе это выразилось так: «Мелкий ребенок выпивал молочко из бутылки. Позже он снимал носок. Позже начал плакать. А котенок выпивает молоко из бутылочки».
Взрослый. Мне что-то неясно, по какой причине ребеночек расплакался. Как ты думаешь?
Ребенок. Ему стало скучно без мамы.
Взрослый. Давай взглянуть на первую картину. Что находится в бутылочке?
Ребенок. Молоко.
Взрослый. Само собой разумеется! Я также сейчас вижу. А что в бутылочке на 3-й картине, где ребенок плачет?
Ребенок. Пусто. Молока нет. Взрослый. А куда же оно делось? Ребенок. Ребенок выпил.
Взрослый. Давай взглянуть на последнюю картину (в данном варианте, сложенном ребенком, это картина в). Что в том месте в бутылке?
Ребенок. Молоко. 36
Взрослый. А откуда же оно снова показалось? На 3-й картине его уже нет, а тут снова имеется?
В случае, если по окончании аналогичных наводящих вопросов ребенок самостоятельно не осознал причинно-следственную сообщение событий, возможно оказать ему помощь в виде прямых разъяснений: «Молоко выпил котенок, а не ребенок. Как ты думаешь, отчего же ребенок расстроился и начал плакать?»
Независимой задачей в данной дидактической игре есть обучение составлению развернутых повествовательных рассказов. Помощь, которую наряду с этим оказывает взрослый, зависит от степени выраженности затруднений у ребенка. В случае, если рассказ составлен правильно, но через чур лаконичен, необходимо задать дополнительные вопросы о подробностях и деталях, не упомянутых ребенком, но присутствующих на картинах.
В случае, если ребенок разложил картины правильно, но не имеет возможности составить связный рассказ, ему задаются опорные вопросы. В этом случае рассказ составляется совместно, в вопросно-ответной форме.
Пример.Ребенок трех с половиной лет, отстающий в речевом развитии, не смог составить устный рассказ по серии № 1. Картины разместил в верном порядке.
Взрослый. Кто нарисован на первой картине? Ребенок. Мишка. Взрослый. Что он делает? Ребенок. Бежит.
Взрослый. По какой причине и за чем он бежит? Ребенок. За бабочкой. Взрослый. Правильно. Мишка бежит за бабочкой.
А что он желает с ней сделать? Ребенок. Поймать. Взрослый. Чем он желает ее поймать? Ребенок. Сачком.
Взрослый. Правильно. Мишка решил поймать бабочку сачком и побежал за ней. Как ты думаешь, он поймал бабочку?
Ребенок. Нет.
Взрослый. А по какой причине мишка не смог поймать бабочку? Ребенок. Он упал в яму.
Взрослый. Правильно. Молодец. А по какой причине это случилось? По какой причине мишка упал в яму?
Ребенок. Он побежал и не увидел яму.
Взрослый. Само собой разумеется! Ты верно осознал. Мишка увлекся. Ему так хотелось поймать бабочку, что он не увидел ямы и упал в нее. Попытайся сейчас без моей помощи поведать, что произошло с мишкой.
Подобная форма помощи формирует условия для овладения навыками независимого планирования повествовательного высказывания. Комментируя односложные ответы ребенка, взрослый в один момент дает образцы развернутых высказываний. Эти образцы, не ориентируя ребенка на прямую подражательность, имитацию речи взрослого, разрешают однако применять их как модель для построения собственного рассказа. Это не исключает, само собой разумеется, и возможности прямого подражания, но выбор в этом случае предоставляется самому ребенку. В противном случае говоря, такая форма помощи есть наименее авторитарным вариантом обучения.