Новый период русской истории, начавшийся примерно в XVII в. и относившийся ко всей жизни русского народа, сказался и в театральном мастерстве. Русский театр вступил в «зрелый» этап собственного существования. Он отличался от игрищного тем, что театральное мастерство стало зрелищным. Выступления перед публикой стали профессией. Устная драматургия сменилась письменно-книжной. Для театральных представлений стали строить особые строения.
Народный устный игрищный театр существовал , но одновременно с этим стали организовываться церковношкольный, боярский и царский придворный театры, не смотря на то, что и отличавшиеся друг от друга, но оказывавшие один на другого влияние. Резкое их разграничение случилось только в XVIII в.
Народные веса первыми создали театр нового типа. Инициаторами его были муниципальные слобожане, небольшое духовенство и волго-донское казачество. Ремесленники, выходившие из сельских местностей на отхожие промыслы в города, в 30-х гг. XVII в. имели собственный кукольный театр, взявший потом наименование театра Петрушки. В театре Петрушки рассказывалось о том, как юный юноша, придя в город на доходы, поддается муниципальным соблазнам и начинает гулять и бесчинствовать. Финиш представления соответствовал религиозным взорам того времени: линия уносил молодца в преисподняя.
Понемногу содержание представлений Петрушки изменялось, оказались все новые варианты. Но основное оставалось неизменным: Петрушка — это радостный, озорной, ловкий и непобедимый храбрец народной кукольной комедии. Зрители с восхищением следили, как он одурачивал и побеждал духовенство и представителей власти. Он продолжительное время оставался любимым храбрецом кукольного театра.
На рубеже XVI—XVII вв. появляется устная народная драма на легендарную тему «О царе Ироде». В ней рассказывается о том, как Ирод, опасаясь захвата власти иудеями, приказал стереть с лица земли всех иудейских младенцев. За такое злодеяние царь был казнен и обречен на вечные страдания в аду. Эта пьеса пользовалась успехом, в силу того, что в народе сохранилась память о злодеяниях Бориса Ивана Годунова и царей Грозного, по приказу которого якобы был убит царевич Дмитрий.
Следующая дошедшая до нас устная драма была сложена, как и многие песни в казачьей среде, и посвящена любимому национальному герою Стеньке Разину и его астраханскому походу. Эта устная драма имела пара названий. Самое популярное из них — «Лодка».
Все пьесы народного театра были любая по-своему направлены против правительства.
Церковношкольный театр в РФ создал ученый монах Симеон Полоцкий. В середине 60-х гг. XVII в. он написал комедию «Блудный сын». Эта пьеса была направлена против парней, которых родители в те годы отправляли обучаться за границу, а они кутили и растрачивали отцовские деньги. Пьеса призывала их одуматься и раскаяться. Эта пьеса первенствовала русской письменной драмой. Развитие русской драматургии в ближайшее за тем время шло по пути, указанному Симеоном Полоцким.
Придворный театр создавался на потеху царского двора. Было выстроено особое строение для театра — Потешная палата (1613). Вначале пробовали применять мастерство скоморохов. Но скоро обнаружилось, что оно не удовлетворяло возросшие вкусы зрителей, да к тому же скоморохи не были угодниками царской власти. Исходя из этого обратились к Симеону Полоцкому. Но он не смог создать неизменно действующий опытный театр. Тогда царь Алексей Михайлович решил обратиться к чужестранцам, и с 1660 г. начали приглашать в Москву германских актеров. В 1664 г. их силами стали даваться пьесы в Москве, в деревнях Преображенском и Измайлове. В 1672 г. организация пьес была поручена преподавателю германской слободы Грегори.
Грегори поставил комедию об «Эсфири», и спектакль понравился, но двору нужен был национальный русский театр. Исходя из этого год спустя царь приказал тому же Грегори и еще двум учителям германской школы научить труппу из русских парней. Дамы тогда на сцене не выступали. В 1675 г., по окончании смерти Грегори, труппа стала абсолютно русской. Все пьесы имели политический темперамент — призывали боярство к смирению, подчинению царю и будили патриотические эмоции. В числе последних была переделка катастрофы Марло «Тамерлан Великий» называющиеся «Комедия о Баязете и Тамерлане». В репертуар включались пьесы с таким расчетом, дабы зритель, смотря спектакль, обнаружил связь между сценическим действием и волнующими его событиями. Такими событиями для того времени была война с Турцией и борьба с боярством.
По окончании смерти царя организованные им пьесы закончились, но развитие театра в РФ не заглохло. Устраивались театральные представления при правительнице царевне молодом Петре и Софье I.
Принявшись за дело преобразования России, Петр I в первый раз организовал общедоступный театр (т. е. не только для придворных и царя).
Театральное мастерство при царях Алексее и Петре I отличалось рвением к сценической правде. Пьесы были перенасыщены действием, смелыми поступками, комическими сценками и т. д. Это особенно нравилось широкому муниципальному зрителю, что принялся организовывать собственные муниципальные публичные представления. Но театр по-настоящему был создан лишь в 1756 г. благодаря энергии актера Ф. Г. писателя и Волкова-драматурга А. П. Сумарокова.