летописи и Древние предания поведали людям о том, что путь на Далекий Север прокладывался мореходами много лет. Возможно, в водах «Студеного моря» бывали легкие суда норманнов около 1000 лет назад. Но точных сведений об этом не сохранилось. Русские летописи говорят, что много лет тому назад по жёстким водам этого моря ходили поморы — поселенцы на берегах Белого моря и Кольского п-ва из новгородцев. Храбрые, свободные от крепостного ига, новгородские крестьяне объединялись в дружины и шли в неизведанные края за драгоценной пушниной, на морского зверя и промысел рыбы.
До далеких берегов Белого моря не дотягивались цепкие руки бояр и царёвых слуг. Несложный народ уходил на Север не только с земель Великого Новгорода. Ко мне бежали крестьяне из центральных и северо-западных районов страны, дабы избавиться от господского гнета, долговой кабалы и непосильных поборов.
Древние русские поморы строили громадные быстроходные суда. Чужестранцы интересовались мастерством русских кораблестроителей.(Картина Е. О. Бургункера.)
В XII-XV вв. новгородцы разведали и освоили побережье Кольского п-ва, берега Белого моря. Они строили крепкие суда и ходили на большом растоянии от своих селений по морям Арктики.
Поморы открыли острова Новую Почву, Колгуев, Медвежий, Шпицберген (тогда данный архипелаг именовали Почвой Грумаита).
Часто отважным поморам приходилось подниматься на защиту освоенных ими земель, на каковые стали зариться чужестранцы.
Русский Север с покон веков был бойким торговым местом, куда стекались зарубежные торговцы из государств Западной Европы. Они скупали тут драгоценную пушнину, кожи и жир морских животных, другие товары и моржовые клыки, каковые доставлялись из Западной Сибири сушей, через полярный Урал, и морским методом.
В плаваниях на восток по «Ледовитому морю» западноевропейские путешественники, в большинстве случаев, пользовались помощью русских мореходов.
Первые русские лоцманы показались на Волхове и Неве еще на протяжении Великого Новгорода. Они назывались тогда корабельными вожаками («вожами»). На Севере в Поморье существовал кроме того особый вожевой артели и промысел корабельных вожей.
Карта морских походов новгородцев.
На большом растоянии в глубь морей заходили русские мореходы. На островах Арктики исследователи находили остатки русских поморских зимовок и их промыслового снаряжения. Известен исследователям русского Севера помор Иван Старостин, много лет оседло живший на Груманте (Шпицберген). Освоен был русскими о-в Медвежий. Его северное побережье чужестранцы кроме того именовали «русским берегом».
Русские поморы начали новое виду мореплавания — ледовому. Они сумели изучить не только Европейский Север, вместе с тем большую часть азиатского побережья.
* * *
Изучение судов древних новгородцев и поморов, селившихся на Севере, продемонстрировало, смекалкой и какими способностями владели первые русские арктические мореходы.
Русская морская лодья XVI в. имела возможность взять на борт 200 т груза. Это было трехмачтовое палубное судно с прямыми парусами. Для плавания по Белому морю в большинстве случаев предназначалась лодья меньших размеров, с палубой и двумя мачтами. Поморы плавали на судах и других типов. Самый старый корабль — это кочмара, либо коч,— трехмачтовое палубное судно. По конструкции коч сильно напоминает лодью, лишь он меньше размером.
Русская поморская лодья XV—XVI вв. была быстроходным трехмачтовым палубным судном, отлично приспособленным к плаванию в северных морях.
Строили поморы и более простые типы судов: раньшины, шнеки и карбасы.
На некоторых типах судов поморы крепили обшивку к корпусу судна при помощи вицы — корней можжевельника. В отдельных случаях северные судостроители предпочитали вицу металлическим гвоздям, поскольку на опыте убедились, что она надежнее железа. Обшивка, пришитая вицей, была более водонепроницаема, чем скрепленная металлическими гвоздями. При плавании во льдах корпус судна расшатывался и в местах, где были гвозди, позволял течь.
Помимо этого, гвозди скоро ржавели и разрушали обшивку. При древесном же креплении вица, разбухая, практически совсем не пропускала воду. Доски обшивки, особенным методом пришитые к каркасу судна, держались прочно.
Не считая можжевельника, материалом для древесных «ниток» служила молоденькая узкая ель высотой до полутора метров. Стволы таких елочек очищали от ветвей, перекручивали и сушили. Перед потреблением их распаривали. Такими «нитками» шилась лодья.
Комплект инструментов у мастера состоял в большинстве случаев из топора, пилы, сверла, сажени и уровня, разбитой на вершки и аршины. Строились суда на берегу реки, вблизи дома клиента. Тут же шестом на песке либо в избе мелом на полу мастер делал чертеж и создавал нужные расчеты. Сперва строили каркас судна, что после этого обшивали досками снаружи и в. Позже ставили и крепили высокие прямые мачты и настилали палубу.
Шитье вицей поморского судна.
Большое судно — лодью артель плотников строила за одну зиму.
По указу Ивана Грозного для постройки судов на Белом море при Соловецком монастыре были сооружены первые громадные верфи а также сухой док.
В древние времена паруса на поморских судах время от времени делали из замши — оленьей кожи, обработанной жиром морского зверя. На ременные снасти шла кожа морского зайца.
Лодьи имели плоское широкое дно и маленькую осадку, исходя из этого при плаваниях во льдах к «невиданным землицам» они не нуждались в особых гаванях, чтобы скрыться от шторма либо перезимовать. Иногда поморам приходилось извлекать собственные лодьи на лед либо на берег. При всех этих преимуществах поморские суда имели и собственные недочёты: они хуже, чем килевые суда, слушались руля, в особенности при беспокойстве.
Поморский компас («маточка»).
Плавания по Ледовитому океану с его жёстким климатом, неизвестными течениями и нагромождениями льдов были хорошей школой для мореходов. Выносливые и храбрые, не страшась крепких сильных ветров и морозов, поморы смело пускались в далекие плавания по бурным волнам океана на собственных маленьких древесных судах.
В повседневной борьбе со стихией поморы отлично изучили «Студеное море». Они знали, что величина отлива и прилива связана с положением Луны на небе, и образно именовали приливо-отливные явления «вздохами моря-океана».
«Грудь-то у него широкая, могучая, — говорили они,— как наберётся воздуха, подымет грудь собственную, тут прибыла вода: прилив, значит. Выдохнет — уходит вода: отлив наступает. Не довольно часто дышит океан-батюшка: два раза вдохнет, два раза выдохнет — дни пройдут».
Поморам известен был компас, что они именовали маточкой. Время они с покон веков выясняли по звёздам и солнцу.
Ветры, в зависимости от направления, они также именовали по-своему. «Полуночником», к примеру, именовался северо-восточный ветер; «шолопником» — ветер, дующий с юго-запада; «побережником» — северо-западный ветер; «обедником» — юго-восточный. Русские мореходы изучали не только ветры, вместе с тем течения, отливы и приливы, состояние льдов.
Они отлично знали и использовали местные средства против заболевания цингой: ягоду морошку, ложечную траву, сырое мясо и теплую кровь животных.
Северные мореходы с давних пор имели рукописные карты-лоции и рукописные чертежи, в которых коротко описывались морские берега, указывались удачные и наилучшее время и безопасные пути для плавания судов.
Ветшайшие рукописные лоции имели такие заголовки: «Устав как суда водити», «Хода корабельные Русского Окиана-моря», «Движение Груманландской».
Плавание по Белому морю и Ледовитому океану производило сноровку, необычные приемы управления кораблем. Собственный опыт поморы совершенствовали и передавали от поколения к поколению. В случае, если, к примеру, ветер очень сильно кренил лодью, угрожая мгновенно опрокинуть ее, помор бросал в парус острый топор либо нож, и тогда ветер разрывал парус в клочья, и лодья выравнивалась.
Северные мореходы с покон веков использовали ворвань как средство, успокаивающее беспокойства. На судах поморов всегда было в запасе пара бочонков с тюленьим либо нерпичьим жиром.
По Карскому морю русские люди проникали все дальше на восток, основывая города и новые поселения. Так, в Обь-Енисейском междуречье, на реке Таз, появился торговый город Мангазея. Тут устраивались ярмарки, на которых европейские товары обменивались на пушнину и моржовые клыки.
В 1771 г. русский академик И. И. Лепёхин так писал об этом: «Средство сие пребывает в ворваньем сале, которое на протяжении заплескивания судна льют в море, либо пускают подле судна мешки, наполненные оным. Средство сие издревле отечественным поморянам известно и за многие годы прежде было у них в потреблении, нежели европейские ведомства о сем средстве как некоем ответственном открытии были напечатаны».
Северные мореходы-поморы были исследователями Ледовитого океана. Бесстрашно отправляясь в плавания по безвестным жёстким морям, они совершали полезные географические открытия.