МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
для студентов заочного отделения
профессий
080105 «кредит и Финансы»
080109 «Бухучёт, аудит и анализ»
080504 «Национальное муниципальное управление»
Уфа 2011
Печатается согласно решению кафедры зарубежных языков и гуманитарных дисциплин.
Составитель: Голованова Е.Ю., к.ф.н., доцент кафедры зарубежных языков и гуманитарных дисциплин.
Методические указания содержат советы для студентов заочного отделения по изучению главных вопросов дисциплины «Религиоведение», по защите и написанию реферата и предназначены для независимой работы студентов.
© НОЧУ ВПО Столичный университет экономических преобразований (Уфимский филиал)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ГЛАВНЫЕ ПОНЯТИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 6
1.1 Религия как главное понятие религиоведения 6
1.2 религиозное сознание и Религиозная вера 8
1.3 религиозные организации и Религиозный культ 9
1.4 Функции религии в обществе 13
2 ТРЕБОВАНИЯ К Содержанию и Оформлению РЕФЕРАТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 15
2.1 Выбор темы реферата 17
2.2 Требования к содержанию реферата 19
2.3 Требования к оформлению реферата 21
3 ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 23
ПРИЛОЖЕНИЯ 25
ВВЕДЕНИЕ
Цели дисциплины «Религиоведение» заключаются в следующем:
- Приобретение систематических знаний в области религиоведения.
- Введение в круг главных проблем и идей религиоведения, ознакомление с концепциями теории религии.
- Рассмотрение происхождения, функционирования и развития разных религий.
Так, задачами курса являются:
- Анализ современных мировых религий, и государства взаимодействия и вопросов религии, общества и религии.
- Формирование представления о месте религии в истории духовной культуры.
- Формирование представлений о месте религии в духовной культуре, роли религии в истории людской цивилизации, ознакомление с актуальной религиоведческой проблематикой.
- Обсуждение дискуссионных вопросов судьбы современных конфессий, и национально-религиозных взаимоотношений.
- Привитие навыков критического мышления независимой творческой учебной деятельности.
В следствии изучения дисциплины студенты должны знать:
- что собой воображает религия как форма публичного сознания;
- структуру религии;
- различия в религии и исходных принципах науки, особенности вероучений и культов главных национальных и мировых религий;
- конституционно-правовые базы политики России в области вероисповедания и свободы совести.
В следствии изучения дисциплины студенты должны мочь:
- ориентироваться в главных современных конфессиях, мировом и русском законодательстве в области религии;
- фактически применять знания, умения и навыки, полученные на протяжении изучения курса.
К моменту начала изучения дисциплины студенты должны знать историю в количестве школы , отечественную историю, культурологию и философию по программам высшей школы. Для успешного изучения курса студенты должны мочь пользоваться источниками, обладать способами философского анализа.
Эти методические указания имеют целью оказать помощь студентам заочного отделения самостоятельно изучить дисциплину в количестве, предусмотренном госстандартом.
ГЛАВНЫЕ ПОНЯТИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
Религия как главное понятие религиоведения
Религия — особенная форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных типов и норм поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)
Неприятности религии постоянно волновали человечество. На фоне глубоких изменений у нас, интерес к религии быстро возрос. Изучение религии оказывает помощь овладеть одной из наиболее значимых областей всемирный культуры, осуществить сознательное самоопределение в мировоззренческой позиции, духовных ценностях и интересах, обучиться грамотно вести мировоззренческий диалог, овладеть мастерством понимания вторых людей, чей образ мысли есть иным.
Религия существует довольно много столетий, по-видимому, кроме этого продолжительно, как существует человечество. За это время оно выработало множество разновидностей религии. На данный момент широкое распространение взяли так именуемые мировые религии: буддизм, ислам и христианство. Кроме них существуют национальные религии (конфуцианство, иудаизм, синтоизм и др.). Чтобы разобраться, что представляет собой религия, нужно отыскать у всех ее разновидностей что-то общее, повторяющееся, значительное.
Длящиеся в течение долгого времени попытки растолковать, что представляет собой религия, вылились в формирование особой отрасли знания — религиоведение. Религиоведение изучает процесс происхождения, развития и функционирования религии, ее различные компоненты и строение, бессчётные проявления религии в истории общества и в современную эру, роль религии в жизни отдельного человека, общества и конкретных обществ в целом, взаимодействие и взаимосвязь с другими областями культуры.
Религиоведение — это комплексная отрасль людской знания. Оно сформировалось в следствии упрочнений представителей богословско-теологической, философской и научной мысли.
Исторически первой формой религиоведения являются теология (от греческого teos — Всевышний и logos — учение) — учение о Всевышнем в католической и протестантской традиции и богословие как наука о прославлении Всевышнего в православной традиции, потому, что православие отвергает всякую возможность познания Всевышнего и вычисляет вероятным лишь его прославление. Теология либо богословие появляются из рвения разъяснить главные положения религии, перевести содержащиеся в священных книгах догматические формулы и образы на язык понятий, сделать их дешёвыми массе верующих.
Философский анализрелигии складывается в европейской культуре, начиная с XVII—XVIII века, он есть господствующим впредь до середины XIX века. С середины XIX века начинает формироваться научный подход. Различие между философским и научным подходами состоит как в предметной сфере, так и в способах изучения. Предметной сферой философии есть изучение действительности под углом зрения ответа мировоззренческих неприятностей. Исходя из этого философия делает упор на изучении мировоззренческой стороны религии. Для философов самые существенным есть то, как решается в религии неприятность устройства бытия (что первично: духовное либо материальное начало, Всевышний создал данный мир, среди них и человека, либо человек создал в собственном сознании Всевышнего). Наука изучает религию как одну из сторон публичной судьбе, в ее взаимодействии и связях с другими областями данной жизни (каким методом формируется религия, как те либо иные религиозные совокупности растолковывают мир, какие конкретно ценности, нормы и образцы поведения они формируют у людей, как действуют те либо иные религиозные организации, каковы функции религии в обществе и т. д.).
Религия представляет собой сложное, многоуровневое явление. Исходя из этого истолкование и изучение религиозного феномена осуществляется целым рядом дисциплин: философия, социология, психология, феноменология, история религии. Религиоведение не есть наукой в правильном смысле этого слова. Оно базируется на разных подходах в истолковании истоков, назначений и природы религии. И это многообразие не разрешает религиоведению занимать однозначную мировоззренческую позицию, а призывает проявлять мировоззренческий плюрализм, одинаково уважительно относиться к характеру аргументации всех его представителей.
Функции религии в обществе
С позиции социологии, религия предстает в качестве нужной составной части публичной судьбе. Она выступает как становления и фактор возникновения социальных взаимоотношений. Под понятием «функции религии» в религиоведении подразумевается направление и характер действия религии на общество и индивидов либо, выражаясь более легко, что «дает» религия каждому конкретному человеку, тому либо обществу и иному сообществу в целом, как она воздействует на судьбу людей.
Одной из наиболее значимых функций религии являетсямировоззренческая либо, как ее еще именуют,смыслополагающая. Целью деятельности религиозной организации есть мысленное преобразование мира, его организация в сознании, из-за которой вырабатывается определенная картина мира, ценности, совершенства, нормы, что и образовывает главные компоненты мировоззрения.Мировоззрение — это совокупность взоров, оценок, установок и норм, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве регуляторов и ориентиров его поведения.
Религиозное сознание, в отличие от вторых мировоззренческих совокупностей, включает в совокупность «мир — человек» дополнительное образование — мир сфантазированных существ, отношений и связей. Оно соотносит с этим миром собственные представления о бытии в целом и людской бытия в частности. Это и разрешает человеку на мировоззренческом уровне разрешать несоответствия настоящего мира.
Но функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, дабы нарисовать человеку определенную картину мира, а в первую очередь в том, дабы благодаря данной картине он сумел получить суть собственной жизни. Конкретно исходя из этого мировоззренческую функцию религии еще именуют функцией смыслополагающей. Религия это то, что делает людскую судьбу осмысленной, наполняет ее наиболее значимыми компонентами значений.
Второй функцией религии являетсяфункция стабилизатора и интегратора общества. Религия оказывает помощь людям осознавать себя как моральную общность, скрепленную общими целями и общими ценностями. Религия дает человеку возможность самоопределиться в публичной совокупности и тем самым объединиться с родственными по обычаям, взорам, сокровищам, верам людьми. Конкретно при помощи культа религия конституирует общество как целое: подготавливает индивида к социальной судьбе, тренирует послушание, усиливает социальное единство, поддерживает традиции, возбуждает чувство удовлетворенности.
В-третьих, нужно назватьрегулирующую функциюрелигии. С данной точки зрения, религия рассматривается как специфическаяценностно-ориентационная и нормативная совокупность. Любая религиозная совокупность производит определенную систему ценностей, реализация которых осуществляется индивидом в ходе его отношений и деятельности. Конкретно регулирующую функцию делает ценностная установка.Ценностная установка — это необычная предваряющая общения людей и программа деятельности, которая связана с возможностью выбора их вариантов. Она представляет собой социально — детерминированную предрасположенность человека к заблаговременно определенному отношению к тому либо иному объекту, человеку, событию и т. д. Ценностные установки верующих людей вырабатываются в религиозной организации в ходе общения между людьми и передаются много поколений.
Любая религия производит собственную ценностную совокупность, в соответствии с изюминками вероучения.
ТРЕБОВАНИЯ К Содержанию и Оформлению РЕФЕРАТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
Чтобы получить допуск к зачету по дисциплине «Религиоведение» студент обязан написать и обезопасисть реферат по данной дисциплине и подготовить к устному зачету ответы на главные вопросы по курсу.
Выбор темы реферата
Студент выбирает тему, номер которой сходится с четвертой и пятой цифрами его зачетной книжки. К примеру:
Номер зачетной книжки – 41567076. Следовательно:
Тема реферата № 67: Библия как книга о священной истории .
Рефераты, номер темы которых не сходится с порядковым номером зачетной книжки студента, к защите не допускаются.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
Блок 4. Мировые религии.
46. Буддизм как мировая религия.
47. биография и Буддийская мифология Гаутамы Будды.
48. Махаяна и ханаяна как главные направления в буддизме.
49. Чань-дзэн и буддизм-буддизм в Китае и в Японии, их особенности.
50. Особенности вероучения тибетского буддизма.
51. Ламаизм как одно из направлений буддизма, его особенности.
52. Российский буддизм сейчас.
53. культ и Вероучение ислама.
54. Сунна и Коран как священные книги мусульман.
55. Этика ислама. Фундаментальные нравственные правила Корана.
56. Шариат как мусульманское право. Религиозная теократическая основа и основа шариата мусульманского страны – халифата.
57. шиизм и Суннизм — два главных направления ислама.
58. Суфизм и ваххабизм как наиболее значимые течения в суннизме.
59. Современный ваххабизм.
60. модернизм и Традиционализм в современном исламе.
61. Ислам как мировая религия.
62. Ислам в РФ.
63. Главные подходы в трактовке личности Иисуса Христа.
64. Раннее христианство.
65. культ и Вероучение христианства.
66. Церковь как христианская организация, её особенности. Учение о церкви в христианстве.
67. Библия как книга о священной истории .
68. Крещение Руси. Роль православия в истории России.
69. культ и Организация в православной церкви.
70. Православная этика.
71. История Русской православной церкви.
72. Старообрядчество, его идеология, этика и культ.
73. РПЦ в ХХ веке.
74. История развития католицизма.
75. Базы католического вероучения.
76. История папства.
77. Наиболее значимые католические ордена, их история.
78. Инквизиция, её деятельность.
79. Деятельность Ватикана в ХХ веке.
80. Россия и Католичество.
81. История происхождения протестантизма.
82. Базы протестантского вероучения. Протестантская этика.
83. Направления протестантизма.
84. Православие, протестантизм и католичество: сравнительный анализ.
85. Россия и Протестантизм.
Требования к содержанию реферата
Реферат обязан соответствовать требованиям, предъявляемым к студенческим изучениям подобного рода. Структура реферата:
1. Титульный лист (см. ПРИЛОЖЕНИЕ А).
2. Содержание(см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б). При оформлении содержания направляться обратить внимание на следующие моменты:
- Нумеруются лишь главы реферата (введение, заключение, перечень использованной литературы не нумеруются).
- Наименование глав в содержании рекомендуется печатать большими буквами (обратите внимание, что слово «глава» не употребляются ни в содержании, ни по большей части тексте).
- нумерация страниц и Название глав в тексте и содержании должны совпадать.
- Номера страниц, указанные в содержании, должны быть выровнены по правому краю, ставить точки от окончательного слова до номера страницы не рекомендуется.
3. Введение, которое включает в себя:
- Общуюкраткую чёрта темы
- Цель и задачи реферата
Цель реферата обязана соответствовать заявленной теме, а задачи – главам, на каковые поделен главный текст реферата. Так, задачи и цели реферата обусловливают его структуру. При формулировке задач и цели реферата направляться применять глаголы «изучить», «проанализировать», «охарактеризовать», «представить», «обрисовать» и т.п. в неизвестной форме.
Рекомендуемый количество – 1 страница.
4. Две-три главы главного текста, раскрывающие заданную тему. Деление на главы должно соответствовать поставленным задачам. Допускается деление на подпункты, к примеру, 2.1., 3.2. и т.п. (обратите внимание, что глава не имеет возможности содержать лишь один подпункт).
Содержание реферата должно строго соответствовать заявленной теме и поставленным цели и задачам. Изложение материала должно быть логичным. В реферате не должно быть глав, не имеющих прямого отношения к теме реферата (к примеру, раскрывающих значение главных понятий дисциплины).
При оформлении реферата направляться обратить внимание на следующее:
- Любая глава начинается с новой страницы. Подпункты главы набираются целым текстом через один пропущенный промежуток.
- других разделов и Названия глав реферата печатаются большими буквами, выравнивание по центру (обратите кроме этого внимание, что в заглавиях глав точка не ставится). По окончании заголовка текст начинается через один пропущенный промежуток.
- Заглавия подпунктов глав печатаются строчными буквами, выравнивание по ширине.
5. Заключение,которое должно содержать главные выводы по главам. Выводы должны строго отвечать поставленным задачам, т.е. по каждой подпункту и главе должен быть сделан хотя бы один вывод. Выводы должны носить конкретный, информативный темперамент, и тем самым абсолютно раскрывать содержание реферата. Так, заключение, по сути, представляет собой краткое изложение главного текста реферата.
Верно написанное заключение практически снабжает последующую защиту реферата.
Рекомендуемый количество – 2 страницы.
6. Перечень использованных источников,включающий в себя от трех до пяти трудов по религиоведению, истории и теории религии и т.п. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В).
2.3 Требования к оформлению реферата
направляться выполнять следующие технические требования к оформлению:
- Количество реферата – 18-20 односторонних страниц формата А4
- Шрифт – Times New Roman
- Кегль – 14
- Межстрочный промежуток — 1,5
- Красная строчок– 1,25. Обратите внимание, что между абзацами в тексте не должно быть дополнительных пропущенных промежутков.
- Выравнивание– по ширине
- Нумерация светло синий правом нижнем углу
- Поля – стандартные Микрософт Word
Учитель в праве не допустить к защите рефераты, не соответствующие требованиям к оформлению реферата.
ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
В течение семестра студент обязан самостоятельно изучить следующие вопросы по дисциплине «Религиоведение»:
1. Главные понятия религиоведения: религия, религиозная вера, религиозный культ, религиозная организация, догматы.
2. Происхождение религии. Родоплеменные религии: тотемизм, табу, фетишизм, волшебство, анимизм.
3. Понятие национально-национальной религии. Религии Древнего Египта и Месопотамии.
4. Индуизм — ведущая религия Старой Индии.
5. Религии Старого Китая: культ Шан-ди, культ Неба, даосизм, конфуцианство.
6. Религия Старой Греции и Религия Древнего Рима.
7. Иудаизм — религия иудейского народа.
8. Буддизм: история происхождения, культ и вероучение, распространение в мире.
9. Социокультурные предпосылки происхождения христианства. Распространение христианства.
10. Католицизм как разновидность христианства: история происхождения, культ и вероучение, распространение в мире.
11. Православие как разновидность христианства: история происхождения, культ и вероучение, распространение в мире.
12. Протестантизм: история происхождения, культ и вероучение, распространение в мире.
13. Ислам: история происхождения, культ и вероучение, распространение в мире.
14. его формы и Свободомыслие. История формирования представлений о свободе совести. Законодательное обеспечение свободы совести в современной России.
Ответы на вопросы должны быть изложены в отдельной тетради, количество ответа на один вопрос – 1,5-2 страницы.
Литература, которая возможно использована при написании реферата и при подготовке к устному зачету по дисциплине «Религиоведение»:
1. Альжев Д.В. теория и История религий. Конспект лекций.
2. Анисимов А. Ф. Этапы развития первобытной религии.
3. Борунков Ю. Ф. Структура религиозного сознания.
4. Добреньков В. И, Радугин А. А. Методологические вопросы изучения религии.
5. Добренькое В. А, Радугин А. А. революция и Христианская теология.
6. Крывелев И. История религий.
7. Кун Н.А. Легенды и мифы Старой Греции.
8. Левада Ю. Н. Социальная природа религии.
9. Мень А. История религии. В отыскивании Пути, Жизни и Истины.
10. Мифы населений украины. Энциклопедия. Под ред. С.А. Токарева. В 2-х томах.
11. Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, современные религии и история: курс лекций.
12. Токарев С. А. Религия в истории населений украины.
13. Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебный словарь и Учебное пособие-минимум по религиоведению.
14. Яблоков И. Н. Религия: явление и сущность.
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Пример оформления титульного страницы реферата
СТОЛИЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
УФИМСКИЙ ФИЛИАЛ
Специальность ГМУ
Курс 3
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Религиоведение»
на тему «Религия как главное понятие религиоведения»
ФИО | Оценка | Дата | Подпись | |
Выполнил(а) | Иванова С.Н. | |||
Проверила | Голованова Е.Ю. |
УФА
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Пример оформления содержания реферата
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 4
2 Религиозная ВЕРА и Религия 10
3 ГЛАВНЫЕ ПОНЯТИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 15
3.1 Религиозный культ 16
3.2 Религиозные организации 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Пример оформления перечня использованных источников
Для изданий
1. Опарина Е.О. Религия как предмет изучения религиоведения // культура и язык.- 2008.-№2 – С. 27-34.
Для книг
2. Анисимов А. Ф. Этапы развития первобытной религии. – М.: Наука, 2001. – 257 с.
Для интерент-источников
3. Токарев С. А. Религия в истории населений украины. // http://www.religia.ru.
Уфимский филиал
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
для студентов заочного отделения
профессий
080105 «кредит и Финансы»
080109 «Бухучёт, аудит и анализ»
080504 «Национальное муниципальное управление»
Уфа 2011
Печатается согласно решению кафедры зарубежных языков и гуманитарных дисциплин.
Составитель: Голованова Е.Ю., к.ф.н., доцент кафедры зарубежных языков и гуманитарных дисциплин.
Методические указания содержат советы для студентов заочного отделения по изучению главных вопросов дисциплины «Религиоведение», по защите и написанию реферата и предназначены для независимой работы студентов.
© НОЧУ ВПО Столичный университет экономических преобразований (Уфимский филиал)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ГЛАВНЫЕ ПОНЯТИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 6
1.1 Религия как главное понятие религиоведения 6
1.2 религиозное сознание и Религиозная вера 8
1.3 религиозные организации и Религиозный культ 9
1.4 Функции религии в обществе 13
2 ТРЕБОВАНИЯ К Содержанию и Оформлению РЕФЕРАТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 15
2.1 Выбор темы реферата 17
2.2 Требования к содержанию реферата 19
2.3 Требования к оформлению реферата 21
3 ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 23
ПРИЛОЖЕНИЯ 25
ВВЕДЕНИЕ
Цели дисциплины «Религиоведение» заключаются в следующем:
- Приобретение систематических знаний в области религиоведения.
- Введение в круг главных проблем и идей религиоведения, ознакомление с концепциями теории религии.
- Рассмотрение происхождения, функционирования и развития разных религий.
Так, задачами курса являются:
- Анализ современных мировых религий, и государства взаимодействия и вопросов религии, общества и религии.
- Формирование представления о месте религии в истории духовной культуры.
- Формирование представлений о месте религии в духовной культуре, роли религии в истории людской цивилизации, ознакомление с актуальной религиоведческой проблематикой.
- Обсуждение дискуссионных вопросов судьбы современных конфессий, и национально-религиозных взаимоотношений.
- Привитие навыков критического мышления независимой творческой учебной деятельности.
В следствии изучения дисциплины студенты должны знать:
- что собой воображает религия как форма публичного сознания;
- структуру религии;
- различия в религии и исходных принципах науки, особенности вероучений и культов главных национальных и мировых религий;
- конституционно-правовые базы политики России в области вероисповедания и свободы совести.
В следствии изучения дисциплины студенты должны мочь:
- ориентироваться в главных современных конфессиях, мировом и русском законодательстве в области религии;
- фактически применять знания, умения и навыки, полученные на протяжении изучения курса.
К моменту начала изучения дисциплины студенты должны знать историю в количестве школы , отечественную историю, культурологию и философию по программам высшей школы. Для успешного изучения курса студенты должны мочь пользоваться источниками, обладать способами философского анализа.
Эти методические указания имеют целью оказать помощь студентам заочного отделения самостоятельно изучить дисциплину в количестве, предусмотренном госстандартом.
ГЛАВНЫЕ ПОНЯТИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
Религия как главное понятие религиоведения
Религия — особенная форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных типов и норм поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)
Неприятности религии постоянно волновали человечество. На фоне глубоких изменений у нас, интерес к религии быстро возрос. Изучение религии оказывает помощь овладеть одной из наиболее значимых областей всемирный культуры, осуществить сознательное самоопределение в мировоззренческой позиции, духовных ценностях и интересах, обучиться грамотно вести мировоззренческий диалог, овладеть мастерством понимания вторых людей, чей образ мысли есть иным.
Религия существует довольно много столетий, по-видимому, кроме этого продолжительно, как существует человечество. За это время оно выработало множество разновидностей религии. На данный момент широкое распространение взяли так именуемые мировые религии: буддизм, ислам и христианство. Кроме них существуют национальные религии (конфуцианство, иудаизм, синтоизм и др.). Чтобы разобраться, что представляет собой религия, нужно отыскать у всех ее разновидностей что-то общее, повторяющееся, значительное.
Длящиеся в течение долгого времени попытки растолковать, что представляет собой религия, вылились в формирование особой отрасли знания — религиоведение. Религиоведение изучает процесс происхождения, развития и функционирования религии, ее различные компоненты и строение, бессчётные проявления религии в истории общества и в современную эру, роль религии в жизни отдельного человека, общества и конкретных обществ в целом, взаимодействие и взаимосвязь с другими областями культуры.
Религиоведение — это комплексная отрасль людской знания. Оно сформировалось в следствии упрочнений представителей богословско-теологической, философской и научной мысли.
Исторически первой формой религиоведения являются теология (от греческого teos — Всевышний и logos — учение) — учение о Всевышнем в католической и протестантской традиции и богословие как наука о прославлении Всевышнего в православной традиции, потому, что православие отвергает всякую возможность познания Всевышнего и вычисляет вероятным лишь его прославление. Теология либо богословие появляются из рвения разъяснить главные положения религии, перевести содержащиеся в священных книгах догматические формулы и образы на язык понятий, сделать их дешёвыми массе верующих.
Философский анализрелигии складывается в европейской культуре, начиная с XVII—XVIII века, он есть господствующим впредь до середины XIX века. С середины XIX века начинает формироваться научный подход. Различие между философским и научным подходами состоит как в предметной сфере, так и в способах изучения. Предметной сферой философии есть изучение действительности под углом зрения ответа мировоззренческих неприятностей. Исходя из этого философия делает упор на изучении мировоззренческой стороны религии. Для философов самоё существенным есть то, как решается в религии неприятность устройства бытия (что первично: духовное либо материальное начало, Всевышний создал данный мир, среди них и человека, либо человек создал в собственном сознании Всевышнего). Наука изучает религию как одну из сторон публичной судьбе, в ее взаимодействии и связях с другими областями данной жизни (каким методом формируется религия, как те либо иные религиозные совокупности растолковывают мир, какие конкретно ценности, нормы и образцы поведения они формируют у людей, как действуют те либо иные религиозные организации, каковы функции религии в обществе и т. д.).
Религия представляет собой сложное, многоуровневое явление. Исходя из этого истолкование и изучение религиозного феномена осуществляется целым рядом дисциплин: философия, социология, психология, феноменология, история религии. Религиоведение не есть наукой в правильном смысле этого слова. Оно базируется на разных подходах в истолковании истоков, назначений и природы религии. И это многообразие не разрешает религиоведению занимать однозначную мировоззренческую позицию, а призывает проявлять мировоззренческий плюрализм, одинаково уважительно относиться к характеру аргументации всех его представителей.