Особенности ислама как мировой религии

Принадлежность арабов к классическим обществам Востока наложила отпечаток на религию, которая, со своей стороны, еще в большей мере очертила границы духовной сферы мусульман, оказала действие на законодательство многих мусульманских стран, формирование совокупности культурных сокровищ и т.д.

Базы мусульманской религии изложены в священной книге – Коран (от араб. «караа» – просматривать). Содержание Корана было передано пророку Мухаммеду через архангела Джебраила (аналог христианского Гавриила). В Коране 114 глав (сур), каковые складываются из стихов – аятов (от араб.– чудо, знамение). Мухаммед был неграмотен, и его проповеди записывали бессчётные ученики, что породило много разноречивых текстов. Исходя из этого при халифе Османе (644-656) трудилась особая рабочая группа по систематизации и редактированию Корана.

Коран определяет обязанности мусульман, главными из которых являются: вера в единого Всевышнего Аллаха; необходимая ежедневная молитва – намаз; пост (рамазан) один месяц в году; милостыня («десятина для бедных»); паломничество в Мекку (хадж). Соблюдение этих положений призвано показать мусульманам покорность Аллаху, их равенство перед Всевышним, а общине – осуществлять контроль их поведение. К примеру, одна из обстоятельств, запрещающих мусульманам использовать вино, пребывает в том, что нельзя начинать молитву (5 ежедневно) «нечистым», т.е. пьяным.

В Коране находятся сведения космогонического характера, в известной мере повторяющие библейские. Всевышний сотворил мир за шесть дней. Почва является плоскостью , а небо складывается из жёстких сводов. Человека Аллах создал из почвы (глины). Обстоятельство таких совпадений в Библии и Коране возможно усмотреть в том, что Коран был написан позднее и попросту содержит заимствования из Библии. Но возможно сказать и о втором: процесс мироздания был един. Исходя из этого пророкам, связывающим людей и Бога, ангелы поведали одно да и то же.

Другие положения Корана, первым делом социального характера, отличаются от библейских, потому, что отражают изюминке судьбы арабов, их хозяйственного уклада, менталитета. В частности, Коран подтверждает обоснованность сословного неравенства, освещает личную собственность, наличие рабства. Довольно много аятов посвящено даме, которая, но, представлена существом, не равным парню. За непокорность, поучает эта священная книга, «увещевайте и покидайте их на ложах и бейте их»*. Коран допускает многоженство, предписывает ношение чадры и затворничество женщин, паранджи, что соответствовало средневековым традициям Востока._______________________________

* Коран. Гл. 4. Ст. 38.

Правоверные мусульмане смогут рассчитывать на успокоение души в раю. Райская судьба обрисована в Коране с особенным вдохновением и художественным мастерством, наряду с этим она напоминает совершенную жизнь (это превосходно от христианских представлений о бестелесной душе). В раю – «прохладные реки» и «сады благодати». Праведники, украсившись браслетами из жемчуга и золота, будут возлежать «на подушках и разостланных коврах», выпивать прекрасные напитки (от которых не будет болеть голова). Обслуживать их будут «черноглазые и большеокие» девушки-гурии. Само собой разумеется, для для того чтобы «яркого будущего» человек имел возможность претерпеть многие невзгоды земного бытия а также умереть во славу Аллаха. Попытки преодолеть сложившийся на земле порядок имели возможность обернуться для непокорного вечными муками в аду. Они кроме этого обрисованы в Коране весьма образно и убедительно. Осуждение неправедной судьбе и описание воздаяний праведникам в большой степени содействовали стабилизации исламского общества, усиливали совокупность государственности, сословного и имущественного деления, внутрисемейную иерархию.

В целом Коран не есть уникальным произведением, в его основе – многие положения уже сложившихся мировых религий (зороастризма, иудаизма, христианства), мифологии и античной философии, архаичные арабские представления. Изюминкой есть то, что мысль монотеизма (единобожия) доведена в исламе до высшей степени – тут нет троичности Всевышнего (как у христиан), а процесс творения мира Аллахом носит постоянный темперамент.

Совокупность твёрдых регламентации и предписаний жизни содержится не только в Коране. Чуть ли не большее значение в этом имеют Сунны – комментарии и дополнения к священной книге. самые последовательные приверженцы ислама, придерживающиеся норм данной книги, именуются суннитами. Часть мусульман, не признающих Сунн, стала называться шиитов (от араб. – несколько, отщепенцы). на данный момент шииты составляют 10% мусульман.

Традиции Востока и мусульманские религиозно-нравственные предписания содействовали формированию образа совершенного правоверного мусульманина, его морали и мировоззрения. Основной добродетелью мусульманина есть покорность Всевышнему – фатализм. Для мусульманина мирские заботы находятся на втором месте. Наряду с этим мусульмане вычисляют безукоризненным жить за счет доходов не от национальной работы, а от собственного собственного труда. Исходя из этого удачи в предпринимательстве, приобретении достатков (в отличие от раннего христианства) не осуждаются в мусульманском обществе. Эти положения обосновываются ссылками на высказывания и деловые качества самого Мухаммеда (что одно время был торговцем). Помогать бедным мусульманин обязан, но лишь тем, кто вправду не в состоянии накормить себя, а не паразитирует на добродетелях ислама. Исходя из этого мусульман в большинстве случаев отличает высокая моральная чистота, честность, практичность в хозяйственной деятельности.

Художественная культура

Ислам как мировая религия в целях упрочнения собственного влияния применяет сокровище художественной культуры, т.е. средства эстетического действия на верующих. Наряду с этим деятели мастерства ставятся в достаточно твёрдые рамки. С одной стороны, они должны применять дешёвые им средства для институтов Ислама и прославления Аллаха, с другой – эти средства, т.е. формы и содержание творческой деятельности, не должны выходить за предписания мусульманских догматов.

В области изобразительного мастерства мусульманские ортодоксы (от греч. – прямой, верный) запрещают реалистическое творчество. Потому что единственным творцом всего сущего есть Аллах, а соперничать с ним – грех. Данный запрет призван кроме этого избежать идолопоклонства, т.е. проявлений политеизма. Исходя из этого мусульманские живописцы в большинстве случаев изображают или стилизованные (условные, не существующие в природе) предметы, или абстрактные картины в виде орнаментов.

Одним из таких видов изобразительного мастерства есть арабеска – необычный орнамент, включающий композиции переплетений стилизованной растительности, элементов искусства и геометрических фигур каллиграфии (красивых надписей арабской вязью). Но арабеска – это не только мастерство, но и наука. Прорисовка орнаментов строилась в соответствии со сложным математическим расчетом. Посредством арабесок создаются целые панно на стенах мечетей, дворцов.

Одновременно с этим в арабоязычных государствах не было полностью потеряно реалистическое направление в живописи. Это первым делом относится к государствам, где утвердилось шиитское направление ислама. Реалистические картинки взяли распространение в книжных миниатюрах. Во многих музеях мира сохраняются арабские книги X–XIII вв. с красочными иллюстрациями бытовых сцен, пейзажей, с портретами храбрецов эпоса, в частности Искандера – так именовали на Востоке Александра Македонского.

Особенно впечатляют изобразительные мотивы произведений декоративно-прикладного мастерства – на тканях, керамике, утвари и металлических сосудах. В данной сфере мастерства в громаднейшей степени проявляются национальные изюминки арабоязычных государств, поскольку украшения и традиции изготовления аналогичных предметов сложились задолго до арабской экспансии. К примеру, в Египте подъем изобразительного мастерства случился при арабской династии Фатимидов (969-1171). В оформлении египетских тканей присутствует как угловая геометрическая плетенка – элемент арабского мастерства, так и округлые линии – показатель коптского влияния (копты – доарабское население Египта). Фатимидские ткани затканы золотом и цветными шелками. Их широкие каймы складываются из множества многоцветных полос, заполненных фигурками людей-животных, птиц, растительным орнаментом.

Подобные сюжеты прослеживаются в произведениях других стран и прикладного искусства. К примеру, на серебряном блюде из Ирана, хранящемся в Эрмитаже, представлена иллюстрация к легенде о царе Бах рам Гуре и его наложнице – красивой женщине Азаде. Славятся во всем мире иранские (персидские) ковры. В средневековье главным мотивом коврового узора стала арабеска, наряду с этим среди цветов и стеблей размешались фигурки людей и зверей, время от времени с видоизмененными конечностями, дабы не гневить Аллаха реалистическим изображением (к примеру, лапа льва имела возможность оканчиваться не когтями, а букетом цветов).

Так, декоративно-прикладное мастерство средневекового арабского Востока не всегда согласовывалось с установками исламских догматов, но соответствовало многовековым традициям разных населений украины и подтверждало тот факт, что не все мастерство тут было подчинено религиозным установкам.

В области архитектуры ислам кроме этого выработал совокупность эстетических категорий, призванных выделить величие данной религии. Это – понятия-знаки: джамал – божественно идеальная красота, которую олицетворяет купол мечети; джалал – божественное величие, которое подчеркивается высотой минарета; сифат – божественное имя, выраженное красотой арабской письменности, каллиграфии на внешних стенках мечети.

Мечеть (от араб. «мастжид» – место поклонения) как главное культовое сооружение возводится с VII–VIII вв. в подражание христианским храмам. Она имеет прямоугольный двор, окруженный галереями, прямоугольное главное строение со сферическим куполом и многоколонным молитвенным залом. Мечети не отличаются богатым лепным декором, их украшения имеют плоскостной темперамент. Но в оформлении глади стен арабские мастера достигли громадного совершенства. Они применяли резные многоцветные кирпичи, терракотовые облицовочные плиты с глазурью. Рядом с мечетью возводится величественный и кроме этого богато украшенный минарет (от араб. «манара» – маяк), что имеет форму круглой, квадратной либо многоугольной в сечении башни.

Строительство мечети с куполом диаметром в десятки метров и минарета высотой с современное высотное строение потребовало сверхсложных математических расчетов, которые связаны с учетом сейсмичности региона, силы ветра, плотности земель, большого мастерства строителей. И арабы достигли в этом громадного совершенства. В случае, если в VII–VIII вв. мечети строили в основном византийские мастера, то в будущем уже часто арабов приглашали строить христианские храмы Византии.

Одна из основных святынь мусульман – соборная мечеть Куббат ас-Сахра (Купол гора) в Иерусалиме. При ее постройке был использован тип центрически-купольного мавзолея. Это громадный восьмигранник, увенчанный куполом. В других частях халифата при постройке мечетей складывались пара иные архитектурные правила. В Персии господствовал внутренний двор с довольно малый крытой частью. Для мечетей Магриба характерно обилие продольных и поперечных нефов (межколонных пространств), расположенных не только в молитвенном зале, но и по сторонам внутреннего двора. Тут строились и самые громадные минареты. Минарет мечети в Марракеше (Марокко), выстроенный в конце XII в., имеет высоту 70 м при основании 12,5х12,5 м.

Наровне с культовыми сооружениями арабы строили бессчётные строения светского назначения. Особенным великолепием отличались дворцы арабской знати. Окна их украшали цветные стёкла и алебастровые решётки, кирпичная кладка стен и пола представляла собой мозаичный узор. Тронный зал (тахт) разбивался стройными последовательностями колонн на нефы и перекрывался сводчатыми перекрытиями. Большей простотой в оформлении отличались жилые дома, караван-хозяйственные постройки и сараи. Но и их отличала необыкновенная упорядоченность, надёжность и чистота. путешественник и Таджикский писатель Насир-и-Хусрад, посетив в 1046 г. Каир, основанный Фатимидами, писал: «Большинство строений в пять и шесть этажей. Дома эти так чисты, и красивы, что возможно было бы принять их за домики, сложенные из драгоценных камней, а не из извести, камня и черепицы» [3, с. 67].

Бессчётные города, основанные арабами (Каир, Багдад и др.), строились по заблаговременно созданным замыслам, в которых предусматривалась ширина улиц, размещение дворцовых комплексов, жилых кварталов, базаров и т.п.

Арабская литература имеет глубокие доисламские корни. Значение литературы этого периода отметил ал-Бируни (973 – ок.1050); «В то время, когда арабы, жили в пустынях, они были народом бесписьменным и для увековечивания чего-нибудь прибегали к изустной передаче и запоминанию. Поэтому-то поэзия и стала для них памяткой и вместилищем знаний о родословиях и битвах» [8, с. 75]. Главным жанром поэзии тогда была касыда (поэма, ода), которая содержала довольно много сюжетов о природе, домашних животных и, само собой разумеется, о любви.

Расцвет арабоязычной поэзии приходится на IX–XI вв. Сейчас складывается жанр маленького лирического стиха – газал, что создают выдающиеся мастера слова различных народов: Абу Нувас (ум. 810) – певец любви, радости и вина судьбы; Абу-л-Атахийя (ум. 828) – гончар по профессии, создатель религиозно-аскетических поэм, обличавший распущенность двора халифов в Багдаде; Абу-л-Ала ол Маари (ум. 1057) – слепой поэт из Сирии, «прощение и Послание» которого оказало влияние на создание «Божественной комедии» Данте. Автором бессчётных рубаи – афористических четверостиший был классик персидско-таджикской поэзии, математик, философ и астроном Омар Хайям (1048-1123). В базе его творений было прославление мирских удовольствий, что очевидно не соответствовало догматическим правилам ислама [5, с. 18]:

Отречься от вина? Да это все равно,

Что жизнь собственную дать! Чем компенсируешь вино?

Могу ль я сделаться приверженцем ислама,

В то время, когда им высшее из благ не разрещаеться?

В Испании благодаря творчеству Ибн Кузмана (1080-1160) появился необычный жанр строфической поэзии – заджал (мелодия), что оказал влияние на формирование ранней провансальской поэзии и лирики вагантов (бродячих студентов).

Среди прозаических произведений приобретает развитие жанр сатиры, содержащей выпады против богачей и отдельных правителей, но не затрагивающей социальной совокупности в целом. К этому направлению направляться отнести макаму (рассказ, новеллу), которая появилась в XII в. на базе муниципального фольклора. В ней воспевается тип храбреца-ловкача, у которого ум и высокая образованность сочетаются с плутовством и цинизмом. Данный необычный прообраз О. Бендера взял предстоящее развитие в новеллах итальянского Восстановления. Нереально представить арабскую литературу без сказок «1001 ночь». Данный цикл совсем сложился в XII в. на базе фольклора многих населений украины – египетских, иранских, преданий и арабских сказок.

До середины IX в. исламский мир знал лишь литературу, написанную на священном языке Корана – арабском. Позже появилась вторая исламская литература – неоперсидская в Иране, распространившаяся после этого в районы Средней Азии и Закавказья. Достижением данной литературы было создание жанра эпической поэмы. Эта литература более свободна от религиозных запретов и отличается социальной направленностью, к примеру поэмы «Шах-Наме» (Книга царей) Фирдоуси (925-1020) и «Хамсе» (Пятерицы) Низами (ок. 1141-1209).

Во время позднего средневековья появилась третья мусульманская литература – турецкая. Так, национальные традиции в области литературы, развитые на общемусульманской базе, дали блестящие плоды.

Отличительной чертой средневековой арабской культуры явилось большое развитие правильных философии и наук. Сейчас ученые арабоязычных государств существенно превосходили собственных европейских современников. Давая неспециализированную оценку состояния арабской науки средневековья, Ф. Энгельс писал: «Арабы, дали десятичное исчисление, начала алгебры, алхимию и современную систему исчисления. Христианское средневековье не покинуло ничего» [6, с. 145].

Особенности ислама как мировой религии

Особенности ислама как мировой религии

Арабы, как и византийцы, усердно изучали и переводили на собственный язык произведения греческих классиков, других стран и учёных Индии. Аристотель, Гиппократ, Евклид, Птолемей были отлично известны арабским ученым, а европейцы в первый раз познакомились с этими авторами по переводам на латинский язык с арабского. В столицах различных халифатов – Багдаде, Кордове, Каире – существовали высшие школы, наподобие средневековых европейских университетов,– медресе (от араб. «дараса» – изучать). Большие библиотеки с сотнями тысяч исходников были созданы в Каире, Кордове и многих вторых городах. В Багдаде, Самарканде и Дамаске имелись громадные обсерватории, благодаря которым арабские астрологи открыли довольно много новых звезд и составили карты звездного неба.

Ученые пользовались материальной поддержкой и покровительством официальных правительства. К примеру, халиф ал-Мамун создал в Багдаде «Дом науки» – необычную академию, в которой размещались библиотеки, лаборатории, коллегии переводчиков и предоставлялись места для проживания ученым. Но в развитии науки были и сложности, порожденные рвением исламских богословов жестко выяснить границы познаваемости мира. При всех этих сложностях сотрудничества ученых с правителями и богословами научные открытия арабов, что именуется, опередили собственный время.

В медицине арабы не только освоили опыт древних медиков, но и существенно продвинулись. Они применяли в собственной работе вивисекцию (операцию на живом животном с целью изучения функций организма), шепетильно изучали анатомию, свойства разных лекарственных особенности и препаратов протекания заболеваний. Громадной известностью не только на Востоке, но и в Европе пользовался Ибн Сина (Авиценна, 980-1037), таджик по национальности. Основное его произведение – «Канон врачебной науки», являлось настольной книгой у докторов Европы до XVI в. Ибн Сина, например, высказал предположение, что кое-какие заболевания передаются невидимыми «небольшими животными», чем на восемь столетий предвосхитил учение Л. Пастера о роли микробов как возбудителей инфекционных болезней.

Средневековый математик Аль-Хорезми (787–ок. 850) прославился собственными сочинениями по алгебре (это слово – арабское). Он применил алгебраические вычисления для ответа практических дел: измерениях почвы, разделах наследства, торговых операциях. Наряду с этим он усовершенствовал способы объёмов площади тел и расчёта поверхностей, решения уравнений первой и второй степеней. Имя Аль-Хорезми вошло в математику для обозначения совокупности вычислений, делаемых по строго определенным правилам,– метода. Аль-Хорезми по указанию просвещенного халифа ал-Мамуна вычислил размеры Почвы, которая признавалась ими как шарообразное тело.

Общепризнанны успехи арабских философов. Среди них фактически не было атеистов, но поражает различие точек зрения на неприятности мироздания и глубина обоснования собственных взоров.

В VIII в., в то время, когда только зарождалось исламское богословие, появилось перемещение кадаритов, каковые поставили под сомнение догмат о фатальной предопределенности судьбы человека, соответственно – его пассивности. На базе рационализма греческих философов кадариты отстаивали идею свободы воли, т.е. ответственности человека за собственные поступки. Представитель этого направления Аль-Кинди признавал роль Всевышнего как творца природы, безотносительную мудрость которого постичь человеку не дано.

Наоборот, Ибн Сина был уверенный в познаваемости мира. Он отрицал положение о том, что Аллах всегда творит мир и исходя из этого он наполнен чудесами. Как материалист, Авиценна отрицал идеи креационизма – сотворения мира Всевышним из «ничего». К тому же, стремясь примирить религию и науку, философ выдвинул емкую формулу: «Всевышний формирует мир, чтобы человек познавал мир, а через него –Всевышнего».

С критикой этих взоров выступил приверженец мусульманского идеализма Аль-Газали (1054-1111). Он считал, что нельзя объяснить человеческого сознания и явления природы естественными обстоятельствами. Могущество Всевышнего исключает самостоятельность и независимость материального начала.

Живший в Испании философ Ибн Рушд (Аверроэс, 1126– 1198), развивая материализм Аристотеля, отстаивал идеи о вечности и несотворенности мира, т.е. о свободном от воли Всевышнего развитии материи; положение об эволюционном развитии природы. Он отрицал бессмертность личной души, т.е. отвергал догмат о наказании либо воздаянии человеку по окончании смерти. На базе учения Ибн Рушда в Европе появилось материалистическое направление «латинского аверроизма», осужденного католической церковью.

Большой вклад в развитие всемирный науки внесли произведения арабских историков, географов, экономистов. Ал-Бируни, Ибн Фадлан, Ибн Баттута не только посвятили собственные изучения государствам Востока, но и обрисовали события, которые связаны с существованием Древнерусского страны. Ученый-энциклопедист из Туниса Ибн Халдун (1332-1402) в собственных трудах постарался растолковать историю через эволюцию форм экономики, т.е. его идеи на 2-3 столетия опередили соответствующие теории европейцев. Так, арабские ученые, жившие в разных государствах халифата (от Испании до Средней Азии), существенно расширили границы людской знания.

Как растолковать воистину искусства и взлёт науки в условиях господства консервативной мусульманской догматики? Самый простое объяснение в том, что эти успехи были сделаны вопреки официальным мировоззренческим установкам, что деятельность многих ученых осуждалась мусульманским духовенством. Часть истины в этом объяснении имеется. Но основное, разумеется, в том, что, сдерживая развитие одних направлений и отраслей знаний в мастерстве, официальная идеология оставляла открытыми другие. Конкретно в них устремлялся целый талант арабо-деятелей искусства и язычных учёных. направляться учесть да и то, что развитое абстрактное мышление, созерцательность являются изюминкой людей Востока, на нем основывается не только идеология ислама, но и более древние мировоззренческие представления, черты характера, менталитет обитателей данного региона планеты.

начало религии и Возникновение ислама арабской экспансии во время раннего средневековья содействовали происхождению нового типа цивилизации – арабо-мусульманской. Особенность ее – полиэтнический состав и в один момент культурная устойчивость. Другими словами ислам и его религиозные, нравственные, эстетические и правовые нормы стали неотъемлемым компонентов судьбы многих народов планеты, регулятором поведения сотен миллионов людей разных рас и языков.

Ликвидация Арабского халифата как единого страны стала причиной потере арабами решающего влияния в мусульманском мире. Но новые завоеватели (турки, монголо-татары) сами усвоили сокровище ислама и содействовали его распространению в мире. В следствии турецкой экспансии ислам был распространен среди некоторых народов Восточной Европы: албанцев, болгар, боснийцев, греков. На данный момент арабское население преобладает в государствах Западной Азии и Северной Африки и образовывает около 140 млн человек. Численность последователей религии ислама – около 800 млн человек. На территории СНГ ислам исповедует большая часть населения Азербайджана, Казахстана, Средней Азии, среди россиян – ингуши, татары, чеченцы и др.

На данный момент отмечается воистину «исламский бум», что выражается формулой «политизация ислама и исламизация политики». Обстоятельство в том, что капиталистические отношения, которые связаны с ними система и западный образ жизни моральных сокровищ деятельно вторглись в классические социальные структуры мусульманских государств. А это стало причиной соответствующую «защитную реакцию». В один момент был неприемлем для мусульман и социализм со своей бедностью, атеизмом и классовой непримиримостью. Исходя из этого в государствах Востока начался поиск «третьего пути» – универсальной исламской модели развития общества. Вторым событием, содействовавшим оживлению ислама, было обретение правящими консервативными режимами мусульманских государств (Ирана, Саудовской Аравии и др.) млд дол от переработки и добычи нефти. В следствии огромные средства были направлены на потребности «исламской солидарности».

Появилось пара типов религиозного сознания (течений) в исламе, представители которых влияют на политику государств Востока. Традиционалисты (ортодоксы) поддерживают сохранение добуржуазного ислама и его социально-экономических, политических и культурных университетов. Модернисты (реформаторы) пробуют приспособить мусульманскую догматику к ценностям и общемировым нормам. Фундаменталисты (возрожденчество) стремятся к восстановлению в нашей жизни конкретных институтов и норм раннего ислама, первым делом религиозной общины как справедливости и гаранта равенства. Секуляристы вычисляют ислам препятствием на пути прогресса, исходя из этого в публичных делах предлагают опираться на общечеловеческие успехи, а к религии относиться только как к делу совести отдельного человека.

Существование этих противоречивых теорий мешает практической реализации популярного среди мусульман лозунга панисламизма – восстановления единого исламского страны (халифата). Более того, мусульманские государства иногда не смогут скоординировать упрочнения для ответа общезначимых задач, к примеру для противодействия нищете , неграмотностью, национальными и религиозными конфликтами, израильской агрессией.

Неоднозначно воспринимается мировым сообществом установление в ряде государств «исламского порядка» (Иран, Пакистан, Афганистан и др.). В большинстве случаев это ведет к тоталитарной форме правления – господству религиозной вершины и подавлению политической оппозиции, и введению средневековых запретов в культуре, жестокости Шариата. К примеру, сразу после победы «исламской революции» в Иране аятолла Хомейни издал декреты (1980) о запрещении показа по телевидению «неправильных» западных фильмов, развлекательных и музыкальных программ, дам, не скрывающих лицо чадрой. Настоящей катастрофой для мирового сообщества стала сейчас деятельность арабо-мусульманских экстремистских организаций – террористов, каковые совершают собственные акции в разных уголках планеты.

Все это разрешает заявить, что на данный момент ислам не потерял значения всемирный религии. Но всемерное распространение исламской догматики, норм права и морали времен средневековья вряд ли оправдано. Религия – ислам, иудаизм либо христианство – это в первую очередь дело совести человека, а в ответе экономических, политических, социально-культурных неприятностей нужно руководствоваться параметрами общецивилизационного порядка.

Контрольные вопросы

1. В чем заключался кризис арабского общества VI в.?

2. Как происходила арабо-мусульманская экспансия VII–VIII вв.?

3. Каковы обстоятельства экономического расцвета Арабского халифата VIII-IX вв.?

4. В чем состоят изюминке арабо-мусульманского феодализма?

5. В какой степени религия ислама оказала влияние на развитие арабского страны, права, образа судьбы?

6. Как именно религия ислама связана с другими мировыми религиями – христианством и иудаизмом?

7. Как взаимосвязаны религия ислама и арабо-мусульманское мастерство?

8. Каковы особенности арабо-мусульманской архитектуры?

9. Какие конкретно творческие направления и литературные жанры преобладают в арабо-мусульманской литературе?

10. Чем разъясняется современный «исламский бум» – восстановление традиций ислама?

11. Какой вклад внесли арабские ученые в развитие всемирный науки?

Библиография

О с н о в н а я

1. Бартольд П. арабская культура и Ислам. М.: Наука: 1992.

2. Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Высш. шк., 1983.

3. Веймарн Б.В. Мастерство арабских Ирана и стран. М.: Мастерство, 1974.

4. Мавлютов Р.Р. Ислам. М.: Политиздат, 1974.

5. Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М.: Наука. 1982.

Д о п о л н и т е л ь н а я

6. Арабская литература и средневековая культура. М.: Наука, 1981.

7. Грюненбаум Г.А. Главные черты арабо-мусульманской культуры. М.: Наука, 1981.

8. Еремеев Д.Е. Ислам: стиль мышления и образ жизни. М. Политиздат, 1989.

9. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. М.: Политиздат, 1989.

10. Омар Хайям. Рубаи. Таллин: Наука, 1991.

11. Ремпель Л.И. Мастерство Среднего Востока. М.: Сов. живописец, 1975.

12. Соколов В.В. Средневековая философия. М.: Высш. шк., 1979.

13. Яковлев Е.Г. мировые религии и Искусство. М.: Высш. шк., 1985.

Глава 7

ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Ислам | История религий | Мировая История (1 видео)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: