Развитие речевого дыхания и голоса

Для речевого дыхания в отличие от в большинстве случаев дыхания характерен маленький вдох и долгий (в 5-8 раз дольше вдоха) плавный выдох воздуха, на протяжении которого человек произносит фразу. У нормальнослышащего малыша речевое дыхание формируется параллельно с развитием у него речи. У глухих малышей речевое дыхание не хорошо развито — у них не достаточно выдоха, дабы сказать продолжительный звук, соответственно слово и фразу, у большинства из них весьма негромкий голос. У глухого малыша не начинается умение осуществлять контроль продолжительность и силу выдоха, что нужно для произнесения фразы. Ребенок не имеет возможности продолжительно сказать гласный звук. В случае, если же он говорит пара слов, то он как бы всхлипывает, пробуя собрать нужный воздушное пространство между словами.

Упражнения по формированию речевого дыхания у малышей с КИ проводятся еще до операции. По окончании операции по мере развития у малыша с КИ речи и голосовой активности начинается и речевое дыхание, но особые упражнения, каковые смогут в игровой форме проводить родители дома, оказывают помощь решить эту проблему стремительнее. В случае, если у ребенка организовано хорошее голосовой контроль и речевое дыхание он стремительнее научается произносить слова и звуки, его обращение звучит конечно.

Ниже представлено пара примеров таких игр-упражнений (см. кроме этого Леонгард, Самсонова, 1991; Пелымская, Шматко, 2003).

При исполнении этих упражнений необходимо помнить, что для речи нужен не столько сильный, а продолжительный, плавный, направленный и дозированный выдох. Нужно избегать напряженного стремительного выдоха, поскольку малыши стараются дуть как возможно посильнее. Нужно продемонстрировать, что нужно дуть медлено и продолжительно, приложив ручку ребенка к своим губам.

1. Сдуваем медлительно и медлено (поддуваем) со стола кусочки ваты, бумажки;

2. Задуваем попеременно свечки;

3. Бережно выдуваем мыльные пузыри;

4. Медлено дуем на висящую нитку, пробуя удержать ее на одном расстоянии. Играем в игру, кто продолжительнее дует на нитку. Продолжительный выдох не может быть сильным.

5. Бережно дуем на легкий пластмассовый шарик, пробуя его вести по кругу в лежащем на столе хала-хупе;

6. Продолжительно дуем в свистки и разные трубки. Глухие малыши довольно часто не могут дуть дудки, они стараются имитировать звук голосом. Нужно сперва выбрать дудку, из которой звук извлекается при маленьком упрочнении и не направленном выдохе. Понемногу по мере развития умения у ребенка делать сильный и направленный выдох в других упражнениях возможно дать ему дудки и свистки, требующие более развитого навыка. И, само собой разумеется, играем в игру «Кто дудит , продолжительнее» (для этого необходимы 2 дудки).

7. Пошмыгаем носом (рот закрыт), изображая ежика. Довольно часто подышим с высунутым языком, изображая собачку. При исполнении этих упражнений нужно положить ручки ребенка себе и ему на пузо, дабы он почувствовал перемещения стены живота.

Развитие речевого дыхания происходит параллельно с развитием голосового контроля, потому, что они взаимосвязаны. Ниже представлены примеры упражнений, направленных в один момент на голоса малыша и развитие дыхания.

1. Произносим как возможно продолжительнее гласный- А_____ . Наряду с этим ребенок ведет пальчиком по линии на листе бумаги на протяжении произнесения. Возможно пальцем по столу, катить машинку. Лучше это делать как соревнование вместе с педагогом и мамой («кто продолжительнее?»). Делаем это упражнение с другими гласными, каковые ребенок отлично произносит. Для этого возможно применять соответствующее перемещение (см. выше). К примеру, произнося продолжительное «У», параллельно продолжительно вести («лететь») в воздухе игрушку-самолетик.

2. Произносим на одном выдохе долгую последовательность слогов — ПА-ПА-ПА. Легкие похлопывания в ладоши либо по столу оказывают помощь ребенку это делать. В начале обучения произносим 3 слога, понемногу увеличиваем до 7 слогов. В случае, если ребенок все-таки делает вдохи по окончании каждого слова, то, положив руку ребенка на собственный пузо, педагог/родитель имитирует его неправильное дыхание (шумно вдыхая перед каждым слогом), а после этого показывает, как делать верно. В случае, если ребенок неправильно произносит звук «П» (заменяет его на «М», произносит то «П», то «Б»), то лучше применять звук «М», дабы не закреплять неправильное произнесение «П».

3. Произносим попеременно маленькие и продолжительные гласные – А_____, А_, А______. Наряду с этим для облегчения ребенок ведет пальчиком по соответствующим линиям на странице. Усложнить задание на следующем этапе возможно, прося ребенка произносить долгие и маленькие гласные не попеременно, а в случайном порядке. Наряду с этим перед ребенком лежит лист бумаги с написанными последовательно линиями и буквами.

4. По мере развития у ребенка умения произносить последовательность слогов и долгий гласный, учим его продолжительно произносить эти звуки голосом различной громкости (громкий, обычный, негромкий, шепотом), и меняя громкость и высоту голоса в момент произнесения звука — поем эти звуки.

5. Еще более сложное задание — произносить попеременно 2 гласных однообразной и различной длительности. В этом случае ребенок в один момент обучается регулировать дыхание и переключать артикуляторные перемещения. К примеру, кличем: А___У___. Либо призносим более сложные последовательности гласных, к примеру: А____У_А_(играем н игру «Поем песенку»), К этому заданию переходим, в то время, когда кроха уже отлично произносит, повторяя пара раз любой из этих звуков по отдельности длинно и кратко.

6. По мере развития у малыша речи, стимулируем произнесение на одном выдохе нескольких фразы и слов.

При работе с детьми старше 2-х лет, делая эти упражнения, возможно применять соответствующие буквы, написанные на бумаге, либо буквы из пластилина, наклеенные на картон/дощечку. Наряду с этим ребенок кроме этого обводит на протяжении произнесения букву. Это оказывает помощь раннему освоению ребенком букв, что позднее употребляется для развития навыков послогового чтения.

Естественному формированию речевого дыхания в один момент с развитием голоса оказывает помощь пение. Исходя из этого занятия и напевание песенок пением крайне полезны малышам с КИ, даже в том случае, если его пение будет мало напоминать привычную мелодию. Напеваем с ребенком простые песенки из 2-3 строчек, в то время, когда укачиваем куклу (а-а-а-а), в то время, когда идем по лесенке («топ-топ-топ, мы вверх идем, мы вверх идем»), моем руки («моем, моем руки, моем, моем чисто, моем, моем чисто-чисто») и т.д.

Упражнения для развития дыхания. Речевое дыхание. Логопедам и родителям.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: