Свойство к мышлению понемногу формируется в ходе развития ребенка, развития его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом настоящей действительности в восприятиях и ощущениях, каковые составляют чувственную базу мышления.
О мышлении ребенка возможно сказать с того времени, в то время, когда он начинает отражать кое-какие несложные связи между явлениями и предметами и верно функционировать в соответствии с ними. Это элементарное мышление ребенка, конкретно связанное с манипулированием предметами, действиями с вами, Й. М. Сеченов назвал стадией предметного мышления.
В то время, когда ребенок начинает сказать; овладевает речью, он понемногу переходит на более высокую ступень отражения действительности — на ступень речевого мышления. ,
Мышление ребенка дошкольного возраста наглядно образное, предмет его мысли — явления и предметы, каковые он принимает либо воображает. Навыки анализа у него элементарны, в содержание понятий и обобщений входят только внешние и довольно часто несущественные показатели («бабочка — птица, в силу того, что летает», а «курица — не птица — летать не имеет возможности»).
С началом обучения в школе у ребенка, не только расширяется круг понятий и представлений, но и сами понятия н представления становятся более полными и правильными. Д Форма обобщающей деятельности школьников на различных сту-Шнях обучения, не остается постоянной: сначала она строится рбычно на внешней аналогии, после этого основывается на классификации показателей, относящихся к внешним особенностям и качестг вам предметов, и, наконец, обучающиеся переходят к систематизации значительных показателей.
, Младшие школьники при условии понятий довольно часто смешивают в’ ходе обобщения показатели: значительные и несущественные. Кто ведет к неоднозначного рода неточностям: либо к неоправданному сужению количества понятий, либо к неоправданному расширению их количества. Примерами сужений количества понятия являются факты, в то время, когда младшие школьники не относят к растениям грибы по причине того, что «у них нет листьев», насекомых — к животным по причине того, что «они мелкие». Примеры расширения количества понятия — такие обобщения школьников, в то время, когда они к одной группе относят надоуых вптиц потону, что «они летают», дельфина и кита — •^ рыбам по причине того, что «живут в морях и плавают» и т. п. В большинстве случаев с некоторым трудом младшие школьники усваивают причинно-отношения и следственные связи. Младший школьник |(|у^ще донимает объяснения преподавателя, в то время, когда эти объяснения идут щ обстоятельства к следствию, от следствия к обстоятельству. В то время, когда преподаватель демонстрирует перед учениками железный щарик, что не проходит по окончании нагревания в кольцо, то тут эта обстоятельство (нагревание) наглядно предшествует определенному следствию (расширению количества шарика). В случае, если же ученик киемдело со следствием и ему нужно высказать предположение о обстоятельствах (к примеру: растение засохло. По какой причине?), то’ он затрудняется привести все вероятные объяснения, не смотря на то, что соответствующие положения ему известны.
В ходе обучения в школе совершенствуется и свойство школьников формулировать суждения и создавать умозаключения. Суждения школьника развиваются от несложных форм к сложным понемногу, по мере овладения званиями и более сложными грамматическими формами речи. Первоклассник в боль щввгётве случаев делает выводы о. том либо инок факте односторонне, опираясь на единичный внешний показатель либо собственный ограниченный опыт. Его суждения, в большинстве случаев, выражаются в окончательной утвердительной форме либо столь жф окончательной отрицатльной форме. Высказывать предположения, высказывать и тем более оценивать возможность, возможность наличия того либо иного показателя, той либо другой обстоятельства явления ребенок еще не имеет возможности.
Только в более старшем возрасте под влиянием обучения уче ник начинает отмечать возможность либо возможность наличия пли отсутствия какого-либо показателя, той либо другой обстоятельства явления, что связано с пониманием того, что предметы й явле ния владеют, разными особенностями, что факты, события и действия смогут быть следствием не одной, а нескольких обстоятельств.
Умение рассуждать, обосновывать и обосновывать то либо иное положение более либо менее с уверенностью и верно также приходит понемногу и в следствии особой организации учебной деятельности, в то время, когда преподаватель ставит получающих образование такие условия, в то время, когда они должны самостоятельно сделать, те Либо заключения и иные выводы. .
Развитие свойства к умозаключениям в младшем школь ном возрасте проходит последовательность этапов. На первой стадии умозаклкгт ченйя строятся на наглядных предпосылках, данных конкретно в наблюдении. На втором этапе уже вероятны умозаключения на базе абстрактных предпосылок. Но они имеют место в большинстве случаев только тогда, в то время, когда обучающиеся опираются на знакомые примеры и наглядные схемы. На третьем этапе обучающиеся смогут выводить правила и общие законы из частных случаев и К примеру, третьеклассники смогут самостоятельно обобщить отдельные сходные явления и сделать вывод о том, что все телаот нагревания увеличиваются. Любой отдельный случай расширения тела (железного шарика, воды в сосуде и т. п.) они растолковывают верно и формулируют неспециализированное правило.
Особенно интенсивно свойство к доказательству и рассуждению, абстрактное мышление начинают развиваться с переходом к изучению широкого круга общеобразовательных предметов в подростковом возрасте.
Развитие мышления, совершенствование умственных операций, способности рассуждать, прямым образом зависят от способов обучения. Вырабатывать у школьников свойство к активному и независимому мышлению — наиболее значимая задача преподавателя.
В неразрывной связи с развитием мышления происходит и развитие речи детей. Обращение ребенка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи. На первом году судьбы ребенка создаются анатомо-физиологические и психотерапевтические предпосылки овладения речью. Данный этап развития речи подготовительный, до речевой. Ребенок второго года судьбы начинает фактически овладевать речью, но его обращение носит а грамматический темперамент: в ней нет склонений, спряжений, предлогов, альянсов, не смотря на то, что ребенок уже сооружает предложения. Грамматически верная устная обращение начинает формироваться на третьем году судьбы ребенка, а к семи годам ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью, дабы затевать систематическое обучение в школе.
Обучение в школе предъявляет к речи ребенка все новые и новые требования, которые связаны с изучением учебных предметов, с необходимостью осознавать все усложняющуюся обращение преподавателя, развернуто и содержательно отвечать урок. У детей школьного возраста обращение есть и средством общения, и средством усвоения совокупности знаний. Конечно, что без изучения самого языка, без овладения письмом и чтением обращение ребенка не имеет возможности делать функцию систематического и всестороннего познания действительности. В ходе изучения языка совершенствуются И развиваются все виды речи школьника.
Овладение письменной речью включает в себя овладение навыками письма и чтения, знание грамматических и орфографических правил.
Овладение чтением проходит пара этапов. Сперва школьник знакомится с заглавиями букв и соответствующими им речевыми звуками. Первоначально синтезирование букв в слоги и слогов в слова протекает с определенными затруднениями: во-первых, школьник еще не обучился отлично различать графическое начертание букв, исходя из этого определит их медлительно и с неточностями; во-вторых, школьник затрудняется в соотнесении, связывании букв с соответствующими им звуками. В будущем ребенок синтезирует элементы слова без особенных затруднений, но Неточности наблюдаются и на данной стадии, поскольку школьники спешат прочесть ‘ слово перед тем, как различат его составные элементы, т. е. просматривают по предположению. Чаще всего эта неточности имеют место тогда, в то время, когда читаемое слово по внешней форме напоминает второе привычное слово. Наконец, процесс чтения у школьников начинает опираться на соединение элементов и быстрое различение слова. Это этап беглого и верного чтения. Скорость чтения от класса к классу заметно увеличивается. К примеру, обучающийся IV класса просматривает вслух примерно втрое стремительнее, чем первоклассник, закончивший изучение букваря.
Осмысленное чтение опирается на развитие мыслительных процессов, снабжающих познание главных и значительных мыслей текста. Нехорошее познание младшими школьниками того либо иного текста зависит от бедности детского словаря, неумения обнаружить главную идея в прочтённом, неумения связывать отдельные части произведения в неспециализированный контекст. Для преодоления этих недочётов нужна особая работа преподавателя. Нужно развивать и обогащать словарь детей, учить школьников обнаружить главную идея рассказа либо отрывка текста и значение
наиболее предложений и важных слов, в которых выражена эта идея. Для этого детей, учат составлять замысел прочтённого рассказа, подыскивать самые точные заглавия для абзацев, частей замысла и т. п. Осознать содержание сильно помогает ясное чтение текста преподавателем, а выдумки и самими обучающимися.
Практически в один момент с овладением навыками чтения происходит и овладение навыками письма. Трудности при овладении техникой письма обусловлены тем, что небольшая мускулатура руки ребенка развита еще слишком мало: рука скоро утомляется, ребенок жалуется, что он устал писать. Поэтому почерк долгое время остается большим и угловатым, форма букв не всегда верная, расстояния между словами и буквами произвольны. Для предупреждения этих недочётов не нужно заставлять ребенка писать долгое время, якобы для улучшения почерка. Полезно упражнять небольшую мускулатуру кисти руки первоклассника, давая ему задания по лепке, рисованию, шитью и т. п. Нужно практиковать списывание с примера, причем дети должны неизменно зрительно осуществлять контроль каждую написанную букву.
Правила произношения ребенок усваивает до обучения письму. Исходя из этого он пытается писать слово так, как его произносит. Но как мы знаем, что слова пишутся не всегда так, как произносятся и слышатся. Для успешного усвоения детьми правил орфографии нужно получать, дабы ребенок членораздельно по слогам проговаривал про себя слова, каковые он пишет, в особенности те слова, каковые всегда пишет неправильно.
Орфографически грамотное письмо зависит от самоконтроля, т. е. умения школьника контролировать правильность написанного. воспитание и Развитие орфографического самоконтроля у школьников зависит от некоторых особенностей их нервной совокупности и черт характера. В большинстве случаев не хорошо осуществляют контроль себя при письме и пишут неграмотно школьники несдержанные, торопливые, импульсивные, и обучающиеся, безответственно относящиеся к учению, неспособные критически оценить собственную учебную деятельность.
Развитие письменной речи не ограничивается знанием орфографических правил, умение в письменной форме излагать мысли опирается на усвоение совокупности грамматических понятий, на овладение правилами, каковые лежат в базе построения отечественной устной и письменной речи.
Преподаватель неизменно обязан стремиться к совершенствованию устной и письменной речи обучающихся. В случае, если у ученика не хорошо с устной речью, его нужно побуждать чаще выступать, тактично исправляя несовершенства его речи, пускай он пробует растолковывать уроки товарищу. В случае, если не хорошо с письменной речью, направляться учить школьника деятельно и сознательно трудиться над выражением мыслей в самая ясной и отчетливой форме. Для этого пускай он упорно подыскивает необходимые слова, выбирает таковой по рядок слов, что снабжает наилучшее и правильное построение предложения. Нужно побуждать школьника переделывать произведение пара раз, не удовлетворяться первой пришедшей в голову фразой, неизменно задавая себе вопрос: а запрещено ли написать лучше, грамотнее, убедительнее?
Вопросы для повторения
1. Дайте неспециализированную чёрта мышления.
2. Дайте чёрта ее функций и речи.
3. Как связаны между собой мышление и речь?
4. Поведайте об операциях мышления.
5. Что такое понятие, умозаключение и суждение?
‘6. Чем отличается понятие от представления?
7. Охарактеризуйте личные различия в интеллектуальной деятельности.
8. Охарактеризуйте психотерапевтические изюминки устной и письменной речи. Сравните их.
9. Сравните изюминке диалогической и монологической речи.
10. Каковы особенности понятий, умозаключений и суждений в детском возрасте?*
11. Охарактеризуйте главное направление развития устной и письменной речи в детском, и младшем школьном возрасте.
Практические задания
1. Выясните, какие конкретно недочёты видятся значительно чаще в почерке первоклассников. —
2. Понаблюдайте, какие конкретно неточности в большинстве случаев допускают первоклассники ходе чтения.
3. Обратите внимание на то, к каким приемам прибегает преподаватель на уроках для развития у обучающихся активного, независимого мышления.
Испытания
1. Проанализируйте Процесс ответа обучающимися одной из следующих математических .задач: 1) Во дворе бегают кролики и куры. У них совместно 45 ноги и 94 голов. какое количество кур и кроликов? 2) Дочери 8 лет, матери 36 лет. Через какое количество лет мать будет в три раза старше дочери? 3) Банка с медом .весит 500 г.. Такая же банка с керосином — 350 г. какое количество весит безлюдная „.Дм1К«, в случае, если керосин легче меда в 2 раза? 4) Рыба весит 8 кг. плюс поломи* м. веса. какое количество весит рыба? 5) какое количество раз цифра 9 видится числах от 1 до 100?
Задачи вычислены на учеников III —IV классов. В случае, если обучающиеся младше либо старше этого возраста, направляться подобрать другие задачи. Решать их нужно методом рассуждения. Опыт выполняют лично. Ученик решает задачу, которую предъявляют ему на карточке, рассуждая вслух (это нужное условие) и создавая на бумаге все операции, вычисления, рисуя схемы и т. д. Экспериментатор следит за попытками ответа, фиксирует у себя в тетради все самые интересные моменты,- эмоциональные реакции, высказывания ученика, отмечает наличие, затруднений, фальшивые ходы мысли, попытки опереться на наглядные образы. Очень отмечает те моменты, в то время, когда он сам приходит на помощь ученику (намек, подсказка, указание и т. д.). Процесс ответа задачи хронометрируют, т. е. отмечают время, израсходованное на тот либо другой этап ответа, и неспециализированное время ответа. По окончании опыта экспериментатор разбирает; процесс ответа {сопоставляя записи ученика и собственные, пометки) и записывает его в виде необычного протокола, отмечая затруднения, каковые испытывал ученик, помощь, которую ему оказывал экспериментатор. Принципиально важно обратить внимание на то, как ученик разбирал условия задачи, как опирался на наглядные образы, в чем проявлялась гибкость его мышления, как он осуществлял самопроверку.
2. Совершите маленькое изучение и выясните, как знают условное, переносное значение пословиц и басен школьники различных классов. Басни И- А. Крылова либо С. В. Михалкова подберите сами соответственно возрасту учеников. Пословицы возможно забрать следующие: «Что посеешь, то и пожнешь», «Тише едешь — дальше будешь», «Один в поле не солдат», «Утро вечера мудренее», «Лес рубят—щепки летят», «У семи нянек дитя без глаза».
Г л а в а XI. ВООБРАЖЕНИЕ
Понятие о воображении
Представления воображения, Вы уже привычны с представлениями памяти. Это образы того, что воспринималось человеком ранее. Но вот у школьника под влиянием чтения книги либо рассказа преподавателя появляется образ тропического леса, вулкана, звездолета, столичного стрельца XVII в. Либо образ дяди Степы, известного храбреца С. В. Михалкова. К какой категории психологических явлений отнести эти образы? Что это? Восприятие? Очевидно, нет. Представления памяти? Также нет, поскольку объект ни при каких обстоятельствах не воспринимался и в прошлом. Выясняется, человек может представить себе да и то, что он ни при каких обстоятельствах не принимал ранее, с чем ни при каких обстоятельствах в жизни не сталкивался, либо то, что еще будет создано в более либо менее отдаленном будущем.
Для того чтобы рода представления именуют представлениями воображения либо легко воображением.
Представления воображения бывают четырех видов: представления того, что существует в конечном итоге, но чего ранее , человек не принимал (тундры, Парижа, ледокола и т. д.), представления исторического прошлого (боярина, старого Нов. города, Петра I, Чапаева), представления того, что будет в будущем (модели, которую лишь строят, дома, фундамент которого лишь закладывается), и того, чего ни при каких обстоятельствах не было в конечном итоге (Евгения Онегина, сказочных образов).
Воображение и его физиологические базы. Воображение — это создание образов таких явлений и предметов, каковые ни при каких обстоятельствах не воспринимались человеком раньше. Но воображение, как говорят; «из ничего творить не имеет возможности». Оно постоянно строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. Кроме того образы, создаваемые величайшими писателями, имеют подобную природу. Л. Н. Толстой сказал, что образ Наташи Ростовой создан им на базе сочетания линия нескольких, отлично привычных ему людей. М. Ю. Лермонтов писал, что Печорин — собирательный образ, составленный из пороков современного ему молодого поколения. А. М. Неприятный показывал, что образы купцов, лавочников созданы им на базе наблюдения сотен аналогичных типов.
И изобретатели, создающие образы новых устройств, механизмов и автомобилей, опираются на материалы наблюдений, в частности наблюдений живой природы. Так, изучая обитателей Антарктики —пингвинов, конструкторы сконструировали машину «Пингвин», которая может передвигаться по рыхлому снегу. Замечая, как кое-какие виды улиток двигаются, следуя силовым линиям магнитного поля Почвы, ученые начали думать над созданием новых, более идеальных навигационных устройств. Морская птица альбатрос имеет в клюве необычный опреснитель, превращающий морскую воду в воду, пригодную для питья. Ученые, изучая данный «птичий опреснитель», трудятся над созданием новых устройств для опреснения морской воды.
И ученик, в мыслях создающий образ пустыни, которой он ни при каких обстоятельствах не видел, опирается на прошедший опыт: что такое песок, ему известно; ровную местность ему также приходилось замечать; верблюда, ящерицу и змею он видел в зоопарке, кино либо на картине; чахлый кустарник также ему знаком. В случае, если ученику всего этого не приходилось замечать, то ему будет весьма тяжело представить себе пустыню, как, к примеру, тяжело представить себе заснеженную тундру обитателю экваториальной Африки.
Кроме того сказочные образы постоянно являются фантастическим сочетанием в полной мере реальныхэлементов (к примеру, русалка — это сочетание дамы с рыбьим хвостом, избушка на курьих ножках— сочетание деревенской куриных ног и избы и т. д.). Как бы ни было ново то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в конечном итоге, опирается на нее. Исходя из этого воображение, как и вся психика, имеется отражение мозгом окружающего мира, но лишь отражение того, что человек не принимал, отражение того, что станет действительностью в будущем.
физиологически процесс воображения является процессом комбинаций новых и образования сочетаний из уже сложившихся временных нервных связей в коре головного мозга.
Значение воображения.Значение воображения в деятельности и жизни человека весьма громадно. В. И. Ленин, говоря о фантазии (а это имеется воображение), показывал, что она имеется уровень качества величайшей сокровище. Появилось и развилось воображение в ходе труда. Перед тем как сделать какую-либо вещь, человек представляет, что именно нужно сделать, как он будет делать, как будет смотреться вещь. Это представление последующих действий и того, что будет достигнуто в следствии соответствующих действий, образовывает одну из характерных изюминок труда, отличающую людскую деятельность от поведения животных. К. Маркс подчеркивал это событие, показывая, что «в конце процесса труда получается итог, что уже в начале этого процесса имелся в представлении человека…» .[17]
Главное значение воображения и пребывает в том, что без него был бы неосуществим любой труд человека, поскольку нереально трудиться, не воображая себе конечного и промежуточных результата . Без воображения не был бы вероятен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в мастерстве. Все школьные предметы (не только такие, как история, биология, география, литература, но и такие, как математика, язык) не смогут полноценно усваиваться без деятельности воображения.
Деятельность воображения постоянно соотносится с настоящей действительностью. Практика —критерий правильности образов воображения. Практика разрешает конкретизировать планы, делает их более четкими, определенными, содействует их реализации. Творческий план обогащается, проверяется и узнается в ходе настоящего осуществления. До тех пор пока план лишь в голове он еще не до конца ясен человеку. Подобный процесс реализации образов воображения происходит и в творческой _ работе живописца, музыканта, писателя.
Каждый новый образ, идея соотносятся с действительностью и при несоответствия отбрасываются как фальшивые либо исправляются. Ученый контролирует догадку настоящими: фактами, наблюдениями, опытом. Конструктор-изобретатель выясняет полезность изобретения, соответствие изобретения требованиям, каковые к нему предъявляют, возможность его использования на практике. Живописец, скульптор, автор стремятся к жизненной правдивости произведения, поскольку отображение жизненной правды имеется нужное, условие действия на людей. Преподаватель, проектируя личность ученика, воображая себе, предвидя результаты воспитательных действий, в любой момент весьма пристально присматривается к итогам этих действий и при необходимости изменяет их.
Виды воображения
Непроизвольное и произвольное воображение. самая простая форма воображения — это те образы, каковые появляются без усилий и специального намерения с отечественной стороны. Глядя на причудливые тучи, плывущие в небе, мы время от времени непроизвольно видим в них лицо человека либо очертание животного. Мальчик просматривает любопытного книгу, он живет судьбой ее храбрецов, сочувствует их эйфории и горю, борется с неприятелями, побеждает их. Увлекательная, увлекательная книга вызывает у мальчика броские образы непроизвольного воображения.
Всякое увлекательное, увлекательное преподавание в большинстве случаев вызывает яркое непроизвольное воображение у обучающихся.
Один из видов непроизвольного воображения — сновидения. Со снами всегда было связано множество суеверий и предрассудков. Это разъясняется характером сновидений, каковые время от времени являются сочетанием необычных, невиданных, а
иногда кроме того абсурдных, фантастических, нелепых картин и; собыские комбинации из обрывков следов прошлых переживаний и впечатлений. И. М. Сеченов думал, что сновидения и имеется невиданная
комбинация бывалых впечатлений.
Множество увлекательных опытов продемонстрировал, что довольно часто сны «фабрикуются» на базе внешних раздражений, каковые дремлющий человек не поймёт. Дремлющему подносили к лицу духи, и ему цветущий благоухающий сад. Тихонечко звонили над ухом дайкой,я люди во сне видели себя спешащими на в бубенчиками и колокольчиками либо видели, как у из рук падает поднос с хрустальной посудой, которая разбивается на небольшие осколки. Раскрываются и начинают зябнуть в прохладной помещении ноги дремлющего — ему снится, что он идет по льду и попадает ногой в прорубь. Неудачное положение тела затрудняет дыхание иди сдавливает сердце — снятся кошмарные сны.
Подобна природа и так называемых «вещих снов», каковые якобы предсказывают будущие события и исходя из этого являются источником разных суеверий. Много раз наблюдались случаи, в то время, когда при заболевании внутренних органов дремлющие часто видят назойливые сны, содержание которых связано с характером развития больных явлений. До тех пор пока заболевание еще выявилась, в кору поступают только не сильный сигналы, каковые не замечаются, в силу того, что подавляются вторыми впечатлениями. Ночью же эти не сильный сигналы (при заторможенной второй сигнальной совокупности) мозг принимает, что приводит • к соответствующим сновидениям. К примеру, один человек довольно часто видел сны для того чтобы рода; то он подавался костью, то его кто-то душит. Внимательный осмотр доктора ничего не распознал. Но через некое время в горле у него появилась опухоль.
Произвольное воображение проявляется в случаях, в то время, когда новые образы либо идеи появляются в следствии особого намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное. Инженер разглядывает сложный чертеж новой автомобили. Он старается представить себе ее внешний вид, принцип ее работы, делает для этого определенные упрочнения. Ученик, изучая ботанику, старается представить себе вид того либо иного растения, изучая историю — представить себе образ исторического деятеля либо полководца.
Воссоздающее и творческое воображение. По оригинальности самостоятельности и степени воображения его продуктов различают Два вида воображения — воссоздающее и творческое воссоздающее воображение — это представление новых для, человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Данный вид воображения употребляется в самых разных видах деятельности. В учении он играется очень ключевую роль.
Усваивая учебный материал, выраженный в словесной форме (рассказ преподавателя, текст книжки), обучающийся обязан представить себе то, о чем идет обращение; к примеру, вообразить себе моря, озера, горы, незнакомые растения, животных. Особенно громадна роль воссоздающего воображения при чтении художественной литературы: школьник посредством воссоздающего воображения воображает себе храбрецов, видит картины природы, чувствует себя участником событий, обрисованных в книге. Дабы верно представить себе то, что передано словом, необходимо иметь достаточные знания. Лишь на знания опирается воссоздающее воображение. В случае, если знания недостаточны, то и представления смогут быть искаженными: так, кое-какие дети воображают мамонта высотой с четырехэтажный дом, а смерть иноземных завоевателей на льду Чудского озера от рук солдат, Александра Невского в середине XIII в. воображают так: «Пушки пробили лед, и рыцари утонули».
Дабы создать у обучающихся верные представления о новом учебном материале, нужно не только эмоционально, но и светло и совершенно верно говорить о нем. С данной же целью принципиально важно дополнять словесную данные наглядным материалом. Опора на наглядный материал постоянно помогает работе воссоздающего воображения — воссозданный образ делается более правильным, он более верно воспроизводит настоящую реальность. Отечественный римор, изучая литературное произведение, сюжет которого далек от современности, отлично продемонстрировать обучающимся репродукции картин, изображающих быт и историческую эру того времени.
В отличие от воссоздающего воображения творческие воображение имеется независимое создание новых образов в ходе творческой деятельности. Творческая деятельность — это деятельность, которая дает новые, в первый раз создаваемые, уникальные продукты, имеющие публичное значение: открытие новых закономерностей в науке, изобретение новых автомобилей, отыскание способов выведения новых сортов растений либо пород животных, создание произведений искусства, литературы и т. п. Творческой деятельностью будет и трудовая деятельность передовиков, новаторов производства, рабочих-рационализаторов.
Источник творческой деятельности — публичная необходимость, потребность в том либо другом новом продукте. Еще отечественные далекие предки на заре людской истории вынуждены были придумывать, изобретать новое для удовлетворения потребностей. Трудясь руками, люди видели ограниченность возможностей людских рук и начали изобретать приспособления и простейшие орудия, каковые имели возможность стремительнее ,и лучше делать функции рук (рис. 24). Роющая рука послужила прообразом лопаты; растопыренные пальцы, которыми человек сгребал сухие листья для подстилки, навели на идея о граблях; сжатую в кулак руку он заменил молотком. В течение многих столетий творческое воображение помогало человеку совершенствовать орудия труда.
Творческое воображение, само собой разумеется, значительно более сложная психологическая деятельность, чем воссоздающее. Представить себе образ деда Щукаря по описанию неизмеримо легче, нежели создать его. Представить механизм по чертежу значительно несложнее, нежели сконструировать его. И однако четкой грани между воссоздающим и творческим воображением нет: артист формирует образ в соответствии с ролью, музыкант-исполнитель выполняет произведение, написанное вторым, но и артист, и музыкант дают чужим произведениям собственную уникальную трактовку, что делает их творческими деятелями.
Учительский труд кроме этого может и должен быть творческим, в случае, если преподаватель трудится не по шаблону, а всегда ищет что-то
новое, разрабатывает оригинальные методы и новые обучения
Неправильно думать, что творчество — свободная игра воображения, не требующая громадного, а время от времени тяжелого труда. Все новое, большое: открытия в области науки и техники, большие произведения в области искусства и литературы — создано в следствии огромного, напряженного труда. Так именуемое воодушевление — оптимальная концентрация способностей человека и духовных сил — имеется итог громадного предшествующего труда. Недаром П. И. Чайковский сказал, что воодушевление — такая гостья, которая не обожает посещать, ленивых, а И. Е. Репин вычислял воодушевление призом за каторжный труд.
В ходе творчества изобретатель, автор норой многократно переделывают, изменяют образы творческого воображения если сравнивать с начальным планом. Замышляя роман «Анна Каренина»; Л. Н. Толстой первоначально воображал себе героиню малопривлекательной, несимпатичной дамой. Л. (‘. Пушкин, заканчивая «Евгения Онегина», выдал Татьяну Ларину замуж за генерала, что не входило .в его начальные намерения.
У людей творческого труда представления воображения время от времени смогут быть неординарно броскими и живыми, давать сильнейшую эмоциональную реакцию. П. И. Чайковский, он утвержает, что плакал, в то время, когда его Герман заколол себя. А. Н. Толстой, трудясь над трилогией «Хождение по мукам», четко видел собственных храбрецов, кроме того говорил с ними. И. А. Гончаров кроме этого видел и слышал собственных храбрецов. М. И. Глинка, придумывая оперу «Иван Сусанин», так быстро воображал себе положение храбреца в сцене в лесу с поляками, что, по словам композитора, волосы у него становились дыбом и холод подирал по коже.
Мечта как особенный вид воображения. Мечтой именуют создание образов желаемого будущего. Полезно ли, необходимо ли грезить? В. И. Ленин в работе «Что делать?» высказал согласие с русским критиком Д. И. Писаревым, что исчерпывающе ответил на данный вопрос. Д. И. Писарев думал, что все зависит от того, может ли мечта обгонять естественный движение событий либо же она может уводить совсем в сторону, в том направлении, куда никакой естественный движение событий ни при каких обстоятельствах не имеет возможности привести. В первом случае мечта может поддерживать и усиливать энергию трудящегося человека, в то время, когда он способен иногда забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной картине то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками. Это оказывает помощь человеку, согласно точки зрения Д. И. Писарева, предпринимать и доводить до конца широкие и изнурительные работы в области мастерства, науки и .практической жизни.
Действенную, публично направленную мечту, которая поднимает человека на борьбу, воодушевляет на труд, нельзя смешивать с пустой, бесплодной, необоснованной: мечтательностью, не побуждающей к деятельности, а уводящей от действительности, расслабляющей человека.
Бывают реального плана и мечты, но связанные с достижением небольшой, незначительной, по-мещански обыденной цели, в то время, когда все грезы человека ограничены жаждой иметь актуальный костюм
актуальные пластинки. По этому поводу говорят так: «В случае, если мечта — это полет, другими словами полёт курицы и полёт орла!»
‘ Итак, мечта воодушевляет человека, оказывает помощь бороться с трудностями, позволяет посмотреть в самое отдаленное будущее. Еще в древности люди грезили’ о полетах, создали сказку о ковре-самолете. Эти грезы содействовали тому, что человек вправду обучился летать. В наши дни люди идут в мечтах дальше. К. Э. Циолковский теоретически обосновал вероятным, чем человек лишь грезил. Эту мечту о полетах удачно реализовывают советские люди. Ю. А. Гагарин первым в мире начал покорение космоса. Другие советские астронавты удачно продолжают полеты в космос и его предстоящее освоение.
Активная, творческая мечта имеет огромное значение не только в жизни отдельных людей, но и в жизни всего общества. В вашей Советской стране реализуются самые храбрые грезы, если они направлены на благо народа. Марксистско-ленинское учение стало тем компасом, что ведет трудящихся от грезы к действительности, той непобедимой силой, которая побуждает двигаться вперед, к построению коммунизма у нас.