Рангоут

На парусных судах мачты являются носителями движителя — парусов. Казалось бы, что на судах с механическими двигателями они ни к чему. Но это не верно: они остались на современных судах. Мачты тут помогают чтобы поднимать флажные и световые сигналы, т. е. для видимой связи между судами либо между берегом и судном. Помимо этого, к ним крепятся стрелы подъемных кранов, которыми поднимают грузы, антенны бессчётных радиолокационных, радионавигационных и связных установок.

На большом современном судне с механическим двигателем две мачты: передняя — фок-задняя грот и — мачта-мачта. А на громадных парусниках не редкость три и более мачт. В то время, когда имеется три мачты, то они именуются так: передняя — фок-мачта, вторая от носа — грот-мачта, задняя — бизань-мачта. В случае, если мачт четыре либо больше, заглавия передней и задней остаются те же, а все промежуточные — грот-мачты. Их различают лишь но месту размещения: первая грот-мачта, вторая, третья и т. д.

Верхний финиш мачты — топ. На мачте имеется площадка, пристроенная к нижней части ее топа — марс. На парусных судах с марса руководят некоторыми парусами. Помимо этого, он является площадкой для наблюдателей.

Рангоут

Трехмачтовое парусное судно:   1 — утлегарь; 2 — бушприт; 3 — мартин-гик; 4 — фок-мачта; 5 — фор-стеньга; 6 — фор-брам-стеньга; 7 — грот-мачта; 8— грот-стеньга; 9—грот-брам-стеньга; 10— бизань-мачта; 11 — крюйс-стеньга; 12 — крюйс-брам-стеньга; 13 — фока-рей; 14 — фор-марса-рей; 15 — фор-брам-рей; 16 — фор-бом-брам-рей; 17 — фор-трисель-гафель; 18—грота-рей; 19 —грот-марса-рей; 20—грот-брам-рей; 21—грот-бом-брам-рей; 22 — грот-трисель-гафель; 23 — бегин-рей; 24—крюйсель-рей; 25—крюйс-брам-рей; 26— крюйс-бом-брам-рей; 27 — бизань-гафель; 28 — бом-кливер; 29 — кливер; 30 — фок; 31 — фор-марсель; 32 — фор-брамсель; 33— фор-б ом-брамсель; 34 — фор-трисель; 35 — грот; 36 —грот-марсель; 37 — грот-брамсель; 38 — грот-бом-брамсель; 39—грот-трисель; 40 — крюйсель; 41 — крюйс-брамсель; 42 — крюйс-бом-брамсель; 43 — бизань; 44 — фор-брам-штаг; 45 — фор-стень-штаг; 46 — фока-штаг; 4 7 — грот-брам-штаг; 48 — штаг-и-грот; 49 — грота-штаг; 50 — бизань-штаг; 51— фор-бом-брам-брас; 52 — грот-бом-брам-брас; 53— крюйс-бом-брам-брас; 54— фор-марс-брас; 55 — кливер-шкоты; 56 — фордуны; 57 — ванты; 58 — стень-ванты.

Дабы надежно нести паруса и всевозможные снасти, мачты должны были быть достаточно прочными. А высота их весьма громадна. Так, высота мачты большого океанского парусника 35-37 м — выше современного десятиэтажного дома. У самой палубы такую громаду чуть имели возможность бы обхватить, взявшись за руки, два взрослых человека.

Эти мачты делались как бы составными. К фактически мачте высотой около тридцати метров додавали достаточно долгое продолжение — стеньгу. После этого к топу стеньги — еще одну — брам-стеньгу. Бывало, что к топу брам-стеньги додавали еще и бом-брам-стеньгу. Протяженность стеньги — пара метров. На четырехмачтовой шхуне неспециализированная протяженность стеньг и мачты достигала 45 м.

На каждой мачте большого парусника в большинстве случаев не редкость пара реев. Это громадные горизонтально висящие брусья, привязанные к мачте собственной серединой. К ним крепят полотнища прямых четырехугольных парусов.

Реи на каждой мачте именуются по ее имени, а между собой различаются по месту, которое занимают. А для реев бизань-мачты вместо ее заглавия добавляются другие: нижний — бегин-рей, следующий — крюйс-марса-рей (нижний и верхний), третий — крюйс-брам-рей (нижний и верхний) и т. д.

Не редкость, что и у реев по бокам имеется собственные «ассистенты» — узкие брусья — лисель-спирты. Они помогают для растягивания на них дополнительных прямых парусов — лиселей.

Не считая реев либо вместо них, на мачтах смогут быть и гафели. Это также громадные брусья большого сечения. Но они связаны с мачтой одним финишем и висят под углом к ней. На гафели крепятся косые четырехугольные паруса. Внизу гафелям оказывают помощь гики — горизонтальные брусья. По ним растягивают нижнюю кромку паруса.

Над носом наклонно (либо горизонтально) нависает еще одно приспособление — бушприт. На снастях, протянутых между фок-бушпритом и мачтой, ставятся треугольные паруса. Как и у мачты, у бушприта бывают одна либо две продолжающих его приставки— утлегарь и бом- утлегарь. А в том месте, где кончается фактически бушприт, для крепления снастей отходит вертикально вниз маленький брус — мартин-гик.

Мачты со стеньгами, реи с лисель-спиртами, гафели с гиками, бушприт с его продолжениями — все это главные носители парусов либо сигналов связи. Все они совместно составляют рангоут корабля.

РАНГОУТ И ТАКЕЛАЖ


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: