Доклад по теме изучения
«Применение внешнеторговых операций для легализации преступных доходов»
(декабрь 2009, г.Гуйлинь)
Настоящее изучение «Применение внешнеторговых операций для легализации преступных доходов» совершено в соответствии с ответом девятого совещания Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (потом по тексту – ЕАГ).
Актуальность данной темы обусловлена тем, что легализация преступных доходов в наше время уже не имеет возможности рассматриваться как изолированная угроза экономической безопасности одной отдельной забранной страны. Денежные правонарушения в собственном большинстве транснационален , формируется криминальный кругооборот капиталов, что ведет к расширению теневой и криминальной экономической деятельности, в следствии чего растут масштабы экономического ущерба, причиняемого различным государствам.
Как мы знаем, внешнеэкономические операции составляют главной канал вывода денежных средств за предел. Сфера внешнеэкономической деятельности многогранна. В качестве темы изучения был выделен один из самые интересных, на отечественный взор, ее качеств — применение внешнеторговых операций в целях легализации преступных доходов.
Согласно данным МВФ совокупный количество отмывания денег образовывает 2-5 % мирового валового продукта. Возможно утверждать, что отмывание происходит в любой стране мира, все страны в той либо другой мере вовлечены в данный глобальный криминальный процесс. Исходя из этого нужно изучать проблему и предпринимать меры по предотвращению и противодействию его развития, понижения отрицательных последствий для страны, а в целом — производить единые подходы к содержанию и составу мер, нужных для пресечения фактов и эффективного выявления применения внешнеторговых операций для легализации преступных доходов.
Изучение посвящено изучению способов применения внешнеторговых операций для отмывания доходов, взятых преступным методом, на базе обобщения материалов национальных изучений, совершённых государствами — участницами изучения.
Материалы для изучения были представлены подразделениями денежной разведки РФ (член ЕАГ), Беларуси
(член ЕАГ), Кыргызской Республики (член ЕАГ), Украины (наблюдатель ЕАГ), Турции (наблюдатель ЕАГ), Эстонии и Словении.
Серьёзным элементом данного изучения есть обнаружение правовых качеств регулирования предпринимательской деятельности, каковые воздействуют на развитие тех либо иных способов применения внешнеэкономической (и внешнеторговой в частности) деятельности для отмывания преступных доходов. В рамках данного изучения предпринята попытка совершить анализ норм законодательства , регулирующего порядок контроля и проведения внешнеторговых операций. Краткий сравнительный анализ приведен в первом разделе изучения. К сожалению, подробно разобраться в данном вопросе по многим причинам не представилось вероятным. Но полученные на протяжении написания данного изучения сведения лишний раз показывают его многообразие и большую сложность.
Изучение направлено на обнаружение методов и способов (схем) отмывания преступных доходов при помощи проведения внешнеторговых операций; выработку рекомендаций по обнаружению показателей правонарушений, которые связаны с легализацией преступных доходов через внешнеторговые операции; обобщение самый распространенных показателей таких операций, т.е. индикаторов для обнаружения странных денежных операций; определение факторов, воздействующих на эффективность работы по расследованию и выявлению данного рода правонарушений.
Раздел 2. схемы и Способы отмывания преступных доходов
через внешнеторговые операции.
В первую очередь, хотелось бы подчернуть, что все государства указали на важность проведения изучений по теме «Применение внешнеторговых операций для легализации преступных доходов». При большой степени национального регулирования сфера интернациональной торговли всегда была привлекательной для ее применения в целях вывода средств за предел для конфискации и усложнения поиска преступно взятых средств или обратного инвестирования средств в легальную экономику под видом честно заработанных доходов. Экономическая и политическая интеграция государств содействует во многих случаях упрощению торговых взаимоотношений между государствами, что неизбежно влечет рождение новых схем для их применения в преступных целях.
Наряду с этим источниками незаконных капиталов смогут быть доходы, полученные в следствии классических форм криминальной деятельности (к примеру, торговли наркотиками, работорговли ), и доходы от нецелевого применения национальных бюджетных государственных заимствований и средств; кредиты банков, полученные по документам, содержащим заведомо фальшивую данные. Часть средств, каковые определяются как преступно полученный доход, зарабатывается на незаконных внешнеторговых операциях и после этого направляется на расширение и поддержание бизнеса, приносящего легальный доход. Такие внешнеторговые операции смогут использоваться с целью завуалировать настоящие денежно-хозяйственные операции, а также контрабанды, доход от которых переводится на зарубежные компании либо на квитанции в зарубежных банках.
Помимо этого, применение незаконных фондов возможно направлено на создание новых фирм, каковые снабжают работу криминальных схем и разрешают их организаторам приобретать в полной мере законный доход в виде барышов.
Кроме этого направляться подчернуть, что в государствах, принявших участие в изучениях, где уклонение от уплаты налогов есть предикатным правонарушением, большое количество примеров дел по отмыванию денег через внешнеторговые операции были связаны с уклонением от уплаты либо незаконным возвратом налогов.
Государствами, принявшими участие в изучении, наработан практический опыт по обнаружению фактов легализации преступных доходов через внешнеторговые операции. В настоящем изучении обобщены материалы национальных изучений об главных способах отмывания преступных доходов, обозначены схемы и способы отмывания преступных доходов. Полагаем, что данное изучение особенно будет нужным для подразделений денежной разведки государств, каковые еще нарабатывают стаж работы с сообщениями о странных денежных операциях.
Открытой, не охваченной на данном этапе изучения, остается неприятность применения других платежных совокупностей электронных денег, в частности платежной системы WebMoney, для целей оплаты внешнеторговых закупок. Неприятность, которая связана с деятельностью данной платежной системы, была обозначена в изучении ЕАГ 2008 года по теме «Трансграничные переводы денежных средств с участием физических лиц», указано на то, что совокупность WebMoney обширно употребляется в разных государствах, но остается вне рамок правового поля денежных рынков. В связи с ограниченностью ресурсов, а также ресурса времени, отведенного для изучения, полагаем, что в целях более глубокого изучения эта тема может стать предметом отдельного изучения. Кроме этого в материалы изучения не включены вексельные схемы расчетов, при помощи которых кроме этого производится прекращение обязательств по внешнеторговым контрактам, при помощи которых вероятны факты отмывания доходов, взятых преступным методом.
На базе всестороннего изучения материалов, представленных государствами – участницами изучения, установлено, что применение сферы интернациональной торговли для целей легализации преступных доходов может осуществляться:
1) через экспортные операции:невозврат экспортной валютной выручки, занижение/завышение цены на экспортируемые товары, псевдоэкспорт, экспорт по поддельным документам, экспорт по утерянным документам;
2) через импортные операции: псевдоимпорт (импорт по поддельным документам, импорт и авансовые платежи без ввоза товара на территорию страны), завышение цены на импортируемые товары, импорт по поддельным документам;
3) через экспортно-импортные и транзитные операции: «карусельные» торговые схемы, транзитные платежи по фиктивному экспорту и фиктивному импорту, транзит товаров через таможенную территорию страны.
1. ЭКСПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ
1.1. невозврат в страну экспортной валютной выручки
В ряде государств данное правонарушении не есть предикатным для легализации преступных доходов. Включает неполный либо несвоевременный возврат валютной выручки.
1.2. завышение/занижение цены на экспортируемые товары;
Экспорт по заниженным либо завышенным стоимостям производится или методом документального занижения/завышения таможенной цене, или методом перемещения товаров под видом другой продукции (в соответствии с классификации товаров по коду ТН ВЭД).
В большинстве случаев, экспорт по завышенным стоимостям имеет цель незаконно компенсировать налог на добавленную цена и обычно есть частью схемы «карусельного» торгового мошенничества.
Пример 1 (Украина)
На протяжении анализа имеющейся информации было обнаружено, что фирмами трех областей Украины через контрактодержателя
ООО «В» экспортировано в Соединенных Штатах нерезиденту L переработанные кустарным методом масляные фильтры для машин ВАЗ под видом совокупностей очищения воды общей стоимостью 280,7 млн. гривен (36,5 млн.дол.США). Наряду с этим цена продукции была завышена в 50 раз.
Указанная схема была направлена на получение незаконного возмещения НДС из бюджета в сумме 56 млн. гривен (7,3 млн.дол.США).
Пример 2 (Украина)
Несколько украинских фирм осуществляла махинации с перепродажей электронного оборудования на экспорт.
Компанией «А» было экспортировано электронное оборудование по завышенным стоимостям компании «В», зарегистрированной в Соединенных Штатах. Практически товар был доставлен в Болгарию.
Для получения права на компенсацию НДС нужно, дабы была осуществлена оплата за поставку экспортированного товара. С целью этого компания В перевела компании «А» более 30 млн.дол.СШАчерез счета латвийского банка.
Так, совершив экспорт по завышенным стоимостям, был незаконно компенсирован НДС из государственного бюджета. Сумма составила более 4 млн.дол.США.
На протяжении расследования было обнаружено, что компания«В» владеет украинской компании «А». Более того, сама компания «В» уже являлась участником вторых распознанных схем, и ее соучредителями являются компании, зарегистрированные в оффшорах — Белизе и Ниуэ.
Схема с применением контрактов с заниженной ценой товара:Компания А (резидент) регистрирует в собственных заинтересованностях на имя подставных лиц компанию В. Задачей компании В есть отмывание за маленький период времени большой суммы денежных средств для компании А, практически выполняя роль компании-прокладки. Обе компании легальны и официально зарегистрированы.
Компания В официально импортирует товар по цене 10 дол.США за штуку, получая его у зарубежной компании С, наряду с этим все товаросопроводительные документы являются настоящими, официальное пересечение таможенной границы подтверждается отметками таможни. Потом компания В реализует полученный товар компании А по цене 100 дол.США за штуку. Компания А, имея собственную торговую сеть либо через посредников реализует полученный товар по 101 дол.США за штуку, уплачивая наряду с этим минимальные суммы налогов. Отличие в 90 дол.США за штуку, появившаяся в следствии данной сделки обналичивается через банк либо посредством компаний-однодневок.
Среди преимуществ применения данной схемы можно подчернуть, что компания В, учитывая прошлые обороты по импорту, получает хорошую репутацию и может рассчитывать на получение банковского кредита и продолжить предстоящее финансирование самостоятельно. Помимо этого, применяя документы по первой поставке, прошедшие официальную регистрацию, компания В может применять другие партии подобного товара, ввезенные нелегально.
Операции с занижением цены по экспортным договорам употребляются с целью искусственно снизить налогооблагаемую базу для исчисления налоговых и таможенных платежей.
Обычным методом в схемах с применением экспортных контрактов по заниженным стоимостям есть поставка товара на «собственные»
(т.е. подконтрольные, значительно чаще намерено созданные) оффшорные компании, от имени которых после этого производится продажа товара по обычным, рыночным стоимостям. Отличие в суммах оседает на квитанциях таких компаний, а после этого распределяется между заинтересованными лицами, но получить данные о таких операциях фактически нереально.
Вариантом занижения экспортных стоимостей есть экспорт готовой продукции под видом сырья либо некачественного, некондиционного товара. Этот способ употребляется кроме этого для прикрытия внешнеторговых контрактов с двойным источником финансирования.
Распространенным при применении способа занижения цены по экспортным договорам есть применение «компаний-однодневок», и применение механизма получения большого кредита «компанией-однодневкой».
1.3. псевдоэкспорт
Пример 3 (Турция)
Нижнее белье, произведенное в Турции, было фиктивно оформлено как вывезенное из страны для незаконного возврата НДС. Товар, посланный за границу, в конечном итоге воображал собой кусочки ткани (тряпье). Было обнаружено, что компания, в адрес которой производилась отгрузка товара, была создана с целью создания видимости продаж за рубежом.
Пример 4 (Турция)
Компания купила некое количество сахара с целью его дальнейшего экспорта и переработки.
С целью уклонения от уплаты налога добавленой стоимости для видимости исполнения экспортных обязательств были оформлены поддельные документы, в соответствии с которым экспорт был осуществлен, был оформлен таможенный сертификат на вывоз товара, и подготовлены декларации на приобретение зарубежной валюты и инвойсы. На основании представленных фальшивых документов был осуществлен возврат НДС.
В следствии расследования установлено, что сахар был реализован на территории Турции и из страны не вывозился. Так доход, полученный в следствии уклонения от уплаты налога добавленой стоимости, был легализован через фальшивый экспорт.
В другом случае предметом для того чтобы договора была пшеница, приобретённая с целью экспорта и производства муки. Мука кроме этого была реализована на внутреннем рынке. Доход, полученный в следствии правонарушения, был переведен нескольким гражданам методом выписывания финансовых чеков, на которых были проставлены передаточные надписи.
1.3. экспорт по поддельным документам
Пример 5 (Украина)
Украинским обществом с ограниченной серьезностью «М» во время 2006-2008 гг. были произведены экспортные операции по реализации за границу компании «О» бывших в потреблении водопроводных труб общей стоимостью 725 тыс.гривен (94,2 тыс.дол.США). Наряду с этим была применена нулевая ставка НДС, в следствии чего получено возмещение НДС в сумме 122 тыс.гривен (16 тыс.дол.США).
В следствии расследования было обнаружено, что компания «О» с учредительными данными, указанными в документах, не зарегистрирована. Так, компенсированная сумма НДС была взята мошенническим методом.
Пример 6 (Украина)
Комитетом денежного мониторинга Украины была взята информация от Таможни Украины о заключении контрактов между украинской компанией «А» и английской компанией «С».
В соответствии с контрактов, компания «А» выступает лицом, важным за денежное урегулирование, а компания «С» – клиентом продукции.
Экспортёрами товара являются украинские фирмы, а фактическим получателем есть компания «К», которая осуществляла деятельность на территории Польши.
Согласно данным договорам привлекла интерес не только сумма в
108,5 млн. евро, но и количество поставляемого товара 106,5 млн кг ягод и грибов.
На протяжении анализа было обнаружено, что главная деятельность украинских фирм связана с производством муки и хлеба.
Согласно данным, взятым от ПФР Польши, компания «К» зарегистрирована в Лондоне (Англия).
В соответствии с информации органов правопорядка Украины фактическим местом регистрации компании «К» есть оффшор Ниуэ, что было подтверждено ПФР данной страны. Также, при участии компании «А», ягоды с территории Украины вывозились по цене 10,5 евро за килограмм, а на территории Польши товар оформлялся по цене 1,1 евро за килограмм.
В соответствии с копиями грузовых таможенных объявлений с территории Украины в Польшу вывезено товара на 1,2 млн. евро.
1.4. экспортные операции по утерянным документам
Пример 7 (Украина)
От Национальной налоговой работы Украины в ПФР появились сведенья, что украинской компанией «А» осуществляется вывоз кожаного полуфабриката на сумму 5,9 млн.дол.США в адрес нерезидента «N», что зарегистрирован в Белизе, наряду с этим фактическим получателем продукции есть нерезидент «D» из Италии.
Установлено, что данной украинской компанией «А» со счёта нерезидента «N», открытого в банке Латвии, взяты валютные средства в сумме 4,3 млн.дол.США.
Практически сходу поступающие средства снимаются соучредителем компании «А» наличными на закупку сельхозпродукции.
По данным, взятой от ПФР Латвии, поступила информация, что по счёту, с которого приходит валюта, уполномоченным лицом есть гражданин Украины К. Согласно данным органов правопорядка Украины, паспорт, на что раскрывался этот счёт, есть утерянным.
2. ИМПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ
2.1. псевдоимпорт (платежи по сфальсифицированным
документам, импорт и авансовые платежи без ввоза товара
на таможенную территорию страны)
Необоснованные авансовые перечисления в счет фиктивных контрактов — это один из самые популярных способов незаконного перевода за предел денежных средств. Значительно чаще для этих целей употребляются намерено созданные компании (так именуемые «компании-однодневки»).
самые типичными являются случаи, в то время, когда компанией содержится договор, предусматривающий задатки с отсроченным на максимально разрешенный законодательством период прекращения обязательств по поставке товара (в случае, если законодательством введены такие ограничения), наряду с этим в течение этого срока компания-плательщик прекращает собственный существование – делается неосуществимым отыскать лиц, создавших компанию, распоряжавшихся счетом при проведении операций, и бухгалтерскую и иную документацию. Или пропадают следы компании-нерезидента, обязанной поставить товар в счет совершённых задатков , каковые смогут де-юре либо де-факто свернуть свою деятельность. Суммы задатков наряду с этим, конечно же, не возвращаются. Наиболее удобным для таких схем есть применение в качестве организаций-поставщиков компаний, зарегистрированных в оффшорных территориях.
Употребляется кроме этого способ расторжения контракта по окончании исполнения обязательств по предварительной оплате товара.
Пример 8 (Украина)
По данным украинского банка было распознано, что украинской компанией «А» в соответствии с копии ГТД оформлен ввоз на таможенную территорию Украины товара на сумму 2,3 млн.дол.США.
Отправителем товара значилась компания «Р» – резидент Британии. Производителем товара, в соответствии с данной ГТД, выступает белорусская компания «В».
Было обнаружено, что украинской компанией «А» перечислялись валютные средства английской компании «Р» на счет, открытый в эстонском банке. Согласно данным ПФР Эстонии, было перечислено 14,3 млн.дол.США. Указанные средства в тот же сутки перечислялись на счет английской компании «S».
Кроме этого было обнаружено, что лица, уполномоченные осуществлять операции по квитанциям нерезидентов — компаний «Р» и «S» — являются гражданами Украины. По данным таможенных органов Украины ведомости об экспортно-импортных операциях, осуществленных украинской компанией «А» по большому счету отсутствуют, среди них и ГТД, которая предоставлялась украинскому банку.
Помимо этого, согласно данным ПФР Республики Беларусь, поставки товара в адрес украинской компании «А» в таможенных органах Республики Беларусь не декларировались.
Эти материалы расследуются в рамках дела, возбужденного по факту фиктивного предпринимательства.
Пример 9 (Украина)
В поле зрения Комитета по денежному мониторингу попали денежные операции, каковые были связаны со снятием громадного количества наличных средств физическими лицами с собственных квитанций. Средства на квитанции физических лиц поступали от большого количества фирм.
По окончании продолжительного изучения, Комитетом началось расследование деятельности преступной группировки, в котором были задействованы предприятия с показателями физических лиц и фиктивности с криминальным прошлым, которыми, начиная с 2005 года, была организована схема перемещения потоков для конвертации безналичных средств в наличные.
В будущем преступники переквалифицировали схему из национального масштаба в транснациональную и начали перечислять средства нерезидентам за границу Украины, включая оффшорные юрисдикции.
Так, на квитанции украинских частных фирм, в виде оплаты за товар и для инвестирования строительства, от фирм, зарегистрированных в РФ, поступали российские рубли, каковые в будущем конвертировались в национальную валюту – гривны, Потом эти средства, сумма которых составила 2225 млн.грн.
(445 млн.дол.США), были взяты доверенными лицами со счета наличными.
Позднее через счета двух таких фирм, каковые были задействованы в конвертации безналичных средств в финансовую наличность, начались осуществляться операции по выводу средств за границы Украины, то есть.
На счета украинских фирм в виде оплаты за товар и для инвестирования строительства от русских компаний поступило средств общей стоимостью 14 150 млн.рос.рублей (566 млн.дол.США), каковые были преобразованы в доллары США США, и перечислены нерезидентам, зарегистрированным в различных государствах – Белиз, Панама, Кипр, Индия и Английские Виргинские Острова. Большинство нерезидентов пребывали конкретно в оффшорных территориях.
Валютные средства перечислялись нерезидентам на квитанции, открытые в банковских учреждениях государств Латвии, Литвы, Эстонии, Нидерландов и Кипра.
Общая сумма средств, каковые были перечислены за границу, образовывает 1 569 млн.грн. (313 млн.дол.США). Наряду с этим поставка самого товара на территорию Украины кроме того не предполагалась.
На протяжении проведения аналитического изучения была взяты эти от ПФР других государств, в которых находилась следующая информация:
— открытие квитанций нерезидентами в Эстонии и банковских учреждениях Литвы было осуществлено гражданами Украины, наряду с этим при открытии квитанций ими были использованы потерянные паспорта;
— у трех компании, каковые зарегистрированы на Английских Виргинских Островах, был одинаковый регистрационный агент;
— одной из компаний ранее интересовались болгарское ПФР и Консульство Германии в Венесуэле.
— деятельностью другого из участников данной схемы, компании -нерезидента, которая зарегистрирована на Английских Виргинских Островах, заинтересовалось ПФР Литвы.
В следствии совершённого расследования правоохранительными органами Литвы было возбуждено дело по статье 216 УК Литвы «Отмывание средств либо активов, взятых преступным методом» и заблокировано 2,7 млн.дол.США активов на счету данной компании-нерезидента.
Кроме этого согласно данным материалам были возбуждены уголовные дела и в Украине.
Пример 10 (Беларусь)
В ПФР Беларуси фактически каждый день стали поступать сообщения о странных денежных операциях, которые связаны с перечислением белорусской компанией «А» денежных средств в адрес английской компании, за лестницы-стремянки на счет, открытый в банке Латвии. Сумма перечисленных средств в маленький срок (около двух месяцев) достигла 1 млн.дол.США. Наряду с этим в сообщениях указывалось, что приходные операции по счету производились за всевозможный товар: строительные материалы, инструменты, металлопрокат, компьютерные комплектующие, электротовары, метизные изделия и др.
В соответствии с базы данных таможенных органов компания «А» оформила статистическую декларацию на ввоз товаров (лестницы-стремянки), происходящего из РФ, без ввоза их на таможенную территорию Республики Беларусь. Установлено, что приход товара, что реализовывала эта белорусская компания, осуществлялся от последовательности белорусских компаний, имеющих показатели фиктивности. Был взят криминальный доход в очень больших размерах, что был легализован через импортные договора без ввоза товара на территорию страны.
Не считая данной схемы, в которой использован способ применения исключений из закона (особенный порядок оформления ввоза товара на территорию Республики Беларусь, происходящего и импортируемого с территории РФ), была установлена кроме этого схема вывода денежных средств через импортные сделки без ввоза товара на территорию страны с применением контрактов займа.
Пример 11 (Беларусь)
Были установлены бессчётные переводы белорусской компании «А» денежных средств по возврату займа в адрес русском компании «В» на счет, открытый в денежном учреждении Латвии. Наряду с этим информации о поступлении займа на счет компании «А» от данного нерезидента не было. В соглашении займа было указано, что займ предоставлялся методом оплаты средств на компанию «С». Проверкой было обнаружено, что компания «А» оформила статистическую декларацию на ввоз товаров от компании «С» без ввоза товаров на территорию Республики Беларусь.
2.2. завышение цены на импортируемые товары
Один из вариантов схемы с завышением цены на импортируемые товары, так называемый «трансферпрайсинг» — включение в схему расчетов оффшорной компании, с целью сокрытия и намеренного искажения ценообразования налогов.
Компания А – производитель товаров, с целью ухода от законного налогообложения, реализует компании С – прямому клиенту (либо обладателю розничной сети) товары, применяя наряду с этим оффшорную компанию. Наряду с этим, по документам, компания А реализовывает оффшорной компании В товары с минимальной наценкой от себестоимости, как следствие уходит от законного обложения налогом на прибыль. Со своей стороны, оффшорная компания В оформляет поставку этого же товара компании С по максимально допустимой цене, в следствии чего компания С приобретает к зачету заведомо завышенный НДС и другие косвенные налоги. Результатом данной сделки есть то, что солиднейшая часть налогов должна быть уплачена оффшорной компанией В, но изюминкой налогообложения оффшорных территорий есть то, что бизнес осуществляемый «транзитом» (не на территории оффшорной территории) не подлежит налогообложению. Как следствие, отличие, сложившаяся в следствии искажения ценообразования, не подлежит налогообложению и распределяется между участниками сделки в виде наличных денег или других денежных инструментов. Практически товары поставляются напрямую, минуя оффшорную компанию.
2.3. импорт по поддельным документам
Были отмечены случаи импортных поставок товара на территорию страны с показателями уклонения от уплаты таможенных платежей (под видом иного товара, подлежащего обложению таможенными платежами в меньшем размере, к примеру, бытовой техники под видом пиломатериалов на основании фальшивых документов) и последующей реализации продукции через арендуемый склад без соответствующих документов или с применением настоящих документов на подобного рода продукцию.
Чаще всего поддельные документы по импортным поставкам употребляются при контрабандных поставках товаров. Посредством таких операций происходит легализация импортных товаров (имущества, а не доходов в виде денежных средств).