Один из превосходных советских композиторов старшего поколения Рейнгольд Морицевич Глиэр появился в Киеве. Его папа — мастер музыкальных инструментов — привил ему громадную любовь к музыке, рвение постичь ее великую власть над людскими сердцами.
В 1894 г. парень поступает в Столичную консерваторию, воспитавшую много славных деятелей русской музыки. Композиторы-педагоги А. С. Аренский, С. И. Танеев, М. М. Ипполитов-Иванов свято следовали великим заветам Чайковского. Они поддерживали в собственном гениальном и неординарно трудолюбивом ученике мечту прославить в музыке «душу народа, его жизнь, его чуткое сердце, в любой момент стремящееся к свету, к счастью» (Глиэр).
Более полувека дал композитор данной добропорядочной цели. Он создал более пятисот произведений в самых разных жанрах. Музыку Глиэра, глубоко народную, мелодичную, напевную и прекрасную, обожают широкие круги слушателей.
Увлеченный умной простотой народной песни, красотой и выразительностью ее мелодий, композитор всегда интересовался песенным творчеством народов Советской страны и особенно музыкой восточных республик. На базе музыкально-поэтического фольклора Азербайджана Глиэр написал оперу «Шахсенем» по сказке М. Ю. Лермонтова «Ашик Кериб». Музыка Глиэра к драме «Гюльсара» ярко расцвечена узбекскими народными мелодиями.
Глиэр писал музыку для кинофильмов и театральных постановок. Превосходна по собственной легкости, красоте и изяществу его музыка к комедии Бомарше «Женитьба Фигаро», поставленной в МХАТе К. С. Станиславским.
Его песни различных лет, неизменно полные гордости за Советскую Отчизну, пользуются любовью народа («Марш Красной Армии», «Будет Гитлеру финиш» и др.). Такие романсы композитора, как «О, не вмешивай цветов», «Шить, будем жить», «Сладко пел душа соловушка» и другие, вошли в золотой фонд советской музыки.
Превосходные концерты Глиэра для арфы, виолончели, скрипки и валторны с оркестром украшают репертуар самых больших музыкантов. Редкий по мелодическому богатству и красоте глиэровский концерт для голоса с оркестром выполняют все современные выдающиеся певицы мира. Это проникновенное лирическое произведение, написанное в годы ВОВ, прославляет простые человеческие эмоции — радость встречи и печаль разлуки — и вместе с тем несет в себе глубокое патриотическое содержание.
Самую широкую, глобальную известность принесли композитору его балеты «Красный мак» («Красный цветок»), «Бронзовый наездник», «Дочь Кастилии», «Тарас Бульба» и другие. История советского балетного мастерства началась с постановки в 1927 г. балета «Красный мак». Тогда на балетную сцену в первый раз пришла современность, фей и принцесс поменяли новые храбрецы — простые люди с живыми, волнующими эмоциями. «Красный мак» с выдающимся успехом обошел балетные сцены страны. Балет говорит о борьбе китайского народа за собственную свободу и за единение трудящихся всей земли. При разгрузке зарубежного парохода в китайском порту грузчики-кули нашли оружие. Вспыхивает забастовка. Прибывший в порт коммунистический корабль приносит правду о первом в мире стране, хозяевами которого стали крестьяне и простые рабочие. Коммунистический капитан оказывает помощь встать упавшему кули. В первый раз в жизни китайские грузчики видят настоящее человеческое отношение к собственному угнетенному брату. В качестве благодарности любимица народа танцовщица Тао Хоа преподносит советскому капитану цветы. Самый броский, красный цветок он дарит девушке, как бы говоря: «Данный красный цвет принесет твоему народу счастье». И Тао Хоа присоединяется к революционной борьбе собственного народа. Она погибает как героиня, заслоняя от вражеской пули революционера Ма Ли-чена.
Поэтический образ радующейся, ласковой Тао Хоа создала превосходная советская балерина Уланова (см. ст. «Г. С. Уланова»).
В базе музыкальной характеристики Тао Хоа и китайских тружеников лежит национальная китайская мелодия. Вид советских матросов мастерски обрисован Глиэром в разработке темы плясовой песни «Яблочко», а портрет их капитана строится на мелодии «Интернационала».
Второй балет Глиэра — «Бронзовый наездник», на сюжет поэмы А. С. Пушкина, был продемонстрирован в Ленинграде к 150-летию со дня рождения великого русского поэта (1949). В нем раскрывается значение преобразовательской деятельности Петра I и рассказывается горестная история бедного петербургского госслужащего его невесты и Евгения Параши. Музыка балета прославляет громадные человеческие эмоции. Лирическая черта Параши — в духе русского танца — полна задушевности и сердечности. Особенно ясна музыка, рисующая картины наводнения и ужасные переживания Евгения. В праздничной сцене «Гимн великому городу» композитор славит талантливость и мощь русского народа.
Глиэр — один из первых строителей советской музыкальной культуры. Он воспитал не одно поколение выдающихся композиторов, среди них — Н. Мясковский и С. Прокофьев, Б. Лятошинский и Л. Ревуцкий, А. Хачатурян и А. Давиденко, Н. Раков и другие.
Музыка Глиэра, мелодически броская, по-юношески свежая, воспитывает у советских людей патриотические, добропорядочные эмоции.