УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
(ПРАКТИКА ВНЕКЛАССНЫХ Мероприятий и Наблюдения)
Рабочая программа для студентов направления 44.03.01 «Педагогическое образование»
Оглавление
СОДЕРЖАНИЕМ ПРАКТИКИ + ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ.. 3
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ.. 4
ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЁТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.. 15
СДАЧА ОТЧЕТОВ ПО ПРАКТИКЕ И ЕЕ ОЦЕНКА.. 15
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 16
СОДЕРЖАНИЕМ ПРАКТИКИ + ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ
* Отражается в ежедневнике как проделанная деятельность
Оценки:
91-100 – «превосходно»
76-90 – «отлично»
61-75 – «удовлетворительно»
60 и менее – «неудовлетворительно»
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ
Титульный лист. 5
Черта с места прохождения практики. 6
Ежедневник практики (тетрадь прикладывается раздельно к отчету, никаким образом подшивать его не требуется) 6
Психолого-педагогические анализы посещенных уроков. 7
Психолого-педагогические анализы посещенных внеклассных мероприятий. 9
Конспект совершённого внеклассного мероприятия. 9
Анализ совершённого внеклассного мероприятия. 11
Отчет о знакомстве сперечнем отчетной документации преподавателя. 11
Отчет о посещении организационного мероприятия (родительское собрание, совещания МО преподавателей, педагогического совета, иного мероприятия) 12
Психолого – педагогическая характеристика на одного ученика. 12
Психолого – педагогическая черта класса 11. 13
Самоанализ прохождения практики. 14
Приложение 1
Пример оформления титульного страницы
Минобразования
РФ
Федеральное национальное независимое образовательное учреждение
высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
педагогики детства и Кафедра психологии
ОТЧЕТ
По учебной практике
(практика ВНЕКЛАССНЫХ Мероприятий и наблюдения)
Место прохождения практики:
(указать вид образовательного учреждения, его номер, адрес, телефон, Ф.И.О. начальника учреждения)
Выполнил:
Студент 1 курса
Группы 29ПО164-1
Фамилия И.О. (абсолютно)
Удостоверились в надежности:
Должность, Фамилия И.О. начальника
от образовательного учреждения
Оценка | |
Дата | |
Подпись |
помощник Литвина А.Л.
Оценка | |
Дата | |
Подпись |
Защита состоялась_____________
Тюмень 2017
Приложение 2
Примерный замысел ХАРАКТЕРИСТИКИ на студента-практиканта
— Заголовок с указанием ФИО студента, места прохождения, информация об организации и ее реквизиты
— Информация о сроках прохождения практики
— Описание должностных обязанностей студента, оценка по каждому виду работ
— Черта теоретических знаний студента и купленных им практических навыков
— Черта опытных качеств студента
— Оценка личных качеств практиканта
— Итоговая оценка за практику
— Советы по личностному и опытному совершенствованию
— Печать, дата, подпись директора и подпись школы курирующего преподавателя
Приложение 3
ЕЖЕДНЕВНИК ПРАКТИКИ
На протяжении практики студент должен вести ежедневник, где отражается вся его деятельность в рамках практики (краткие конспекты уроков, описание второй деятельности в ОУ)
Ежедневник – это важная часть отчета!
Ежедневник заполняется практикантом каждый день в ходе прохождения практики
Оформление ежедневника:
— складывается из заполненных таблиц, форма которых предложена в приложении 1
— заполняется в отдельной тетради (формат А5, количеством не более 36 страниц)
Бланк оформления анализа урока/внеклассного мероприятия
Дата, время | ФИО преподавателя | Образовательная программа | ||
Учебный предмет | ||||
Цель урока | ||||
Задачи урока | ||||
Конспект урока | ||||
поведения учеников и Характеристика работы | ||||
Итог работы учеников на уроке | ||||
Краткий анализ урока | ||||
Подпись практиканта | Подпись преподавателя | |||
Бланк оформления вторых видов деятельности
Дата, время | ФИО курирующего преподавателя | Вид деятельности |
Содержание деятельности | ||
Цель деятельности | ||
Краткий движение деятельности | ||
Черта работы преподавателя | ||
Черта собственной работы | ||
Итог работы |
Приложение 4
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АНАЛИЗЫ ПОСЕЩЕННЫХ УРОКОВ
Практиканту нужно посетить не меньше 35 уроков преподавателя (-лей).
Из общего объема уроков практиканту нужно перед просмотром изучить конспекты 10 уроков и проанализировать их по карте, предложенной в приложении 2.
В том месте же представлены критерии анализа процесса реализации конспекта (либо критерии анализа урока).
Карта процесса конспекта и анализа урока его реализации
Дата, время проведения: | Учебный предмет: | |
Анализ конспекта | ||
Выясните требования к итогам обучения ФГОС НОО, которым соответствуют цели и задачи урока | ||
Установите, с какими учебными предметами в конспекте предлагается выстроить межпредметные связи. Поясните их цели. | ||
Выясните цели для каждого этапа урока | ||
Выясните знания, умения и навыки нужные ученикам для успешного усвоения материала урока | ||
Приведите примеры новых (будущих) знаний учеников, которыми они смогут овладеть лишь на базе усвоенных на уроке знаний, навыков и умений | ||
Схематично проиллюстрируйте процесс перехода от задания к заданию, выясните их связи | ||
Анализ процесса реализации | ||
Обрисуйте методы, применяемые преподавателем для привлечения внимания учеников | ||
Обрисуйте процесс преобразование педагогической цели в проблемную обстановку для обучающихся | ||
Выясните какие конкретно способы обучения применял преподаватель на уроке (с конкретным описанием действий/слов преподавателя) | ||
Обрисуйте темперамент сотрудничества преподавателя с учениками | ||
Выясните целесообразность используемых преподавателем способов организации деятельности обучающихся (фронтальный, групповой, круговой, личный) при исполнении заданий | ||
Обрисуйте процесс оценки детьми собственной анализа и работы детьми ответов вторых обучающихся | ||
Обрисуйте средствами, которыми пользовался преподаватель для реализации принципа наглядности | ||
Приложение 5
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АНАЛИЗЫ ПОСЕЩЕННЫХ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Практиканту нужно посетить не меньше 2 внеклассных мероприятий (потом ВМ) любого типа (классный час, праздник, экскурсия и т.п.).
По результатам визита по каждому из ВУ нужно составить отдельный анализ, следуя следующей схеме:
1. Тема ВМ
2. Сформулируйте цель и задачи ВМ
3. Аргументируйте актуальность (необходимость) задач и решения цели ВМ для данного класса
4. Выясните познавательную и воспитательную сокровище ВМ
5. Выясните форму ВМ, аргументируйте эффективность ее применения данных учеников, в соответствии с возрастом детей, изюминками детского коллектива, уровнем развития обучающихся.
6. Развернуто обрисуйте применяемые виды наглядности, ТСО, ИКТ в проведении и оформлении ВМ, аргументируйте эффективность и необходимость их применения.
7. Обрисуйте степень активности детей (все дети участвуют во внеклассном занятии, часть детей являются слушателями, наблюдателями и т.п.). Определите причины различной степени активности у участников ВМ.
8. Выясните роли детей и учителя в проведении и организации ВМ.
9. Обрисуйте темперамент работы преподавателя по созданию условий для общения учеников и их совместной деятельности.
10. Выясните степень достижений целей совершённого ВМ в развитии детского коллектива в индивидуальном развитии и целом каждого ученика.
Приложение 6
Требования
Этапы работы
1. Организационный момент, включающий:
• постановку задач и цели, каковые должны быть достигнуты на данном мероприятии;
• описание способов работы, настроя учеников на мероприятие (с учетом настоящих
изюминок класса)
2. Сценарный замысел мероприятия, включающий:
• изложение главных этапов мероприятия;
• описание главных методов и форм организации личной и групповой деятельности обучающихся с учетом изюминок класса;
• описание параметров интереса уровня и определения внимания обучающихся к предлагаемому материалу;
• описание способов мотивирования (стимулирования) активности учащихся на протяжении мероприятия
3. Рефлексия
- определение значимости совершённого мероприятия для обучающихся.
Внеклассного мероприятия
1. Компетентность в области задач и постановки целей педагогической деятельности:
• Нужно разделять тему мероприятия и цель мероприятия.
• Цели формулировать в понятной для обучающихся форме.
• Соответствие цели уровню культурности, возрастным изюминкам обучающихся.
• Поставленные перед обучающимися цели содействуют формированию активной вовлеченности и жизненной позиции во внеурочные мероприятия.
• задачи и Цели опроса воспитателен , они соответствуют материалу мероприятия.
• задачи и Цели, поставленные в мероприятии, содействуют формированию познавательных свойств обучающихся, воспитанию социально значимых качеств личности.
• Указание на место разрабатываемого мероприятия в ответе воспитательных задач колледжа.
2. Компетентность в области мотивирования обучающихся:
- В методической разработке обучающимся показаны возможности применения того опыта, что они освоят в жизни.
• Показано знание методов и приёмов, направленных на формирование творческого потенциала обучающихся, коммуникативных свойств, интереса к его теме и мероприятию.
• Употребляются знания об интересах и потребностях обучающихся в организации воспитательной работы, при постановке воспитательных задач и целей, выборе форм и методов работы и т.д.
• Планируется применение разные формы воспитательной работы так, дабы обучающиеся почувствовали собственный успех.
3. Компетентность в области информационной базы педагогической деятельности:
3.1.Компетентность в содержании предлагаемого обучающимся материалаотражает уровень владения педагогом материаломпо теме мероприятия и обязана отражать следующие параметры:
• На протяжении написания конспекта демонстрируется знание материала.
• Разработчик мероприятия отлично ориентируется в разных источниках (методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) по конкретному направлению воспитательной работы, может дать ссылки на источники.
• в работе раскрыта актуальность темы, содержания мероприятия.
• Видна доступность содержания (учет возрастных изюминок, уровня подготовленности обучающихся).
• Видны новизна содержания, возможности эмоционального действия, сообщение содержания материала с жизненным опытом обучающихся.
3.2.Компетентность разработчика в способах воспитанияотражает его методическую грамотность, включая владение современными информационно-коммуникативными разработками. Об уровне развития данной компетентности возможно делать выводы на базе следующих параметров:
• Обоснованность выбора формы проведения мероприятия, ее соответствие поставленной цели, содержанию.
• Демонстрируется владение воспитательными технологиями и современными методами.
• Представленные в конспекте способы соответствуют поставленным задачам и целям, содержанию мероприятия, его теме, условиям и времени, отведенному на данное мероприятие в совокупности воспитательной работы.
• Демонстрируется умение трудиться с разными информационными ресурсами и программно-методическими комплексами, современными информационно- коммуникативными разработками, компьютерными и мультимедийными разработками, цифровыми образовательными ресурсами.
3.3. Компетентности разработчика в субъективных условиях деятельностиотражаются при исполнении следующих параметров:
• При постановке целей, выборе методов и форм воспитательной работы разработчик ориентируется на специфику взаимоотношений и индивидуальные особенности обучающихся.
• Представленные в конспекте способы выбраны в соответствии с возрастными и личными изюминками обучающихся, с которыми он трудится.
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Черта
_____ (Имя ученика), обучающегося в __ классе ___________(сокращенное наименование школы)
Способы, применяемые для сбора информации об ученике: ________________________________
1. Неспециализированные сведения о ребенке (возраст, физическое состояние, состояние организма).
2. Черта условий домашнего воспитания, особенности взаимоотношений в семье.
3. Статус ребенка в детском коллективе, отношение ребенка к коллективу.
4. Черты характера, проявляющиеся в отношении к себе, вторым людям, деятельности, вещам.
5. Самооценка, уровень притязаний (заниженный, завышенный либо тождественный, соотношение уровня и самооценки притязаний, оценка собственных возможностей).
6. Черта мотивационно-потребностной и волевой сфер:
— направленность личности, черта мотивов деятельности;
— устойчивость и широта заинтересованностей, самый четко выраженная познавательные интересы;
— актуальные потребности; удовлетворяемые и не удовлетворяемые потребности.
— волевые изюминки — целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, самообладание.
7. Черта ценностно-смысловой сферы (взоры, убеждения, ценности, совершенства)
8. Особенности эмоционально-нравственной сферы:
— развитие нравственных, эстетических эмоций, уровень развития эмпатии;
— эмоциональное самочувствие, адекватность эмоциональных реакций.
9. Черта познавательной деятельности (изюминки восприятия, наблюдательности, памяти, черта внимания, уровень развития воображения, образного и логического мышления, уровень креативности и развития интеллекта). Критичность мышления, умение рассуждать и делать выводы, степень развития устной и письменной речи.
10. Проявление ребенка в разных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой).
11. Способности (неспециализированные и особые).
12. Советы родителям и педагогам по сотрудничеству с этим ребенком.
Внимание! Для сбора информации нужно применять не только анализ и наблюдение документации школы, но и результаты психодиагностических обследований, каковые возможно попросить у школьного психолога.
Приложение 12
ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЁТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Неспециализированные требования к оформлению отчета:
1. Отчет по практике сдается курирующему преподавателю на диагностику, которому со своей стороны нужно поставить подпись и оценку на титульном странице (на титульном странице непременно обязана находиться печать школы), и написать характеристику на студента (подписанную директором и собой + печать школы). ВНИМАНИЕ! Без характеристики отчет считается недействительным, т.е. практика считается не пройденной
2. Шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, цвет тёмный, междустрочный промежуток – полуторный (однообразный по всему тексту, за исключением рисунков и таблиц по большей части тексте и Приложений. В наглядно-Приложениях и иллюстративном материале допускается размер шрифта 12 и одинарный междустрочный промежуток). Поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм. Текст печатается с абзацами, абзацный отступ – 1,25 мм. Текст выравнивается по ширине.
3. Нумерация страниц – сквозная по всему тексту, включая страницы с таблицами, схемами, графиками, перечень использованной приложения и литературы. Любая страница нумеруется арабскими цифрами с применением шрифта №10. Порядковый номер находится в середине нижнего поля страницы без точек и литерных знаков. оглавление и Титульный лист, не смотря на то, что и включаются в неспециализированную нумерацию (страницы 1 и 2, соответственно), но номера страниц на них не ставятся.
4. Все структурные элементы работы должны начинаться с новой страницы.
5. Заголовки структурных элементов отчета направляться располагать в середине строчка и печатать прописными (заглавными) буквами, не подчеркивая, полужирным шрифтом. Точки в конце заголовков не ставятся.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гараева Е., Ровных В., Мазина О.,Султанова Т. Педагогическая практика бакалавра опытного обучения: учебное пособие. Оренбург: ОГУ, 2013. – 166 с. Режим доступа: http://направляться.ru/book/259213 (дата обращения: 20.08.2014)
2. Подласый И. П. Педагогика начальной школы.Учебник для студентов педагогических колледжей и училищ. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.– 464 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/book/55866 (дата обращения: 27.08.2014)
3. Титов В. А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций: учебное пособие. М.: Приор-издат, 2008. Режим доступа: http://biblioclub.ru/book/56304 (дата обращения: 27.08.2014)
4. Корнева Л. В. Психотерапевтические базы педагогической практики: учебное пособие. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 159 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/book/58298 (дата обращения: 20.08.2014
[1],2 Для сохранения конфиденциальности персональных данных обучающихся во всех пунктах отчета нужно показывать лишь имя (к примеру: «Анна») либо закодировать (к примеру: «Ученик А.»)
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
(ПРАКТИКА ВНЕКЛАССНЫХ Мероприятий и Наблюдения)
Рабочая программа для студентов направления 44.03.01 «Педагогическое образование»
Оглавление
СОДЕРЖАНИЕМ ПРАКТИКИ + ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ.. 3
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ.. 4
ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЁТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.. 15
СДАЧА ОТЧЕТОВ ПО ПРАКТИКЕ И ЕЕ ОЦЕНКА.. 15
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 16
СОДЕРЖАНИЕМ ПРАКТИКИ + ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ
* Отражается в ежедневнике как проделанная деятельность
Оценки:
91-100 – «превосходно»
76-90 – «отлично»
61-75 – «удовлетворительно»
60 и менее – «неудовлетворительно»
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ
Титульный лист. 5
Черта с места прохождения практики. 6
Ежедневник практики (тетрадь прикладывается раздельно к отчету, никаким образом подшивать его не требуется) 6
Психолого-педагогические анализы посещенных уроков. 7
Психолого-педагогические анализы посещенных внеклассных мероприятий. 9
Конспект совершённого внеклассного мероприятия. 9
Анализ совершённого внеклассного мероприятия. 11
Отчет о знакомстве сперечнем отчетной документации преподавателя. 11
Отчет о посещении организационного мероприятия (родительское собрание, совещания МО преподавателей, педагогического совета, иного мероприятия) 12
Психолого – педагогическая характеристика на одного ученика. 12
Психолого – педагогическая черта класса 11. 13
Самоанализ прохождения практики. 14
Приложение 1
Пример оформления титульного страницы
Минобразования
РФ
Федеральное национальное независимое образовательное учреждение
высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
педагогики детства и Кафедра психологии
ОТЧЕТ
По учебной практике
(практика ВНЕКЛАССНЫХ Мероприятий и наблюдения)
Место прохождения практики:
(указать вид образовательного учреждения, его номер, адрес, телефон, Ф.И.О. начальника учреждения)
Выполнил:
Студент 1 курса
Группы 29ПО164-1
Фамилия И.О. (абсолютно)
Удостоверились в надежности:
Должность, Фамилия И.О. начальника
от образовательного учреждения
Оценка | |
Дата | |
Подпись |
помощник Литвина А.Л.
Оценка | |
Дата | |
Подпись |
Защита состоялась_____________
Тюмень 2017
Приложение 2
Примерный замысел ХАРАКТЕРИСТИКИ на студента-практиканта
— Заголовок с указанием ФИО студента, места прохождения, информация об организации и ее реквизиты
— Информация о сроках прохождения практики
— Описание должностных обязанностей студента, оценка по каждому виду работ
— Черта теоретических знаний студента и купленных им практических навыков
— Черта опытных качеств студента
— Оценка личных качеств практиканта
— Итоговая оценка за практику
— Советы по личностному и опытному совершенствованию
— Печать, дата, подпись директора и подпись школы курирующего преподавателя
Приложение 3
ЕЖЕДНЕВНИК ПРАКТИКИ
На протяжении практики студент должен вести ежедневник, где отражается вся его деятельность в рамках практики (краткие конспекты уроков, описание второй деятельности в ОУ)
Ежедневник – это важная часть отчета!
Ежедневник заполняется практикантом каждый день в ходе прохождения практики
Оформление ежедневника:
— складывается из заполненных таблиц, форма которых предложена в приложении 1
— заполняется в отдельной тетради (формат А5, количеством не более 36 страниц)
Бланк оформления анализа урока/внеклассного мероприятия
Дата, время | ФИО преподавателя | Образовательная программа | ||
Учебный предмет | ||||
Цель урока | ||||
Задачи урока | ||||
Конспект урока | ||||
поведения учеников и Характеристика работы | ||||
Итог работы учеников на уроке | ||||
Краткий анализ урока | ||||
Подпись практиканта | Подпись преподавателя | |||
Бланк оформления вторых видов деятельности
Дата, время | ФИО курирующего преподавателя | Вид деятельности |
Содержание деятельности | ||
Цель деятельности | ||
Краткий движение деятельности | ||
Черта работы преподавателя | ||
Черта собственной работы | ||
Итог работы |
Приложение 4
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АНАЛИЗЫ ПОСЕЩЕННЫХ УРОКОВ
Практиканту нужно посетить не меньше 35 уроков преподавателя (-лей).
Из общего объема уроков практиканту нужно перед просмотром изучить конспекты 10 уроков и проанализировать их по карте, предложенной в приложении 2.
В том месте же представлены критерии анализа процесса реализации конспекта (либо критерии анализа урока).