Тут мы приводим неспециализированный пример ведения протокола занятий. Ведение протокола – очень важный нюанс коррекционной работы. Грамотно составленный протокол разрешает проанализировать состояние и динамику трансформаций, происходящих на протяжении работы, корректировать последовательность и ход занятий. Отлично составленные протоколы окажут помощь консультанту более действенно вмешиваться в коррекционный процесс. Непременно составляйте протоколы, это существенно усиливает результаты работы!
Наровне с протоколами, нужно вести и хранить рабочий альбом ребенка.
Фамилия, имя, отчество | Возраст | |||||||
Дата занятия | Номер занятия | |||||||
Экспрессивная обращение | ||||||||
Упражнение | Темперамент исполнения | Оценка, комментарий | ||||||
В данной колонке последовательно указываются упражнения, каковые выполнялись с ребенком на занятии (сюжетные картины, диалоги, игры, хронологические последовательности картин). | Указывается, с какой частью задания ребенок справился самостоятельно (фиксируются обычные ответы), с какой – при помощи психолога (задавались вопросы, делались подсказки), какое количество времени израсходовано на упражнение в целом и его этапы. | Оценивается уровень исполнения задания, скорость работы, отвлекаемость, истощаемость, интерес ребенка к работе. Фиксируются подробности работы, каковые имеют диагностическое значение. | ||||||
Пример | ||||||||
Упражнение 1. Артикуляционная гимнастика. Главный комплекс. | Затруднения при исполнении заданий 2-3 (губы трубочкой) 10 мин.. | Отмечается асимметрия лица, девиация губ влево (отмечаем: неврологические символы). | ||||||
Упражнение 2. Работа с сюжетной картиной «Пастушка». | При предъявлении картины затрудняется с описанием в целом и в подробностях. Ответы на вопросы по картине дает краткие, не всегда правильные. Верно отвечает на 6 вопросов из 10. Предложено перерисовать картину в альбом (15 мин.). По окончании исполнения копирования обрисовал картину в 4 несложных предложениях. Назвал детали одежды девочки. Сделана попытка составления сюжетного рассказа – неудачно. Не имеет возможности продолжить предложенную сюжетную линию. Истощается (всего 35 мин.). | Тактика копирования картины: по частям. Для небольших подробностей ограничивается контурным рисунком. Затрудняется в подборе цветов для раскрашивания, не выделяет подробностей (отмечаем: обратить внимание на зрительный гнозис). Речевая продукция обеднена. Опора на значимые подробности, но не всегда правильно именует предметы (отмечаем: нужно совершить более интенсивные занятия на познание речи). Истощается через 45 мин. занятий. Делается капризным, крутится, падает продуктивность, не имеет возможности усидеть на месте (отмечаем: гипермоторика, эмоциональная лабильность, сопоставляем время работы с возрастными показателями). | ||||||
Отраженная обращение | ||||||||
Упражнение | Темперамент исполнения | Оценка, комментарий | ||||||
В данной колонке последовательно указываются упражнения, каковые выполнялись с ребенком на занятии (повторение звуков, слов, слогов, предложений, серий слов, а также в условиях интерференции) и игры. | Указывается, с какой частью задания ребенок справился и с каким успехом, какая часть из предъявленного стимульного материала верно воспроизводилась в простых условиях и при отсроченном повторении. | Оценивается уровень исполнения задания, скорость работы, отвлекаемость, истощаемость, интерес ребенка к работе. Фиксируются подробности работы, каковые имеют диагностическое значение. | ||||||
Пример | ||||||||
Упражнение 1. Игра «считалочка». Игра проводилась в группе из 4 детей. | Повторение прошлого слова не вызывает затруднений. При повышении темпа игры затрудняется в воспроизведении через одно слово. Являясь ведущим, не имеет возможности верно прочесть стих, которое сам выбрал в качестве считалочки (20 мин.). | При воспроизведении прошлого слова трудится на уровне здоровых детей. Став ведущим, обнаруживает замены и запинание слов по смыслу и по созвучию в отлично известном ему стихотворении (отмечаем: страдают механизмы воспроизведения, небольшой количество оперативной памяти). В течение 20 мин. показателей истощения нет, темп работы ровный (отмечаем: отлично). | ||||||
Познание речи. | ||||||||
Упражнение | Темперамент исполнения | Оценка, комментарий | ||||||
В данной колонке последовательно указываются упражнения, каковые выполнялись с ребенком на занятии (познание несложных и сложных конструкций, действий, называние предметов, сопряженных с действиями, флективных взаимоотношений, падежных конструкций, взаимоотношений, выраженных предлогами, наречиями) и игры. | Указывается, с какой частью задания ребенок справился и с каким успехом, что приводит к наибольшим затруднениям, сколько времени израсходовано на упражнение, потребовались ли подсказки со какого рода и стороны психолога (подсказывалась первая буква при назывании слова либо действия, делались подсказки жестами и т.д.) | Оценивается уровень исполнения задания, скорость работы, отвлекаемость, истощаемость, интерес ребенка к работе. Фиксируются подробности работы, каковые имеют диагностическое значение. | ||||||
Пример | ||||||||
Упражнение 1. Контурные изображения животных. Требовалось назвать животное, перечислить делаемые им действия, разложить изображения животных по группам. | Верно идентифицирует животных, еле подбирает определения их действий. При применении фонематических подсказок (Что делает корова? Му-у!) продуцируются верные ответы. Группировка изображений идет с опорой на формальные показатели, в одну группу попадают большие, в другую небольшие изображения, независимо от настоящих размеров животных, игнорируется их принадлежность к млекопитающим и птицам. Трудности появляются при определении пространственного взаиморасположения картин, неточности в потреблении предлогов места (в 2-3 случаях из 10 предъявлений). 30 мин.. | Выявляются нарушения мышления, трудности группировки, воздействие выполняется с опорой на формальные показатели (размер изображения) (отмечаем: нужна патопсихологическая диагностика нарушений мышления). Показателей истощения нет (отмечаем: отлично), но темп работы носит неровный темперамент, ребенок эмоционально лабилен. Понижение темпа работы напрямую связано с возрастанием субъективной сложности задания. | ||||||
Письмо | ||||||||
Упражнение | Темперамент исполнения | Оценка, комментарий | ||||||
В данной колонке последовательно указываются упражнения, каковые выполнялись с ребенком на занятии (письмо под диктовку букв, слогов, предложений, текста, переписывание, независимое письмо) и игры. | Указывается, с какой частью задания ребенок справился и с каким успехом, какая часть из предъявленного стимульного материала верно воспроизводилась в простых условиях и при отсроченном повторении. | Оценивается уровень исполнения задания, скорость работы, отвлекаемость, истощаемость, интерес ребенка к работе. Фиксируются подробности работы, каковые имеют диагностическое значение. | ||||||
Пример | ||||||||
Упражнение 1. Письмо под диктовку несложного текста (из букваря). На протяжении упражнения: субтест на копирование фигур . На протяжении упражнения: субтест на рисование картин по примеру. | Буквы тяжело разобрать. Текст неразборчив, бессчётные неточности в написании букв, изменение порядка букв, подмена слов, парафазии. При понижении темпа буквы более понятны, число неточностей не уменьшается. 20 мин.. Совершён опыт с копированием фигур , копирование проводится медлительно, линии нечетки, отмечается дрожание рук. При рисовании картин копирование идет в более стремительном темпе, линии более верные. 20 мин.. | Отмечаются неточности, свидетельствующие о нарушении зрительного гнозиса, подмена оппозиционных фонем. Грубо нарушена моторная функция. Зафиксирован тремор (отмечаем: нужна консультация невропатолога для выяснения природы тремора). Отмечена сообщение тремора с характером задания (отмечаем: избирательное негативное отношение к письменным упражнениям). | ||||||
счёт и Чтение. | ||||||||
Упражнение | Темперамент исполнения | Оценка, комментарий | ||||||
В данной колонке последовательно указываются упражнения, каковые выполнялись с ребенком на занятии (чтение букв, слогов, слов, предложений, серий слов, текстов, узнавание цифр, ответ арифметических задач) и игры. | Указывается, с какой частью задания ребенок справился и с каким успехом, какая часть из предъявленного стимульного материала верно воспроизводилась, какие конкретно задания вызывали трудности, сколько времени потребовалось на исполнение задания. | Оценивается уровень исполнения задания, скорость работы, отвлекаемость, истощаемость, интерес ребенка к работе. Фиксируются подробности работы, каковые имеют диагностическое значение. | ||||||
Пример | ||||||||
Упражнение 1. Игра «суфлер». Игра проводилась в паре с психологом. На протяжении упражнения: субтест на чтение слов, собранных различными шрифтами. На протяжении упражнения: субтест на распознавание изображений животных. На протяжении упражнения: субтест на называние предметов. | Отмечаются трудности чтения, понимания смысла прочтённого. Верно (по памяти и по контексту) вставляются (в роли суфлера) лишь 50% слов. Затруднен пересказ прочтённого полного текста. Письменное воспроизведение текста фактически нереально. 20 мин.. Совершено упражнение на чтение слов, собранных из многошрифтовой разрезной азбуки. Нарушено узнавание буквенных знаков, узнавание изображений животных не страдает. Называние предметов по изображениям не нарушено. 20 мин.. | Трудности чтения сочетаются с нарушениями экспрессивной речи и письма (отмечаем: нужны занятия, развивающие письмо и экспрессивную речь). Избирательное нарушение зрительного гнозиса (буквенные знаки). Истощение наступает к концу работы (40 мин.) (отмечаем: сравнимо с возрастной нормой). Эмоциональный фон сохраняется ровным в течении всей работы (отмечаем: отлично). | ||||||
Очевидно, подобная форма протокола носит приблизительный темперамент. На протяжении работы с конкретным ребенком либо группой у психолога (педагога, своих родителей) вырабатывается личный подход к регистрации хода занятий. Основное, дабы материалы, накопленные на протяжении работы, подвергались в будущем качественному анализу.
Стимульный материал.
Стимульный материал эргономичнее скопировать на плотную бумагу, а после этого разрезать, взяв карточки для работы.
РАЗРЕЗНАЯ АЗБУКА TIMES
А | Б | В | Г | Д | Е |
Ё | Ж | З | И | Й | К |
Л | М | Н | О | П | Р |
С | Т | У | Ф | Х | Ц |
Ч | Ш | Щ | Ь | Ы | Ъ |
Э | Ю | Я |
РАЗРЕЗНАЯ АЗБУКА ARIAL
А | Б | В | Г | Д | Е |
Ё | Ж | З | И | Й | К |
Л | М | Н | О | П | Р |
С | Т | У | Ф | Х | Ц |
Ч | Ш | Щ | Ь | Ы | Ъ |
Э | Ю | Я |
РАЗРЕЗНАЯ АЗБУКА BOOKMAN
А | Б | В | Г | Д | Е |
Ё | Ж | З | И | Й | К |
Л | М | Н | О | П | Р |
С | Т | У | Ф | Х | Ц |
Ч | Ш | Щ | Ь | Ы | Ъ |
Э | Ю | Я |
РАЗРЕЗНАЯ АЗБУКА
COURIER
А | Б | В | Г | Д | Е |
Ё | Ж | З | И | Й | К |
Л | М | Н | О | П | Р |
С | Т | У | Ф | Х | Ц |
Ч | Ш | Щ | Ь | Ы | Ъ |
Э | Ю | Я |
РАЗРЕЗНАЯ АЗБУКА IMPACT
А | Б | В | Г | Д | Е |
Ё | Ж | З | И | Й | К |
Л | М | Н | О | П | Р |
С | Т | У | Ф | Х | Ц |
Ч | Ш | Щ | Ь | Ы | Ъ |
Э | Ю | Я |
РАЗРЕЗНАЯ АЗБУКА INFORM
А | Б | В | Г | Д | Е |
Ё | Ж | З | И | Й | К |
Л | М | Н | О | П | Р |
С | Т | У | Ф | Х | Ц |
Ч | Ш | Щ | Ь | Ы | Ъ |
Э | Ю | Я |
?AC?ACIA? ACAOEA
IZHITSA
A | A | A | A | A | A |
¨ | ? | C | E | E | E |
E | I | I | I | I | ? |
N | O | O | O | O | O |
? | O | U | U | U | U |
Y | ? | ? |
?AC?ACIA? ACAOEA
ODESSA
A | A | A | A | A | A |
¨ | ? | C | E | E | E |
E | I | I | I | I | ? |
N | O | O | O | O | O |
? | O | U | U | U | U |
Y | ? | ? |
РАЗРЕЗНАЯ АЗБУКА PALADIN
А | Б | В | Г | Д | Е |
Е | Ж | З | И | Й | К |
Л | М | Н | О | П | Р |
С | Т | У | Ф | Х | Ц |
Ч | Ш | Щ | Ь | Ы | Ъ |
Э | Ю | Я |
РАЗРЕЗНАЯ АЗБУКА POSTER
А | Б | В | Г | Д | Е |
Ё | Ж | З | И | Й | К |
Л | М | Н | О | П | Р |
С | Т | У | Ф | Х | Ц |
Ч | Ш | Щ | Ь | Ы | Ъ |
Э | Ю | Я |
разрезная азбука times
a | б | в | г | д | е |
ё | ж | з | и | й | к |
л | м | н | о | п | р |
с | т | у | ф | х | ц |
ч | ш | щ | ь | ы | ъ |
э | ю | я |
разрезная азбука arial
a | б | в | г | д | е |
ё | ж | з | и | й | к |
л | м | н | о | п | р |
с | т | у | ф | х | ц |
ч | ш | щ | ь | ы | ъ |
э | ю | я |
разрезная азбука
bookman
a | б | в | г | д | е |
ё | ж | з | и | й | к |
л | м | н | о | п | р |
с | т | у | ф | х | ц |
ч | ш | щ | ь | ы | ъ |
э | ю | я |
разрезная азбука
courier
a | б | в | г | д | е |
ё | ж | з | и | й | к |
л | м | н | о | п | р |
с | т | у | ф | х | ц |
ч | ш | щ | ь | ы | ъ |
э | ю | я |
разрезная азбука impact
a | б | в | г | д | е |
ё | ж | з | и | й | к |
л | м | н | о | п | р |
с | т | у | ф | х | ц |
ч | ш | щ | ь | ы | ъ |
э | ю | я |
разрезная азбука inform
a | б | в | г | д | е |
ё | ж | з | и | й | к |
л | м | н | о | п | р |
с | т | у | ф | х | ц |
ч | ш | щ | ь | ы | ъ |
э | ю | я |
?ac?aciay acaoea izhitsa
a | a | a | a | a | a |
¸ | ? | c | e | e | e |
e | i | i | i | i | ? |
n | o | o | o | o | o |
? | o | u | u | u | u |
y | ? | y |
?ac?aciay acaoea odessa
a | a | a | a | a | a |
¸ | ? | c | e | e | e |
e | i | i | i | i | ? |
n | o | o | o | o | o |
? | o | u | u | u | u |
y | ? | y |
разрезная азбука paladin
a | б | в | г | д | е |
е | ж | з | и | й | к |
л | м | н | о | п | р |
с | т | у | ф | х | ц |
ч | ш | щ | ь | ы | ъ |
э | ю | я |
разрезная азбука poster
a | б | в | г | д | е |
ё | ж | з | и | й | к |
л | м | н | о | п | р |
с | т | у | ф | х | ц |
ч | ш | щ | ь | ы | ъ |
э | ю | я |
разрезная азбука
цифровая
I | II | ||||
III | IV | V | VI | VII | VIII |
IX | X | XX | XL | L | LX |
XC | C | CX | CD | DC | CM |
MC | @ | $ | % | # |
разрезная азбука цифровая
I | II | ||||
III | IV | V | VI | VII | VIII |
IX | X | XX | XL | L | LX |
XC | C | CX | CD | DC | CM |
MC | @ | $ | % | # |
?ac?aciay acaoea
oeo?iaay
I | II | ||||
III | IV | V | VI | VII | VIII |
IX | X | XX | XL | L | LX |
XC | C | CX | CD | DC | CM |
MC | @ | $ | % | # |
разрезная азбука цифровая
I | II | ||||
III | IV | V | VI | VII | VIII |
IX | X | XX | XL | L | LX |
XC | C | CX | CD | DC | CM |
MC | @ | $ | % | # |
разрезная азбука
цифровая
I | II | ||||
III | IV | V | VI | VII | VIII |
IX | X | XX | XL | L | LX |
XC | C | CX | CD | DC | CM |
MC | @ | $ | % | # |
Сюжетные картины.
Циферблаты.
Фрагментарные изображения.
Фигуры.
Наложенные фигуры.
Серии изображений.
Шумовые эффекты.
Рекомендуемая литература.