Произвольное и непроизвольное запоминание

В случае, если отыскать в памяти главное положение, о котором мы говорили (память имеется условие деятельности человека, включается в нее), то на поставленный в заголовке вопрос нужно ответить так: непроизвольно мы запоминаем то, что связано с отечественной деятельностью. Такое заключение подтверждается бессчётными опытами.

Один из опытов продемонстрировал, что непроизвольное запоминание зависит от деятельности человека кроме того тогда, в то время, когда она проста, повседневна. Сотрудников одного учреждения через 1 ?— 2 часа по окончании прихода на работу нежданно попросили отыскать в памяти, что происходило с ними, в то время, когда они шли из дома на работу. Испытуемые дали достаточно подробные ответы. Вот характерный ответ:

«не забываю в первую очередь момент выхода из метро. Сейчас думал о том, что нужно выйти из вагона стремительнее, а для этого занять самоё выгодное положение, отделившись от массы пассажиров, выйти в числе первых и идти скорее, поскольку запаздывал. Ехал, не забываю, в последнем вагоне, исходя из этого при выходе смешался с толпой пассажиров. Раньше пассажиры, выходя, шли по всей платформе. на данный момент для обеспечения прохода входящих были поставлены регулировщики, преграждавшие проход по краю платформы. Привлекло внимание, что регулировщики находились у каждого столба, поскольку в противном случае пассажиры снова шли бы но всей платформе…»

Вы, возможно, увидели, что данный рассказ содержит указания в большинстве случаев на то, что мешало либо имело возможность помешать прийти одновременно с на работу (невозможность «проскочить» скорее через толпу, невозможность применять для этого всю ширину платформы и т. д.).

Так, испытуемому по большей части запомнилось то, что было прямо либо косвенно связано с конкретной задачей: с необходимостью не опоздать на работу. Такие же результаты были взяты и у других испытуемых.

Весьма наглядно проявляется связь между характера и запоминания деятельности в таких опытах. Испытуемым давались пронумерованные картины с изображениями различных предметов. Запоминание цифр и предметов происходило по-различному, в зависимости от задачи, поставленной перед испытуемыми. В случае, если давалась задача разложить картины по группам сходных предметов, испытуемые отлично запоминали заглавия этих предметов и практически вовсе не помнили цифры. В случае, если же от испытуемых потребовали разложить картины по номерам, то они относительно легко запоминали цифры и слабо не забывали заглавия предметов.

Громадную роль в запоминании играется активность либо пассивность действия. В случае, если вас попросят запомнить пара фраз на какое-нибудь грамматическое правило, то вы их не так долго осталось ждать забудете. В случае, если же вы сами придумаете эти фразы, то станете их не забывать существенно продолжительнее.

Действия, каковые не требуют от нас громадного напряжения сил, запоминаются, в большинстве случаев, не хорошо. Предложите одну и ту же арифметическую задачу десятикласснику и второкласснику, а через некое время попросите и того и другого отыскать в памяти ее. Окажется, что второклассник не забывает ее значительно лучше. И это ясно, поскольку ему было нужно деятельно трудиться над ответом задачи. Десятиклассник же решал эту задачу чуть ли не «машинально». Не страно, что она ему не запомнилась. Сам темперамент его деятельности не потребовал этого.

Нам известно из повседневной судьбы влияние заинтересованностей человека, его эмоций, чувств на запоминание, поскольку конкретно они в любой момент тесно связаны с той деятельностью, которой ему приходится заниматься.

Довольно много еще возможно было бы поведать увлекательного. Но главное мы уже узнали: непроизвольное запоминание, конкретно включенное в деятельность, зависит от направленности данной деятельности, от ее характера и содержания.

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

Нам довольно часто приходится иметь дело — особенно в учебе — с таким материалом, что прямо не связан с тем, что мы сейчас делаем, что нас тревожит. Но мы отлично знаем, что в той либо другой форме данный материал пригодится нам в будущей деятельности. Мы заставляем себя запоминать его. Произвольное запоминание, так, оказывается связанным с деятельностью не прямо, а косвенно. Оно само делается той деятельностью, на которую направляются все отечественные силы.

Произвольное и непроизвольное запоминание

А. С. Пушкин, по словам П. А. Вяземского, имел возможность часами просматривать наизусть французских поэтов. «Красивая память»,— сообщите вы. А в чем обстоятельство таковой памяти? В том, что поэзия была для Пушкина делом его жизни.

Произвольное запоминание характеризуется в первую очередь намерением запомнить, сознательной установкой на запоминание. Роль таковой установки была открыта психологами уже давно. Помог этому случай. Сербский психолог Радоссавлевич проводил испытания на запоминание последовательности тщетных слогов. Одному из испытуемых данный последовательность слогов повторяли 46 раз, но он практически ничего на запомнил. Радоссавлевич был очень удивлен. «Неужто вы не имеете возможность запомнить для того чтобы несложного последовательности?» — задал вопрос он. Испытуемый был удивлен еще больше: «А разве его нужно запоминать?» Оказалось, что испытуемый не осознал, в чем цель опыта, и вовсе не собирался запоминать слоги. По окончании того как он уяснил себе задачу, пригодилось только 6 повторений, дабы он запомнил последовательность.

Уже позже были поставлены особые испытания, нашедшие, что Радоссавлевич вправду натолкнулся на серьёзную закономерность — связь успешности между намерения и запоминания запомнить.

в один раз школьникам внесли предложение запомнить два рассказа. Им заявили, что первый рассказ нужно будет воспроизвести на следующий сутки, а второй направляться запомнить на долгое время. В конечном итоге же диагностику обоих рассказов произвели через 4 семь дней. За это время школьники материал не повторяли. Второй рассказ они не забывали значительно лучше, чем первый.

Из этого ясно, какое огромное значение имеет темперамент установки.

Обучающиеся перед экзаменами довольно часто заучивают материал с установкой запомнить его на маленький срок (до сдачи экзамена). Ясно, что такое заучивание приносит краткосрочную, кажущуюся пользу.

Память человека


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: