Субъектность педагога. Психологи выделяют следующие особенности субъектности педагога: психофизиологические особенности субъекта, выступающие как предпосылки осуществления им собственной опытной роли;
способности;
направленность и другие личностные особенности;
профессионально-педагогические и умения и предметные знания.
Одно из принципиальных положений педагогики пребывает в том, что интеллект оттачивается интеллектом, темперамент воспитывается характером, личность формируется личностью. В этом случае броская, неординарная, привлекательная личность преподавателя выступает средством достижения и важнейшим условием успеха в, воспитательной и образовательной деятельности. Наиболее значимым из требований, предъявляемых к педагогу-специалисту, есть чёткость его социально-опытной позиции, в которой он высказывает себя в качестве субъекта педагогической деятельности. Под позицией педагога мы понимаем совокупность тех интеллектуальных, волевых, и эмоционально-оценочных взаимоотношений к миру, педагогической деятельности и педагогической действительности, каковые являются источником его активности. С одной стороны, она определяется требованиями, возможностями и ожиданиями, предъявляемыми и предоставляемыми ему обществом. А иначе, нужно учитывать воздействие внутренних источников активности личности педагога — его влечения, переживания, мотивы, цели, ценностные ориентации, идеалы и мировоззрение. Иначе говоря в позиции педагога проявляется его личность, темперамент социальной ориентации, тип деятельности и гражданского поведения. Позицию педагога в данной связи возможно трактовать как взаимодействие и совокупность двух её составляющих — социальной и опытной.
Социальная позиция педагога базируется на совокупности взоров, убеждений и ценностных ориентации, организованных у выпускника общеобразовательной школы, собирающегося посвятить себя учительской профессии. Одним из ведущих, стержневых образований личности преподавателя, определяющих её готовность и целостность к деятельности; есть профессионально-ценностная ориентация. Она возможно охарактеризована как избирательное отношение преподавателя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе, формирующееся на базе многих духовных взаимоотношений личности, во всех видах деятельности, профессионально значимых для неё. Социальная позиция педагога во многом определяет и его опытную позицию. Однако здесь нет, какой бы то ни было прямой зависимости, потому, что воспитание постоянно строится на базе личностного сотрудничества. Конкретно исходя из этого педагог, чётко осознавая собственные действия, не всегда может детально растолковать их мотивы, по какой причине он часто поступает вопреки здравому смыслу и логике. Никакой психоанализ не окажет помощь распознать источники активности педагога в ситуации , если он сам растолковывает собственный ответ интуицией. На выбор опытной позиции педагога влияют многие факторы. Но решающими среди них являются его опытные установки, лично-типологические изюминки личности, характер и темперамент. Л. Б. Ительсон дал чёрта обычных ролевых педагогических позиций. Любая из этих позиций может давать хороший и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Но постоянно дают отрицательные результаты произвол и несправедливость; подыгрывание ребенку, превращение его в диктатора и маленького кумира; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т. п. Одни педагоги вычисляют: «Преподавателем нужно появиться». Другие, что в педагогической деятельности основное — умения, квалификация педагога. В научных источниках принято вычислять, что педагогический талант — верховная степень свойств личности, снабжающих возможность самый успешного, творческого исполнения педагогической деятельности. Как видно, главное слово тут — свойство. Совершенно верно кроме этого установим, что понятие «педагогическая квалификация» свидетельствует подготовленность индивида к педагогической деятельности, т. е. наличие у него особых знаний, навыков и умений, нужных для осуществления данной деятельности. Тут главным словом есть «подготовленность». Сравнивая эти понятия, приходим к выводу, что свойство личности как личную её особенность, являющуюся условием успешного исполнения учительской работы, нереально свести к пресловутым ЗУНам, другими словами таланту нельзя научить. Разумеется, красивым педагогом может стать тот, чей педагогический талант будет дополнен особым педагогическим образованием и возьмёт развитие в практической педагогической деятельности. Настоящим педагогом может и не стать тот, кто надеется лишь на собственный педагогический талант либо лишь на полученное им педагогическое образование.
Социально-опытная направленность личности педагога.В ходе опытной подготовки на базе ценностных ориентации формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, средствам и целям педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком её понимании в конечном счете выражается в направленности, составляющей ядро личности преподавателя. Остановимся на рассмотрении понятий «направленность» и «личность».С одной стороны, личность имеется публичная сущность человека, организованная в определенной совокупности взаимоотношений. Иначе, — это конкретный человек, представитель определенной социальной общности, занимающийся определенным видом деятельности, понявший собственный отношение к окружающей среде и имеющий собственные личные изюминки.Под направленностью личности мы понимаем мотивационную обусловленность действий, поступков, всего поведения человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются потребности, публичные требования и пр.Самоопределение преподавателя, содержащее суть его жизни, обусловлено ориентацией личности первым делом на ценности педагогической деятельности, на широкую гамму гуманистических социально-опытных установок: на избранную профессию как способ и образ жизни ее полноценного и творческого проживания; на человека как на цель, а не на средство; на развитие рефлексии, социальных способностей и эмпатии, снабжающих успешность взаимодействия и продуктивность общения с людьми, в первую очередь с детьми.Педагогическая направленность личности преподавателя характеризуется наличием у преподавателя интереса к самим обучающимся, творческим подходом к ответу разнообразных педагогических задач, заинтересованностью самой педагогической профессией, склонностью ею заниматься, уровнем опытного самосознания. Преподаватель с сильно выраженной педагогической направленностью деятельно включается в процесс опытного самосознания. Данный процесс связан с осознанием преподавателем норм, правил, модели педагогического поведения, с осознанием к принятием неких опытных эталонов, образцов и соотнесением себя с ними на базе оценки и самооценки окружающими собственных педагогических свойств, эффективности и характера собственной деятельности, и профессионально значимых личностных качеств. Н. В. Кузьмина выделяет три главных типа направленности, определяющих темперамент педагогической деятельности преподавателя: действительно педагогическую, формально педагогическую и ложнопедагогическую. Действительно педагогическая направленность личности пребывает в устойчивой мотивации на формирование личности обучающегося средствами преподаваемого предмета.
Гуманистическая направленность личности преподавателя.Нужно подчернуть, что педагогическая направленность личности преподавателя может проявляться по-различному. Он бывает ориентирован на опытное самоутверждение, на средства педагогического действия, на ученика, на ученический коллектив, на цели педагогической деятельности. И лишь направленность на достижение основной цели педагогической деятельности — создание условий для всестороннего, гармонического развития личности будущего взрослого — возможно признана гуманистической.Сперва проясним и уточним понятия «гуманизм», «человечность». В самом широком смысле гуманизм свидетельствует признание сокровища человека как личности, его права на проявление и свободное развитие собственных свойств. Тогда утверждение блага человека будет критерием оценки уровня развития общества.Гуманистические идеи, зародившиеся в эру античности, нашли собственный развитие в трудах многих мыслителей. Во времена ренесанса гуманизм являлся определенным вольномыслием, которое противостояло средневековой схоластике и духовному, догматическому господству церкви. Идеи признания человека высшей сокровищем, уважение к личности человека, идеи духовности являются неотъемлемым элементом культуры любого народа.Человечность понимается как человечность, человеколюбие, уважение к преимуществу человека. А доброе отношение к человеку подразумевает не только восприятие и оценку его хороших качеств, но и комплексное восприятие его личности таковой, какой она имеется. В этом смысле доброе отношение к людям направлено на упрочнение веры человека в самого себя, его самосовершенствование и творческое развитие.
Познавательная направленность личности преподавателя.Разглядим описание нескольких типов преподавателей, предложенное В. В. Маткиным.
1 тип. Деятельно относится к новой информации, не пропускает увлекательных фильмов, довольно много просматривает и т. д. Но сознательно избегает наряду с этим всего того, что связано со школьными темами, заявляя: «Достаточно школьных бесед в учительской».
2 тип. Кроме этого деятельно относится к новой информации, а также связанной с педагогическими и воспитательными проблемами. Но не они определяют выбор фильма, книги либо передачи.
3 тип. Интересуется всем тем, что хоть в какой-то степени «вязано с воспитательной деятельностью, школой, судьбой молодежи. Кроме того в том месте, где нет прямого беседы о школе, он водит неприятности, каковые смогут быть увлекательны обучающимся.
4 тип. Все данные четко дробит на школьную и внешкольную. К первой относится с интересом. Внешкольная информация не вызывает интереса.
К первому типу относятся учителя, склонные с завершением рабочего дня принципиально поменять направленность собственных заинтересованностей. Во вторую группу отнесены учителя, разглядывающие данные как источник общекультурного развития, с вниманием относящиеся к опытной информации, но в их заинтересованностях главное место отводится запросам, расширяющим и обогащающим их человеческий потенциал. В третью группу вошли учителя, ощущающие себя опытными воспитателями. Они оценивают данные с позиций широкого понимания собственных воспитательных функций и стараются включить ее в сферу опытных заинтересованностей. Наконец, в четвертую группу вошла несколько «узких специалистов», каковые ограничивают сферу собственных заинтересованностей только школьной тематикой. Будущему преподавателю, очевидно, направляться стремиться стать таким преподавателем, что характеризуется высокой творческой направленностью собственных опытных заинтересованностей, установки которого «пропущены» через опытную позицию. Ориентация на творческую педагогическую деятельность снабжает определенное внутреннее единство, глубокое проникновение в суть профессии, в то время, когда педагог остается воспитателем, пребывав за пределами узкофункциональной сферы деятельности. Избирательность таких преподавателей в потоке информации довольно большая. По-видимому, это связано с тем, что учителя этого типа склонны реализовывать взятую данные для потребностей развития собственной личности, полагая, что это необходимо для профессиональной деятельности: Для воспитателей этого типа полнота судьбы, разнообразие, широта заинтересованностей — личная и опытная необходимость.
Профессионально-значимые качества личности педагога.Ответственным причиной, воздействующим на эффективность деятельности преподавателя, являются его личностные качества. Юный человек, независимо от выбора собственной будущей профессии, должен быть нацелен на выработку в себе таких личностных качеств, каковые разрешили бы не только общаться с другими людьми на базе общепризнанных норм людской морали, но и обогащать данный процесс новым содержанием. Но любая профессия предъявляет своеобразные требования к личностным качествам потенциального работника, что обязан осуществлять опытную деятельность удачно.Ещё в конце XIX веха П. Ф. Каптерев, психолог русский и выдающийся педагог, продемонстрировал в собственных изучениях, что одним из ответственных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества преподавателя.Он указал на необходимость наличия у преподавателя таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причём особенное внимание он уделял остроумию, ораторским свойствам, артистичности. К наиболее значимым качествам личности преподавателя возможно и необходимо отнести готовность к эмпатии, т. е. к пониманию психологического состояния учеников, сопереживанию и потребность к социальному сотрудничеству. В трудах учёных громадное значение придаётся педагогическому такту, в проявлении которого выражается неспециализированная высокий профессионализм и культура учителя его педагогической деятельности.При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности исследователи как бы разграничивают профессионально- педагогические качества, каковые смогут быть весьма близки к свойствам, и фактически личностные. К серьёзным опытным качествам педагога А. К. Маркова относит: эрудицию, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, рефлексия и предвидение, причём все эти качества в данном контексте понимаются лишь в педагогическом нюансе. Профессионально-значимые качества личности преподавателя у А. К. Марковой близки к понятию «свойство». К примеру, «педагогическая наблюдательность — свойство по вы-разительным перемещениям просматривать человека, как будто бы книгу». «Педагогическое целеполагание — это свойство преподавателя производить сплав из целей общества и собственных собственных и после этого предлагать их для обсуждения и принятия ученикам» Значительно, что многие из этих «качеств» соотнесены конкретно с самой педагогической деятельностью.Разглядывая равно как и А. К. Маркова, профессионально-значимые качества педагога, Л. М. Митина соотносит их с двумя уровнями педагогических свойств — проективными и рефлексивно-перцептивными. В изучении Л. М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных особенностей преподавателя. Приведём перечень этих особенностей: — вежливость, — вдумчивость, — взыскательность, — чувствительность, — культурность, — внимательность, — самообладание и выдержка, — гибкость поведения, — гражданственность, — человечность, — деловитость, — дисциплинированность, — доброта, — добросовестность, доброжелательность, — идейная убеждённость, — инициативность, — честность, — коллективизм, — политическая сознательность, — наблюдательность, — настойчивость, — критичность, — логичность, — любовь к детям, — ответственность, — отзывчивость, — организованность, — общительность, — порядочность, — патриотизм, — правдивость, — педагогическая эрудиция, — предусмотрительность, — принципиальность, — самостоятельность, — самокритичность, — скромность, — справедливость, — сообразительность, — смелость, — рвение к самосовершенствованию, — тактичность, — чувство нового, — чувство собственного преимущества, — чуткость, — эмоциональность.Данный неспециализированный список особенностей образовывает психотерапевтический портрет совершенного преподавателя. Стержнем его, его сердцевиной являются фактически личностные качества — направленность, уровень притязании, самооценка, образ «Я».Одним из главных профессионально-значимых качеств личности педагога есть «личностная направленность». В соответствии с Н. Е. Кузьминой, личностная направленность есть одним из наиболее значимых субъективных факторов успехи вершины в профессионально-педагогической деятельности. В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, характеризуемая заинтересованностями, склонностями, убеждениями, совершенствами, в которых выражается мировоззрение человека. Расширяя это определение применительно к педагогической деятельности, Н. В. Кузьмина включает в него ещё и интерес к самим обучающимся, творчеству, педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание собственных свойств.Выбор основных стратегий деятельности обусловливает, по Н. В. Кузьминой, три типа направленности: 1) действительно педагогическую, 2) формально педагогическую и 3) ложнопедагогическую. лишь первый тип направленности содействует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. «Действительно педагогическая направленность пребывает в устойчивой мотивации на формирование личности обучающегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности получающего образование знании, носителем которого есть педагог».Главным мотивом действительно педагогической направленности есть интерес к содержанию педагогической деятельности.В педагогическую направленность, как верховный ее уровень, включается призвание, которое соотносится в собственном развития с потребностью в избранной деятельности. На данной высшей ступени развития — призвания — «педагог не мыслит себя без школы, без деятельности и жизни собственных учеников».Весомую роль в личностной чёрте преподавателя играется опытное педагогическое самосознание.Задача будущего преподавателя содержится в том, дабы не просто знать перечисленные выше качества, а мочь диагностировать себя на предмет определения степени сформированности их на том либо другом этапе опытного становления, намечать средства и пути предстоящего развития хороших качеств и вытеснения и нейтрализации отрицательных.Подводя итог обратимся к изучениям данной неприятности, осуществленным на кафедре педагогики Столичного педагогического университета. В качестве одного из вариантов классификации профессионально значимых качеств личности педагога приводим фрагмент карты, созданной В. П. Симоновым и содержащей «оптимальные характеристики качества личности» педагога по трем серьёзным в данном пособии нюансам:
Психотерапевтические черты личности как индивидуальности: а) сильный, уравновешенный тип нервной совокупности; б) тенденция к лидерству; в) уверенность в себе; г) требовательность; д) отзывчивость и добросердечие. е) гипертимность.
2 Педагог в структуре межличностных взаимоотношений: а) преобладание демократического стиля общения с обучающимися и сотрудниками; б) незначительные конфликты лишь по принципиальным вопросам; в) обычная самооценка; г) рвение к сотрудничеству с сотрудниками; д) уровень изоляции в коллективе равен нулю.
3 Опытные черты личности учителя: а) свободное изложение и широкая эрудиция материала; б) умение учитывать психотерапевтические возможности обучающихся; в) темп речи — 120—130 слов в 60 секунд, четкая дикция, неспециализированная и особая грамотность; г) элегантный вид, жесты и выразительная мимика; д) обращение к обучающимся по именам; е) мгновенная реакция на обстановку, находчивость; ж) умение четко сформулировать конкретные цели; з) умение организовать всех обучающихся сходу; и) контролирует степень понимания учебного материала.
Каждая совокупность таких особенностей требует ранжирования их по степени значимости. Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечет невозможность действенного осуществления педагогической деятельности. Под периферийными понимаются качества, каковые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, но, содействующие её успешности. Негативными являются качества, влекущие понижение эффективности педагогического труда, а профессионально недопустимые ведут к опытной непригодности преподавателя. Разглядим эти качества подробнее.
Доминантные качества : 1.Социальная активность, способность и готовность деятельно помогать ответу публичных неприятностей в сфере профессионально-педагогической деятельности; 2.Целеустремленность — умение направлять и применять все качества собственной личности на достижение поставленных педагогических задач; 3.Уравновешенность — свойство осуществлять контроль собственные поступки в произвольных педагогических обстановках; 4. Желание трудиться со школьниками — получение духовного удовлетворения от общения с детьми на протяжении учебно-воспитательного процесса; 5.Свойство не теряться в экстремальных обстановках — умение оперативно принимать оптимальные педагогические ответы и функционировать в соответствии с ними; 6.Обаяние — сплав духовности, вкуса и привлекательности; 7.Честность — честность в общении, добросовестность в деятельности; 8.Справедливость — свойство функционировать беспристрастно; 9.Современность — осознание преподавателем собственной принадлежности к одной эре с учениками; 10.Человечность — умение и стремление оказать квалифицированную педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии; 11.Эрудиция — широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания; 12.Педагогический такт — соблюдение общечеловеческих взаимодействия и норм общения с детьми с учётом их возрастных и лично-психотерапевтических изюминок; 13.Толерантность — терпеливость в работе с детьми; 14.Педагогический оптимизм — вера в его способности и ученика.
Периферийные качества: доброжелательность, приветливость, чувство юмора, артистичность, мудрость, внешняя привлекательность.
Негативные качества : 1.Пристрастность — выделение из среды обучающихся «любимчиков» и «постылых», публичное выражение антипатий и симпатий по отношению к воспитанникам; 2.Неуравновешенность — неумение осуществлять контроль собственный временное психологическое состояние, настроение; 3.Мстительность — свойство личности, проявляющееся в рвении сводить индивидуальные счеты с учеником; 4.Гордость — педагогически нецелесообразное подчеркивание собственного превосходства над учеником; 5.Рассеянность — забывчивость, несобранность.
Опытные противопоказания: 1.Наличие вредных привычек, признанных обществом социально страшными; 2.Нравственная нечистоплотность; 3.Рукоприкладство; 4.Грубость; 5.Беспринципность; 6.Отсутствие компетенции в вопросах воспитания и преподавания; 7.Безответственность.
Личный стиль деятельности преподавателя определяют не сами по себе профессионально-значимые качества, а неповторимое многообразие их комбинаций. Возможно выделить следующие типы комбинаций профессионально-значимых качеств личности преподавателя во связи с уровнем продуктивности его деятельности: Первый тип комбинаций соответствует большому уровню работы преподавателя. Второй тип характеризуется преобладанием хороших качеств над негативными. Продуктивность работы достаточна. Негативное, согласно точки зрения учеников и коллег, несущественно. Третий тип соответствует малопродуктивному уровню педагогической деятельности. Для преподавателей этого типа основное в работе — направленность на себя, самовыражение, карьерный рост. В силу наличия у них последовательности развитых педагогических свойств и хороших личностных качеств они смогут в отдельные периоды трудиться удачно. Но искаженность, мотивов их опытной активности, в большинстве случаев, ведет к низкому конечному результату. Так, знание профессионально-значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности содействует рвению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном счете ведет к качественным трансформациям в учебно-воспитательной работе с детьми.
Диагностика проявлений творческой индивидуальности в деятельности преподавателя.Потому, что в педагогической деятельности значимыми смогут становиться каждые черты человека, в виде стилеобразующих показателей возможно принимать фактически каждые психологические качества: тип высшей нервной деятельности и динамические характеристики, ориентацию преподавателя на процесс либо итог труда, результативность, способности и др., и внешние показатели, отношения. Перечисление возможно продолжать фактически без ограничения. В школьной практике возможно применять все предлагаемые подходы к определению стиля: любой на них додаёт собственный штрих в чёрта индивидуальности преподавателя, а их наложение разрешает полнее распознать своеобразие каждого конкретного преподавателя. Но на уровне определения стиля деятельности допустимо установление творческой индивидуальности лишь как типа педагога, владеющего творческим потенциалом, творческой проницательности, в отличие от тех преподавателей, кто нацелен на репродуктивный темперамент деятельности. Выделение для того чтобы типа не раскрывает сущности творческой индивидуальности, не смотря на то, что я разрешает педагогу задуматься над отношением и своим совершенствованием к деятельности и улучшить опытные показатели.В качестве вероятной типологии, уточняющей место творческой индивидуальности как стиля педагога среди вторых, мы предлагаем типологическую модель, основанную на обнаружении направленности на характер и характер деятельности опытных установок.
Сначала определяется направленность на темперамент деятельности.
I. Творческая направленность. Характеризуется рвением к новому, сокровищем сильных впечатлений, привлекательностью риска. Полезными являются и аналитическая деятельность, которой он занимается кроме того на протяжении отдыха, осмысление и рождение новых идей. Человек не имеет возможности совершенно верно следовать инструкциям при исполнении заданий, постоянно вносит в них что-то от себя. При творческой направленности личность до конца отстаивает собственные идеи, уважает правила, которых придерживается Творческий человек, склонен к независимым действиям, не опасается ответственности, мало зависит от мнения окружающих.
2 Репродуктивная направленность. Отличается высокой оценкой уже купленного и нежеланием трансформаций, рвением к самообладанию, к пассивным видам отдыха. Таковой человек пробует избежать ответственности, принятия независимых ответов, он легко идет на компромиссы Отношение к деятельности выражается в рвении совершенно верно направляться взятым руководствам.
3 Импульсивная направленность. Характеризуется низкой сокровищем деятельности по большому счету. Ответы принимаются импульсивно, человек «плывет по течению», поступая сообразно событиям и сваливая все на них при неудачи. Случайность постоянно играет у для того чтобы человека громадную роль. Он может кроме того принять важное ответ, но, в силу импульсивности поступка, выдержать продолжительно не в состоянии: это действительно безответственный человек.
После этого определяется темперамент опытных установок, в качестве главных параметров которых приняты: представления о целях деятельности; темперамент отношения к обучающимся; отношение к содержанию образования; отношение к профессии как к призванию; отношение к себе как к специалисту, активность личностной позиции. На данной базе выделены три типа опытных установок. 1 «Ремесленная» установка. Она характеризуется тем, что педагог имеет очень смутные представления о целях педагогической деятельности, не думает об публичной значимости профессии. Он нацелен а главном на исполнение отдельных операций и действий, относится к ним как к нужному ритуалу без анализа их внутреннего содержания. Главная задача — «дать» учебный материал. Обучающиеся для него — исполнители его команд, каковые должны слушаться, «брать материал». Содержание образования — лишь учебный материал, что необходимо воспроизвести для обучающихся. Преподаватель не относится к профессии как к единственно ответственному жизненному призванию, достаточно равнодушен к вей, что постоянно сочетается с отсутствием эмоции собственного опытного преимущества, пассивностью позиции при ответе неприятностей, появляющихся на протяжении педагогического процесса в учебных заведениях.
2 «Опытная» установка. Цель педагогической деятельности — «научить», «дать звания», в чем и содержится для него публичная значимость деятельности. Действия педанта осмысленны, достаточно опытны, преподаватель разбирает их, считая основной задачей «растолковать» учебный материал так, дабы его осознали обучающиеся. Сами обучающиеся для него — лишь «ученики», «воспитанники»: педагог имеет дело с теми их качествами, каковые говорят об их успеваемости и поведении, преподаватель видит уровень развития отдельных качеств обучающихся.
Содержание образования для преподавателя — наука, которой он интересуется, а не только учебный материал. Преподаватель совмещает себя с профессией, считает себя специалистом, не смотря на то, что ключевую роль играются для него внешние стимулы, имеется чувство опытного преимущества, преподаватель достаточно активен при ответе неприятностей учебного заведения, но лишь в рамках опытных классного «руководителя» и «ролей предметника».
4 «Личностно-личная» установка. Педагог относится к цели педагогической деятельности как к высокой духовной миссии, значимость профессии для него — в развитии личности, обнаружении возможностей ученика. Действия педагога осмысливаются им конкретно по тому, как они направлены на раскрытие потенциалов личности ученика, соответственно, вариативны разнообразны. Анализируются не операции и отдельные действия, а их совокупности, объединяемые неспециализированным внутренним смыслом.
Возможно выделять девять типов педагогов, уточняющих «место» и отличительные стилевые показатели творческой индивидуальности среди других типов. Обучающиеся — не только «ученики», но и личности со всеми их личными изюминками. Преподаватель имеет дело не с отдельными качествами, а с цельной личностью, с данным ее состоянием в контексте жизненного пути, судьбы, видит опасности и перспективы в развитии личности, включен в судьбу ученика. Содержание образования для преподавателя — и инструмент влияния на ученика, и область знаний, которой увлекается сам преподаватель. Педагог ее мыслит себя вне профессии. Он чувствует себя специалистом, делающим высокую духовную миссию, у него высоко развито чувство собственного личного и опытного преимущества.