Профилактика нарушений речи при врожденных дефектах неба

Ребенок, появившийся с расщелиной неба, имеет большие предпосылки для происхождения тяжелого недостатка ринолалии. Но своевременные медицинские и педагогические мероприятия смогут абсолютно либо частично предотвратить данный недостаток.

Громадное значение придается кроме этого своевременному медицинскому действию (операционное лечение либо использование обтуратора). Но мнения докторов о сроках своевременного вмешательства довольно часто расходятся. Исходя из этого по целому ряду причин не всегда еще имеется возможность взять своевременную медпомощь.

Существуют кое-какие педагогические средства предупреждения недостатка речи.

В раннем возрасте (до года) рекомендуется укладывать ребенка в положение, стимулирующее удержание кончика языка как возможно ближе к альвеолам. Это допустимо при лежании на животе либо на боку.

В 8—10 месяцев у ребенка появляется лепет. Ребенок начинает произносить звукосочетания (агу, и-и-и, мам-мам и т. д.). Сейчас он в некоей степени начинает осознавать обращенную к нему обращение. Он может продемонстрировать глазками либо пальчиком, к примеру, где баба, мама, часы и т. д., либо посредством звуков продемонстрировать (изобразить), как плачет девочка (а-а-а…), как храпит дед (х-х-х) и т. п.

Конкретно сейчас необходимо затевать работу по предупреждению недостатков речи при расщелине неба.

Отлично применять развитый у детей подражательный рефлекс — сперва при сосании, а после этого в ярких упражнениях по формированию речевого выдоха (по окончании года). Для этого возможно использовать игры на звукоподражание, на протяжении которых взрослые завлекают внимание ребенка к ротовому выдоху посредством комочков ваты, окрашенных в различные цвета.

В игре ребенок имитирует такие ситуации, как, к примеру, дыхание собаки, в то время, когда ей жарко. Подсказывается ребенку произнесение шепотного утрированного а-а-а… с высунутым языком. Как мы греем руки? (Показывается выдох на руки х-х-х…)Возможно придумать ряд других упражнений, дабы понемногу приучить ребенка дышать ртом, перемещая кончик языка вперед.

От несложных дыхательных игр-упражнений понемногу необходимо переходить к выработке выдоха через рот с включением голоса на согласных звуков и артикуляции гласных, вкладывая определенный суть в любой произносимый звук. К примеру, попросить ребенка продемонстрировать, как плачет девочка (а-а-а). Наряду с этим необходимо постоянно смотреть за выходом воздушной струи через рот. Язык при произнесении звука а своим кончиком обязан касаться нижних резцов. Мускулы лица спокойны. Это положение соблюдается при произнесении всех гласных звуков в начальном периоде.

Приведем примеры таких упражнений:

Как гасят огонек? (ф).

Как гудит паровоз? (у).

Как гудит пароход? (ы).

Какой ты большой? (о).

Как шумит ветер? (в).

Как подышим зубками? (с).

Как звенит комарик? (з).

Как шипит гусь? (ш) (кончик языка поднят вверх).

Как жужжит жук? (ж) (кончик языка поднят вверх, как и при звуке ш).

Как погреем озябшие руки? (х).

Правильность произношения возможно осуществлять контроль поднесенным ко рту кусочком ваты либо колебанием разложенных небольших кусочков папиросной бумаги, каковые «пугаются» ребенка при выдохе и «дрожат».

Игры-упражнения направляться проводить с ребенком, не надоедая ему, а понемногу приучая его к занятиям.

Крайне важно обратить внимание ребенка на то, что на протяжении слов и произношения звуков рот раскрывается (у детей с расщелиной неба имеется тенденция сказать, практически не размыкая губ).

Задача логопеда и родителей — оказать помощь ребенку заметить слова и артикуляцию звука, привлечь к ней внимание. Это будет содействовать формированию четкости произношения.

При формировании развернутой речи необходимо обращать внимание ребенка на ротовой выдох, легко утрируя его в собственной речи для показа ребенку. В случае, если в раннем возрасте не проводить профилактику речевых расстройств, то к моменту операции недостаток речи делается довольно стабильным, и для нормализации ее требуется большая логопедическая работа.

Выводы.При открытой ринолалии логопедическая работа нужна как по окончании, так и до операции.

Главным условием в работе есть активизация здоровых отделов речевого аппарата.

В базе методики — постепенное перевоспитание физиологического дыхания в речевое диафрагмальное с ротовым выдохом. Наряду с этим особенное внимание обращается на верное положение языка в полости рта.

В ходе работы все звуки формируются заново, артикуляция их готовится строго определенными упражнениями. В совокупности этих упражнений главным должно быть применение физиологического сотрудничества мышц речевого аппарата.

Последовательность работы над звуками определяется подготовленностью артикуляционной базы звука (с применением опорных звуков). Эта последовательность предполагает развитие верного речевого дыхания и моторики сперва верхнего, а после этого и среднего отделов артикуляционного аппарата.

При работе над верным произношением принципиально важно выполнять последовательность развития слухового контроля детей за собственной речью: сперва логопед максимально отвлекает ребенка от контролирования звучания; по мере автоматизации звуков включается сознательный слуховой контроль.

В дооперационной работе, не считая формирования произношения, большое внимание уделяется коррекции личности.

Вся логопедическая работа должна быть максимально наглядной, а для детей и эмоциональной.

Работа с больными по окончании уранопластики определяется степенью и наличием дооперационной речевой подготовки и результатами операции. Послеоперационная работа логопеда направлена на закрепление взятых произносительных навыков вновых условиях.

По окончании уранопластики внимание больного акцентируется на слуховом контроле за собственной речью. При наличии хотя бы малого носового оттенка в речи послеоперационная работа обязана проводиться абсолютно равно как и до операции.

При врожденных расщелинах вероятна профилактика речевого недостатка медицинскими и педагогическими средствами. Цель педагогического предупреждения — привлечь интерес ребенка к артикуляции и посредством особых упражнений предотвратить дефектное положение языка в ротовой полости и организовать ротовой выдох.

Ольга Македонская: Логопедическая работа над развитием голоса | Вилла Папирусов


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: