Национальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей Тульской области
«Областной центр детско-юношеского туризма»
«Экспозиционная деятельность
Музеев образовательных учреждений»
(методические советы в помощь активу и руководителям музеев)
Подготовила: Егорова Л.А., методист краеведческого отдела.
Тула 2000 г.
МУЗЕЙНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
В современном понимании музей — культурно-просветительное и научное учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, учет, изучение и популяризацию монументов истории и объектов природы. Музей образовательного учреждения — это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории либо природы родного края. Он, как и национальный, делает социальные функции документирования и образовательно-воспитательные. Для их осуществления он обязан проводить комплектование, учёт и хранение, использование и изучение монументов в учебной и внеклассной работе.
ЭКСПОЗИЦИЯ — это размещение в музейных и выставочных залах либо на
открытом воздухе по определенной совокупности монументов истории, художественных произведений и разных запасных материалов. Она представляет собой, во-первых, итог научной разработки темы, а во-вторых — своеобразное произведение, в котором средствами пластических искусств и архитектуры создается образное представление. Экспозиция является основой для реализации образовательно-воспитательной функции музея и выступает как база для массовой научно-просветительной работы.
ПРЕДМЕТ МУЗЕЙНОГО ЗНАЧЕНИЯ — МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ — ЭКСПОНАТ. Это понятия одного порядка, но имеют различное содержание. Монументы, распознанные в ходе комплектования, воображающие интерес для музея и могущие войти в его собрание, но находящиеся в собственной среде бытования, функционирующие в жизни либо хранящиеся у обладателей, именуются ПРЕДМЕТАМИ МУЗЕЙНОГО ЗНАЧЕНИЯ.
МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ — это монумент, изъятый из среды бытования и включенный в состав музейного собрания по окончании его научной обработки.
ЭКСПОНАТ — это музейный предмет, выставленный для обозрения. Он есть структурной единицей экспозиции.
Неточностью начальников музеев образования часто есть то событие, что они каждый предмет, имеющий отношение к музею, именуют экспонатом. Из этого непонимание необходимости его изучения и учёта, создания соответствующих условий хранения.
ЭКСПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ — совокупность настоящих музейных предметов, их воспроизведений, моделей, научно-запасных материалов, включенных в музейную экспозицию.
ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС — структурная единица тематической экспозиции: несколько предметов, объединенных по содержанию и создающих единый композиционный образ. Возможно этнографический комплекс, типологический, мемориальный и другие.
ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ПОЯС — область стенки экспозиционного помещения либо вертикальной поверхности стенда, щита, вертикальной витрины. В его пределах находятся экспонаты маленького формата либо количества, каковые нужно разглядывать с близкого расстояния. Нижняя граница экспозиционного пояса проходит в 70-80 см от пола, а верхняя на высоте 220-250 от пола. В нем различают три уровня: на уровне глаз, где находятся наиболее тексты и мелкие экспонаты; ниже и выше уровня
глаз, помещаются более большие изображения. Отдельные большие экспонаты располагают и за пределами экспозиционного пояса (картины — вверху, орудия труда — внизу и т.д.).
РАЗДЕЛ ЭКСПОЗИЦИИ — структурное членение экспозиционной темы. В исторических музеях соответствует хронологическому периоду.
ЭКСПОНАТ ВЕДУЩИЙ — музейный предмет в экспозиции, несущий самая полную смысловую и образную нагрузку, употребляется для выговора в экспозиции. В экспозиционном комплексе композиционно выделяется среди вторых предметов.
ЭТИКЕТКА — текст в экспозиции, воображающий собой аннотацию к отдельному экспонату: его наименование, внешние и выходные эти, дополнительные сведения, соответствующие профилю музея.
ЭКСПОЗИЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ — приспособления витрины и вспомогательные: конструкции, турникеты, подставки: сборно-разборные перегородки, подиумы, стенды, каркасные совокупности, подвесные конструкции либо с креплением к стенке; указатели и таблицедержатели; мебель для отдыха.
НАУЧНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ — карты, схемы, таблицы, замыслы, графики, диаграммы и другие материалы, каковые дополняют выставочные экспонаты, оказывают помощь раскрывать их содержание, но сами не являются музейными предметами.
СКРЫТЫЙ ЗАМЫСЕЛ — часть экспозиционных материалов, скрытая в турникетах, кассетных стендах и т.д., разрешает более полно применять музейное собрание, не перегружая экспозиционную площадь.
ДИОРАМА — экспозиционный комплекс, сочетающий произведение живописи (картина на внутренней части полукруглого подрамника) с объемным передним замыслом (с размещением подлинников либо воспроизведений). Создается для усиления эмоционального действия при изображении очень значимых событий, природного ландшафта, производственных комплексов ит.д. В диораме употребляются динамические элементы и аудиовизуальные средства.
МАКЕТ — объемная модель, воспроизводящая внешний вид объекта и выполненная в условном масштабе. В музейном собрании в большинстве случаев входит в состав научно-запасного фонда.
МОДЕЛЬ — имеет два значения: 1 — предмет, что употребляется в качестве модели в технике и науке; 2 — предмет, намерено создаваемый в музее для демонстрации его. Модель создается в условном масштабе и есть, в большинстве случаев, действующей.
МУЛЯЖ — объемное воспроизведение внешнего вида музейного предмета, совершенно верно передающего его форму, цвет и размер. Выполняется по особому заказу художественными мастерскими.
ПОДИУМ – платформа (подставка, возвышение), на которой устанавливается экспонат. Имеет разную объемную конфигурацию прямоугольную, круглую, круглую, в виде пирамиды со ступенями и т.д.
РАРИТЕТ — редкий, неповторимый предмет.
РЕЛИКВИЯ — музейный предмет, очень чтимый как память об исторически значимом событии либо выдающемся человеке.
ТЕКСТЫ В ЭКСПОЗИЦИИ, воображающие собой целостную и систематически организованную совокупность заголовков к темам и разделам, аннотаций, этикеток, указателей, другими словами тех надписей, каковые не являются экспонатами, а выступают в служебной функции. По собственному содержанию тексты разрабатываются на протяжении проектирования экспозиции. Они должны быть ясными, однозначными, по возможности, лаконичными и дешёвыми для всех обучающихся — визитёров музея. Шрифт, цвет, размер, размещение текста определяются на протяжении художественного проектирования. Тексты должны быть согласованы стилистически между собой и другими экспозиционными материалами. Принципиально важно не перегружать экспозицию текстами, поскольку они только растолковывают экспонаты, темы, разделы. Ведущий текст в экспозиции подобен эпиграфу к литературному произведению. В качестве ведущего текста употребляются цитаты из документов, выдающихся литературных и научных произведений. Заглавный текст есть заголовком к разделу экспозиции, теме, подтеме либо комплексу. Он оказывает помощь визитёру ориентироваться в экспозиции, выявляя ее тематическую структуру. Объяснительный текст (аннотации ) является комментарием к залу, теме, комплексу либо отдельному экспонату. Он содержит данные, которая не передается через восприятие экспозиционного оборудования либо через яркое восприятие экспоната.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ
Экспозиция – это личное лицо музея, выделяющее его в последовательности профильных музейных объектов. Мы не отыщем двух музеев с однообразными экспозициями.
Экспозицию нужно разглядывать и как одну из главных форм реализации музеем образовательно- воспитательной функции.
Экспозиции различают по принципам и форме представления структурной организации экспонируемого материала. К первым относятся стационарная и временная экспозиции. Среди временных экспозиций самый распространены выставки, каковые также смогут быть как стационарными, так и мобильными. Время от времени с целью проверки экспозиционных концепций и идей создают пробные и экспериментальные экспозиции.
По правилам структурной организации экспонируемого материала экспозиции принято подразделять на тематические, систематические, монографические и ансамблевые.
Тематическая экспозиция включает в себя музейные предметы разных типов( вещевые изобразительные, документальные, копии, макеты, модели, муляжи и т.д.), раскрывающие какую – нибудь тему либо образующие и проблему экспозиционный комплекс.
Систематическая экспозиция создается на базе однородных музейных предметов, воображающих экспозиционный последовательность в соответствии с систематикой конкретной дисциплины, к примеру, «национальный костюм», «нумизматика», «фарфор» и т.п.
Монографическая экспозиция посвящена какому-либо лицу либо коллективу, природному явлению либо историческому событию. Значительно чаще такие экспозиции создаются в монографических музеях: истории школы, истории села, музей хлеба, музей стекла и т. д. Но часто и в тематических экспозициях, в особенности краеведческих музеев, создаются монографические экспозиционные комплексы, как, но, и разделы, выстроенные по систематическому принципу.
Ансамблевая экспозиция предполагает сохранение либо воссоздание ансамбля музейных предметов, объектов природы в среде бытования: музей под открытым небом, крестьянская изба, партизанская землянка и т. д.
Выбор той либо другой формы экспозиции, правил систематизации экспозиционных материалов зависят от концепции музея, от состава фондов, от творческой фантазии коллектива музея.
Специфика музейной экспозиции содержится в том, что отражение в ней того либо иного события, природного либо социального явления осуществляется посредством не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.
Активу образовательного музея тяжело рассчитывать на помощь опытных музейных экспозиционеров, исходя из этого значительно чаще приходиться надеяться на личные силы. Каждому музею ОУ приходиться искать собственное экспозиционное ответ в зависимости от своих представлений, каким должен быть их музей. Сложнейшие на первый взгляд задачи возможно осуществить, в случае, если за это берется увлеченный коллектив единомышленников. Наряду с этим, само собой разумеется, принципиально важно знать и использовать главные приемы музейно-экспозиционного проектирования.
Первым делом активу музея целесообразно создать концепцию будущей экспозиции, т. е. сформулировать задачи и цели ее использования и создания, выяснить и растолковать тематику будущей экспозиции, своеобразные изюминки экспозиционных комплексов, дать неспециализированную чёрта воображаемых материалов из фондов музея и завлекаемых запасных материалов, изложить ключевые принципы архитектурно-художественного ответа с учетом имеющихся экспозиционных площадей. Предполагаемого экспозиционного оборудования и дешёвых оформительских материалов, предусмотреть возможность применения аудиовизуальных и технических средств, впредь до освещения и т.п.
Дабы создать экспозицию, соответствующую современным требованиям, необходимо верно организовать ее подготовку, светло представить себе, какие конкретно виды работ и в какой последовательности направляться делать.
Разработка ТЕМЫ — определение главных задач экспозиции, стержневых ведущих тем, опорных экспонатов.
Тематический замысел возможно сделать по таковой форме:
Тема | Имеющиеся экспонаты | Какие конкретно экспонаты нужны дополнительно |
В указанных графах записываются по прядку темы, для каждой из них
указывается, имеющиеся экспонаты и узнается, что нужно еще собирать.
Составление для того чтобы перечня оказывает помощь уяснить достаточность фондов для
построения экспозиции, наметить задачи дополнительного сбора.
Как видим, первым условием создания экспозиции есть обоснование ее темы. После этого эту тему направляться шепетильно и всесторонне изучить.
Нужно по последовательности вопросов, в особенности ответственных для экспозиции, предварительно ознакомиться с источниками, находящимися в архивах и государственных музеях, дабы не дублировать их, а расширять и углублять темы на материалах местной истории. Наряду с этим в национальных хранилищах направляться просить не сами документы либо вещи, а сведения
по интересующей теме для расширения поиска и углубления знаний
Следующим этапом экспозиционного проектирования может стать разработка тематико-экспозиционного замысла. Это документ, в котором отражается конкретный состав экспозиционных материалов в соответствии с тематической структурой экспозиции. Таковой замысел может разрабатываться как на всю экспозицию, так и по каждому экспозиционному залу либо тематическому комплексу раздельно.
На титульном странице тематико-экспозиционного замысла показывают наименование музея, номер либо наименование зала и его экспозиционная площадь, наименование либо список тематических комплексов (разделов) для данного зала и их хронологические рамки, начальника и перечень лиц, несущих ответственность за реализацию данного тематико-экспозиционного замысла..
Сам тематико-экспозиционный замысел выполняется на намерено разграфленных страницах для того чтобы формата, что разрешает достаточно вольно вписать нужную информацию.
Примерная схема тематико-экспозиционного замысла
(раздел ««Отечественная школа в годы ВОВ»)
№ п/п | Наименование разделов | Ведущие тексты | Музейные предметы | Научно-вспомагательные материалы | Тексты этикетажа |
В первой графе проставляются индексы (порядковые номера) экспозиционных комплексов, разделов, тем, подтем. К примеру, номер первого раздела обозначается цифрой 1. В случае, если данный раздел включает пара тем, то они последовательно будут обозначаться: 1.1; 1.2; 1.3: и т. д. В тех случаях, в то время, когда в темы планируется создать пара экспозиционных подтем, то они, соответственно, должны обозначаться: 1.1.1., 1.2.1., 1.2.2.,1.2.3. и т. д.
Во второй графе даются наименования разделов, тем и подтем в сочетании с индексами смогут смотреться в ТЭП следующим образом:
3. Великая Отечественная война
3.1. Армия защищает город
3.1.1. 36-й артполк
3.1.2.Отдельный стрелковый батальон
3.1.3. Танкисты – родимцевцы
3.2. Народное ополчение
3.2.1. Инициаторы создания народного ополчения
3.2.2. Рабочая бригада железного завода
3.2.3. Интеллигенция защищает город
3.3. Городское подполье
3.3.1. Начальники подполья
3.3.2. Отечественные «молодогвардейцы»
3.3.3. Юные разведчики
3.3.4. В застенках гестапо
В третьей графе приводятся ведущие тексты (пояснительные тексты, аннотации, эпиграфы и т.п.). Они призваны выразить главную идею данного экспозиционного комплекса. Тексты применяют не всегда, а лишь тогда, в то время, когда это вправду нужно. Они должны быть достаточно лаконичны и не перегружать экспозицию, поскольку основную смысловую нагрузку в экспозиционном комплексе несут не тексты, а настоящие музейные предметы.
В следующей графе дается список музейных предметов, каковые планируется экспонировать в данном разделе экспозиции. Наименования экспонатов нужно давать с их номерами шрифтов и атрибутивными признаками по Инвентарной книге главного фонда музея. Выбирая музейные предметы к конкретной экспозиционной теме, нужно не забывать о размере экспозиционной площади и не стремиться включать в раздел все имеющиеся по данной теме музейные предметы, а лишь те, каковые самый действенно разрешат раскрыть экспозиционную тему. Перегруженные экспонатурой экспозиции выглядят очень неэстетично и затрудняют образное восприятие экспозиционного комплекса. Целесообразно кроме этого учитывать и физическое состояние музейных предметов и планировать к экспонированию лишь те, на сохранность которых экспозиционное применение не повлияет отрицательно. Принципиально важно иметь в виду и некую масштабную соразмерность экспонатов, чтобы большие предметы не оказывали влияние на восприятие более небольших, дабы визитёр имел возможность достаточно отлично расмотреть любой экспонат на стенде либо в витрине.
В пятую графу включаются наименования научно-запасных материалов с указанием места их нахождения либо метода их изготовления. Нужно показывать и размеры научно-запасных материалов, что дает представление о заполнении экспозиционной площади.
В последней графе даются тексты этикетажа каждому экспонату. Значительно лучше, в случае, если в данной графе будут представлены и более широкие тексты, показывающие связи между экспонатами и их назначение в раскрытии данной темы. Так возможно взять необычную канву будущей обзорной экскурсии.
Само собой разумеется, создание ТЭП – работа кропотливая и трудоемкая, но она разрешает подробно создать и представить научную и идеологическую сущность предлагаемого экспозиционного ответа.
Ключевые принципы ПОСТРОЕНИЯ ЭКСПОЗИЦИИ
Базой экспозиции есть музейный предмет, а ее структурной единицей помогает тематико-экспозиционный замысел. Не отдельные экспонаты, разные по тематике и содержанию, не целые последовательности однотипных материалов, то есть комплекс вещевых, документальных и иных монументов, объединенных между собой тематически, есть главным звеном экспозиции. Наряду с этим одну тему в зависимости от ее сложности может раскрыть один либо пара экспозиционных комплексов.
Для музеев образовательных учреждений к числу ключевых принципов создания экспозиции относятся ее направленность на молодёжную аудиторию и детскую, соответствие содержания экспозиции программам воспитания и обучения, профиль музея, определяемый педагогической целесообразностью, кроме этого диктует тематическую направленность экспозиции. Принципиально важно, дабы она отражала историю учреждения образования, родного края, деятельность земляков, труда и героев войны и т.д.
Одним из серьёзных есть принцип тематического подбора экспозиционных материалов.
Во-первых, это включение в экспозицию тех музейных предметов, каковые связаны с определенными явлениями и характеризует их значительные стороны.
Во-вторых — применение вторых экспозиционных материалов научно — запасного характера для всестороннего отражения сущности явления.
В-третьих — размещение тематически связанных экспозиционных материалов (главных и запасных ).
наглядность и Предметность экспозиции, эмоциональность ее восприятия содействует привлечению внимания визитёров к отдельным предметам, а через них — рвение познать событие. Достигнуть этого возможно посредством разных методических приемов. К их числу относится выделение ведущих экспонатов, каковые являются опорными в каждом экспозиционном комплексе и ведущих экспозиционных комплексов (акцентных ) во всей экспозиции. направляться учитывать и свойства самих предметов, их разную свойство завлекать внимание. К примеру, объемные экспонаты завлекают больше внимания, чем плоскостные; многоцветные — больше, чем однотонные; раритеты — больше, чем типовые и т.д.
Внимание обучающихся ослабевает при осмотре однообразных экспонатов.
Наряду с этим принципиально важно учитывать и психотерапевтическую сторону восприятия. Сначала необходимо привлечь интерес детей. Для этого вводный комплекс должен быть увлекательным, захватывающим, побуждающим интерес к осмотру экспозиции. Через 15-20 мин., в то время, когда внимание, детей притупляется, они должны подойти к объекту либо комплексу необыкновенному, вызывающему новый интерес. Здесь-то и необходимы самый аттрактивные экспонаты, неповторимые предметы, действующие модели, демонстрация слайдов, прослушивание фонозаписей и т.д. Такое ухудшение внимания необходимо позвать через 10-15 мин., учитывая, что осмотр экспозиции (либо экскурсия) длится не более 45 мин.. Последний итоговый комплекс обязан завершить всю тему так, дабы у детей появилось желание посетить экспозицию еще пара раз, включиться в новый поиск.
Для осуществления принципа логической связи всех разделов экспозиции нужен четкий маршрут, ясные и краткие заголовки и ведущие тексты,
ОТБОР МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ЭКСПОЗИЦИИ
Отбор экспозиционных материалов — это определение состава экспонатов в будущей экспозиции с целью самоё полного раскрытия темы. Отбор осуществляется на всем протяжении процесса проектирования экспозиции, а окончательный состав экспонатов фиксируется в ТЭП. Планомерное собирание материалов (комплектование) позволяет отбора не разрозненных и фрагментарных предметов, а органически связанного экспозиционного комплекса, отражающего конкретную часть всей экспозиционной темы. Отбору предшествует изучение предметов, определение их достоверности и подлинности, авторства, функциональной принадлежности и т.д.
Принципиально важно выяснить типичность музейного предмета, другими словами его соответствие, сущности данного явления. Это делается более актуальным при отражении в экспозиции родных по времени и отечественным дням событий, в то время, когда любой окружающий нас предмет возможно возможно помещен в экспозицию. Дабы не утонуть в их массе и верно выбрать значительно- нужное, необходимо выяснить типичность того либо иного источника. направляться, но, различать редко видящиеся, но обычные предметы, от единичных и случайных. Наряду с этим в любой момент необходимо не забывать о соответствии данной вещи конкретному времени и определенному месту действия.
Нужно кроме этого учитывать внешнюю ясность предмета. С одной стороны, он обязан владеть особенностями аттрактивности и эмоционального действия, иметь хорошую сохранность, разборчивый текст и чёткое изображение (в случае, если это письменный документ). С другой — в нем должны быть светло выражены черты как точного источника (наличие
дат, печатей, автографов, клейма). Запрещено допускать имеющее место в музеях образования оружия и закрашивание касок, обнаруженных поле боя, выпрямление вмятин, штопанее простреленных флагов и другую подобную реставрацию. На предмете должны быть сохранены следы внешнего на него действия в среде бытования. Очищая предмет от пыли и бытовой грязи, нельзя портить его базу, нанесенную эмаль, орнаменты. Запрещено прорисовывать потерянные изображения, припаивать отломанные части, заклеивать отверстия и т.д. При наличии какого-либо фрагмента предмета, рукописи, изображения возможно поместить его на планшет и прорисовать контуры на чистом фоне недостающие части.
Отбор музейных предметов тесно связан с их группировкой. Собирать возможно разными приемами в зависимости от поставленной задачи. К примеру, показ родственных связей между явлениями, отражение каких-либо событий, сравнение предметов, их сопоставление (по технике изготовления, принадлежности, материалу изготовления и т.д. ). Одним из видов сопоставления есть способ контрастного показа. Так, в музеях образования возможно встретить тематические комплексы Отечественный край прежде и сейчас, настоящее и Прошлое села и другие.
Группировка материалов может происходить и по систематическому принципу. Систематическая коллекция минералов и камней, помещенная в экспозицию, позволяет взять наглядное представление об их значении для развития края, осознать родство между минералами, их естественную группировку и т.д.
Вероятна группировка и по принципу соединения разных предметов в логические группы так, как они пребывали в жизни, в свойственной им среде бытования. Это возможно интерьер помещения со всеми характерными для него предметами; биогруппа с растительным и животным миром в определенных климатических условиях и т.д. Подобные группировки в музейной практике именуют жизненными комплексами.
В экспозиции применяют разные способы группировки, сочетая их в зависимости от задач.
Оборудования и ПОДГОТОВКА Помещения
Подготовка помещения для музея не таковой уж несложный вопрос, как это думается на первый взгляд. В первую очередь, нужно помещение для экспозиции и особая помещение для хранения фондов. Нужно кроме этого иметь мастерскую (с комплектом красок, канцелярских предметов, инструментов, материалов ).
При выборе экспозиционной площади нужно руководствоваться следующими правилами:
— помещение либо зал должны размешаться в теневой стороне строения, дабы солнечные лучи не попадали в помещение;
— в помещении должна быть постоянная комнатная температура без каких-либо резких колебаний;
— нужно обеспечить противопожарные условия;
— для предотвращения запыления экспонатов нужно помещать их в герметические витрины, систематично проводить мокрую уборку в помещении. Запрещено проводить ремонт, покраску, другие работы и столярные в зале действующей экспозиции;
— нужно выполнять правила по предотвращению распространения
бытовых насекомых.
Оборудование (музейная мебель) должно соответствовать помещению экспозиции по окраске и габаритам. Для музеев образования возможно советовать горизонтальные и вертикальные витрины, закрепленные у стенки. Смогут быть раздельно стоящие либо укрепленные на кронштейнах витрины, располагающиеся на протяжении стенки. Экспозиционные комплексы, размещенные в них, должны четко разделяться пространственно либо композиционно. Витрина обязана размешаться на таковой высоте, дабы обучающиеся имели возможность вольно разглядывать помещенные в том месте экспонаты и просматривать надписи. Пространство под витринами возможно закрыто фанерой и употребляться для хранения запасных материалов. Смогут быть переносные витрины, укрепленные на ножках либо установленные на столах. В случае, если витрина предназначена для двустороннего осмотра, то ее верхняя застекленная часть должна быть двускатной. Большие вещи находятся в ней ближе к центру, небольшие — ближе к зрителю. Смогут использоваться и вертикальные витрины — шкафы. В них все небольшие экспонаты находятся, на уровне глаз, а
выше и ниже — большие вещи (обувь — внизу, головные уборы — вверху и
т.д.) такие витрины не должны занимать главное пространство и заслонять собою другие экспозиционные комплексы.
В простенках между окнами монтируют турникеты. В них, и на
стендах либо щитах находится плоскостной материал. Отдельные объемные предметы крепятся к стендам, подвешиваются на кронштейнах, ставятся на подставки в застекленных колпаках. Стенды должны быть объемными (и не громоздкими), дабы по мере необходимости возможно было легко их демонстрировать либо заменить экспонаты.
Одним из главных правил есть размещение предметов на площади либо пространстве экспозиционного пояса. Большие экспонаты, фотографии, картинки, схемы находятся выше (либо ниже) уровня глаз, а небольшие – на уровне глаз. В витринах большие вещи находятся в глубине, а небольшие (либо с небольшим шрифтом) – на переднем замысле. В музеях общепринятой нормой считается размещение 7-8 экспонатов на одном квадратном метре. Характерное рвение музеев образования поместить в экспозицию все имеющиеся материалы ведет к ее ослаблению и перенасыщению эмоционального действия. Необходимо не забывать, что множество предметов, документов, фотографий (время от времени размещенных в пара последовательностей) принижает значение каждого.
Стенды возможно обтягивать однотонной бумагой, серым полотном, закрашивать матовой краской. Масляная краска, эмаль, лак формирует блестящую поверхность, на которой появляются блики, что, злит зрение. Фон стенда, стенки, щита должен быть мягким, ненавязчивым, выдержан в спокойных тонах.