Практическое занятие №3
Тема: Психология детей с задержкой психологического развития (ЗПР).
задачи и Учебные цели: закрепить знания студентов об изюминках психофизиологического развития детей с ЗПР, об изюминках развития их познавательной и эмоционально-волевой сферы, личности и познавательной деятельности, главных направлениях психотерапевтического психологического коррекции и изучения детей с ЗПР
Главные понятия: задержка психологического развития, инфантилизм, гипер- и гипоопека, госпитализм, депривация, астения, ММД, СДВГ, церебрастенический синдром, нейропсихологическая диагностика, психотерапевтическая коррекция.
Главные вопросы занятия:
1. ЗПР как своеобразный вид дизонтогенеза. Обстоятельства происхождения.
2. Клинико-педагогическая классификация детей с ЗПР (по К.С.Лебединской). Черта главных форм ЗПР.
3. Особенности развития ВПФ детей с ЗПР. Внимание, его специфика. СДВГ как проявление минимальной мозговой дисфункции. Психотерапевтическая черта.
4. Неприятности нейропсихологической диагностики ЗПР. Дифференциальная диагностика.
5. Особенности формирования психотерапевтической готовности к обучению в школе при ЗПР.
6. Главные направления психотерапевтической коррекции детей с ЗПР.
Задания для независимой работы:
1. Составить словарь терминов по теме практического занятия.
2. Составить неспециализированную психолого-педагогическую чёрта детей с ЗПР.
Дать описание СДВГ (Психотерапевтическая сущность синдрома, возможности преодоления).
4. Совершить сравнительный анализ психологического развития детей с обычным психологическим развитием, с нарушениями интеллекта и ЗПР. Составить таблицу «Дифференциальная диагностика детей с ЗПР в сравнении с умственно отсталыми и нормально развивающимися сверстниками».
5. Обрисовать структуру обучающего опыта и его значение для ответа вопросов дифференциальной диагностики ЗПР.
Практическое занятие №4
Тема: Психология детей с нарушениями речи.
задачи и Учебные цели: закрепить знания студентов о теоретических базах логопсихологии, структуре речевого недостатка, об изюминках развития познавательной сферы детей с речевыми нарушениями.
Главные понятия: структура речевого недостатка, логопедия, логопсихология, клинико-педагогическая, психолого-педагогическая классификации; зрительные, слуховые, тактильные агнозии, стереогноз, астереогноз, апраксия, речевой праксис, самооценка, степень фиксированности детей на своем недостатке,
Главные вопросы занятия:
1. Логопсихология как наука. Теоретические базы.
2. Неспециализированная черта нарушений речи. Классификация нарушений речи (клинико-педагогическая и психолого-педагогическая).
3. Структура речевого недостатка. Влияние первичного речевого недоразвития на интеллектуальное развитие ребенка.
4. Особенности развития ВПФ, познавательной деятельности при разных нарушениях речи.
5. Особенности эмоционально-волевой сферы, личности, межличностных взаимоотношений при нарушениях речи. Психодиагностика и психокоррекция.
Задания для независимой работы:
1. Составить словарь терминов по теме семинарского занятия.
2. Составить таблицы-схемы:
— «Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений»;
— «Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений».
3. Составить библиографический указатель статей ж. «Дефектология», «Логопед», «Логопед в детском саду», «Школьный логопед» за 2000-2011 гг., посвященных проблемам психологического развития детей с нарушениями речи.
4. Подобрать психодиагностические методики для изучения познавательной, эмоционально-волевой личности и сфер лиц с расстройствами речевой деятельности.
5. Составить схему психолого-педагогической чёрта ребенка с нарушением речи.
Практическое занятие №5
Тема: Психология детей с нарушениями слуха.
задачи и Учебные цели: закрепить знания студентов об изюминках развития познавательной сферы, деятельности, личности детей с нарушениями слуха, их психолого-педагогического изучения и психокоррекции.
Главные понятия: сурдопсихология, сенсорный недостаток, сенсорная депривация, глухота, тугоухость, дактилология, жестовая обращение, мотивационная и интеллектуальная готовность, психодиагностическая процедура, психотерапевтическое сопровождение детей с нарушениями слуха.
Главные вопросы занятия:
1. Сурдопсихология как наука. Теоретические базы.
2. Обстоятельства нарушений слуховой функции. Клиническая классификация нарушений слуха.
3. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха. Своеобразие речевого слабослышащих детей и развития глухих.
4. Особенности развития познавательной деятельности и сферы лиц с нарушением слуха.
5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы при сенсорной депривации.
6. Психотерапевтическая готовность детей с нарушениями слуха к обучению в школе. содержание и Основные направления психотерапевтической коррекции и диагностики.
Задания для независимой работы:
1. Составить словарь терминов по теме практического занятия.
2. Составить конспект «Изюминки психологического развития глухих детей, имеющих другие первичные нарушения развития» (Особая психология /Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003. ? с. 183-194).
3. Сформулировать главные направления работы по формированию личности, совершенствованию межличностных взаимоотношений детей с нарушенным слухом.
4. Подготовить реферат на перспективы « интеграции и тему Проблемы лиц с нарушениями слуха» (возможно разглядеть на примере конкретной личности).
Практическое занятие №6
Тема: Психология детей с нарушениями зрения. Сложные (комбинированные) нарушения.
задачи и Учебные цели: закрепить знания студентов об изюминках психофизического развития детей с нарушениями зрения и со сложными недостатками, их психолого-педагогического изучения и психокоррекции.
Главные понятия: слепота, слабовидение, тифлопсихология, пространственная ориентировка, мобильность, осязание, перцептивные действия, азбука Брайля, сложный недостаток.
Главные вопросы занятия:
1.Тифлопсихология как наука. Теоретические базы.
2. Обстоятельства нарушений зрительной функции. Классификация нарушений зрения.
3. Особенности развития ВПФ, познавательной деятельности у детей с нарушениями зрения.
4. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы в условиях зрительной депривации.
5. Понятие о сложном (комбинированном) недостатке. Классификация, психолого-педагогическая черта лиц со сложным недостатком.
6. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями зрения и со сложными недостатками. Психокоррекция.
Литература для подготовки к занятию:
Задания для независимой работы:
1. Составить словарь терминов по теме практического занятия.
2. Составить конспект раздела «Дети с нарушениями зрения» из пособия В.И. Лубовского «Коррекционная педагогика с базами особой психологии»(М., 2003, С. 345-355).
3. Сформулировать советы для педагогов и родителей по профилактике нарушений зрения.
4. Подготовить реферат на перспективы « интеграции и тему Проблемы лиц с нарушениями зрения» (либо со сложными нарушениями, возможно разглядеть на примере конкретной личности).
5. Изучить тему: «Дети со сложным (комбинированным) недостатком» по следующему замыслу:
Понятие «сложный недостаток» в современной отечественной особой психологии. Сложный недостаток как аномалия развития сенсорных функций (зрения, слуха) в сочетании с интеллектуальными нарушениями, ДЦП.
Черта главных детских групп со сложным недостатком. Умственно отсталые глухие дети. Умственно отсталые слабослышащие дети. Умственно отсталые слепые дети. Умственно отсталые слабовидящие дети. Слепоглухонемые дети. Слепоглухие дети. Глухие слабовидящие дети. Умственно отсталые дети с нарушенной речью. Дети со множественными недостатками: умственно отсталые слепоглухие, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с нарушением зрения и органов слуха. Этиология сложного недостатка. Эндогенный, экзогенный фактор. Наследственно обусловленные обстоятельства. Поражения плода во внутриутробный период. Постнатальные менингиты, менингоэнцефалиты.
структура и Качественное своеобразие сложного недостатка. Изучение детей со сложным недостатком с целью их дифференциации от вторых групп аномалий, разработки структуры и определения дефекта соответствующих методик коррекционно-воспитательной работы. Клинико-психолого-педагогическое обследование детей со сложным недостатком, дифференциальная диагностика. особенности и Основные принципы коррекционного обучения детей со сложным недостатком. Компенсация, декомпенсация, частичная компенсация. Психокоррекция, реабилитация и адаптация детей со сложным недостатком. Современные проблемы классификации, обучения и диагностики детей со сложным недостатком в РФ.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение сложного (комбинированного) недостатка.
2. Назовите главные группы детей со сложными недостатком, выделенные в особой психологии.
3. В чем заключаются задачи комплексного клинико-психолого-педагогической изучения детей со сложным недостатком?
4. Поведайте о структуре и качественном своеобразии сложного недостатка.
5. Каковы принципы и основные пути коррекционного обучения детей со сложным недостатком?
6. Что такое «коррекция», «адаптации» и «компенсация» применительно к данной категории детей?
7. Приведите примеры полной компенсации слепоглухонемых детей с обычным интеллектом?
8. В чем состоят воспитания детей и проблемы обучения со сложной структурой недостатка в отечественной коррекционной педагогике и специальной психологии?
Практическое занятие №7
Тема: Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
задачи и Учебные цели: закрепить знания студентов об изюминках психофизического развития детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Главные понятия: опорно-двигательный аппарат (ОДА), нарушения функций ОДА, детский церебральный паралич (ДЦП), парез, паралич, непроизвольные, произвольные перемещения, речевая моторика, патологические рефлексы, гемиплегия, спастическая диплегия, тетраплегия, гиперкинез, атонически-астатические расстройства.
Главные вопросы занятия:
1. задачи и Предмет психологии детей с нарушениями функций ОДА. Исторический экскурс.
2. Этиология нарушений функций опорно-двигательного аппарата. Клиническая и психолого-педагогическая черта группы детей с нарушениями функций ОДА.
3. Понятие о ДЦП. Этиология, структура недостатка при ДЦП, классификация форм ДЦП.
4. Черта психологического развития детей с ДЦП.
5. коррекция и Психологическая диагностика при нарушениях функций ОДА.
Задания для независимой работы:
1. Составить словарь терминов по теме практического занятия.
2. Составить таблицу-схему «Структура двигательных и психологических нарушений при ДЦП».
3. Изучить тему занятия по следующему замыслу:
Этиология нарушений опорно-двигательного аппарата. Понятие «детский церебральный паралич» (ДЦП) и его обстоятельства. Врожденные: органические поражения мозга благодаря внутренних зараз, интоксикации, несовместимость ребёнка и крови матери по групповой принадлежности либо резус факторы, травмы на протяжении беременности, генетические факторы. Купленные: акушерский травматизм, асфиксии, внутричерепные кровоизлияния, менингоэнцефалиты, менингиты.
Нарушения опорно-двигательного аппарата благодаря полиомиелита, врожденных и купленных деформациях конечностей с ограничением либо отсутствием перемещений в суставах и др.
Структура недостатка при нарушении опорно-двигательного аппарата детей. Двигательные, интеллектуальные, речевые и эмоциональные нарушения.
Двигательные нарушения как ведущие в клинике ДЦП. Параличи, гиперкинезы (непроизвольные насильственные перемещения), расстройства координации перемещений, нарушения мышечного тонуса, нарушения ощущения перемещений тела, пространственного гнозиса.
Речевые нарушения при ДЦП. Задержка речевого развития, дизартрия, алалия. Эмоциональные нарушения. Повышенная возбудимость, страхи. Интеллектуальные нарушения (различные степени умственной отсталости).
Главные направления коррекционной работы по формированию двигательных функций. Комплексное медикаментозное, физиотерапевтическое, ортопедическое лечение. Массаж, ЛФК. Логопедическая работа по формированию всех сторон речевой деятельности, умственному формированию детей. Психокоррекционная работа. Обучение детей с нарушениями двигательной сферы в особых специальном типе и дошкольных учреждениях школ – школах-интернатах для детей с последствиями церебральных параличей и полиомиелита.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите главные обстоятельства нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.
2. Пользуясь учебными пособиями и словарями уточните значение терминов «детский церебральный паралич», «полиомиелит», «парезы», «гиперкинезы», «дизартрия», «алалия».
3. Какова структура недостатка при нарушении опорно-двигательного аппарата?
4. Перечислите главные речевые недостатки, каковые наблюдаются у детей с нарушениями двигательной сферы.
5. В чем состоят изюминке воспитания и обучения указанной категории детей с ограниченными возможностями?
6. Назовите типы особых образовательных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в РФ.
7. Составить таблицу-содержание «и схему Задачи психокоррекционной помощи детям с тяжелыми нарушениями функций ОДА».
Практическое занятие №8
Тема: Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы: РДА.
задачи и Учебные цели: закрепить знания студентов об изюминках детей с искривленным психологическим развитием.
Главные понятия: эмоционально-волевая сфера, синдром раннего детского аутизма, синдром Каннера, синдром Аспергера, шизофрения, стереотипность в поведении, мутизм, агрессия, фобии, страхи.
Главные вопросы занятия:
1. Расстройства эмоционально-волевой сферы в детском возрасте, патологические и непатологические нарушения эмоционально-волевой сферы, неприятность классификации.
2. Психология детей с синдромом РДА. Исторический нюанс.
3. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как своеобразное нарушение развития: этиология, патогенез, структура недостатка.
4. Психотерапевтическая сущность РДА. характеристика и Классификация детских групп с РДА по К. С. Лебединской.
5. Особенности развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, личности и деятельности детей с РДА.
6. РДА в структуре сложного (комбинированного) нарушения в развитии.
7. коррекция и Психологическая диагностика при РДА. Неприятности дифференциальной диагностики РДА от умственной отсталости, глухоты, речевого недоразвития, шизофрении.
Задания для независимой работы:
1. Составить словарь терминов по теме практического занятия.
2. Составить неспециализированную чёрта детей с РДА.
3. Подготовить доклад на одну из предложенных тем и выступить с ним на занятии:
— «Страхи в структуре нарушений при РДА»;
— «Ранняя диагностика детского аутизма»;
— «Холдинг-терапия в коррекции РДА»;
— «содержание и Организация психокоррекционной работы с детьми, имеющими РДА, и их родителями».
Практическое занятие №9
Тема: Дисгармонический вид психологического дизонтогенеза.
задачи и Учебные цели: закрепить знания студентов об изюминках психологического и социального развития детей с психопатиями.
Главные понятия: психопатия, темперамент, личность, акцентуации характера, дисгармония развития, конституциональные психопатии (шизоидные, истероидные, циклоидные, психастенические, эпилептоидные), органические, смешанные.
Главные вопросы занятия:
1. Психология детей с дисгармоническим психологическим развитием. Исторический экскурс.
2. Этиология психопатий, их классификации (по Г. Е. Сухаревой), клинико-психологическая черта.
3. Акцентуации характера. Типология патологических характеров.
4. Нарушения психологического и социального развития детей с психопатиями.
5. коррекция и Психологическая диагностика дисгармонического вида дизонтогенеза.
Задания для независимой работы:
1. Составить словарь терминов по теме занятия.
2. Законспектировать из книги И. И. Мамайчук «Психокоррекционные разработки для детей с проблемами в развитии». ? СПб., 2003.– с.274-287.
3. Охарактеризовать главные подходы к психотерапевтической коррекции дисгармонического развития в детском возрасте.
4. Подготовить реферат на одну из тем:
— Акцентуации характера.
— преодоление и Профилактика девиаций поведения у детей с психопатиями.
Практическое занятие №10
Тема: Нарушения поведения в детском возрасте как психолого-педагогическая и социальная неприятность.
задачи и Учебные цели: закрепить знания студентов об изюминках психологического развития детей с нарушениями поведения.
Главные понятия: девиантное поведение, десоциализированное поведение, агрессивное поведение; делинквентное поведение; зависимое поведение; суицидальное поведение; непатологические формы нарушения поведения (социальная дезориентация, негативное самопредъявление, домашняя изоляция, хроническая неуспешность, уход от деятельности, вербализм), дети с реактивными и конфликтными переживаниями, синдром посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) в детском возрасте.
Главные вопросы занятия:
1. Психология девиантного поведения: подходы и основные понятия.
2. Непатологические формы нарушения поведения ((социальная дезориентация, негативное самопредъявление, домашняя изоляция, хроническая неуспешность, уход от деятельности, вербализм).
3. Дети с реактивными и конфликтными переживаниями. Синдром посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) в детском возрасте.
4. Реактивные психозы. Острые психогенные реакции у детей и подростков.
5. коррекция и Психологическая диагностика непатологических форм нарушений поведения.
Задания для независимой работы:
1. Составить словарь терминов по теме занятия.
2. Законспектировать из книги Особая дошкольная педагогика /Под ред. Е.А.Стребелевой. ? М., 2001. — с. 256-278.
3. Подготовить реферат на одну из тем:
— Агрессивное поведение;
— Делинквентное поведение;
— Зависимое поведение;
— Суицидальное поведение;
— Психогенные реактивные состояния и психические расстройства
Лабораторное занятие№5
Тема: Главные направления помощи психолога детям с нарушениями в развитии.
задачи и Учебные цели: закрепить знания студентов об главных направлениях помощи психолога детям с нарушениями в развитии.
Главные понятия: помощь психолога, психотерапевтическое консультирование, психотерапевтическая коррекция, психотерапевтическое сопровождение, психотерапевтическая помощь, психолого-педагогическая помощь.
Главные вопросы занятия:
1. Структура помощи психолога детям с нарушениями в развитии.
2. Психотерапевтическое его задачи и консультирование.
3. Психотерапевтическая коррекция в совокупности помощи психолога.
4. психологическая поддержка и Психологическое сопровождение в совокупности психолого-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии.
Задания для независимой работы:
1. Составить словарь терминов по теме занятия.
2. Законспектировать из книги И. И. Мамайчук «помощь психолога детям с проблемами в развитии». ? СПб., 2001.– с. 17-34.
3. Составить таблицу-схему «Структура помощи психолога детям с нарушениями развития».
4. Перечислить опытные качества, которыми обязан владеть психолог, трудящийся с детьми, имеющими неприятности в развитии, и охарактеризовать их.
6. Список учебно-методического обеспечения для независимой работы обучающихся по дисциплине
В рамках СРС допустимо исполнение следующих направлений работы:
- написание реферата по теме (в соответствии с предложенными темами),
- составление логических схем по темам,
- составление таблиц в соответствии с содержанием тем,
- проведение патопсихологического изучения психологических личности и процессов с целью грамотного предъявления методик, применяемых в клинике, умение покинуть заключение, грамотно проинтерпретировать полученные эти (минимум – 7 методик для изучения нарушений психологических написания и процессов психотерапевтических заключений),
- психотерапевтический анализ с позиций особой психологии (персонажей в художественных произведениях: литературе, мифах, кинофильмах и т.д.) и последующее написание произведения, эссе. Нужно выделить психологические отклонения, охарактеризовать, грамотно аргументировать собственные умозаключения на базе теоретических баз особой психологии.
- конспектирование предложенных источников психолого-педагогической и социологической литературы,
В течение семестра выполняются личные задания. Студенты, не выполнившие полностью эти задания, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена, как не выполнившие график учебного процесса.
Таблица 3.
Содержание заданий, выносимых на СРС
Тема | Содержание заданий, выносимых на СРС | Кол-во часов, отвод. на вып-е заданий | Учебно- методическое обеспечение | Баллы |
Введение в особую психологию. Понятие «отклоняющееся развитие» в современной особой психологии | Подготовить реферат (либо презентацию): Составить логические блок-схемы. Составить тематический словарь. Готовиться к контрольной работе по изучаемой теме. | Базы особой психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Л.В. Кузнецова, Л.И.; М.:, 2002. | ||
Психология детей с нарушениями интеллекта | Подготовить реферат (либо презентацию). Изучить психологические процессы у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Составить тематический словарь. Готовиться к контрольной работе по изучаемой теме. | Трошин О. В., Жулина Е. В. Логопсихология: Учебное пособие. ? М.: ТЦ Сфера, 2005. | ||
Психология детей с задержкой психологического развития (ЗПР) | Подготовить реферат (либо презентацию): Составить тематический словарь. Готовиться к практическому занятию по изучаемой теме (составить опорные конспекты ответов на вопросы по теме занятия). | Особая психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.И. Лубовский, Т.В. | ||
Психология детей с нарушениями слуха | Подготовить реферат (либо презентацию): Изучить психолого-педагогическую чёрта детей с нарушениями слуха. Составить тематический словарь. Готовиться к практическому занятию по изучаемой теме (составить опорные конспекты ответов на вопросы по теме занятия). | Усанова О.Н. Особая психология. – СПб.: Питер, 2006. | ||
Психология детей с нарушениями зрения | Составить тематический словарь. Готовиться к контрольной работе по изучаемой теме. Готовиться к практическому занятию по изучаемой теме (составить опорные конспекты ответов на вопросы по теме занятия). | Шаповал И.А. Особая психология: Учебное пособие. ? М.: ТЦ Сфера, 2005. | ||
Психология детей с нарушениями речи | Подготовить реферат (либо презентацию): Составить тематический словарь. Готовиться к контрольной работе по изучаемой теме. Готовиться к практическому занятию по изучаемой теме (составить опорные конспекты ответов на вопросы по теме занятия). | Шипилова Е.В. Базы логопсихологии. ? Ростов-на Дону: Феникс, 2007. | ||
Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата | Подготовить реферат (либо презентацию): Изучить психолого-педагогическую чёрта детей с нарушениями ОДА. | Особая психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.И. Лубовский, Т.В. | ||
Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы: РДА. | Подготовить реферат (либо презентацию): Изучить психолого-педагогическую чёрта детей с РДА. Составить тематический словарь. Готовиться к контрольной работе по изучаемой теме. Готовиться к практическому занятию по изучаемой теме (составить опорные конспекты | Особая психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.И. Лубовский, Т.В. | ||
Дисгармонический вид психологического дизонтогенеза | Подготовить реферат (либо презентацию): Изучить психолого-педагогическую чёрта детей с психопатиями. Составить тематический словарь. Готовиться к контрольной работе по изучаемой теме. Готовиться к практическому занятию по изучаемой теме (составить опорные конспекты | Особая психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.И. Лубовский, Т. | ||
Нарушения поведения в детском возрасте как психолого-педагогическая и социальная неприятность. | Подготовить реферат (либо презентацию): Готовиться к контрольной работе по изучаемой теме. Готовиться к практическому занятию по изучаемой теме (составить опорные конспекты | Особая психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.И. Лубовский, Т. |
Примерная тематика рефератов
и курсовых работ по дисциплине «Особая психология»
1. Психотерапевтические изюминки детей с нарушениями зрения.
2. Особенности развития мыслительных процессов у детей с нарушениями зрения.
3. Развитие осязания и небольшой моторики у незрячих младших школьников.
4. Особенности памяти у детей с нарушениями зрения.
5. Развитие воображения у детей с нарушениями зрения.
6. Особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения.
7. Особенности развития личности у детей с нарушениями зрения.
8. Особенности развития психологических процессов у детей с нарушениями интеллекта.
9. Дети с синдромом Дауна: перспективы и проблемы их развития.
10. Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта.
11. Особенности коммуникации у детей с синдромом Дауна.
12. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с нарушением интеллекта.
13. Особенности развития воли у детей с нарушением интеллекта.
14. Особенности развития воли у детей с нарушением зрения.
15. Развитие конструктивной деятельности у детей с нарушением зрения.
16. Особенности памяти у детей с ЗПР.
17. Особенности развития сенсомоторики у детей с ДЦП.
18. Развитие сенсорики у детей с нарушением зрения.
19. Особенности внимания у детей с нарушениями речи.
20. Особенности развития психологических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи.
21. Неспециализированные и своеобразные закономерности психологического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
22. Современное состояние особой психологии в РФ.
23. Особенности психологического развития детей с нарушением зрения.
24. Псиологические особенности детей с нарушением слуха.
25. Дети с ДЦП, особенности их познавательной деятельности.
26. Дети с РДА. Особенности психологического развития детей с РДА.
27. Дети с ЗПР. Изучения психики детей с ЗПР.
28. Интеграция детей с отклонениями в развитии: перспективы и проблемы.
29. История изучения психики детей с нарушениями зрения.
30. Особенности психологического развития детей с нарушением интеллекта.
31. Развитие речи детей с нарушением интеллекта.
32. Психологические изюминки детей с ОДА.
7. Фонд оценочных средств с целью проведения текущего промежуточной аттестации и контроля обучающихся по дисциплине
7.1 Список компетенций с указанием этапов их формирования в ходе освоения образовательной программы
Таблица 4.
Список компетенций с указанием места их формирования в курсе
Разделы курса, темы занятий | Количество часов | Компетенции | Общее число компетенций | |||
ПК4 | ПК-5 | ПК-9 | ||||
Особая психология как наука. Теоретические базы. | + | + | ||||
Психология детей с нарушением интеллекта. | + | + | ||||
Психология детей с задержкой психологического развития. | + | + | ||||
Психология детей с нарушениями речи. | + | + | ||||
Психология детей с нарушениями слуха. | + | + | ||||
Психология детей с нарушениями зрения. Сложные нарушения развития | + | + | ||||
Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА). | + | + | ||||
Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы: РДА | + | + | ||||
Дисгармонический вид психологического дизонтогенеза. | + |