Типы государственных учреждений для умственно отсталых детей 31 глава

В качестве фактора, мешающего интеграции, специали-
сты именуют низкий культурный и образовательный статус ро-
дителей. В соответствии с статистике, в РФ соотноше-
ние своих родителей, стремящихся к интеграции, и тех, кто ее не при-
нимает, выражается отношением 1 : 4. Такая низкая готовность к
интеграции со стороны своих родителей детей, имеющих ограниченные
возможности, разъясняется еще и нежеланием принимать на себя
ответственность за возможности развития собственного ребенка
(М.С.Артемьева, А.А.Дмитриев, А.Н.Коноплева, Л.Е.Шевчук).

Среди преподавателей-дефектологов кроме этого имеются кое-какие со-
мнения относительно целесообразности и результативности ин-
тегрированного образования в масштабах страны. Через чур вели-
ки упрочнения, положенные в развитие ребенка с ограниченными воз-
можностями жизнедеятельности; часто эксперт оказы-
вается один на один с проблемами ребенка, и очень мала
помощь его усилий со стороны социума. Исходя из этого и существуют
опасения, что с интеграцией связаны вероятное выпадение ре-
бенка из совокупности особого образования и понижение резуль-
тативности коррекционно-педагогической работы.

Так, отношение к интегрированному обучению до
настоящего времени как со стороны своих родителей, так и со стороны
экспертов неоднозначно.

История особой педагогики показывает (см. т. 1 настоя-
щего издания), что различные государства приходят к интеграции собственными
отличающимися от вторых дорогами, часто с громадными тяжело-
стями и бессчётными дебатами о ее целесообразности и ме-
ханизмах реализации. Отечественной стране кроме этого предстоит пройти данный
путь. Наряду с этим кроме того сейчас зарубежные эксперты в области
интеграции отмечают, что свобода выбора для каждого в демо-

кратическом обществе предполагает, что определенная часть об-
щества ни при каких обстоятельствах не примет идей интеграции.

Нормы международного гуманитарного права, отраженные в
таких документах, как «Декларация о правах умственно отсталых
лиц» (1971), «Декларация о правах калек» (1975), Конвенция
ООН «О правах ребенка» (1975), гарантируют каждому ребенку, в
том числе имеющему ограничение интеллектуальных допустимо-
стей, право выбрать образовательное учреждение и взять об-
разование в соответствии с созданными национальными
образовательными программами для обучающихся с отклонения-
ми в развитии, право на обучение по личным учебным
замыслам с учетом его способностей и возможностей.

В РФ законодательные мероприятия начались с ратифика-
ции в 1991 г. указанных международных нормативных документов.
В продолжение законодательных мероприятий был принят Закон
РФ «Об образовании» (1992) и внесены поправки к нему (1996,
2002, 2004). В соответствии с этому закону — статьи 1 (п. 2), 5 (п. 1, 3, 5,
6), 7 (п. 2), 12 (п. 1, 5), 14 (п. 2, 4, 5), 15 (п. 1, 3, 4, 8), 17 (п. 1, 2),
20 (п. 1), 32 (п. 1, 2), 33 (п. 9), 41 (п. 2), 50 (п. 4, 10), 51 (п. 2, 4), 52
(п. 2, 4) — у детей и родителей с проблемами в развитии появи-
лась возможность выбора форм обучения (особая коррекци-
онная школа, интернатное учреждение, обучение на дому, обще-
образовательная школа).

Ответственным социально-правовым шагом для реализации идеи ин-
тегрированного обучения возможно признать созданную россий-
скими учеными «Концепцию интегрированного обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья (со особыми об-
разовательными потребностями)» (2001). В ней говорится о том,
что нужно взвешенное сочетание профессионального воздействия и
принципов интеграции в намерено организованных
условиях, тем самым подчеркивается важность существующей
совокупности дифференцированного обучения, и предстоящего
совершенствования совокупностей массового и особого образова-
ния.

В образовательной совокупности нашей страны существуют три мо-
дели интеграции: вынужденная (В.И.Лубовский), интернальная
и экстернальная (Л.М.Шипицына).

При вынужденной, либо спонтанной, интеграции дети с огра-
ниченными возможностями жизнедеятельности обучаются в сре-
де нормально развивающихся сверстников без четких, рекомен-
дованных экспертами показаний, не приобретая наряду с этим специ-
ализированной психолого-педагогической помощи.

Интернальная интеграция предполагает объединение в самой
совокупности особого образования детей с различными психофизи-
ческими нарушениями, при котором совместное обучение и вос-
питание допустимо и благоприятно. При интернальной интегра-

ции такое обучение допустимо для детей и слабослышащих детей
с тяжелыми нарушениями речи, для детей с ДЦП и со стойкими
образовательными затруднениями и др. Интернальная интеграция
распространена в основном за границей.

Экстерналъная интеграция — это итог сотрудничества
совокупности особого и неспециализированного образования. Эта модель интегра-
ции была апробирована в РФ при совместном обучении детей
с обычным психофизическим развитием и с задержкой пси-
хического развития, и при обучении в одном классе обыч-
ных детей и их слабовидящих, либо слабослышащих, либо глухих
сверстников.

Определение моделей интеграции разрешило выделить фор-
мы интегрированного обучения детей с отклонения-
ми в развитии. Интегрированное обучение возможно (Э.И.Леон-
гард, Н.Н.Малофеев, Н.М.Назарова, Л.И.Тигранова, Л.М.Ши-
пицына, Н.Д. Шматко):

комбинированным, в то время, когда ученик с отклонениями в развитии
способен обучаться в классе нормально развивающихся детей,
приобретая наряду с этим систематическую помощь со стороны преподавателя-
дефектолога, логопеда, психолога;

частичным, в то время, когда обучающиеся с отклонениями в развитии не
способны на равных условиях со здоровыми сверстниками овла-
девать образовательной программой; в этом случае часть дня они
выполняют в особых классах, а часть — в простых;

временным, в то время, когда дети, обучающиеся в особых клас-
сах, и обучающиеся простых классов объединяются не реже двух
раз в тридцать дней с целью проведения совместных праздничных дней, прогулок,
соревнований, отдельных мероприятий воспитательного харак-
тера;

полным, в то время, когда 1 — 2 ребенка с отклонениями в развитии влива-
ются в простые группы детского сада либо классы школы (дети с
ринолалией, дети слабовидящие либо дети с кохлеарным имплан-
тантом); по уровню собственного психофизического, речевого развития
они соответствуют возрастной норме и психологически готовы к
совместному обучению; коррекционную помощь они приобретают по
месту обучения, либо ее оказывают им родители под контролем
экспертов.

Отечественная концепция интегрированного обучения сооружает-
ся на трех фундаментальных правилах: ранней диагностике и коррек-
ции; необходимой коррекционной помощи каждому ребенку,
интегрированному в общеобразовательное пространство; обосно-
ванном отборе детей для интегрированного обучения.

При таком подходе интеграция не противопоставляется сис-
теме особого образования, а выступает как одна из альтер-
нативных форм в общегосударственной совокупности образова-
ния.

9.2. Организация интегрированного обучения детей
с нарушениями развития в раннем и дошкольном

возрасте

В российской образовательной совокупности сейчас утвер-
дился организационно-денежный принцип обеспечения ее дея-
тельности. Наряду с этим перемещение денежных средств и предостав-
ление образовательных одолжений осуществляются за поступив-
шим в учреждение ребенком, а не распределяются по детским
садам в соответствии с их штатному расписанию либо видовому своеобра-
зию. Следовательно, где бы ни воспитывался и обучался ребенок
с изюминками психофизического развития — в учреждениях
любых видов и типов, — он обязан приобретать особую комп-
лексную психолого-медико-педагогическую помощь, а совокупность об-
разования обязана позаботиться о создании для него условий вос-
обучения и питания, адекватных его особенным образовательным
потребностям.

В соответствии с сейчас действующим законодательством право
выбора образовательного учреждения остается за родителями ре-
бенка. Если они приходят к соответствующему ответу, то ребе-
нок с ограниченными возможностями возможно принят в дет-
ский сад неспециализированного назначения по месту жительства (при отсутствии
медицинских противопоказаний к его нахождению в детском кол-
лективе). Это относится только так называемых массовых дошколь-
ных учреждений. Наряду с этим родители должны быть предотвращены
о том, что это — вариант вынужденной (спонтанной) интегра-
ции, и при отсутствии в учреждении квалифицированных педаго-
гов-дефектологов такое положение может ухудшить состояние
ребенка. Помимо этого, в массовом детском саду весьма редко удается
создать особые условия для обучения и воспитания детей с
умственной недостаточностью. Отсутствие в общеобразовательном
дошкольном учреждении экспертов, сопровождающих детей,
включенных в группу сверстников, затрудняет и оказание мето-
дической помощи самим педагогам, трудящимся в этих группах.

В случае, если же родители желают, дабы их ребенок с проблемами в
развитии посещал дошкольное учреждение компенсирующего,
комбинированного либо интегрированного вида, то для этого не-
обходимы заключение ПМПК района, округа, города и письмен-
ное заявление своих родителей о приеме ребенка в детский сад.

самые адекватными условиями для интегрированного обу-
чения располагают комбинированные образовательные учрежде-
ния, т.е. те, в которых имеются как простые, так и особые
дошкольные группы. Последние создаются для детей с нарушени-
ями развития, с ЗПР, в особенности в случае, если поблизости нет детских са-
дов для детей отдельных категорий.

Смешанные группы в детсадах комбинирован-
ного вида смогут быть открыты на основании рекомендаций Ми-
нистерства образования РФ (№ 03-51-5ин/23-03 от 15.01.2002 г.).
В таких группах в один момент воспитываются и обучаются нор-
мально развивающиеся дети (две трети воспитанников) и дети с
определенным отклонением в развитии (не более одной трети).
Наряду с этим неспециализированная наполняемость группы уменьшается до 12 —15
человек, а педагогом смешанной группы непременно назначается
преподаватель-дефектолог.

Принципиальной позицией отечественных ученых и практи-
ков есть положение о том, что в таковой группе смогут обучаться
и воспитываться в один момент с нормально развивающимися
малышами дети лишь одной нозологической категории.

В смешанных группах целенаправленно создаются допустимо-
сти для ранней интеграции детей с нарушениями в развитии, а
кроме этого для особой педагогической помощи дошкольни-
ков, не имеющих отклонений в развитии, но испытывающих зна-
чительные трудности в обучении в силу иных обстоятельств.

Разглядим подробнее организацию работы смешанных групп.
Дабы осуществлять деятельность таковой группы, учреждение долж-
но решить определенные своеобразные задачи:

— создать условия для содержательного, многоаспектного об-
щения детей;

— проводить комплексную коррекционно-педагогическую, ме-
дико-психотерапевтическую и социальную работу с детьми, имеющи-
ми отклонения в развитии;

— оказывать нужную коррекционно-педагогическую под-
держку воспитанникам, не имеющим выраженных первичных от-
клонений в развитии, но отстающих от возрастной нормы;

— систематично обучать своих родителей педагогическим разработкам
сотрудничества и стимулирующего сотрудничества со своим ре-
бенком, и методам и приёмам его воспитания и обуче-
ния, оказания ему психотерапевтической помощи в домашних усло-
виях.

воспитание и Обучение в смешанной группе ведется в соответ-
ствии с программой дошкольного образовательного учреждения
и особыми (коррекционными) программами с учетом воз-
раста детей, структуры нарушения, уровня психофизического раз-
вития и т.п. Наряду с этим педагогический коллектив независим в
выборе программ из комплекса вариативных общеразвивающих и
коррекционных разработок. Для каждого воспитанника группы со-
ставляется личная программа развития.

Опыт продемонстрировал, что оптимальными формами работы смешан-
ной группы являются фронтальные и подгрупповые занятия с
воспитанниками, и занятия малыми подгруппами (по 2 — 3
ребенка) и личные занятия со экспертами.

В первой половине дня педагог-дефектолог проводит занятия с
детьми, имеющими отклонения в развитии (так же как и в специ-
альных группах), а воспитатель — с нормально развивающимися
сверстниками. Во второй половине воспитатель занимается со всеми
воспитанниками смешанной группы. В соответствии с этим со-
ставляется и расписание. На фронтальных и личных кор-
рекционных занятиях преподаватель-дефектолог обращает особенное вни-
мание на подготовку детей, имеющих отклонения в развитии, к
участию в занятиях, проходящих вечером совмес-
тно с нормально развивающимися детьми.

Для организации работы смешанной группы в штат ДОУ со-
гласно рекомендациям Министерства образования РФ вводится
должность (одна ставка) преподавателя-дефектолога. Эта ставка преду-
сматривает работу с одной детской группой; в случае, если в учреждении функ-
ционируют две-три группы, то вводятся две-три ставки преподавателя-
дефектолога. Помимо этого, в штатном расписании имеются долж-
ности педагога-психолога и учителя-логопеда.

К работе с воспитанниками смешанной группы привлекаются
кроме этого музыкальный начальник, инструктор по физической
культуре, по ЛФК, педагоги дополнительного образования, и
нужный медицинский и персонал (напри-
мер, медицинская сестра).

В начале учебного года дети с отклонениями в развитии при-
ступают к физкультурным и музыкальным занятиям в индивиду-
альном режиме; понемногу они вводятся в коллектив сверстни-
ков. При первой же возможности эти занятия начинают прово-
диться совместно для всех детей группы. В случае, если в группе имеется
воспитанник с выраженным нарушением умственного развития
либо со сложной структурой нарушения, то до конца обучения он
обеспечивается личными занятиями с инструктором по
физическому воспитанию и музыкальным начальником.

Предельное число времени отводится на коррекци-
онно-развивающие занятия педагога-дефектолога и специаль-
ного психолога как в подгрупповом, так и в личном
формате.

В зависимости от сложности и степени выраженности структу-
ры нарушения, от продвижения ребенка в ходе желания и
обучения своих родителей обучение в смешанной группе может продол-
жаться один-два года либо до поступления в школу. Обширный
опыт говорит о том, что дети с отклонениями в развитии остаются в
смешанной группе в течение всего дошкольного периода. Только
отдельных из них, испытывающих особенные трудности в овладении
программой, приходится переводить в особые группы либо в
особое учреждение.

При необходимости воспитанников смешанной группы, име-
ющих отклонения в развитии, в конце учебного года направляют

в ПМПК, чтобы получить рекомендации экспертов о даль-
нейших формах обучения ребенка.

Функционирование в детском саду смешанных групп разрешив-
ет снабжать раннюю интеграцию детей с отклонениями в раз-
витии, сохраняя за ними всю полноту нужной коррекцион-
ной помощи.

В детсадах отлично себя зарекомендовавшей
формой оказания психолого-педагогической помощи детям до-
школьного возраста стали группы краткосрочного нахождения.
Эти группы разрешают включать ребенка с отклонениями в раз-
витии, что не имеет возможности посещать образовательное учреждение,
в работу в полном режиме всех видов его деятельности с допустимо-
стью оказания ему специальной помощи.

Группы краткосрочного нахождения целесообразно откры-
вать в следующих видах учреждений:

— дошкольных учреждениях компенсирующего вида для оказа-
ния специальной консультативной и развивающей помо-
щи детям с отклонением в развитии, посещающим массовые дет-
ские сады либо воспитывающимся дома;

— дошкольных учреждениях комбинированного вида при орга-
низации смешанных групп, в которых в один момент воспитыва-
ются и обучаются нормально развивающиеся дети (две трети) и
дети с каким-либо одним отклонением в развитии (не более од-
ной трети группы);

— учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагоги-
ческой и медико-социальной помощи (ПМС-центрах), где кроме этого
смогут быть открыты группы интегрированного обучения и разви-
тия.

В различных регионах нашей страны (быть может, в связи с нехват-
кой ДОУ) апробирован вариант открытия групп кратковремен-
ного нахождения для нормально развивающихся детей и их свер-
стников с отклонениями в развитии в массовых учреждениях при
наличии в них педагога-дефектолога, трудящегося на условиях
полной занятости. В случае, если такое общеобразовательное учреждение
посещают не меньше 6—10 детей с определенным отклонением в
развитии, то в нем имеются возможности обеспечить необходи-
мые для воспитания условия и воспитанников обучения, включая
занятия со экспертами и консультирование участников семьи.

В Москве утверждено «Положение о группах развития (крат-
ковременного нахождения) для детей, не посещающих дошколь-
ные образовательные учреждения» (приказ № 22 Столичного
комитета образования от 21.01.1999). Советы к данному
документу по организации деятельности таких групп были разра-
ботаны Управлением неспециализированного и дополнительного образования МКО
и центром «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца. В настоящее
время функционируют следующие виды групп краткосрочного

нахождения: адаптационная несколько; «Будущий первоклассник»;
несколько для детей, родным языком которых не есть русский;
несколько для детей с отклонениями в развитии; «Особенный ребенок»;
«Играясь, обучаюсь»; группы вечернего нахождения; группы вы-
ходного и праздника1, имеются и другие варианты.

Группы краткосрочного нахождения создаются для оказа-
ния систематической медико-психолого-педагогической помощи
детям с отклонениями в развитии, не обучающимся в специаль-
ных (коррекционных) образовательных дошкольных учреждени-
ях: неслышащим, слабослышащим и позднооглохшим, незрячим,
слабовидящим и поздноослепшим, детям с тяжелыми нарушени-
ями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с за-
держкой психологического развития, умственно отсталым и со слож-
ной структурой недостатка. Для открытия таких групп в ДОУ необхо-
димо иметь соответствующее штатное расписание, составить ре-
распорядок и жим жизнедеятельности детей, подобрать либо раз-
трудиться образовательную программу.

Такая форма организации образовательных одолжений разрешает
приблизить коррекционную помощь к месту жительства ребенка,
охватить ею как возможно большее число детей с отклонениями в
развитии. В группах оказывается и своевременная психолого-педа-
гогическая помощь семьи, ведется обучение ее участников навы-
кам стимулирующего общения с ребенком.

Главными задачами работы групп краткосрочного пребы-
вания являются:

— проведение коррекционной работы с детьми;

— обучение своих родителей педагогическим разработкам сотрудни-
чества со своим ребенком, методам и приёмам его обучения и
воспитания в условиях семьи;

— оказание родителям, а при необходимости и детям, психоте-
рапевтической помощи.

В группах краткосрочного нахождения с детьми, имеющими
отклонения в развитии, проводятся занятия и индивидуальные
занятия в малых подгруппах (2 — 3 ребенка), на которых обяза-
тельно должны находиться родители либо члены семьи, их за-
меняющие.

Опыт говорит о том, что группы краткосрочного нахождения
смогут раскрываться при разных образовательных учреждениях —
ДОУ компенсирующего и комбинированного вида; национален-
ных образовательных учреждениях (ГОУ) детский сад — началь-
ная школа I—VIII видов, детский сад — особая (коррекци-
онная) школа I—VIII видов; при разных психолого-педагоги-

ческих, социальных и реабилитационных центрах.

_________

См.: Аверина И.Е. Группы краткосрочного нахождения: содержание и
организация работы. — М., 2004.

В зависимости от детей и потребностей родителей, нуждаю-
щихся в данной форме коррекционной работы, в учреждении
возможно открыта одна либо пара групп краткосрочного
нахождения. Наряду с этим возможно создать новую дополнительную груп-
пу, а возможно преобразовать в группу краткосрочного пребыва-
ния одну из групп компенсирующего обучения.

Для группы краткосрочного нахождения нужно выде-
лить маленькую помещение, лучше с отдельным входом. Это поме-
щение, конечно, должно отвечать санитарно-гигиеническим
и педагогическим требованиям, и правилам пожарной без-
опасности. Такую помещение (площадью не меньше 25 кв. м.) направляться
оборудовать и оформить как игровую с учетом того, что в ней
будут заниматься дети различного возраста.

воспитание и Обучение детей в группах краткосрочного пре-
бывания целесообразно осуществлять, руководствуясь рекомен-
дациями национальных программ и одобренных Министерством
науки и образования РФ методических и учебных пособий. также
, в работе смогут обширно употребляться и разнообразные кор-
рекционные программы для детей с отклонениями в развитии с
учетом их возраста, уровня и структуры дефекта психофизическо-
го и речевого развития. Наряду с этим нужно кроме этого учитывать возмож-
ности семьи и ее местожительство.

Принципиально важно, дабы несколько была оснащена нужным инвента-
рем, игровыми модулями, игрушками, пособиями и оборудова-
нием равно как и другие группы компенсирующего обучения.

Работа группы организуется так, дабы это было
комфортно родителям, исходя из этого она может трудиться как в утренние
часы, так и в вечернее время, а также в выходные Дни.

В соответствии с рекомендациями науки и
Министерства образования РФ на группы краткосрочного нахождения распрост-
раняется статус групп особого (коррекционного) образова-
тельного дошкольного учреждения. Контингент детей, посещаю-
щих группы краткосрочного нахождения, включается в дремли-
сочный состав ДОУ.

Эти группы комплектуются равно как и группы компенсиру-
ющего обучения. Направление в них осуществляется ПМПК.

Состав воспитанников группы краткосрочного нахождения
очень разнороден по возрасту, по характеру и степени наруше-
ния, уровню психофизического и речевого развития. Это облегча-
ет их комплектование. Рекомендуется принимать в них детей с
отклонениями в развитии различного возраста — с первого года жиз-
ни до 7—8 лет, каковые по тем либо иным обстоятельствам не посещают
особые (коррекционные) ДОУ: детей раннего возраста (2 —
3 лет); дошкольников с малыми сенсорными наруше-
ниями; с глубокими нарушениями интеллекта; дошкольников,
имеющих сложную структуру недостатка; соматически ослабленных

дошкольников с отклонениями в развитии; дошкольников с от-
клонениями в развитии, которых родители желают воспитывать дома;
дошкольников с отклонениями в развитии, которым рекомендо-
вано интегрированное воспитание.

Для большого соответствия интересам ребёнка и запросам
семьи принципиально важно, дабы состав таковой группы мог быть непостоян-
ным с 1 сентября и дабы прием в нее имел возможность проводиться в течение
всего учебного года по мере поступления заявлений от своих родителей
и при наличии свободных мест. Это очень принципиально важно для обеспече-
ния коррекционной помощи только что распознанным детям с от-
клонением в развитии.

В большинстве случаев, дошкольник, поступивший в группу кратковре-
менного нахождения, обучается в ней в течение или 1 — 2, или
5 — 7 лет, т.е. до успехи им школьного возраста. Период, в
течение которого он посещает группу, зависит от сложности струк-
туры недостатка, продвижения ребенка в обучении и от желания
своих родителей продолжать оказание психолого-педагогической и кор-
рекционно-развивающей помощи собственному ребенку в данном ре-
жиме.

Целесообразно в конце каждого учебного года советовать
родителям проводить обследование ребенка в ПМПК для реше-
ния вопроса о предстоящих формах его обучения. Наряду с этим направляться
обеспечить возможность педагогу-дефектологу и особому пси-
хологу группы представлять ребенка рабочей группы в форме присут-
ствия на ней и/либо представления его развернутой характеристи-
ки. Детей со сложной структурой нарушения развития рекоменду-
ется направлять на рабочую группу и в середине учебного года.

Принципиально важно намерено подготовить своих родителей к обследованию ре-
бенка. Они должны знать, что при любых советах специа-
страниц (к примеру, о целесообразности обучении в особом
учреждении либо группе) лишь за родителями остается право
выбора формы обучения ребенка. Их ответ о жажде про-
должить его нахождение в данной группе должно быть удовлетво-
рено.

Наполняемость таких групп подобна наполняемости груп-
пы компенсирующего обучения. В большинстве случаев, в ней занимаются
от 6 до 10 детей в зависимости от степени и возраста выраженно-
сти наличия и нарушений воспитанников со сложной структурой
недостатка.

Открытие групп краткосрочного нахождения не требует вы-
деления учреждению дополнительных ставок и средств: в ней
трудится тот же педагогический, медицинский и технический пер-
сонал, что и в других особых группах. Исходя из особенно-
стей организации ее функционирования (занятия индивидуаль-
ные и малыми группами), нет необходимости наличия в ней вос-
питателя.

В соответствии с рекомендациями науки и
Министерства образования РФ к работе в группе краткосрочного нахождения при-
влекаются следующие сотрудники (из расчета на одну группу):
преподаватель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопе-
дагог, логопед); практический психолог (педагог-психолог); му-
зыкальный начальник; воспитатель по физической культуре;
ассистент воспитателя; доктор-невропатолог (психоневролог); ме-
дицинская сестра. Помимо этого, для группы детей с нарушенным
слухом — сурдотехник; для группы детей с нарушенным зрени- ем — медицинская сестра-ортоптистка, преподаватель-дефектолог.

Для группы краткосрочного нахождения составляют инди-
видуальные расписания занятий для каждого ребенка и соответ-
ствующие графики работы персонала группы. Наряду с этим макси-
мальное время направляться отводить на коррекционно-
развивающие занятия педагога-психолога и учителя-дефектолога.

По желанию своих родителей воспитанникам группы кратковремен-
ного нахождения смогут оказывать дополнительные образователь-
ные услуги (к примеру, занятия сверх оговоренного времени и
(либо) с другими экспертами) на базе контракта между до-
школьным родителями и образовательным учреждением.

Главная цель работы таких групп — социализация и интегра-
ция детей с проблемами в развитии в коллективе сверстников.
Обучение малыша с психофизическими нарушениями разным
коммуникативным навыкам через совместную игру есть наи-
более успешной формой его социализации.

В опыте практической деятельности ПМС-центров сложились
определенные формы, в соответствии с которым действуют интегратив-
ные группы краткосрочного нахождения для детей раннего и
дошкольного возраста трех видов.

Первый вид — группы, в состав которых включаются дети
с ограниченными возможностями и их нормально развивающие-
ся сверстники. В них дети с отклонениями в развитии осваивают
дешёвые им коммуникативные, когнитивные, двигательные и
социальные навыки, а у детей с обычным темпом развития не
лишь стимулируется процесс их психологического становления, но
и формируется чувство сопереживания и социальной компетент-
ности.

Второй вид — разновозрастные группы, в состав которых
входят дети с разными нарушениями, но с однообразным уров-
нем познавательного развития. Направленность обучения в таких
группах предусматривает создание оптимальных условий для при-
обретения детьми навыков, нужных для успешной социали-
зации, — умения общаться, навыков саморегуляции, деятельности
и совместной игры.

Третий вид — группы, каковые посещают дети с ограни-
ченными различным уровнем и возможностями здоровья позна-

вательного развития — от примерной возрастной нормы и до вы-
раженной интеллектуальной недостаточности. Тут не считая ком-
фортных условий для взаимодействия и обучения всех участников
группы выясняется постоянная и наглядная помощь родителям в
овладении оптимальными методами сотрудничества со своим ре-
бенком, учитывающими и его личные изюминки, и
уровень его развития1.

Так, группы краткосрочного нахождения при
ПМС-центрах ставят перед собой следующие задачи:

Разведопрос: Михаил Васильевич Попов о диалектике революционной России


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: