Что такое прядение? Это скручивание тоненьких коротеньких волокон в долгие прочные нити — пряжу. В течение тысячелетий люди пряли вручную — вытягивали пальцами из массы волокон тоненькую ленточку и скручивали ее. Показалась прялка, к которой стали привязывать пучок волокон и скручивать пряжу посредством веретена — древесного (время от времени каменного) стержня, что вращали рукой. Позже была создана прялка, у которой веретено вращалось посредством колеса, а после этого и самопрялка, имевшая веретено с так называемой рогулькой, что разрешало в один момент скручивать и наматывать пряжу.
С середины XVIII в. начало развиваться машинное прядение. В 1760 г. в РФ Родион Глинков изобрел первую 30-веретенную прядильную машину, производительность которой была в 5 раз выше, чем у самопрялки. Позднее в Англии Дж. Харгривс кроме этого выстроил прядильную машину. Сначала она имела всего 8 веретен, спустя некое время число веретен возросло до 20, 30, а после этого до 120.
Но перед тем как волокна попадут в прядильную машину, они проходят продолжительный путь. Сперва спрессованное сырье разрыхляется — разделяется на клочки волокон при помощи зубьев разрыхлительной автомобили. Очищаются волокна от примесей в трепальных автомобилях, каковые в буквальном смысле треплют посредством вращающихся бил (палок с утолщением на финише) пучки волокон, зажатые двумя валиками. В следствии получается холст — слой волокон, что после этого подают на чесальные автомобили. На них холст разделяют на отдельные волокна, а оставшийся мусор удаляют.
Кардочесальная машина складывается из многих вращающихся громадных и мелких цилиндров, обтянутых игольчатой либо пильчатой лентой. Цепляясь за иголки либо зубья ленты, волокна отделяются друг от друга, распрямляются и находятся параллельно друг другу.
По окончании чесания получается лента — толстый пушистый пучок волокон, что после этого вытягивается и легко скручивается на ровничных автомобилях. Ровница представляет собой однородную пушистую толстую нить, но волокна в ней еще слабо связаны между собой, и она легко рвется. Чтобы ровница стала той пряжей, которую мы все знаем, она обязана пройти через прядильную машину. на данный момент в индустрии «соперничают» два типа автомобилей: ветхие — с веретеном и новые — автомобили безверетенного прядения.
В ветхих автомобилях (они именуются кольцевыми) ровница сматывается с бобины и попадает в вытяжной прибор — пара пар ребристых цилиндров, вращающихся навстречу друг другу. Проходя между цилиндрами, ровница вытягивается, а после этого скручивается и наматывается на патрон либо шпулю, надетые на веретено. Но дело в том, что частота вращения веретен достигла максимума; в случае, если ее еще увеличивать, то пряжа будет рваться при наматывании. Исходя из этого конструкторы создали прядильные автомобили без веретена: пневмомеханические, гидромеханические, электромеханические, гидродинамические и др.
В пневмомеханической машине ровница разделяется на отдельные волокна посредством расчесывающего валика. Получается поток волокон, что по особой трубе уносится воздухом в скоро вращающуюся камеру (она делает 30 000—60 000 об/мин), где волокна под действием центробежных сил отбрасываются к стенке, имеющей посредине особое углубление — желоб. В желобе волокна укладываются друг на друга кольцами, и получается полоса из волокон. Эта полоса вытягивается через отверстие в центре камеры. Благодаря вращению камеры волокна скручиваются, — пряжа готова.
В гидромеханических автомобилях волокна подаются во вращающуюся камеру посредством водяной струи, в электромеханических — находятся в пространстве посредством электростатического поля, в гидродинамических — скручиваются в пряжу в водяном вихре, создаваемом вихревым соплом, причем попадают они в вихрь кроме этого посредством водяной струи.