ИСТОЧНИКОВ (ФАНДРЕЙЗИНГ)
Упоминавшаяся неприятность «сшивания» бюджетных денег со средствами из вторых источников применительно к сфере воображает очень выраженный интерес в плане разработки ее решения.
Речь заходит о технологии фандрейзинга (fund-raising, FR) — аккумулирования и привлечения средств из разных источников. По собственной сути фандрейзинг мало чем отличается от поиска инвесторов. Отличия заключаются в том, что инвесторов в большинстве случаев ищут «серьезно и на долгое время», для главных фондов, и отдача от инвестиций предполагается спустя достаточно долгое время, в то время как фандрейзинг связан в большинстве случаев с поиском оборотных средств на реализацию программ и проектов, не на создание главных фондов, а на деятельность. В этом замысле разумеется, что фандрейзинг — разработка, очень характерная сфере культуры, как и социально-культурной сфере в целом.
Любая фандрейзинговая кампания имеет строго определенные задачи, в соответствии с которыми выделяются два главных вида фандрейзинга.
Первый вид фандрейзинга. В случае, если задачи фандрейзинга сводятся к поступлению конкретных средств под реализацию проектов, то этот вид фандрейзинга возможно назвать проектным. Проектный фандрейзинг есть наи-
более эргономичной формой привлечения средств, как для самой организации культуры, так и для финансирующей стороны. Это разъясняется наличием четко определенных целей применения средств, возможностью привлечения больших денежных источников при низких расходах на фандрейзинг, и получением коммерческих польз от финансирования проекта.
Второй вид фандрейзинга. При направления привлеченных средств на покрытие текущих затрат можно считать таковой вид фандрейзинга своевременным. Своевременный фандрейзинг есть наименее действенной формой привлечения средств в организацию культуры, поскольку поступающие средства не имеют целевого назначения и аккумулируются в ее текущем бюджете. Они смогут идти на выплату заработной платы, покрытие коммунальных и материальных затрат, благодаря чего понижается заинтересованность вкладчиков в подобном финансировании. Значительно чаще своевременный фандрейзинг используется организациями культуры, находящимися в критическом денежном положении. В данной ситуации они в силу собственной публичной значимости смогут привлечь от частных и государства лиц средства на погашение собственных долгов.
Как пример возможно привести опыт Метрополитен-музея. В 1998 г. в связи с резким снижением бюджетного финансирования у музея появились долги
Таблица 7 Этапы проведения фандрейзинга в музеях
Этапы фандрейзинга | Составляющие этапа |
1. Планирование | Разработка содержательной программы привлечения средств. Определение затрат организации культуры на грядущий период. Выбор видов фандрейзинга |
2. Реализация | Выбор способов проведения фандрейзинга. Установление ответственности за проведение фандрейзинга. Выделение средств на реализацию фандрейзинга |
3. Контроль | Осуществление контроля за ходом реализации фандрейзинга. Корректировка замыслов с учетом случившихся трансформаций |
4. Анализ | Определение эффективности этапа планирования. Анализ эффективности этапа реализации. Оценка эффективности конечных результатов |
по уплате коммунальных затрат и зарплате общей стоимостью 7,8 млн американских долларов, что вынудило музей обратиться к своевременному фандрейзингу, благодаря которому были собраны средства на покрытие текущих затрат.
Для оценки эффективности конечных результатов фандрейзинга употребляются коэффициент окупаемости затрат на фандрейзинг (Кобор) и коэффициент рентабельности фандрейзинга (Rф).
Коэффициент окупаемости затрат на фандрейзинг показывает, сколько раз за выбранный период затраты на фандрейзинг окупаются за счет привлеченных на протяжении фандрейзинга средств.
К обор. = _________Привлечение средств _______
Расхода на фандрейзинг
Коэффициент рентабельности фандрейзинга показывает, сколько прибыли (отличие между привлеченными расходами и средствами на фандрейзинг) приходится на единицу привлеченных от фандрейзинга средств.
Rф =_________Прибыль_______ *100%
Привлеченные средства .
Для каждого вида фандрейзинга возможно выделить частные показатели эффективности. Так, для проектного фандрейзинга актуальными будут показатели доходности проекта, затраты на проект и др. Для своевременного фандрейзинга целесообразно использовать коэффициенты покрытия разных видов затрат (коммунальных затрат, затрат на зарплату и др.).
Анализ фандрейзинга в национальных учреждениях Санкт Петербурга и культуры-Москвы за 2001-2002 гг. продемонстрировал, что учреждения культуры деятельно разрабатывают фандрейзинговые программы для привлечения внебюджетного финансирования. Так, в Эрмитаже, Третьяковской галерее, Громадном драматическом театре им. Товстоногова, Громадном и Мариинском театрах четко прослеживается тенденция роста привлеченных источников финансирования за счет фандрейзинга.
Фандрейзинг данных учреждений культуры ориентирован в основном на привлечение зарубежных ресурсов как самый стабильного источника финансирования в русских условиях. Привлечение средств из
зарубежных источников происходит через представительства и благотворительные организации, действующие от имени учреждения культуры за границей. Открытие диппредставительств преследует цели не только привлечения инвестиций в учреждение культуры, но и расширения его деятельности за границей. В задачи таких представительств входят организация культурно-просветительских мероприятий, разработка совокупности членства и т. д. Так, новой политикой Эрмитажа стало открытие в 2000-2001 гг. представительств музея в Лондоне и Амстердаме.
Создание благотворительных организаций при учреждениях культуры есть серьёзной изюминкой фандрейзинга музеев и Санкт Петербурга и театров-Москвы. Самый распространенными формами благотворительных организаций выступают фонды и благотворительные общества. Целью данных благотворительных структур есть привлечение средств не в бюджет учреждения культуры, а в намерено созданные юридически независимые организации, что снабжает более большой уровень денежного менеджмента.
Как пример возможно привести зарубежные общества друзей Мариинского театра, каковые организуют гастроли, фестивали театра, стажировки для артистов, сбор средств для постановки опер, реставрации и поддержания исторического театра в Петербурге и др. Центральное общество, созданное в 1993 г. в Лондоне, командует деятельностью трех вторых организаций в Нью-Йорке, Токио и Хельсинки.
Одним из главных направлений работы обществ друзей Мариинского театра есть привлечение членских взносов со стороны физических и юрлиц. Суммы членских взносов для физических лиц дифференцируются по трем категориям: простое личное членство (75 долларов), льготное для пенсионеров и студентов (45 долларов) и привилегированное (золотое — 375 долларов), а для юрлиц существует категория корпоративного членства с суммой взноса 1500 долларов6.
____________________________
6 Friends Society of Mariinsky Theater // Mariinsky Theather. 1998. July. P. 34.
В зависимости от величины взноса члены приобретают разные привилегии, к примеру, лазерные диски с записями лучших опер, регулярную данные о репертуаре Мариинского театра, право участия в ежегодных встречах друзей с артистами театра. Помимо этого, члены смогут заказать лучшие билеты на все представления Мариинского театра и совершить эксклюзивные туры на главные оперные фестивали, в которых учавствует театр. За Мариинским театром подобные зарубежные общества друзей были открыты Эрмитажем, Третьяковской галереей и др.
Вторым примером благотворительной организации при учреждении культуры может служить стаж работы Фонда социальной помощи Эрмитажа в Нидерландах, созданного в 1994 г. при помощи правительства Нидерландов и ЮНЕСКО. Главными целями Фонда являются сохранности коллекций и обеспечение безопасности Эрмитажа, организация выставок, научных, образовательных программ музея и т. д. На данный момент Фонд, объединивший ведущие организации культуры и голландские компании, проводит крупномасштабную кампанию по сбору средств на реализацию проекта называющиеся «Новая крыша для мастеров в Эрмитаже». Проект предусматривает не только ремонт кровли строений Эрмитажа, но и всех архитектурных подробностей крыши. В ноябре 1998 г. была закончена первая стадия проекта, на протяжении которой голландские мастера совершили модернизацию совокупностей освещения музейных комнат Рембрандта и частичную реконструкцию крыш Эрмитажа.
Как свидетельствует структура доходов исследуемых учреждений культуры, их фандрейзинг достаточно удачно решает задачи привлечения финансирования. Так, доходы от фандрейзинга в бюджете Эрмитажа составляют 35%, в Третьяковской галерее — 33% (рис. 5, 11).
4.1.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ
И Техобеспечение
ФАНДРЕЙЗИНГА
Осуществление деятельности по аккумулированию и привлечению денежных средств (фандрейзинга) предполагает ее организационное и техобеспечение.
Неприятность дефицита средств для учреждений культуры — неприятность интернациональная. От Соединенных Штатов до Сингапура и от Норвегии до Намибии работники культуры уверены, что решили бы все собственные неприятности, будь у них деньги. Это так и не так: деньги обязан давать кто-то и за что-то. Исходя из этого основная неприятность — не отсутствие денег, а социальная привлекательность.
Особенно остро эта неприятность стоит в современной России. Меньше денег в стране не стало. Изменились денежные потоки, и необходимо обучиться с ними трудиться.
Главным условием, снабжающим успех фандрейзинга, есть, привлекательность проекта, программы либо учреждения культуры в целом. Перед тем как заниматься фандрейзингом, имеет суть задаться вопросом: «Кто и по какой причине обязан давать вам деньги?» На «факт бытия» деньги подают убогим и несостоятельным из жалости. Повторюсь, деньги в сфере культуры зарабатываются в основном не на несложной коммерции, но и не на подачках. Они зарабатываются на привлекательности. Но за счет чего проект либо компания смогут быть привлекательны? Возможно, лишь при двух условиях:
- коммерческая либо имиджевая привлекательность для потребностей рекламы, PR донора;
- престижность, подтверждение либо продвижение социального статуса донора.
Другими словами, дабы привлечь деньги, мы должны либо быть (стать) нужными, либо так же — респектабельными. Дабы обеспечить это, нужно для себя определиться: как вести себя, как поставить себя, дабы притягивать деньги. И перед кем, в чьих глазах мы должны быть привлекательными. Решения о выделении средств, о помощи принимают не абстрактные структуры, а конкретные люди. Фандрейзинг основан на развитии и установлении конкретных взаимоотношений с конкретными людьми. Ответ о выделении средств постоянно принимают конкретные
люди. И они делать это совсем не обязаны. В соответствии с арабской пословице, возможно осла подтащить к колодцу, но нельзя его вынудить напиться. Доноры далеко не ослы и принимают решения лишь при понимания возможности реализации их заинтересованностей. А они смогут быть в любой момент весьма и весьма конкретны. Об интересах делового мира уже писалось выше. Но и государственному служащему либо депутату, несущему ответственность за выделение бюджетных средств, нужно делать служебную карьеру, соответственно — вырабатывать имидж влиятельного политика, за которым стоят настоящие и ответственные дела, идеи и проекты. И в случае, если это хороший администратор и достойный человек — по какой причине не оказать помощь ему делами и своими идеями? Поэтому представляется в высшей степени честным и правильным прочтение сокращения FR как friend-raising: практически, речь заходит конкретно о расширении и формировании круга друзей учреждения, организации, проекта.
Работники культуры — не просители, они должны предлагать увлекательные вторым проекты. В конечном итоге речь заходит о социальном партнерстве.
Исходя из этого фандрейзинг программы, проекта либо учреждения культуры неотделим от их полномасштабных public relations, продвижения и формирования их привлекательного имиджа. Недаром как правило в сфере культуры (как, к примеру, в Пермском оперном театре им. П. И. Чайковского, вторых музеях и театрах) не сильный и PR занимается одинаковая работа, которую значительно чаще именуют «Работой развития» : денежное развитие компании немыслимо и неотделимо от развития и формирования ее имиджа. Это включает в себя не только разработку фирменного стиля, информационного, оформительского дизайна, интерьера, но, самое основное — формирование корпоративной культуры, стиля поведения персонала, включая технический персонал (билетеры, охранники, уборщицы и т. д.). Время от времени «мелочь» в их поведении, в состоянии помещений способны свести на нет все усилия. Мы должны предстать в глазах общественности гостеприимной, надежной, важной, респектабельной, сопричастной влияниям и сильным мира этого организацией. В этом замысле сфера культуры, пожалуй, владеет очень удачными возможностями: от занимаемых строений до видов и жанров собственной работы.
Занимаясь продвижением и формированием привлекательного имиджа организации либо проекта направляться не забывать, что некоего универсального имиджа «по большому счету» не существует. Имидж постоянно формируется в чьих-то глазах, в чьем-то сознании и зависит от ожиданий конкретных социальных групп и людей. Потребители ожидают качественных и дешёвых одолжений. Партнеры — стабильных отношений и ответственности. Журналисты — увлекательных новостей, содействующих росту тиражей и рейтингов их СМИ, формированию их собственного имиджа отлично информированных журналистов. Влияниям нужны поддержка и законопослушность в их заботах и делах. донорам и Инвесторам — уверенность в возврате и профессиональном менеджменте положенных средств в виде доходов либо росте собственной привлекательности.
Пермским оперным театром им. П. И. Чайковского создан особый Замысел продвижения имиджа и повышения театра театрального продукта.
Цель: поддержание и Создание большого уровня имиджа театра среди вторых театров города Перми.
1. Аналитические задачи: Мероприятия должны быть направлены на:
1.1. Изучение имиджевой политики вторых музыкальных театров и театров города России.
1.2. Соотнесение конъюнктуры предпочтительных сегментов зрителей (спонсоров) с имиджевой политикой.
2. Изданных мероприятий вытекают следующие исполнительские задачи:
2.1. Участие в значимых для области и города мероприятиях и событиях (к примеру, Сутки города).
2.2. Создание стойкой ассоциации прилегающей к театру территории (парк, остановка) с театром (возможно, переименование остановки либо двойное наименование «Почтамт — Оперный театр»),
2.3. Организация трансляции хорошей музыки на радио, ТВ, в парке театра в определенное время.
2.4. Особые акции: 30-летие балета «Ромео и Джульетта» (постановка 1972 г.).
2.5. Конкурсы, выставки картинок.
2.6. Создание постоянной передачи о театре (быть может, совместной с другими театрами) на радио, ТВ.
2.7. Проведение студенческих научно-практических, зрительских конференций с публикацией тезисов.
2.8. Выпуск сувенирной продукции с символикой театра (значки, ручки, календари, шары, открытки и т. п.).
2.9. «Истории» (байки, воспоминания) звезд о театре (на радио, ТВ, сувенирной продукции).
2.10. Создание «историй» о звездах.
2.11. Организация театрального магазина.
2.12. Работа с сайтами.
3. Одна из центральных неприятностей балета и Пермского театра оперы — создание большого постоянного спроса на билеты.Ее возможно решить посредством анали-тико-оценочных задач, каковые будут направлены на следующие мероприятия:
3.1. анализ и Сбор информации о привлечении зрителей и продвижении билетов вторыми театрами города.
3.2. оформление и Изучение аналитических материалов по тенденциям развития музыкальных театров РФ.
3.3. Сегментация рынка потенциальных зрителей.
3.3.1. Выбор предпочтительных сегментов.
3.3.2. анализ и Сбор информации о зрителях предпочтительных рынков .
3.3.3. Изучение конъюнктуры предпочтительных рынков .
3.3.4. Статистический анализ собственных действий.
Так же принципиально важно учитывать задачи по разработке стратегии продвижения театра на региональный и интернациональный театральный рынок, каковые должны решаться по следующим направлениям.
4. Стратегия продвижения билетов:
4.1. Организация работы уполномоченных.
4.2. Организация заказов билетов по телефону.
4.3. Работа с VIP-зрителем.
4.4. Постановка работы с коллективным зрителем (предприятия, учебные заведения).
4.5. Постановка работы по проведению праздничных дат для организаций.
4.6. Постановка работы по привлечению коллективного зрителя из фирм области.
4.7. Привлечение иногороднего зрителя (работа с отелями, а также ведомственными, курортами, конференциями, симпозиумами и др.).
4.8. Организация особых коммерческих постановок и концертов сомостоятельно оркестра и трупп.
5. Разработка ценовой стратегии:
5.1. Создание ценовой распоясовки зала.
5.2. Определение цены для зрителей по п. 2.1.3,2.1.4,2.1.5,2.1.6,2.1.7,2.1.8.
6. Разработка рекламной стратегии:
6.1. Определение адресата.
6.2. Определение субъектов размещения.
6.3. Определение точек размещения, периодичности и темы.
Из перечисленных выше направлений работы отдела маркетинга вытекают следующие исполнительские положения:
7. Организация волонтерской работы:
7.1. Перечень организаций.
7.2. Вербовка.
7.3. Выдача перечня поручений.
7.4. Разработка контроля и системы отчётности.
8. Индивидуальные продажи:
8.1. Работа с представителями организаций по реализации п. 2.1.3, 2.1.4, 2.1.5,2.1.6,2.1.7,2.1.8.
8.2. Контроль продаж уполномоченными. Выдача замыслов-заданий. Отчетность.
9. Товародвижение:
9.1. Доставка билетов по п. 2.1.3, 2.1.4,2.1.5,2.1.6,2.1.7, 2.1.8.
10. Сбыт:
10.1. внедрение и Разработка совокупности предварительного заказа билетов.
10.2. Заключение контрактов на абонемент либо абонементное обслуживание (фьючерсы)-
10.3. Осуществление прямых контактов с потенциальным зрителем области и Перми (директ-мейл, факс, e-mail, телефон) с предложением билетов на спектакль либо празднование памятных дат.
10.4. Организация автобусного чартера в область.
11. Реклама
11.1. Разработка единого рекламного стиля, создание единого ТВ-ролика (к примеру, 3 ролика, показываемые на всех каналах).
11.2. Размещение текущего репертуара на рекламных щитах
11.3. Рекламки с текущим репертуаром на самолетах PAL и поезде «Кама»
11.4. Реклама грядущего спектакля за 3 дня на ТВ, радио, в газетах.
11.5. Реклама в утренних программах «Рифея», «ВЕТТЫ», бегущие строчки.
11.6. Афиши с текущим репертуаром в холлах всех отелей, а также ведомственных.
11.7. Афиши с текущим репертуаром на автозаправках города.
Важным событием есть сам стиль поведения, чувство собственного преимущества. Исходя из этого основное — опытное самоопределение: отношение к себе, собственному делу. Фандрейзер не требует денег на культуру, а предлагает сотрудничество и готов разъяснить потенциальному донору, в чем он видит эту общность заинтересованностей, включая и вероятные пользы самого донора.
В фандрейзинге срабатывает старое маркетинговое правило: «не говорите клиенту о собственных семенах — поведайте ему лучше о его газоне, что он, возможно, и засеет вашими семенами». Исходя из этого нужно исходить не столько из проблем и собственных интересов, сколько разъяснять донорам, чем и как мы сможем оказать помощь в ответе их неприятностей. Общность заинтересованностей серьёзнее бесед о дружбе.
Лишь по окончании продуманной и вразумительной работы над собственным имиджем возможно приступать к ответу фактически проблем оргхарактера.
Организационное обеспечение складывается из создания последовательности условий, нужных для успешного фандрейзинга. В первую очередь, нужен счет, на котором будут аккумулироваться средства. При разовой фандрейзинговой кампании это возможно счет уже существующей организации — кампания сбора средств под любой проект возможно реализована какими угодно структурами. При систематически осуществляемого фандрейзинга, либо масштабного долгого проекта, создаются особые некоммерческие организации — хорошим примером таких компаний являются упоминавшиеся фонды.
Для фандрейзинга может употребляться и счет одного из доноров, снабжающего бухгалтерское обслуживание проекта. К сожалению, кое-какие начальники национальных учреждений стремятся накапливать все средства на собственных квитанциях, что часто порождает массу неприятностей. К примеру, эти средства должны поступать через казначейство, что отнюдь не устраивает благотворителей и спонсоров, да и сами учреждения культуры — поди позже дотянись эти средства в казначействе! Помимо этого, инстанции, распределяющие бюджетные средства, смогут выделять их за вычетом средств, привлеченных либо заработанных самим учреждением.
Не просто так по окончании череды аналогичных скандалов Национальным ЭрмитамАм было создано пара Клубов друзей Эрмитажа: в Петербурге, в Амстердаме, Нью-Йорке и Лас-Вегасе. Думается, что именно создание аналогичных братских некоммерческих организаций (клубов друзей либо развития и фондов поддержки) наилучшим образом решает проблему квитанций. По уставу их средства смогут расходоваться лишь на деятельность соответствующей организации либо учреждения культуры, а последнее приобретает свободу денежного маневра.
Счет, но, есть чисто техническим условием осуществления фандрейзинга. В начале и в течение всей фандрейзинговой кампании у потенциальных доноров довольно часто появляется в полной мере естественное желание ознакомиться с уставом организации, осуществляющей фандрейзинг, на счет которой будут перечислены средства. Исходя из этого организаторы фандрейзинговой кампании должны быть готовы к таковой ситуации и запастись нужным числом экземпляров собственного устава, оформленных в соответствии с существующими нормами, чтобы их возможно было демонстрировать донорам и партнёрам.
Очень многое в конечном успехе дела зависит не только и не столько от учредительных документов, сколько от репутации и известности организаторов фандрейзинга. Потому, что обычно речь заходит о сборе средств в поддержку программ и проектов социально и культурно значимых, постольку для потенциальных доноров принципиально важно иметь гарантии того, что проект, предлагаемый их вниманию, вправду социально значим, в его реализации принимают участие узнаваемые организации и авторитетные люди. Часто знакомство с потенциальным донором начинается с ознакомления его с составом соучредителей, правления, комитета помощи и т. П., включая рекомендательные ма-
териалы (письма, curriculum vitae организаторов и т. п.). Исходя из этого еще на стадии учреждения некоммерческой организации, организационного комитета и т. п. крайне важно привлечь в их состав известных лиц с хорошей публичной репутацией. Их привлечение принципиально важно не только в пассивной форме (простое декларирование их участия), но и в активной стадии фандрейзинга, о которой обращение отправится дальше.
Фандрейзинг — весьма трудоемкая рутинная работа, требующая многих контактов, бесед, не все из которых выясняются результативными. Исходя из этого, наконец, организационное обеспечение фандрейзинга предполагает квалифицированное и компетентное проведения обеспечение: кампании и кадровое руководство планирования, подготовку исполнителей — как штатных, так и добровольцев (добровольцев, общественников).
Имеется, само собой разумеется, гениальные артисты, живописцы, музыканты с организационным бесплатно, могущие и любящие заниматься саморекламой, самопродвижением. хорошими примерами являются живописец И. Глазунов, скульптор 3. Церетели. Но это, скорее, исключение из правила.
В одном из интервью худрук Мариинского театра В. Гергиев сказал: «Я был выбран фаворитом коллективом Мариинского театра… Подчеркиваю, что именно коллективом. На меня это весьма давит. И я не желаю руководить полунищим собранием кроме того превосходных артистов. Исходя из этого мне приходится заниматься тем, что на данный момент именуется менеджерством. Но поверьте, что я не бегаю за каждым импрессарио в Европе либо Америке. В то время, когда у меня появилась возможность создать себе имя в Америке, я попытался сделать это и для Мариинского театра. То же самое в Европе. Я первым выступил в Зальцбурге и в Лондоне, а после этого за мной в том направлении неоднократно приезжал и целый театр. Тут я выступаю в качестве ледокола. Это кроме того тяжело назвать менеджерством — мне приходится завязывать связи, искать партнеров во всем мире для театра. И, само собой разумеется, мне бы не хотелось выполнять собственные административные обязанности за счет творческих. Этого ни при каких обстоятельствах не будет» И маэстро глубоко прав. Все должны делать особые люди. Композитор обязан писать музыку, драматург — пьесы, артисты — играться, а привлечением денег заниматься специалисты: менеджеры, импрессарио, промоутеры, продюсеры.
Сейчас с целью проведения фандрейзинговой кампании все чаще привлекаются специалисты либо кроме того организации (некоммерческие публичные организации, фонды) по договору.
Техобеспечение включает в себя оборудование офиса, в котором возможно было бы осуществлять нужные контакты, и оргтехнику — через чур
очень многое в успехе дела зависит от оформления и внешнего информационных материалов и вида документов, своевременной связи. Исходя из этого для фандрейзинговой кампании (соответственно, фактически, и всей деятельности некоммерческой организации) нужно наличие компьютера, принтера с хорошим качеством печати, минимум двух телефонных номеров («на вход» и «на выход»), факса, и т. д. Особенно направляться выделить роль компьютера, наличие которого — без преувеличения — возможно назвать главным техническим условием осуществления фандрейзинга. Лишь на базе современного ПК возможно обеспечить единый подход к ответу следующих наиболее значимых разнородных технологических задач и условий фандрейзинга:
§ редактирование и Создание громадного количества текстов: обращений, переписки, организационных документов и т. д. Компьютер позволяет без проблем и скоро приобретать на базе базисных макетов всех этих материалов их разные модификации.
§ Применение новейших IT и средств связи, таких как email, мультимедиа, каковые предполагают наличие хорошей компьютерной базы.
§ Современная полиграфия, построение разных оригинал-материалов и макетов документов с применением разных шрифтов, таблиц, схем и другого иллюстративного материала кроме этого вероятны лишь при применении компьютеров.
§ ведение и Создание информационных баз информации о настоящих и потенциальных донорах, эффективности и степени их привлечения к благотворительной либо спонсорской деятельности, очевидно, возможно вести и вручную (в тетрадях, блокнотах, на карточках), но и наглядность, и оперативность работы с ними многократно возрастают с применением компьютерной разработке.
§ контроль и Учёт хода сбора средств, архивирование нужных сведений (особенно в сети и едином формате с бухгалтерией), экономичности и анализ результативности фандрейзинга — эффективность и оперативность этих операций, с очевидностью, возрастают при применении ПК. •
4.2.
ПЛАНИРОВАНИЕ ФАНДРЕЙЗИНГОВОЙ КАМПАНИИ
Планирование фандрейзинга организации должно опираться на неспециализированную стратегию развития данной компании. Это возможно неспециализированная маркетинговая стратегия (см. раздел «Маркетинг»), но возможно и особая стратегия фандрейзинга.
Примером может служить «Модель стратегии работы со спонсорами», созданная в Пермском оперном театре . Она включает в себя следующие позиции: