Приручение и дрессировка животных

В Москве на Тверском проспекте время от времени возможно заметить прогуливающегося человека, впереди которого на поводке бежит лисичка. Глядя на эту лисичку, многие парни считаюм, что она дрессированная. Но данный прекрасный зверек возможно и не дрессированным, а лишь прирученным.

Приручение и дрессировка животных

Лось в упряжке

Поймав в лесу либо в поле дикое животное, человек понемногу получает того, что оно перестает опасаться его, оно кроме того пытается к человеку, по-своему высказывая наряду с этим радость. Лиса, к примеру, виляет хвостом, подскакивает, издает призывный крик, пробует нежно потереться о ногу собственного хозяина. Такое животное мы именуем прирученным.

Предки домашних животных — собаки, кошки, коровы, лошади — кроме этого когда-то были дикими. Довольно много тысяч лет назад их стали ловить и приручать. Понемногу дикие животные привыкли к постоянному общению с людьми, от которых приобретали корм, жилье и ощущали их заботу о себе. У одомашненных животных изменились и инстинкты.

В случае, если домашнее животное выходит из-под надзора человека, выясняется предоставленным самому себе, оно, всего возможнее, скоро погибнет, не выдержав жёстких условий независимого существования.

И в наши дни человек одомашнивает некоторых животных. В лесном питомнике под Серпуховым, к примеру, одомашнивают лося. Это прекрасное животное весьма выносливо, неприхотливо к корму, оно значительно посильнее и быстроходнее, чем лошадь.

Человек, приручающий животное, обязан сам заботиться за ним: кормить, поить зверя, чистить его помещение. Обращаться с животным нужно нежно, сказать спокойным и негромким голосом, без крика. Запрещено делать резких, пугающих зверя перемещений. Полезно не редкость приласкать животное — погладить его и т. д.

Сильно помогают приручению прогулки с животными и, основное, совместная игра. Нужно обучиться подмечать в игре самые характерные изюминки поведения животного, действия и движения, характерные лишь этому животному. Все это имеет громадное значение для дрессировщика.

Учение может начинаться лишь по окончании полного приручения животного. «Учение» — слово французского происхождения. Учить — значит обучать животное. Глядя на кое-какие практически разумные действия дрессированных животных, возможно поразмыслить, что у них имеется разум. Время от времени кроме того думается, что они знают обращение человека. Сообщит человек животному: «Ложись!» — животное ложится.

Приручение и дрессировка животных

Владимир Леонидович Дуров — основатель русской школы учения

Выдрессировать животное — это значит выработать у него условные рефлексы, т. е. привычку отвечать на тот либо другой сигнал человека определенным действием. Животное создаёт такое воздействие по причине того, что приобретает за это корм либо же избегает наказания за неподчинение человеку (см. ст. «Поведение животных»).

Учение животных основана на воспитании условных рефлексов. Посмотрим, как это выглядит на практике. Допустим, вы решили выдрессировать собаку, т. е. выработать у нее условный рефлекс садиться по вашему приказанию; причем вы решили сделать это посредством вкусного корма — сахара. Вы берете кусочек сахара и сперва лишь показываете его собаке, стоящей перед вами в простой позе на четырех лапах. Позже громким голосом приказываете: «Сядь!». Повторяя данный приказ, вы держите сахар на таком уровне от глаз собаки, дабы она, следуя за ним глазами, нечайно села. Когда собака сядет, вы тут же даете ей сахар. Такие действия в учении именуются наталкиванием. По окончании многократного повторения для того чтобы приема у собаки установится условный рефлекс: по команде «сядь» она будет садиться, для получения сахара.

После этого вы начнете отрабатывать это перемещение собаки. Она срочно обязана садиться при слове «сядь», и лишь тогда вы даете ей сахар. Продолжительность учения будет зависеть от вашего умения и от свойства собаки. Если вы добьетесь, что собака четко делает ваш приказ, значит, учение закончена, т. е. у животного выработался условный рефлекс отвечать определенным перемещением на словесный сигнал. Собака будет садиться , пока вы подкрепляете необходимые вам ее перемещения сахаром либо вторым каким-нибудь вознаграждением. Когда вы прекратите это делать, выработанный у собаки условный рефлекс понемногу начнет тормозиться и скоро погаснет совсем. Как бы ни был сложен «номер», выработанный у животного учением, в базе его постоянно будут лежать условные рефлексы.

Приручение и дрессировка животных

«Енот-прачка» стирает.

Условный рефлекс у животного возможно выработать и закрепить не только посредством корма. Все знают, что стоит возчику крикнуть лошади: «Нн-о!»,— как она трогается с места и бежит. Это «Нн-о!» для лошади — сигнал к перемещению. Если бы человек, начав приучать лошадь к езде, лишь бы кричал «Нн-о!», не ударяя наряду с этим ее кнутом либо вожжами, она не стала бы бежать. Лишь нередкие повторения «Нн-о!» с необходимыми одновременными ударами кнута выработали у лошади таковой условный рефлекс. Она начала двигаться с места при одном лишь возгласе «Нн-о!». Перемещение вперед избавляет ее от удара, причиняющего боль.

Основоположником доброй, либо «русской школы», учения животных был широко узнаваемый дрессировщик Владимир Леонидович Дуров — «дед Дуров», как кликали его дети. Он считал, что, перед тем как учить, необходимо шепетильно изучить природные особенности животного, образ его жизни, двигательные свойства, повадки и привычки. От животного дрессировщик может потребовать лишь действия и такие движения, на каковые оно способно по собственной природе. Учить необходимо не кнутом, не палкой, а посредством вкусного лакомства и корма. Так возможно выдрессировать и слона, и мышь, и медведя, и воробья. За собственную жизнь В. Л. Дуров выдрессировал тысячи самых разнообразных животных, которыми владел к 55 видам.

Вот один из необычных результатов дуровской вкусопоощрительной учения. Под Москвой над дачной местностью показался воздушный шар. Такое зрелище было в то время диковинным, и обитатели Подмосковья с удивлением наблюдали на воздушный шар. Но вот от воздушного шара отделилась какая-то чёрная точка, над ней сверкнул белый купол парашюта, и на землю опустилась… свинья. Она принадлежала В. Л. Дурову, и у нее было имя Хрюшка. Как же Дуров приучил ее не только- самостоятельно подниматься на воздушном шаре, но кроме того прыгать с него на парашюте?

Приручение и дрессировка животных

Кошка Мурка — акробат

Вот как он говорит об этом в собственной книге для детей «Мои животные»: «Я тогда жил на даче. Вот мы с Хрюшкой вышли на балкон, а на балконе у меня был устроен блок, и через него переброшены обшитые войлоком ремни. Я надел на Хрюшку ремни и стал осторожненько подтягивать ее на блоке. Хрюшка повисла в воздухе. Она отчаянно заболтала ногами и как завизжит!! Но тут я поднес будущей летчице чашку с едой. Хрюшка, почуяв вкусное, забыла про все на свете и занялась обедом. Так она и ела, болтая ногами в воздухе и покачиваясь на ремнях. Я пара раз поднимал ее на блоке. Она привыкла к этому и, наевшись, кроме того дремала, повиснув на ремнях. Я приучил ее к спуску и быстрому подъёму. Позже мы перешли ко второй части обучения. Я поставил затянутую ремнями Хрюшку на площадку, где был будильник. После этого поднес Хрюшке чашку с пищей. Но когда ее пятачок коснулся еды, я отвел руку с чашкой. Хрюшка потянулась за вкусным, соскочила с площадки и повисла на ремнях. В эту самую 60 секунд затрещал будильник. Эти испытания я проделывал пара раз, и Хрюшка уже знала, что всегда, как зазвенит будильник, она будет получать пищу из моих рук. В погоне за заветной чашкой она при звоне будильника сама соскакивала с площадки и раскачивалась в воздухе, ожидая лакомства. Она привыкла: как затрещит будильник, нужно прыгать».

Приведенный нами пример — пример умело выработанного у свиньи условного рефлекса: прыгать в ответ на сигнал, т. е. на звонок будильника, при каких бы событиях он ни звонил. Само собой разумеется, парашют у свиньи раскрывался без ее помощи.

Учили животных и в древние времена. Еще в IV в. до н. э. в армиях Александра Македонского применяли дрессированных псов. В ассиро-вавилонских войнах приняли участие дрессированные слоны — на их поясницах усиливали боевые башни, в которых укрывались бойцы. В глубокую старину по русским сёлам и городам ходили поводыри-скоморохи с дрессированными медведями. Косолапые артисты смешили народ, забавно изображая, как пьяные мужики пляшут, как бабы и девки румянятся, как ходят за водой, как мальчишки в огороде крадут горох.

Приручение и дрессировка животных

«Приятели» — петух и лиса.

В то время, когда не было еще телеграфа, для срочных донесений применяли почтовых голубей, проходивших для этого особое обучение. Учение голубей основана на их способности с любого расстояния возвращаться в собственный гнездо (см. ст. «Домашние голуби»).

В XIX в. на аренах многих европейских цирков начали выступать так именуемые укротители с группами дрессированных львов, тигров, слонов. Все эти дрессировщики подчиняли себе животных не кормом и лаской, а палкой и кнутом. Время от времени такая учение была весьма ожесточённой. Животных заставляли сидеть на месте либо двигаться по арене цирка посредством раскаленного железа. Болевая учение кроме этого основана на выработке условного рефлекса у животного. Необходимое человеку перемещение животного вызывается знаком — угрозой наказания: будет больно!

В конце прошлого века узнаваемый торговец и немецкий дрессировщик дикими зверями Карл Гагенбек внес предложение учить животных смешанным способом, т. е. наказывать за неподчинение и поощрять кормом за удачно выполненное перемещение.

Учат животных не только для развлечения. Дрессированные животные необходимы в народном хозяйстве. Учат лошадей, оленей, верблюдов и других транспортных животных. Оленей учат бегать в упряжке с нартами (санями) и слушаться каюра (погонщика), верблюдов — становиться на колени, дабы принять на пояснице поклажу и идти с ней, и т. п. В сельском хозяйстве обширно используют отдельные приемы учения животных. К примеру, пастух производит у коров привычку следовать за ним и планировать на хлопанье пастушьим кнутом. Птичницы приучают кур бежать на зов «цып-цып-цып». Овец приучают слушаться псов, защищающих отары. Учат пчел, дабы они опыляли необходимые человеку растения.

Приручение и дрессировка животных

Мартышка Жако обедает

В. Л. Дуров писал, что учение необходимо обширно применять в особых животноводческих хозяйствах: в том месте она имела возможность бы уменьшить водопой животных и массовое кормление, оказать помощь уходу за ними. Так, по сигналу человека коровы смогут уходить из коровников, дабы помещение возможно было легко и чисто убрать. Не редкость, что неправильное воспитание, к примеру полезнейших породистых быков, неумение выработать у них необходимый условный рефлекс, приводит их в полную негодность. Животные становятся свирепыми, часто уродуют скот и калечат людей. В то время, когда бык лишь еще появился, он был смирным теленком и ничем не обнаруживал собственную свойство превратиться в «тигра». Но вот еще совсем мелкий бычок делает попытку боднуть собственного смирного соседа либо, что довольно много хуже, какого-нибудь колхозного мальчугана. Мальчику это нравится, и он начинает дразнить бычка. Бычок все яростнее наскакивает на собственного мнимого неприятеля, а мальчуган и не подозревает, что данной забавой он уже воспитывает в бычке задатки будущего «тигра».

10 Простых Способов Дрессировать Собаку Дома


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: