Задания требуют закрепления в течение нескольких суток, наряду с этим закрепляющие эту тему упражнения проводятся лично с каждым ребенком, как в детском саду, так и дома. В большинстве случаев, у детей выявляются большие личные различия в темпах усвоения этого учебного материала.
9. Игрушки: музыкальные шарики (продолжение)
Цель: научить ребенка применять в игре жесты совместно со словами, обозначающие расположение (в том направлении, ко мне, тут, вот) и оценку действий (так, не так).
Задачи:
• подражание жестам взрослых, регламентирующих действия вторых людей;
• стимулировать детей к потреблению в игре жестов в сочетании с несложными словами;
• воспитание навыков контроля за результатами действий, делаемых по «команде» ребенка.
Оборудование: см. занятие № 5.
Движение занятия
Занятие проводится в игровой помещении, возможно расположиться на ковре.
По окончании проведения на 5-м занятии игры «Музыкальные шарики» все дети, в большинстве случаев, в собственных действиях уже осознанно ориентируются на указательный жест и словесную инструкцию взрослого, знают слово «нет». Но играться «по команде» долгое время (опуская шарики в показываемые взрослым отверстия) они еще не смогут, что есть объективной изюминкой раннего возраста. В домашней обстановке слова «в том направлении», «ко мне», «так», «не так» направляться закреплять как возможно чаще, в разнообразных бытовых обстановках: «Положи ботиночек ко мне. Нет. Не так. Вот ко мне».
Сейчас нужно научить детей самим проводить эту игру «правильно». Для этого детей направляться поделить «на пары». Дети из каждой пары будут попеременно опускать шарики в отверстия. Заберите один шарик и спросите у одного из детей: «Куда опустить шарик?», выделяя голосом слово «куда». В случае, если ребенок никак не реагирует на обращенный к нему вопрос (ни жестом, ни словом), тогда повторите собственный вопрос, уточняя его: «Опустить шарик? Ко мне?» В один момент показывайте на определенное отверстие. Нужно добиться, дабы ребенок «ответил» на заданный вопрос: либо кивнул головой, либо сообщил «Да», либо продемонстрировал рукой в нужном направлении. Затем шарик возможно опускать в отверстие. Так, вы «организуете» игру, давая шарик в руки ребенку лишь по окончании того, как его «напарник» сообщит, куда его направляться опускать сейчас.
В случае, если кроха молчит , нужно забрать его руку, направить собственной рукой к нужному отверстию, имитируя указательный жест, и сказать: «Вот ко мне. Ко мне!» В случае, если наряду с этим нежно радоваться крохе, то это будет для него дополнительным стимулом для говорения и совместного действия нужных слов совместно со взрослым.
Для очень «тяжёлых» малышей направляться переходить от развернутых вопросов к более кратким («Так? Ко мне? В том направлении?»), получая от детей отраженного ответа в утвердительной форме, сопровождаемого указательным жестом («В том направлении! Ко мне! Так!»). В будущем эти краткие ответы в сочетании с указательным жестом и будут употребляться детьми в их совместной игре между собой.
10. Вода: «буль-буль»
Цель: научить ребенка применять в игре данное слово-звукоподражание в сочетании с направленным перемещением рукой. Задачи:
• стимулирование речевой активности;
• развитие зрительно-слухового внимания и моторной координации;
• организовать «зачерпывающие» перемещения кистью руки, нужные для умения отлично имеется ложкой.
Оборудование: формочка для песка, миска либо тазик, наполовину заполненный водой, стол, стульчики. Движение занятия
Занятие проводится в игровой помещении.
На стол перед детьми ставится миска с водой. Продемонстрируйте детям, как нужно зачерпывать формочкой воду в миске и лить ее обратно. Делая это воздействие, произносите звук «будь» при каждом «бульканье» жидкости из миски по поверхности воды. Поочередно помогайте каждому ребенку зачерпнуть воду и вылить ее в миску. Поощряйте ребенка за каждую попытку сымитировать слово «буль»: хвалите его («Молодец!»), гладьте по головке, рукоплещите в ладоши и т.п.
Это задание продолжает серию заданий, направленных на развитие звукоподражательной активности у детей (занятие № 2, 6), и оно есть ответственным для создания умения зачерпывать ложкой жидкую пищу.
11. Как «говорят» инструменты: ножницы
Цель: научить ребенка соотносить звук игрушечного инструмента (ножниц) с их классическим «обозначением» в русской разговорной речи.
Задачи:
• развитие моторной ловкости, координации, узких перемещений;
• воспитание слухового внимания;
• ознакомление с новым способами и предметом занятий с бумагой и ножницами (режем бумагу, рвем на полосы, собираем и убираем бумажный мусор);
• формирование умения соотносить конкретный предмет с его изображением на картине, заглавием, звукоподражанием;
• познание названий действий (резать, собирать, рвать, держать), слов, обозначающих место (ко мне, в том направлении, тут, в том месте), указательных слов (вот, это);
• стимулирование речевой активности в игровой обстановке.
Оборудование: игрушечный инструмент (одни ножницы), картина с изображением этого инструмента, полоса бумаги (шириной 1 — 1,5 и длиной 3—5 см), стол, стульчики.
Движение занятия
Занятие проводится в игровой помещении.
Сперва детей знакомят с предметом (ножницами) и в один момент показывают4 его изображение на картине, а после этого вместе с каждым ребенком попеременно «трудимся» этим инструментом.
Примечание! Ножницы постоянно держит в руке взрослый, а ребенок оказывает помощь ему, подавая полосы бумаги, собирая кусочки нарезанной бумаги, выбрасывая бумажный мусор, обучаясь самостоятельно отрывать от полосы мелкие кусочки бумаги, — все эти действия нужно многократно закрепить в игре.
Ножницы (детские, с закругленными краями, но которыми возможно резать) демонстрируются на слово «чик-чик!», этому соответствует разрезание полосы бумаги «в два приема».
Речевая инструкция: «Это ножницы. Ножницы: чик-чик. Взгляни, я режу бумагу: чик-чик. Еще дай мне бумагу. Вот так: еще бумага! Благодарю! Я режу тут: чик-чик. И еще раз — вот тут: чик-чик. И в том месте: чик-чик. Ножницы: чик-чик! Продемонстрируй, где мне на данный момент резать бумагу. Так?»
В то время, когда «знакомство» с ножницами закончено, положите их перед детьми на каждого ребёнка и стол попеременно попросите: «Дай ножницы: «чик-чик», т.е. предмет именуется словом и «облегченным словом», напоминающим его звучание. Особенное внимание обращается на метод, которым дети должны удерживать ножницы в руке при передаче их взрослому: «острый» финиш держать в кулачке, а подавать их вперед «колечками».
В конце задания попросите детей отыскать предмет «по картине»:
• показываем ребенку одну картину и спрашиваем: «Где это?»,
• либо просим: «Дай это!»,
• либо показываем ребенку пара картин (не более трех-четырех) и спрашиваем: «Это ножницы?» Смотрим за верным потреблением утвердительных и отрицательных жестов либо слов «да — нет».
В то время, когда ребенок верно показывает предмет, его хвалят («аплодисменты») и еще раз именуют предмет и воспроизводят его звучание. В случае, если ребенок попытался сам «назвать» предмет, его поощряют независимо от того, как успешна была его попытка воспроизвести звукоподражательное слово: «Умница! Как отлично сообщил! Верно: чик-чик!»
12. Как «говорят» инструменты (итоговое занятие)
Цель: повторить пройденный материал и выяснить, как усвоены каждым ребенком навыки, нужные для стимулирования понимания и развития речи активной речи.
Задачи:
• закрепить умение соотносить конкретный предмет с его изображением и названием;
• мочь определять конкретный предмет по его звучанию;
• развитие узкой моторики (перемещения пальцев руки) при разучивании жестов, имитирующих «работу» инструментов.
Оборудование: см. занятие № 5.
Движение занятия
Занятие проводится в игровой помещении.
Перед началом занятия просите каждого ребенка продемонстрировать на столе предмет, что вы ему демонстрируете на картине (картины «молоток», «ножницы» уже привычны детям).
После этого, покинув на столе лишь один предмет, к примеру молоток, положите наоборот него брусок с гвоздиком и полосу бумаги.
Речевая инструкция: «Продемонстрируй, что мы делаем молотком». В случае, если ребенок придвигает к себе брусок с гвоздиком и начинает по нему стучать, похвалите его. В случае, если один ребенок «совершил ошибку», сообщите: «Нет, не это!» — и задайте такой же вопрос второму ребенку.
В то время, когда ребенок постучал молотком, продемонстрируйте ему, как возможно стучать кулачком (требуется намерено учить ребенка сжимать ручку в кулак). Погладьте ребенка по руке («Это ладошка»), сожмите его пальчики в собственной руке («Вот так, это кулачок»). Держа пальчики ребенка в собственной руке, продемонстрируйте ему, как нужно стучать «кулачком» и в один момент произносить «тук-тук».
Следите, дабы каждому перемещению руки соответствовало произнесение звукоподражательного слова, так будет легче добиться от ребенка его многократного повторения, потому, что ритмические перемещения руки стимулируют повторение однообразных маленьких слов.
Подобно разучите с каждым ребенком другие перемещения.
«Ножницы»: удерживая в собственной левой руке ладошку ребенка правой рукой, «отводим» его громадный палец в сторону, под углом 90 , а после этого снова приближаем его прикасаясь к вторым пальцам. Такие ритмические «отведения-приведения» громадного пальца сочетаем с одновременным произнесением: «Чик-чик».
Работа по формированию у детей жестов, имитирующих перемещения инструментов, проводится для левой и правой руки ребенка поочередно.
Особенное внимание на этом занятии должно быть уделено тем детям в группе, каковые не хорошо справлялись с заданием из занятия № 9. Эти дети довольно часто предпочитают «общаться» с другими людьми посредством капризных криков, недифференцированных жестов (к примеру, не показывают пальцем в направлении предмета, что им нужен, а просто тянут руки вверх, к взрослому человеку).
В случае, если таковой ребенок по большому счету не имеет возможности с первого раза «освоить» необходимые перемещения, специально для него направляться сформулировать задание в форме разучивания просительного жеста «Дай!» (сжимать и разжимать ладошку).
Речевая инструкция: «У……молоточек: тук-тук. Давай попросим
молоточек! Вот так! Дай! Дай молоточек!» Наряду с этим взрослый, пара раз сжав и разжав собственной рукой ладошку малыша, вкладывает
в нее молоточек.
Итоги этого занятия подводятся лично для каждого ребенка по параметрам:
1) состояние слухового и зрительного внимания по уровням;
2) состояние неспециализированной моторной ловкости, точность перемещений, делаемых руками, по уровням;
3) наличие жестово-мимических средств общения;
4) независимая речевая продукция, сопровождающая исполнение действий.
Первые два показателя оцениваются как «низкий, средний, большой» уровень, два последних — как «отсутствуют, весьма редкие проявления, употребляются».
В случае, если ребенок не хорошо справляется со всеми заданиями итогового занятия, с ним нужно непременно повторить все пять прошлых заданий дома и закрепить их лично.
13. Пламя: погаси свечку
Цель: научить детей долгому направленному выдоху.
Задачи:
• тренировать на физиологическом выдохе умение коротко и длительно выдыхать воздушное пространство;
• научить детей «играться» с огоньком свечи;
• понемногу вырабатывать произвольный речевой выдох;
• стимулировать звукоподражание «фу», эмоциональные возгласы «ой!»;
• практическое ознакомление с понятием «горячо».
Оборудование: вырезанное из бумаги изображение свечи, стол, стульчик.
Движение занятия ‘
Пара раз покажите детям, как нужно дуть на свечку, дабы она погасла. После этого предложите каждому ребенку повторить это задание.
Речевая инструкция: «Это свечка. Она горит. Я дую: фу-у-у. Ой! Свечка погасла. Нет огонька».
Домашнее задание. Пара раз зажгите свечку, давая ребенку почувствовать ее тепло. Нужно подносить свечку поближе к раскрытым ладоням ребенка и комментируя его ощущения посредством слов: «Ой! Горячо!», а после этого задувая ее.
Весьма интересно «поиграть» огоньком свечи. Возможно варьировать два приема:
— удалять и приближать свечку к губам,
— дуть слабо и очень сильно, так, дабы пламя сперва колебалось, а позже меркло от резкого порыва выдыхаемого воздуха.
Сперва эти приемы демонстрирует взрослый, а позже он поочередно разучивает их с каждым ребенком. Детям, каковые испытывают серьёзные трудности при независимом исполнении заданий на дутье, предлагается облегченный вариант игры. Сообщите такому ребенку: «Я дую на огонек. Звучно сообщи мне: Дуй, и огонек погаснет».
На последнем этапе занятия любой ребенок может еще раз самостоятельно попытаться «задуть свечку».
Всем детям это задание дается на дом с настоящей свечой под необходимым контролем своих родителей.
14. Ветер: Соловей Разбойник
Цель: научить детей выдыхать очень сильно и длительно, так, дабы возможно было добиться долгого свиста. Задачи:
• активизация непроизвольных перемещений артикуляционного аппарата при форсированном дутье;
• стимуляция произвольной артикуляции губ на физиологическом выдохе;
• тренировка «озвученного» выдоха;
• воспитание умения и слухового внимания ориентироваться в привычном помещении, находя «источник звука».
Оборудование: громадной свисток, личные свистки для каждого ребенка (приносятся детьми на занятие из дома, даются каждому ребенку лишь на время игры, в то время, когда этого требует движение занятия).
Движение занятия
Занятие проводится в игровой помещении. Покажите детям, как нужно свистеть в свисток. Речевая инструкция: «Это свисток. Дуем сильно-сильно! Он свистит: вот так».
После этого предложите каждому ребенку посвистеть вместе с вами: «Вот мой свисток. А это — твой свисток. Подуй в свисток. Вот так! Отлично. А сейчас — еще раз! Позволяй свистеть совместно».
Рекомендуется проводить это занятие сперва с теми детьми, каковые уже могут отлично «задувать свечку», а после этого понемногу привлекать к нему все новых детей, раздавая им индивидуальные свистки. Довольно часто дети начинают «свистеть», лишь убедившись, что это «не больно» и с другими детьми ничего не произошло.
В конце занятия проводится игра-соревнование «Чей ветер посильнее?»: Соловей Разбойник свистит, а ветер дует (для наглядности возможно подносить близко к свистку конфетти на ладони: чем посильнее свист, тем дальше разлетается конфетти).
Вариант домашнего задания для детей, у которых в группе ничего не получилось и они настойчиво отказывались либо дуть в свисток, либо его в рот. Сделать маленькую трубочку из плотного картона либо ватмана (длиной 10—15 см и диаметром не
более 3—5 см) и поучить ребенка сперва дуть в нее, приближая рот к одному из отверстий. оптимальнее эта игра разучивается в паре с родным взрослым, что сперва дует через трубочку на щечку либо волосы ребенка («Ветерок»), а после этого требует его «подуть так же». В этом случае ребенку не нужно обхватывать отверстие округленными губами, а достаточно будет только приблизить собственные губы к «трубочке» и сделать «выдох»: воздушное пространство достигнет лица либо волос взрослого, и «ветерок подует». Понемногу возможно будет переходить к дутью в укороченную трубочку, а после этого и в свисток.
15. Играем на дудочке
Цель: научить ребенка соотносить звук музыкального инструмента (дудочки) с самим его названием и предметом. Задачи:
• воспитание слухового внимания;
• ознакомление с новым способами и предметом занятий с ним (дуть в трубочку);
• формирование умения соотносить конкретный предмет с его изображением на картине, заглавием, звукоподражанием;
• познание названий действий (забрать, держать, дуть), слов, обозначающих место (тут, в том направлении), указательных слов (вот, это);
• стимулирование речевой активности в игровой обстановке.
Оборудование: игрушечный музыкальный инструмент (дудочка),
картина с его изображением, стол, стульчики.
Движение занятия
Занятие проводится в игровой помещении.
Сперва детей знакомим с предметом — дудочкой и в один момент показываем изображение этого музыкального инструмента на картине. Знакомство проходит в виде музыкальной игры: «Это дудочка. Она говорит: ду-ду-ду! Вот так. Мы отлично слышим дудочку. Я стою тут: ду-ду-ду! Я отправлюсь вон в том направлении (поднимаетесь и уходите в дальний финиш помещения). Дудочка звучно дудит: ду-ду-ду! Я дую в дудочку: ду-ду-ду!»
После этого вместе с каждым ребенком обучаемся «дудеть» на губах: вытягиваем «губки трубочкой» и хлопаем по ним ладошкой на выдохе.
Речевая инструкция: «Вытяни губки вперед. Подуй. Сделай ладошкой вот так. Дудим: ду-ду-ду».
С некоторыми детьми, каковые не могут верно «дуть в губки», возможно проводить игру в более адаптированном варианте: предложить им подуть в намерено подготовленную пустую пластиковую бутылочку (емкость 0,5 л), у которой срезанное дно. Горлышко пластиковой бутылочки весьма удобно для обхвата губами, и понемногу ребенок привыкнет удерживать губы в верном положении.
16. Игрушки: кубики и мячики
Цель: стимулировать называние действий и игрушек с ними в игровой обстановке.
Задачи:
• соотнесение заглавия предметов с настоящими предметами различной формы;
• уточнение действий, совершаемых с этими предметами (мячики катятся, прыгают; из кубиков возможно строить);
• совместное говорение звукоподражательных слов («бух», «ап», «би-би», «кать-кать»), сопровождающих исполнение конкретных действий, слов, говорящих о количестве (еще, один, довольно много);
• практическое овладение понятиями «громадной — мелкий», «один — довольно много» и умением указывать на размер и количество предметов посредством соответствующих жестов.
Оборудование: две игрушечные грузовые машинки (громадная и маленькая), резиновые мячики и деревянные кубики различного цвета, быстро контрастные по размеру (в отношении 1:3), ящик для игрушек.
Движение занятия
Занятие проводится в игровой помещении на ковре. Перед детьми ставится ящик с лежащими в нем кубиками и мячиками, на ковер выкатываются две машинки.
Речевые руководства:
1. «Сейчас мы будем складывать игрушки. Вот они (указательный жест в сторону коробки). Тут кубики и мячики. На этих машинках мы будем отвозить игрушки на их места».
2. «Ваня, кати ко мне громадную машинку». (Нужно непременно руками «продемонстрировать» размер машинки: развести руки в сторону так, дабы расстояние между ними соответствовало размерам автомобили в длину.)
3. «Дети, какую машину прикатил Ваня? Вот такую!» Жестом продемонстрируйте размер автомобили и помогите каждому ребенку также показать данный жест.
4. «Я положила в машину один кубик (продемонстрируйте количество кубиков на пальцах). Оля, положи в машину также один кубик (жест
«один»). Оля положила в машинку (жест «один» выполняется совместно с ребенком: помогите ребенку сложить пальцы руки в нужном порядке) один кубик».
5. «Сейчас Света положит в машинку еще один кубик (жест «один»). Света положила в машинку … (жест «один», делаемый совместно с ребенком) один кубик».
6. «Сейчас Галя …» и т.д., до тех пор пока все дети не положат в машинку по 2—3 кубика любой и пара раз не повторят жест «один». Кое-какие дети на протяжении исполнения этого задания смогут повторить за взрослым и слово «один».
7. «Посмотрите, в громадной машинке сейчас лежит довольно много кубиков (жест «довольно много»: разводите руки над кузовом автомобили в стороны, как бы огибая руками все кубики сходу). Вот какое количество!» Совместно с каждым ребенком еще раз покажите жест «довольно много». При исполнении этого жеста вместе с взрослым кое-какие дети смогут повторить и слово «довольно много» в облегченном варианте (типа «нога»).
8. «Давайте покатим машинку вон в том направлении, к полочке». В то время, когда дети начинают подталкивать машинку в нужном направлении, пара раз повторите «Кати, кати!», стимулируя детей к произнесению этого несложного слова в сочетании с перемещением машинки. В большинстве случаев, дети воспроизводят это слово в виде повторяющегося сочетания «кать-кать». Машинка едет по ковру и гудит: «Би-би!» Повторите это звукоподражание совместно со всеми детьми.
9. В случае, если на ходу кубики начинают падать, то прокомментируйте это: «Бух! Упал!» (жест «упал»: развести руки в стороны на ширине пояса), и сами либо посредством детей («Подними кубик! Дай мне кубик! Положи кубик в машинку!») возвратите упавший кубик в кузов грузовика.
10. «А сейчас мне нужна маленькая машинка». Жестом продемонстрируйте размеры маленькой машинки в длину.
11. «Света, положи один кубик в машинку. Света положила … (жест «один») один кубик. Продемонстрируй, сколько кубиков ты положила!» Жест «один» выполняется совместно с ребенком.
Подобно дается задание перевезти на громадной машинке довольно много мячиков, каковые складываются в кузов кроме этого по одному, и один мячик в маленькой машинке (мячики прыгают «Ап!», падают «бух» и катятся по полу «кать»).
В течение всей игры каждому ребенку много раз задается вопрос: «Что ты положил в машинку?», либо комментируется его воздействие: «Ты положил в машинку … (мячик, кубик)». Так стимулируется повторение названий этих игрушек, хотя бы в форме облегченных слов («мя», «ку»).
В будущем игра проводится с усложнением — нужно положить в машинку:
• лишь громадные либо лишь мелкие кубики;
• лишь громадные либо лишь мелкие кубики;
• лишь мячики и маленькие кубики, и т.д.
17. Мелкий барабанщик
Цель: научить детей соотносить звук музыкального инструмента (барабана) с самим его названием и предметом. Задачи:
• воспитание слухового внимания;
• ознакомление с новым способами и предметом занятий с ним (бить в барабан);
• формирование умения соотносить конкретный предмет с его изображением на картине, заглавием, звукоподражанием;
• познание названий действий (забрать, держать, бить), слов, обозначающих место (тут, в том направлении), указательных слов (вот, это);
• обучение исполнению нового перемещения обеими руками (бить палочками по барабану, похлопывать ладонями по поверхности барабана);
• стимулирование речевой активности в игровой обстановке. Оборудование: игрушечный музыкальный инструмент (барабан),
картина с его изображением, игрушечный заяц, стол, стульчики.
Движение занятия
Занятие проводится в игровой помещении.
Поставьте на стол детский барабан, рядом положите две древесные палочки. Дети усаживаются около стола.
Речевая инструкция: «Это барабан. Зайка желает на нем сыграть. Ваня, дай зайке палочку. Благодарю!» Зайка кланяется Ване и один-два раза ударяет палочкой по барабану: «Бум!»
«Света, дай зайке другую палочку. Благодарю!» Зайка кланяется Свете.
«Сейчас зайка играется сходу двумя лапками. Бум-бум! Молодец, зайка! Давайте похлопаем зайке!» Все дети рукоплещут в ладоши, подражая действию взрослого. Зайка кланяется.
После этого продемонстрируйте детям на выбор два больших рисунка и попросите их продемонстрировать, где нарисован барабан. Нужно подождать, дабы любой ребенок продемонстрировал на нужную картину (указательный жест).
После этого возможно переходить к следующему этапу занятия: обучению детей игре на барабане.
Для этого нужно сперва предложить поиграть на барабане самый активному ребенку. Данный ребенок заберёт палочку в руки и один-два раза ударит ею по барабану. Остальные дети, в большинстве случаев, следуют его примеру. В случае, если кто-то из детей так и не забрал древесные палочки со стола, нужно, не требуя у него повторить это задание за всеми детьми, сходу переходить к второму варианту «игры на барабане»: поочередно ударять палочками по барабану.
Чтобы научить детей поочередно ударять по барабану двумя руками, оптимальнее применять прием «помощи зайке»: попросите ребенка оказать помощь зайке держать палочки в лапках, т.е. выполнить то воздействие, которое он уже демонстрировал детям в начале игры. В то время, когда ребенок заберёт и будет удерживать в «заячьих лапках» обе древесные палочки, нужно положить собственные руки сверху ручек малыша и легким перемещением, без нажима, выполнить пара ударов по барабану, поочередно обеими «лапками».
С детьми, каковые уже попытались самостоятельно «бить по барабану», таким методом разучивается прием поочередных ударов по барабану, нужный для овладения ребенком согласованных действий обеими руками.
С детьми, каковые опасались брать палочки в руки и играть на барабане самостоятельно, таким методом разучивается легко игра на барабане одной рукой (любой). В большинстве случаев, такие дети редко делают действия по собственной инициативе, но с наслаждением включаются в работу, в то время, когда нужно оказать помощь более не сильный игроку (в этом случае зайка не имеет возможности удержать палочки без их помощи). Взяв поощрение (аплодисменты вторых детей, поклоны зайки), эти дети в будущем более деятельно включаются в задание и понемногу начинают стучать в барабан наравне с другими детьми.
На последнем этапе занятия дружно разучивают прием «хлопанья по барабану» ладошками. Для этого возможно попросить всех детей (в большинстве случаев их два-три на таком занятии) положить ручки на барабан, как зайка, и постучать по нему. С ребенком, что опасается стучать самостоятельно, возможно лично совершить модифицированный вариант игры: он будет помогать «рукоплескать зайке», как и в прошлом занятии.
Все перемещения даются на дом для необходимого закрепления с родителями.
18. Определи звучащую игрушку (итоговое занятие)
Цель: выяснить уровень слухового внимания к неречевым сигналам и возможность их дифференциации на слух каждым ребенком.
Задачи:
• мочь определять музыкальный инструмент по его звучанию;
• закрепить умение соотносить конкретный предмет с его изображением и названием;
• развитие узкой моторики (перемещения пальцев руки) при закреплении приемов игры на разных музыкальных инструментах;
• познание названий действий (дудеть, свистеть, играться, звенеть, бить) и умение соотносить их с определенными музыкальными инструментами;
• стимулирование речевой активности в игровой обстановке. Оборудование: ширма, пара музыкальных игрушек, быстро
отличающихся по звучанию (барабан, дудка, колотушка), свисток, личные свистки для каждого ребенка, пара однообразных колокольчиков, мишка и игрушечный заяц.
Движение занятия
Предварительно, перед началом коллективной игры, лично покажите каждому ребенку, как звучат две каждые музыкальные игрушки, а после этого спрячьтесь за настольной ширмой и сыграйте на одном из инструментов. Попросите ребенка предугадать, «что звучало». В случае, если ребенок не осилит с заданием, возможно дать ему самому «поиграть» на каждом инструменте, а после этого повторить задание.
При успешного исполнения этого задания направляться проверить, может ли кроха выяснить направление звучания привычной игрушки. Для этого ребенку предлагается самому спрятаться за ширму (либо не обращать внимания ладошками), пристально послушать любую игрушку, к примеру колокольчик, и, открыв глаза, продемонстрировать рукой, куда он «спрятался» в помещении.
В случае, если в группе большое количество детей младше двух лет либо легко большая часть детей не справляются с этими двумя заданиями (определить один из двух инструментов по звучанию, выяснить примерное место источника звука в помещении), то дальше нужно игру проводить без ширмы. В этом случае лишь отгадывающий ребенок сидит спиной к демонстрируемому музыкальному инструменту, а остальные дети смогут его видеть.
Игра начинается с того, что в гости к зайке приходит мишка. Они приветствуют друг друга (жмут лапы, обнимаются между собой, после этого мишка здоровается с каждым ребенком).
После этого все усаживаются около стола, на котором разложены музыкальные инструменты.
Зайка показывает собственному гостю, какие конкретно у него имеется музыкальные инструменты и как возможно играть на каждом инструменте. Ему оказывают помощь все дети. Ниже мы приводим речевые руководства для шести инструментов. На занятии целесообразно применять не больше трех инструментов в один момент.
Речевые руководства:
1. «Это колокольчик. Он звенит. Вот так: динь-динь! Ваня, позвени в колокольчик!»
2. «Это дудочка. Она дудит: ду-ду-ду! Послушай! Света, подуди в дудочку!»
3. «Это барабан. По нему стучат вот так: хлоп-хлоп! Вова, постучи палочками по барабану».
4. «А возможно и ладошками постучать: бум-бум! Давайте все постучим ладошками».
5. «Это свисток. Он свистит. Оля, посвисти в собственный свисток (ребенку протягивается его личный свисток). И Катя также посвистит в свисток! (Кате протягивается ее свисток)».
6. «А мишка нам принес собственный инструмент: это колотушка! Мишка в лесу в колотушку шумит, вторых зверей будит». Педагог вместе с мишкой демонстрирует, как звучит колотушка.
7. «Колотушка так звучно шумит, что мишка сам ничего не слышит около. Давайте поможем мишке услышать отечественные инструменты!»
Усадите мишку на колени к одному из детей, уберите все игрушки со стола и поставьте ширму. на данный момент зайка будет учить мишку выяснять, как звучат инструменты. Зайка поочередно вручается каждому ребенку в группе. Ребенок, забрав зайку в руки, обязан за ширмой поиграть на нужном инструменте.
Речевые руководства:
1. «Оля, помоги зайке (посвистеть в свисток)».
2. «Света, помоги зайке (позвенеть в колокольчик)».