Сейчас мы подошли к самому главному. Мы знаем, где в мозге человека представлено зрение, слух, осязание, перемещение. А где формируется его ум, обращение, воля? На данный вопрос вовсе не так легко ответить, и научное разрешение его было бы величайшим торжеством людской знания.
Возвратимся ровно на столетие назад.
Мы в Париже, центре научной судьбе того времени. В одной из древних парижских поликлиник трудится доктор-анатом Брока. на данный момент у него необычный больной. Он практически все осознаёт, но по окончании заболевания лишился дара речи и на все вопросы одинаково отвечает: тан-тан-тан. «Господин Тан-Тан» стали звать его другие больные, а после этого и доктора.
Неожиданно «господин Тан-Тан» умирает. Брока вскрывает его мозг —и что же? В задней части нижней лобной извилины левого полушария громадное размягчение — следы давнишнего кровоизлияния, абсолютно уничтожившего эту часть мозга. «Не помещаются ли в этом участке мозга центры, нужные для речевых перемещений?» — поразмыслил Брока. Но для открытия мало одного наблюдения. Он запасся терпением и ожидает. И вот через год еще один таковой случай. Господин Лелонг, 84 лет от роду.
По окончании удара он лишился речи. Так же как и «господин Тан-Тан», он очень многое осознаёт, но произносит лишь какие-то нечленораздельные звуки. Но вот Лелонг умирает. Брока вскрывает его мозг и опять, как у «господина Тан-Тана», видит размягчение — след бывшего кровоизлияния — в том же самом месте, где оно было и у первого больного!
Открытие сделано. Сейчас это точный факт, а не фантазия в духе Галля. «Центры», нужные для речевых перемещений, лежат в задней части третьей лобной извилины левого полушария. Через пара десятилетий это место в коре головного мозга назвали «центром Брока», и оно сохранилось как монумент громадного открытия.
Проходит еще десять лет, и германский психиатр Вернике устанавливает еще один ответственный факт. Заболевание его больных во многом противоположна болезни больных Брока: его больные довольно много, не смотря на то, что и не всегда ясно, говорят, но не знают обращенной к ним речи. По окончании кровоизлияния в мозг они становятся как бы чужестранцами в родной стране: звуки беседы доходят до них, но они их не хорошо различают, перестают осознавать слова и беспомощно наблюдают на говорящего, пробуя хоть что-нибудь уловить из его речи.
тут и Анатомическое вскрытие стало причиной ответственной находке: у всех этих больных размягчение коры головного мозга случилось совсем в другом месте — в задней трети верхней височной извилины, но равно как и у первой группы больных, в левом полушарии, в той его области, которая, как мы уже видели выше, входит в состав центральной станции синтеза и анализа звуковых сигналов.
Что же пряталось за этими двумя превосходными открытиями? По какой причине и в том и другом случае нарушение речи следовало за разрушениями участков левого полушария мозга?
Дабы ответить на эти вопросы, необходимо возвратиться к самым первым шагам превращения животных предков человека в людей современного типа.
Вот эти еще полуживотные-полулюди начали использовать и изготовлять орудия и с их помощью добывать себе пищу, вот они стали что-то делать, сообща трудиться. С процессом происхождения труда были тесно связаны два явления: выделение ведущей правой руки и появление членораздельной речи.
Сейчас отыщем в памяти один факт. В то время, когда мы совершали отечественное мысленное путешествие по центрам и путям нервной совокупности, то имели возможность видеть, что долгие дороги, идущие к громадным полушариям головного мозга, перекрещиваются, так что в левом полушарии выясняются представленными органы правой стороны тела, а в правом полушарии — органы его левой стороны.
Мы еще не знаем, по какой причине в ходе эволюции появился данный перекрест. Многие связывают его с тем, что и зрительные образы перевертываются, преломляясь через хрусталик глаза. Но принципиально важно, что данный перекрест стал причиной тому, что с выделением правой руки левое полушарие головного мозга стало ведущим. В нем и развились те участки коры головного мозга, каковые обеспечили возможность слышать членораздельные звуки речи и создавать нужные для речи перемещения. Итак, объединенная совместная работа слуховых и двигательных отделов левого полушария снабжает членораздельную людскую обращение.