Праславяне, древние славяне и их соседи.

Южнее мест обитаний лесных балтов археологи выделяют иные племена, следы которых названы зарубинецкой культурой по месту первой находки в с. Зарубинцы под Киевом. В сложении её учавствовали пара групп населения, в числе которых и поздние германские племена и оседлые скифы, узнаваемые из хроник как бастарны. В первом веке н.э. зарубинцы-бастарны бегут с правобережья Днепра от армии сарматского царя Фарзоя на север, в леса. Тут они делятся на пара групп, материальные следы которых археллоги именуют позднезарубинецкими монументами. Так начинают путь в истории первые узнаваемые археологам прямые предки славян. Римский историк Тацит упоминает их как венедов, говоря, что они «рыщут по горам и лесам… строят себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с громадной быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне».

Праславяне, древние славяне и их соседи. Рис.23. Монументы I-VII столетий отечественной эры на территории Брянской области. 1 –Почепская культура, 2 – Киевская и колочинская культура, 3 – Тушемлинская культура

Почепская культура. На брянских почвах, встретившись и частично слившись с местными балтами, венеды оставили в истории Подесенья след – монументы типа Почеп, названные по селищу, открытому и раскопанному Ф.М. Заверняевым около одноименного города. Из плодородной лесостепи венеды принесли в Брянские леса навыки пашенного земледелия на пойменных почвах. Но, как и предшественникам-балтам, им приходилось отвоевывать место у леса. Выращивали рожь, ячмень, пшеницу, просо, коноплю. Разводили лошадей, коров, коз, свиней и овец, охотились на лесного зверя. О продаже пушнины и зерна в Римскую империю свидетельствуют редкие находки римских серебряных монет-денариев. О торговых связях свидетельствуют и обнаруженная Почепском селище египетская пастовая («паста» – цветное непрозрачное стекло) голубая вставка в кольцо в виде фигурки льва, фрагменты римских краснолаковых амфор и сосудов.

Селились венеды средь леса, укрепленных поселений фактически не строили, обитая в поймах и на низких песчаных берегах рек. Только иногда занимали они ветхие балтские городища. От возведения упрочнений отказались, доверив защиту от недругов рекам, непроходимым лесам и болотам. Поселения размешались «кустами», замкнутой общностью из нескольких хуторов и деревенек, около которой было незаселённое пространство. И такая традиция размещения поселений оставалась у славян неизменной впредь до VII века. Помощь со стороны не нужна – расчистить от леса пашню возможно и силами мелкого рода. Чужака нужно кормить, а обычно самим не достаточно. Всё, что требуется от соседей – чтобы у них были юноши, готовые забрать замуж девчат из твоего рода, и чтобы были в том месте девчата — жёны уже для парней твоего рода – так как их детям данный род продолжать.

Праславяне, древние славяне и их соседи. Рис.24. Котлованы прямоугольной и округлой полуземлянок почепской культуры (Курово, Погарский район) Видны ямы от столбов, поддерживавших стены и крышу Реконструкция почепской полуземлянки
Праславяне, древние славяне и их соседи. Праславяне, древние славяне и их соседи.
Праславяне, древние славяне и их соседи. Рис.25. Изучение ямы-погреба со следами навеса на столбах на поселении почепской культуры (Погарский район)

Венеды собственную жизнь устраивали легко. Регулярная смена места жительства в лесах к этому располагала. Значительно чаще лесное поселение воображало собой хутор из нескольких прямоугольных столбовых жилищ-полуземлянок, углубленных до метра, окруженный ямами и хозяйственными строениями-погребами для прочих припасов и хранения зерна. Ветхие ямы заполняли разным мусором – первым делом битой посудой.

Жилище, как установлено археологами, служило шесть-семь лет, редко чуть продолжительнее, исходя из этого строители не очень сильно старались: вырезанный в почве прямоугольник, стенки из стоячих брёвен, расколотых на протяжении плетня и плах обмазанного глиной. Сверху дом прикрыт соломой, в противном случае и вовсе дёрном. В центре каждого жилища не печь, а несложный открытый очаг для приготовления и обогрева пищи, фиксируемый археологами как пятно прокаленной глины и скопление золы. Таковы дома, к примеру, на Почепском поселении. Пара иные постройки распознал археолог А.К. Амбороз на поселении Синёво (Почепский район): наземные «долгие дома» столбовой конструкции, напоминающие жилища юхновской культуры. Наконец, Ф.М. Заверняев, Е.А. Шинаков и А.А. Чубур изучали на почепских поселениях не прямоугольные, а округлые, похожие на милоградские, полуземлянки. Это свидетельства контактов меж различными племенами (а допустимо и интернациональных семей и «межплеменных» свадеб).

Праславяне, древние славяне и их соседи. Рис.26. А.К. Амброз Амброз Анатолий Константинович (1929-1985)- выдающийся исследователь древностей римского времени и раннего средневековья. Появился в г. Томске, получал образование школе в Фокинском районе Брянска, с отличием окончил истфак МГУ и всю жизнь трудился в Университете археологии АН СССР в Москве. В 1950-х гг. исследовал на территории Брянской области, в первый раз выделил почепскую археологическую культуру.

Посуда делилась на кухонную и на столовую. Кухонные горшки почепского населения были груболепными, округлобокими, с отогнутым венчиком, орнаментированным насечками, ногтевыми защипами и вдавлениями. Столовая посуда всё еще напоминала прошлую посуду бастарнов – это были бережно сделанные, чернолощеные ребристые миски, реже – горшки, украшенные орнаментом, прочерченным еще по сырой глине. Уровень качества кухонной посуды и столовой так различно, что возможно поразмыслить, словно бы бы делали её и пользовались ею различные люди. Пряслица для веретена изготавливали также из глины и, время от времени, из просверленных черепков лощеных мисок. По причине регулярных переселений венеды не стремились, да и не могли жить богато. Жили так, чтобы при атаке неприятелей либо очередном переезде возможно было не жалея кинуть всё, не считая нескольких полезных инструментов и вещей. А кривых горшков несложно и на новом месте налепить и обжечь.

Редкие оружие и железные орудия представлены серпами, ножами (выделяются ножи с горбатой спинкой), рыбацкими крючками, топорами, зубилами для обработки металлов, шильями и иглами, наконечниками. Железа так мало, что у ученых появляется вопрос: были ли на каждом поселении люди, привычные с кузнечным делом? Вероятнее, один кузнец, обслуживал огромную округу, ходили к нему из окрестных лесов за ножами, топорами и острогами, принося в обмен выращенное зерно, сыр либо заморские диковинки. Кузнец слыл волшебником, его почитали и опасались – он трудился с огнем, а, значит, был, согласно точки зрения соплеменников, «накоротке» с потусторонними силами. Но конкретно кузнец делал не только ножи и топоры, но и булавки-фибулы – застежки для прочей одежды и плащей, копируя их с вещей, добравшихся в лесную глушь из Рима и с Балкан. На одном только на Почепском поселении их отыскано более десятка.

Праславяне, древние славяне и их соседи. Праславяне, древние славяне и их соседи.
Праславяне, древние славяне и их соседи.
Рис.28. Железные вещи почепской культуры. Брянский краеведческий музей. Обнаружь рисунке наконечник стрелы, ножи, фибулы, пинцет, рыбацкие крючки.
Рис. 27. фрагменты и Кухонный горшок чернолощеных столовых мисок почепской культуры. Брянский краеведческий музей
Праславяне, древние славяне и их соседи. Рис.29. Венеды По реконструкции Зинаиды Васиной

Погребальный обряд у венедов, как и у их предков бастарнов – только кремация, сожжение. По данной причине ученые лишены возможности реконструировать по черепам их вид – вместо скелетов археологи находят лишь жженые осколки костей и пепел – прах. Прах данный складывался в горшок, что ставился в яму и засыпался.

Киевская и колочинская культуры. К III веку часть венедов, создавших почепскую культуру, покидает обжитые места, уходя на ее притоки и Оку. Им на смену приходят с юга их бывшие соплеменники, потомки позднезарубинецких племен, создавших к этому времени весьма похожую на почепскую киевскую археологическую культуру. Новое бегство в леса – В этом случае от пришедших из устья Вислы германских племён готов под предводительством короля Германариха, создавшего на юге Восточной Европы государство Ойум. Спустя полтораста лет готов сменяют пришедшие из-за Урала агрессивные гунны. Значит снова спокойней оставаться в лесах. Значит и образ судьбы был схож с предшественниками, следовательно и следы данной жизни должны походить друг на друга.

Так оно и имеется: отличий у кивеских и почепских древностей не так уж довольно много. Тот же погребальный обряд – закопанный в почву прах, помещенный горшок. Такие же маленькие поселения, складывающиеся из таких же домов-полуземлянок, возможно не столь глубоких. Они известны нам по раскопкам поселений Хотылево, Касилово (Брянский район), Посудичи и Курово (Погарский район), Кветунь (Трубчевский район) и других. Предметы быта становятся еще непривлекательней. Совсем исчезает лощеная столовая посуда, исчезает орнамент на неотёсанных кухонных горшках. Правда появляется новая разновидность керамики – диски, каковые имели возможность помогать как крышками для громадных горшков, так и сковородами, к примеру для выпечки лепешек. Все так же малы металлические вещи – наральники, косари, тесла, долота, швейные иглы и шилья, рыбацкие крючки, ножи. Единственное, что с позиций археолога претерпевает важные перемены – это мода на украшения.

Да, среди них как и раньше видятся разнообразные балтские и провинциально-римские булавки-фибулы, стеклянные бусы (сейчас не только древние, но уже и византийские). Но совсем новый тип украшений, перенятый у новых южных соседей – готов – ученые именуют «безжалостными выемчатыми эмалями». Их находят только на монументах III-V вв. н.э. Это подвески-лунницы, шпоры наездников, фибулы, ажурные цепи – символы власти на шеях вождей. Во всех этих изделиях на фоне сверкающей на солнце латуни размешались гнёзда разноцвеной эмали, каковые смотрелись со стороны как будто бы богатые камни-самоцветы. Красная эмаль, самый распространенная, напоминала гранаты и рубины, зеленая – изумруды, светло синий – возможно, аквамарин. Не обращая внимания на широкое распространение изделий с гнездами эмали от Прибалтики до Поволжья, большинство таких вещей отыскано в Поднепровье и в отечественном Подесенье в пределах расселения киевской культуры славян. Это разрешает археологам утверждать: большая часть украшений с эмалями изготавливалась конкретно тут, местными ювелирами. Соответственно, не столь уже отшельнической была жизнь лесных жителей.

Праславяне, древние славяне и их соседи. Рис.30 Украшения с выемчатыми эмалями из Суземского клада. Национальный исторический музей, Москва

На Брянской почва первой дешёвой науке стала находка украшений круга эмалей, сделанная в 1930-х гг. на р. Навле, неподалеку от с. Глажево краеведом А.М. археологом и Романовым Е.А. Калитиной. Пара вещей с эмалями были встречены в 1950-х гг. сотрудницей Университета археологии АН СССР Л.В. Артишевской при раскопках могильника недалеко от с. Кветунь под Трубчевском. В течение последнего столетия последовательность случайных находок из данной же серии был сделан на севере области – на территориях Клетнянского, Карачевского и Дятьковского районов, а после этого и южнее – недалеко от Брасово, в окрестностях Севска, Комаричей, Стародуба. Неповторимый клад железных драгоценностей, относящихся к кругу «выемчатых эмалей» был случайно найден недалеко от Суземки в 2011 году. Сейчас он выставлен в экспозиции Национального исторического музея в Москве. Привлекает внимание тот факт, что большинство «выемчатых эмалей» связана с самый близко облесенным и заболоченным Деснинским левобережьем.

Праславяне, древние славяне и их соседи. Рис.31. Вероятный вид представителей родовой знати создателей киевской культуры с убором из «выемчатых эмалей». По реконструкции Зинаиды Васиной
Праславяне, древние славяне и их соседи. Рис.31. Е.А. Калитина Калитина Елизавета Арсеньевна (1894-1978). Узнаваемый археолог из Смоленска, на Брянской почва изучила в 1930-х гг. поселения и могильники на реке Навля, абсолютно раскопала городище раннего железного века Торфель в Бежице, приняла участие в раскопках палеолитической стоянки Елисеевичи. В первой половине 50-ых годов XX века была репрессирована, по окончании реабилитации подорванное здоровье не разрешило дальше заниматься наукой.

В V-VII столетиях скоро изменяется историческая карта Восточной Европы. На смену потерявшим власть степнякам-гуннам приходят аварские полчища, а тех со своей стороны сметают хазары, создавшие у берегов Каспия одну из сильнейших держав того времени – Хазарский Каганат. Границы её быстро увеличиваются на север, бека и армии кагана – главных правителей каганата – подчиняют все новые народы, заставляя их платить дань в казну. Непросто приходится жившим к югу от лесной территории славянским племенам – антам.

На фоне этих событий и контактов и торговли с антским племенным альянсом, уже ходившим сражаться на Балканы и приносившим оттуда на Днепр изрядную добычу, киевская культура в лесах на Верхнем Днепре, Десне и ее притоках перерождается в колочинскую археологическую культуру. Названа она была названа археологом Э.А. Сымоновичем по городищу у села Колочин в Гомельской области. На Брянской почва известны десятки сельских колочинских поселений, в числе которых Посудичи (Погарский район), Хотылево (Брянский район), Усох (Трубчевский район) и многие другие, и до тех пор пока только одно укрепленное городище Макча недалеко от Трубчевска.

Неизменный образ судьбы так же, как и прежде сохраняет по берегам рек поселки из полуземляночных домов с каркасно-столбовой конструкцией стен размером 3 х 3 либо 4 х 4 метра и очагом либо глинобитной печью в. На поселении Смольянь (Брянский район) археологом, членом академии наук П.Н. Третьяковым было раскопано сходу четыре таких дома. Их окружали громадные зерновые ямы-погреба, в разрезе похожие на колокол: узкое входное отверстие сверху и широкое круглое дно. Все кроме этого свойственны для лесных обитателей ничем не украшенные, грубо вылепленные без применения гончарного круга горшки банкообразной и тюльпановидная и ребристой формы. Имеются среди посуды и глиняные сковороды – уже с маленькими бортиками.

Праславяне, древние славяне и их соседи. Рис.33. П.Н. Третьяков Третьяков Петр Николаевич (1909 — 1976) — выдающийся археолог-славист, профессор истории , член Академии наук СССР, научный сотрудник Университета археологии. На территории Брянской области вел в 1950-1960-х годах совместно со своей ученицей Любовью Венедиктовной Артишевской (1918-1998) разведки и могильников и раскопки поселений I тысячелетия отечественной эры и раннего жлезного века.

Некрополи (кладбища) у венедов-колочинцев, как и прежде, грунтовые, по обряду кремации. На грунтовом могильнике Усох (Трубчевский район) В.А. направляться было изучено 18 погребений: в трех случаях прах был собран в горшочек-урну, в остальных – легко высыпан в ямку. Только в некоторых случчаях, к примеру, в некрополе Гай в Кветуни (Трубчевский район), раскопанном Л.В. Артишевской, над погребением начинают насыпать заметный с далека земляной курган. Быть может, эта перемена как-то связана с влиянием ставших южными соседями кочевых культур – аваров, алан, хазар.

Изменяются не только могильники, но и мода на украшения, которая снова приходит с юга и с запада. У колочинцев исчезают украшения с эмалями, сам стиль украшений значительно меняется – самые популярными становятся так именуемые древности антов. Увидим, что понятие «древности антов» условное – мода на эту группу вещей распространялась по громадной части Европы, их нельзя относить лишь к славянской культуре. Для сравнения: штаны-джинсы это, как словно бы культура американская, но так как их наряду с этим шьют в Турции либо Китае, а носят и вовсе в мире. самые выразительными среди таких «антских» украшений, несомненно, были застежки-фибулы, форма которых, вероятнее, отражала старую мифологию. Одни напоминали фигурку человечка, по бокам украшенную конскими либо же птичьими головами. Другие имели один финиш, украшенный пятью выступами-«пальцами» (как будто бы растопыренная ладонь) и второй с ясной змеиной головой.

Праславяне, древние славяне и их соседи. Праславяне, древние славяне и их соседи.
Рис.34. Кое-какие серебряные предметы из Трубчевского клада антов (пальчатые фибулы, пряжка, ременные накладки). Трубчевский краеведческий музей Рис.35. Фибулы с конскими головами и изображением человека. Окрестности Севска

В Брянском крае за последнее столетие сделано пара единичных находок антских фибул – в с. Мужиново (Клетнянский район), с. Вщиж (Жуковский район), с. Воробейня (Жирятниский район), вблизи городов Севск и Унеча. Но самое серьёзное открытие случилось в 1989 г., в то время, когда на северо-западной окраине Трубчевска обитатель Трубчевска Виктор Васильевич Иванов при постройке гаража на окраине оврага нашёл в разбитом колочинском горшке клад из 148 серебряных и медных вещей. В клад входят пара разновидностей застежек-фибул, браслетов, гривны, височные кольца, геральдических поясных накладок, фигурки другие украшения и львов. Это самый северный из известных в РФ антских кладов. Клад был доставлен археологом В.А. Падиным в Трубчевский краеведческий музей, что сейчас – единственный музей в провинции центральной России, демонстрирующий в экспозиции столь неповторимую находку.

Образ судьбы поздних венедов-колочинцев и их соседей доносят до нас не только археологические, но и письменные источники. Вот что пишет в собственной книге «Стратегикон» византийский император Флавий Маврикий: «…Они бессчётны и выносливы, легко переносят и зной, и стужу, и ливень, и наготу тела, и дефицит пищи. К прибывающим к ним иноземцам хороши и дружелюбны, препровождают их поочередно с места на место, куда бы тем ни было необходимо, так что, в случае, если гостю по беспечности принявшего причинен вред, против него начинает неприязнь тот, кто привел гостя, почитая отмщение за него священным долгом. Пребывающих у них в плену они не держат в рабстве неизвестное время, как остальные племена, но, выяснив для них точный срок, предоставляют на их усмотрение: или они захотят возвратиться к себе за некоторый выкуп, или останутся в том месте как друзья и свободные люди. У них множество разнообразного скота и злаков, сложенных в скирды, в особенности полбы и проса. …Ведя разбойную судьбу, они обожают выполнять нападения на собственных неприятелей в местах лесистых, узких и обрывистых. С пользой для себя пользуются засадами, хитростями и внезапными нападениями, ночью и днем, выдумывая бессчётные уловки… Пребывая в состоянии взаимной вражды и анархии, они ни боевого порядка не знают, ни сражаться в верном бою не стремятся, ни показаться в местах открытых и ровных не хотят…»

Праславяне, древние славяне и их соседи. Рис.36. «Вестник. Восстал род на род» (с картины Н.К. Рериха)

Роменская культура. Нехорошее знание армейского дела сослужило венедам-колочинцам плохую работу. Мы уже говорили про Трубчевский клад. Он, как и множество вторых антских кладов был запрятанным в почве в конце VII века не просто так. Это связано с приходом чужаков на почвы венедов. Чужаками были не кочевые племена, а такие же славяне. В бассейн верхнего Днепра и Десны, а после этого и на Оку и Дон приходят с Вислы, Волыни, с Днепровского правобережья и из Поволжья группы вторых славян. Венеды-колочинцы и их культура растворяются в новом населении, следы которого археологи именуют роменской археологической культурой (названа так по г. Ромны в Украине).

В отличие от колочинцев, роменцы предпочитали жить на укрепленных городищах на высоких берегах рек, не смотря на то, что и неукрепленные сельские поселения у них в округе таких городищ также имелись. Зданиями были, как и у колочинцев, полуземлянки, но устроенные в противном случае: стенки из брёвен имели в большинстве случаев срубную конструкцию, а в дальнем от входа углу жилища стояла глинобитная печь, которая топилась «по-тёмному», другими словами без дымохода.

Праславяне, древние славяне и их соседи. Рис.37. Реконструкция роменского жилища (по А.В. Григорьеву)
Праславяне, древние славяне и их соседи. Рис.38. Фрагмент горшка роменской культуры. Виден гусеничный орнамент на поверхности

Роменские кладбища представляют собой группы курганов, в которых хоронили сосуды с прахом сожженного покойника. Любой курган мог быть мелким домашним кладбищем с несколькими захоронениями – собственного рода «фамильным склепом».

Роменцы-северяне – оседлые земледельцы, возделывавшие рожь, пшеницу, просо (мы знаем об этом по находкам обугленного зерна в ямах-погребах на поселениях) были дружны со степными племенами алан. Об этом свидетельствуют не только традиции потребления северянами в пищу конины (что для большинства славян не характерно), не только нередкое совместное проживание в одних поселках, о чем говорят, к примеру, находившиеся вместе c прямоугольными роменскими полуземлянками круглые жилища, похожие на аланские степные юрты. Свидетельство этого альянса – это еще и «древности волнынцевского типа». Их отличие от обычных роменских содержится в присутствии на поселениях своеобразной для роменцев керамики, изготовленной на гончарном круге. Она видится практически совместно с громадными амфорами и обычными аланскими и хазарскими украшениями. Чткие хронологические рамки (вторая добрая половина VIII – первая добрая половина IX столетий) разрешают связать эти вещи конкретно с периодом вхождения северян в состав территорий, контролируемых Хазарским Каганатом.

Роменцы лепили глиняную посуду вручную, без применения гончарного круга, додавая в глиняное тесто раздробленную керамику – шамот. Керамика представлена высокими лепными горшками-кувшинами, глиняными сковородами и низкими мисками. Довольно часто роменцы украшали сковородки и горшки не только защипами по венчику, но и оттисками так именуемого «гусеничного штампа» — веревочки намотанной на палочку. В отличие от колочинцев, роменцы имели весьма развитое кузнечное ремесло.

Итак, славяне-носители роменской культуры, покорив местные став и славянские племена новой родовой знатью, начали вырабатывать знакомые нам по русским летописям славянские племенные альянсы. Юго-восток региона заселяют представители племенного альянса северян. Радимичи заняли запад (бассейны Беседи и Ипути), а вятичи – северо-восток (по Болве и Ресете). Роменская культура фактически в равной степени, с некоторыми локальными изюминками характерна и для радимичей, и для вятичей, но первым делом – для племенного альянса северян. «Седоша по Десне, и по Семи и по Суле, и нарекошеся север» – пишет о них русский летописец Нестор.

Тушемлинские племена – так по первому изученному городищу на реке Тушемле (приток Сожа, Смоленская область) именуют археологи население смежных территорий и верховьев Днепра Подвинья в первом тысячелетии новой эры. К III–IV столетиям днепро-двинские племена начинают мирно смешиваться с праславянским населением – носителями киевской культуры, давая начало новой археологической культуре. Поздние днепро-двинцы оставляют собственные городища и переселяются на неукрепленные селища, расположенные недалеко от эргономичных сельскохозяйственных угодий. К настоящему времени их в Брянской области известно уже более десятка – у сел Владимировка, Вороново, Княгинино, Челиловичи, Снопоть, Негромкая Пристань, Яблонь и других. На селищах были возведены наземные четырехугольные жилища столбовой конструкции, рядом с которыми размешались хозяйственные постройки – погреба, сараи, навесы. Сохранились и производственные сооружения, в которых происходило изготовление металлических и других железных изделий.

Праславяне, древние славяне и их соседи. Рис.39. план и Реконструкция раскопа тушемлинского городища-убежтща со святилищем на площадке

Главные монументы тушемлинцев – неукрепленные селища, расположенные на пологих и низких берегах озёр и рек, и городища-убежища, сооруженные с возведением древесных стен на земляных рвах и валах более древних закинутых днепро-двинских городищ. Имеются кроме этого грунтовые могильники с захоронением погибших соплеменников по обряду кремации. К городищам-убежищам на территории Брянского края относятся Негромкая Пристань, Яблонь, Дубровка (Немировка), Каменец, а к селищам – Харичи, Курдеевка, Колышкино и Яблонь-2. Доктор наук Е.А. Шмидт выделил среди тушемлинских городищ особенный тип монументов – языческие святилища-капища. Они представляли собой круглые сооружения, обставленные по периметру столбиками – возможно древесными изображениями божков и духов. В центре круга был громадной столб с изображением главного божества. Возможно высказать предположение, что к тушемлинским святилищам в Брянской области относятся городища Яблонь (3 вала, 2 рва), Дубровка (3 вала, 3 рва) и Каменец (4 вала, 3 рва), расположенные соответственно в Рогнединском, Клетнянском и Дубровском районах.

Среди отысканных археологами вещей выделяются вооружения воина и предметы снаряжения-наездника: наконечники стрел и копий, шпоры, удила, пряжки, кресала, ножи. К орудиям труда относятся серпы, шилья, иглы, топоры, другие изделия и долота. Главным женским украшением помогали проволочные, с утолщенными финишами височные кольца, и браслеты, подвески, кольца и стеклянные и янтарные (поставлявшиеся с берегов Балтийского моря) бусы. Базой хозяйства тушемлинцев были животноводство и земледелие. На городищах исследователями найдены обуглившиеся зерна пшеницы, ржи, ячменя, овса, проса, конских бобов и чечевицы. Охота и рыболовство были второстепенными занятиями.

Если судить по данным топонимики (науки о происхождении географических названий) и археологии, тушемлинские племена, как и их предшественники днепро-двинцы, относились к группе восточных балтов. Но, кое-какие ученые, к примеру академик В.В. Седов, считают, что в культуре тушемлинских племен прослеживаются и праславянские элементы.

Тушемлинские племена просуществовали до конца VII века, в то время, когда большинство их городищ была сожжена, возможно, на протяжении боевых действий. Затем в восьмом веке на территории тушемлинской культуры появляются представители славянских племенных альянсов — с юго-запада радимичей, а с севера – кривичей, каковые поглощают остатки тушемлинцев.

задания и Контрольные вопросы:

1. Прочтите про размеры Великой Скифии, имевшей форму квадрата. Попытайтесь сосчитать, какова была сторона этого квадрата в километрах, отыскав в тексте нужные для расчетов эти.

2. Перечисли узнаваемые археологические культуры раннего железного века (древних балтов), существовавшие на территории Брянского края. Как назывались народы, создавшие эти культуры?

3. Прочти про разновидности скифских наконечников стрел. Поразмысли и поведай, как по ним, либо по вторым вещам археологи смогут определить время, в то время, когда существовало старое поселение либо было сделано захоронение.

4. Какие конкретно археологические культуры связаны с предками славян? А с старейшими славянами?

Восточные славяне в VII-IX вв. Видеоурок по истории России 6 класс


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: