Выше отмечалось, что нормы и общепризнанные принципы международного права и интернациональные контракты РФ являются составной частью ее правовой совокупности и имеют наивысшую юридическую силу. Значит, нормы и такие принципы входят в неспециализированный массив правовых предписаний, действующих в стране, а акты, в которых они находятся, являются частью законодательства страны. В обществе уже давно сложились соответствующие ценности и общечеловеческие идеалы — незыблемые представления о справедливости, свободе, неотъемлемых правах человека, а также социальных правах. Зародившись на заре человечества и непрерывно пополняясь новым, более широким содержанием, они, в конечном итоге, легли в базу концепции правового, социального страны. Понемногу естественные права человека воплотились в интернациональные акты — декларации, пакты, соглашения, конвенции, советы и т. д. Число таких актов в истекшем веке быстро возрастало, в особенности во время по окончании окончания Второй мировой, в то время, когда большинство людей поняло приоритеты общечеловеческих ценностей и идей.
Сейчас возможно с полной определенностью утверждать, что организации жизни взаимоотношения и общепризнанные принципы людей в обществе, как и межправительственные отношения закреплены в интернациональных актах и являются той базой, на которой выстроена правовая совокупность всех развитых, цивилизованных государств.
Изложенное полностью относится и к социальному обеспечению, не смотря на то, что в данной сфере имеется кое-какие особенности, касающиеся в прошлом СССР как относительно замкнутого нынешней России и государственного образования, не преодолевшей еще некоторых барьеров общения с мировым сообществом. Они состоят, например, в том, что СССР и Российская Федерация не ратифицировали большей части конвенций по вопросам социального обеспечения, созданных интернациональной организацией труда (МОТ[262]), вторыми интернациональными организациями, деятельность которых охватывает социальное обеспечение наемных и некоторых вторых работников. Но тенденции к их ратификации сейчас проявляются: ратифицированы, например, Конвенции: «О опытной реабилитации калек», «О правах ребенка», «О равных возможностях и равном обращении для женщин и трудящихся мужчин: трудящиеся с домашними обязанностями», и Конвенция СНГ «О основных свободах и правах человека». В этих Конвенциях, наряду с другими, находятся и нормы, касающиеся социального обеспечения, защиты социальных прав.
самоё полное отражение нормы и общепризнанные принципы международного права взяли во Общей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Главной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Эти правила взяли правовое оформление в двух Интернациональных пактах — об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах. Они подписаны от имени СССР 18 сентября 1968 г. и ратифицированы 18 сентября 1973 г. Президиумом Верховного Совета. Обрели юридическую силу эти пакты у нас соответственно 3 января 1976 г. и 23 марта 1976 г. Оба названных пакта действуют и в РФ, потому, что Российская Федерация признает силу интернациональных соглашений, заключенных СССР, и есть его правопреемницей.
Эти интернациональные акты регламентируют главные права граждан в области социального обеспечения.
Возможно выделить три сложившихся в РФ учёта и способа внедрения интернациональных норм о социальном обеспечении.
Первый— это яркое использование норм, содержащихся в интернациональных актах, без изменения их в российские законы. Второй— включение таких норм в российские законы абсолютно либо частично. Эти методы используются в отношении норм, содержащихся в международных правовых актах, каковые ратифицированы в соответствии с правилами. Не секрет, что подобные нормы не так уж редко реализуются не полностью. Объяснение тому — обширно распространенный до сих пор правовой нигилизм федеральных властных структур (законодательной и аккуратной ветвей власти), недооценка ими .необходимости абсолютного исполнения принимаемых страной обязательств перед собственным народом и мировым сообществом, не обращая внимания на трудности, порождаемые самой властью.
реализация способ— и Третий учёт в нормативных правовых актах внутреннего законодательства интернационального опыта в сфере социального обеспечения, выраженного в соответствующих интернациональных актах, к каким Российская Федерация не присоединилась, а также в законодательстве других государств. Данный метод употреблялся в СССР и еще более активно используется в РФ (к примеру, при реформировании пенсионной совокупности на страховых правилах в 1990 г., введении пособий по безработице). В этом случае речь заходит о использовании и заимствовании интернационального опыта для правового регулирования соответствующих публичных взаимоотношений в стране посредством внутреннего законодательства. В указанных целях употребляются кроме этого результаты сравнительных изучений, проводимых интернациональными организациями (МОТ, МАСО и т. д.).
§ 2. Источники международного права, их главное содержание
Важнейшим источником, в котором находятся нормы и общепризнанные принципы международного права, касающиеся социального обеспечения, есть упомянутый Интернациональный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Он базируется на правилах, провозглашенных Уставом ООН и содержащихся во Общей декларации прав человека.
Пакт об экономических, социальных и культурных правах предусматривает, что участвующие в нем страны признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 9).
Каждое участвующее в Пакте государство обязуется принять в больших пределах имеющихся ресурсов меры к тому, дабы обеспечить постепенное полное осуществление всех признаваемых прав всеми надлежащими методами, включая, например, принятие законодательных мер. Это относится и к праву на социальное обеспечение.
Все страны, участвующие в Пакте, признают право каждого человека на жизненный уровень, хороший для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище и на постоянное улучшение условий судьбы и обязуются принимать надлежащие меры к осуществлению этого права. Общая декларация прав человека, с которой неразрывно связан Пакт, закрепляет кроме этого право человека на социальное обеспечение и на осуществление нужных мер для поддержания его преимущества. В ней указывается, что любой в праве на таковой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и нужное социальное обслуживание, что нужен для благосостояния и поддержания здоровья его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости либо иного случая потери денег на жизнь по независящим от него событиям.
В указанных интернациональных актах, следовательно, не только закрепляется право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, но и определяется тот уровень судьбы, что ему обязан гарантироваться. По существу, это социальный минимальный уровень, включающий все нужное для обеспечения здоровья и его семьи и благосостояния человека. Вместе с тем в этих актах содержится список всех социальных рисков, защиту от наступления которых призвано обеспечивать государство. Повышенная охрана здоровья предусмотрена для матерей в течение разумного времени до и по окончании родов. В это время трудящимся матерям обязан предоставляться оплачиваемый отпуск либо отпуск с достаточным пособием по социальному обеспечению. помощи и Особые меры охраны должны приниматься в отношении детей и подростков.
Многие нормы, содержащиеся в Всеобщей декларации и Пакте прав человека, воспроизводятся и развиваются в Декларации прав и гражданина и свобод человека, принятой Главным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларация не есть нормативным правовым актом в буквальном смысле этого слова, но в ней отмечается необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными интернациональным сообществом стандартами прав и свобод человека. Подчеркивая право каждого на социальное обеспечение по возрасту, при потери трудоспособности, утраты кормильца и в иных установленных законом случаях, русский Декларация предусматривает, что пенсии, пособия, другие виды социальной помощи должны снабжать уровень судьбы не ниже установленного законом прожиточного минимума.
Сфера социального обеспечения — особенная, в ней фактически отсутствуют ратифицированные конвенции по затронутым вопросам, в отличие от регулирования на интернациональном уровне трудовых взаимоотношений.
Пакт об экономических, социальных и культурных правах, основанный на Общей декларации прав человека, только в общем виде определяет обязанности стран, его ратифицировавших. Возможно сделать неспециализированный вывод, что Российская Федерация делает взятые на себя обязательства, закрепленные в Пакте. Исключение образовывает только уровень обеспечения, в первую очередь пенсионного. Помимо этого, Российская Федерация, вопреки Декларации прав и свобод человека 1991 г. и Конституции, действовавшей до 12 декабря 1993 г., отказалась обеспечивать уровень судьбы ветхим и нетрудоспособным гражданам не ниже установленного законом прожиточного минимума. Гарантия предоставления пенсии не ниже прожиточного минимума исключена из Конституции РФ 1993 г. и Закона 1990 г.
Вторым по значимости интернациональным актом в сфере социального обеспечения есть Конвенция о правах ребенка. Она открыта для ратификации и подписания с 20 ноября 1989 г., получила юридическую силу для СССР с 15 сентября 1990 г. Эта Конвенция охватывает целый комплекс прав ребенка — как гражданских, так и социально-экономических. Конвенцией выяснен механизм контроля за соблюдением взятых на себя странами обязанностей. Данный контроль осуществляется Комитетом по правам ребенка, складывающимся из 10 свободных специалистов (выступающих в личном качестве), каковые избираются на заседании стран — участников Конвенции. Страны — участники Конвенции воображают доклады Комитету каждые пять лет.
Российская Федерация вступила в Совет Европы, стала 39-м участником данной организации. Закон о присоединении РФ к Уставу Совета Европы принят 23 февраля 1996 г. Совет Европы основан в мае 1949 г. десятью европейскими государствами[263]. Его состав всегда расширяется. Штаб-квартира Совета Европы находится в Страсбурге (Франция). Наблюдателями являются США, Япония, Канада, Австралия. Главные органы Совета Европы — Комитет министров, Парламентская ассамблея, Конгресс местных и региональных правительства Европы и Секретариат. Комитет министров собирается на уровне глав МИД как минимум два раза в год. В другое время он трудится в составе их представителей. Комитет вправе принимать необходимые ответы от имени Совета Европы. Парламентская ассамблея имеет консультативные функции, заседает четыре раза в год. Она принимает резолюции, в большинстве случаев, большинством голосов.
Комитет Министров — тот орган Совета Европы, что правомочен утверждать нормативные акты в форме конвенций, подлежащих ратификации и имеющих необходимую юридическую силу, либо в форме рекомендаций, каковые должны учитывать страны — члены Совета Европы в собственной законодательной деятельности.
Цели создания Совета Европы закреплены в его Уставе: трудиться с целью достижения большего единства в Европе, защищать правила парламентской народовластии, главенство закона и прав человека, помогать социальному прогрессу, закреплению и экономическому развитию общечеловеческих сокровищ.
В общем итоге за более чем полувековую собственную деятельность Совет Европы принял более ста соглашений и конвенций, среди которых важнейшими являются Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия.
Первыми документами Совета Европы явились Европейское временное соглашение о социальном обеспечении по старости, инвалидности и по случаю утраты кормильца и Европейское временное соглашение о социальном обеспечении кроме обеспечения при старости, потери и инвалидности кормильца (оно охватывает пособия по заболеванию, по материнству, по безработице, при трудового увечья, пособие при смерти и семейное пособие), и Европейская конвенция о социальной и медицинской помощи.
После этого разрабатывается Европейский кодекс социального обеспечения в сотрудничестве с Интернациональной организацией труда на базе ее Конвенции №102 (1952 г.) о минимальных нормах социального обеспечения. Данный кодекс, вместе с протоколами к нему, определяет минимальный уровень защиты, что договаривающиеся страны должны предоставлять в связи с заболеванием, безработицей, старостью, профессиональным заболеванием и трудовым увечьем, материнством, потерей и инвалидностью кормильца, на содержание детей. В нем не установлен уровень социального обеспечения выше минимального уровня, предусмотренного Конвенцией №102 МОТ. В кодексе, кроме неспециализированных положений (об применяемых тер минах), раскрывается содержание всех классических звеньев (отраслей) социального обеспечения (медобслуживания, пособий по заболеванию, при трудового увечья либо опытного заболевания, домашних пособий, пособий по материнству, по старости, по инвалидности и по случаю утраты кормильца). В нем находятся стандарты по начислению периодических выплат, и стандарты процедур надзора (контроля).
В табл. 5 указаны размеры выплат обычным получателям пособий. Они даны в процентах к прошлому доходу или (при определенных условиях) к доходу квалифицированного рабочего мужского пола, занятого ручным трудом, или к доходу простого взрослого работника мужского пола. Государство может выбрать в каждом случае соответствующий доход по собственному усмотрению.
Таблица 5
Основание для пособия | Обычный получатель | Размер пособия в % к доходу |
Заболевание | Мужик с женой и двумя детьми | |
Безработица | Мужик с женой и двумя детьми | |
Старость | Мужик с женой пенсионного возраста | |
Трудовое увечье: Нетрудоспособность Инвалидность | Мужик с женой и двумя детьми | |
Утрата кормильца | Мужик с женой и двумя детьми Вдова с двумя детьми | |
роды и Беременность | Дама | |
Инвалидность | Мужик с женой и двумя детьми | |
Утрата кормильца | Вдова с двумя детьми |
Увлекательны, на отечественный взор, кое-какие положения Конвенции МОТ №102 «О минимальных нормах социального обеспечения» применительно к разным видам обеспечения. Конвенция допускает, к примеру:
—в отношении пособия по заболеванию — установление определенного стажа, нужного для предотвращения злоупотреблений; ограничение длительности его выплаты 26 семь дней в каждом случае
заболевания; непредоставление пособия за первые три дня заболевания;
—в отношении материальной помощи безработным — ограничение длительности его выплаты 26 семь дней за 12-месячлый период; непредоставление пособия за первые 7 дней каждого случая временной потери дохода;
—в отношении пособия (пенсии по отечественной терминологии) по старости — установление для граждан обоего пола пенсионного возраста
не выше 65 лет а также более большого возрастного предела с учетом
работоспособности пожилых граждан; снижение пенсии, основан
ной на совокупности страховых взносов, в то время, когда доход-пенсионера превышает определенную сумму;
—в отношении пособия по родам и беременности — установление
стажа, нужного для предотвращения злоупотребления; ограничение срока выплаты пособия 12 семь дней;
—в отношении пособия (пенсии) по инвалидности — установление 15-летнего стажа уплаты страховых взносов либо работы по найму
либо 10-летнего стажа нахождения в стране; выплата пособия только при
полной потере свойства к какому-либо труду;
—в отношении пособия по случаю утраты кормильца — обеспечение лишь детей и вдов погибшего, сокращение пособия трудящимся
вдовам и т.д.
Потом Европейский кодекс социального обеспечения дорабатывается. В июне 1990 г. пересмотренный кодекс одобрен, а 6 ноября того же года открыт для подписания. Первыми его подписали 13 стран: Австрия, Бельгия, Кипр, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Италия, Люксембург, Норвегия, Португалия, Турция и Швеция. Пересмотр определяется многими обстоятельствами, в частности необходимостью повысить стандарты, охватить пособиями другие категории населения, и т. д.
В табл. 6 приведены размеры выплат в процентах к прошлому доходу как одиноким, так и «обычным получателям пособия».
Пересмотренный кодекс существенно расширяет кроме этого круг граждан, охваченных соцзащитой в области медобслуживания, и распространяется на всех трудящихся по найму, либо на все экономически активное население (включая и в том и другом случае супруга и детей, находящихся на иждивении) либо на всех живущих в стране граждан. То же касается и всех других отраслей защиты (она распространяется на всех трудящихся по найму (минимум на 80— 95%), на солидную часть активного населения (70—90%) либо на большую часть живущих в стране граждан).
В отношении круга граждан, каковые охватываются соответствующими видами социального обеспечения, Российская Федерация опережает многие страны и в полной мере отвечает стандарту, что установлен в пересмотренном Европейском кодексе социального обеспечения.
В пересмотренном кодексе установлены намного более высокие нормы финансовых пособий. В расчете на обычного получателя они выше приблизительно на 20% если сравнивать с установленными в первом кодексе.
Прошлая зарплата (совместно слюбым домашним пособием) определяется на основании законодательства . Наряду с этим смогут устанавливаться большие пределы пособий или прошлого дохода, из которого она исчисляется. В любых ситуациях общая сумма пособий обязана
Таблица 6
Страховой случай | Размер пособия одинокого получателя, в % к доходу | Размер пособия обычного получателя, имеющего иждивенцев, в % к доходу |
Заболевание | Лицо, имеющее супруга и двоих детей 65 | |
Безработица | Лицо, имеющее супруга и двоих детей 65 | |
Старость | Лицо, имеющее супруга Определенного возраста 65 | |
профессиональное заболевание и Трудовое увечье а) временная либо начальная нетрудоспособность б) полная и постоянная утрата трудоспособности, дающей доход, либо соответствующая степень физической инвалидности — неспециализированная — в то время, когда требуется постоянный уход в) смерть кормильца — муж, потерявший кормильца — ребенок | Лицо, имеющее супруга и двоих детей 65 — Муж, потерявший кормильца, с двумя детьми 80 | |
Материнство Инвалидность Смерть кормильца — муж, потерявший кормильца — ребенок | Дама с супругом и двумя детьми 65 Лицо, имеющее супруга и двоих детей 65 Муж, потерявший кормильца, с двумя детьми 65 |
быть достаточна для поддержания здоровья и надлежащего материального положения семьи и не может быть меньше пособия, исчисленного из дохода простого взрослого рабочего-мужчины (данный доход рекомендуется определять по соответствующим правилам, определенным в Конвенции).
Установлено кроме этого, что размеры текущих периодических выплат по старости, в связи с трудовым увечьем, по инвалидности и по случаю утраты кормильца пересматриваются в связи с значительными трансформациями в зарплате и в стоимости судьбы.
В той ситуации, которая сложилась в РФ сейчас, многие виды социального обеспечения, в первую очередь пенсии для граждан, трудившихся по найму, не соответствуют по собственному уровню минимальным западным стандартам. Одновременно с этим кое-какие виды обеспечения, к примеру пособия по заболеванию (по временной нетрудоспособности), по родам и беременности, значительно превосходят все западные стандарты как по условиям, так и по их уровню.
Европейская социальная хартия предусматривает разные социальные права и их защиту — комплекс прав, относящихся к трудовым отношениям (право на труд, право на вознаграждения и справедливые условия труда и т.д.), право на охрану здоровья и т.д. В ней предусмотрено кроме этого право на социальное обеспечение. В частности, предусматриваются обязательства договаривающихся стран обеспечить каждому хороший уровень судьбы, нужный для благосостояния и поддержания здоровья. Свидетельствует ли это, что в Конституции РФ нет аналогичной нормы и что поддержание и установление для того чтобы уровня судьбы не есть обязанностью РФ? Само собой разумеется, нет. В этом случае действуют нормы интернациональных актов, в частности Пакта об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированного отечественной страной. Хороший жизненный уровень — это уровень хотя бы не ниже западных стандартов, признанных в цивилизованном мире, в частности определенных Конвенцией МОТ № 102. .
Европейская Конвенция о социальном обеспечении принята для достижения большего единства законодательств о социальном обеспечении, его многосторонней координации, реализации ответа о заключении особого акта, регулирующего вопросы, которые связаны с социальным обеспечением мигрантов и иностранцев, в частности относительного равенства в обращении с их собственными гражданами и сохранения получаемых и уже купленных прав. В данной Конвенции подтверждается принцип равенства граждан договаривающихся лиц и стран без гражданства и принцип сохранения пособий независимо от любого места жительства, т. е. те правила, каковые лежат в базе Европейской социальной хартии и нескольких конвенций МОТ. Конвенция определяет правила применения законодательства государств и устанавливает особые правила, регулирующие предоставление таким гражданам всех пенсий и основных пособий (по материнству и болезни, инвалидности, старости, по случаю утраты кормильца, профессиональных заболеваний и трудового увечья, смерти, безработицы, домашние пособия).
Вместе с тем Конвенция есть тем актом, на основании которого в будущем смогут развиваться и заключаться двусторонние и многосторонние соглашения между европейскими странами.
Наша страна до тех пор пока еще не присоединилась к данной Конвенции. Но последовательность наиболее значимых положений, определяющих равенство зарубежных граждан, беженцев, лиц без гражданства с гражданами нашей страны уже давно закреплены в законах. Законом СССР «О правовом положении зарубежных граждан в СССР» устанавливалось, что зарубежные граждане в СССР пользуются теми же свободами и правами и несут те же обязанности, что и граждане СССР, в случае, если иное не вытекает из Конституции СССР, настоящего закона и других актов советского законодательства[264].
Данный принцип равенства воспринят и Россией. В соответствии с п. 3 ст. 62 Конституции РФ, лица и иностранные граждане без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, не считая случаев, установленных законом либо интернациональным контрактом РФ. Равенство зарубежных лиц и граждан без гражданства, а также беженцев, с гражданами России подтверждается рядом законов, к примеру законами «О занятости населения в РФ», «О национальных пособиях гражданам, имеющим детей».
В некоторых русских законах находятся нормы, каковые фактически ведут к сохранению купленных прав на территории вторых стран. Так, в пенсионном Законе 1990 г. содержится правило, в соответствии с которому в неспециализированный трудовой стаж включается работа по найму за рубежом, а также зарубежным гражданам. Кстати, подобная норма принята в одностороннем порядке, без введения вторыми государствами подобного правила, касающегося работы по найму в РФ. Иллюстрацией правила о сохранении купленных прав есть установленная законом, принятым Главными Советом РФ, выплата пенсии гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ.
Двусторонние соглашения (соглашения) о социальном обеспечении были заключены СССР с рядом государств социалистической ориентации — с Народной Республикой Болгарией, Чехословацкой Республикой, Германской Демократической Республикой и др. В соответствии с этими соглашениями граждане одной страны, неизменно живущие на территории второй страны, во всех вопросах социального обеспечения, в большинстве случаев, приравниваются к гражданам данной страны, в случае, если соглашением не предусмотрено иное.
В Законе 1990 г., что принимался в тот период, в то время, когда еще существовал СССР, предусмотрено, что граждане вторых союзных республик, живущие в РФ, есть в праве на получение пенсии на неспециализированных основаниях с гражданами РФ, как и лица и иностранные граждане без гражданства. Сейчас граждане бывших союзных республик являются зарубежными гражданами. Но в их пенсионном обеспечении как зарубежных граждан имеется значительные изюминки, они определяются Соглашением о обеспечениях прав граждан стран — участников Содружества Свободных Стран в области пенсионного обеспечения. Оно заключено кабинетами министров этих стран 13 марта 1992 г. в Москве. Участники СНГ — Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Киргизия, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина.
При назначении пенсии гражданам перечисленных стран учитывается трудовой стаж, купленный на территории любого из этих стран, и на постсоветском пространстве, до вступления в силу Соглашения (п. 2 ст. 6 Соглашения).
В соответствии с п. 3 ст. 6 Соглашения, исчисление пенсий производится из дохода (дохода) за периоды работы, каковые засчитываются в трудовой стаж. Если в этих странах введена национальная валюта, размер дохода (дохода) определяется в рублях исходя из официально установленного курса национальной валюты (на сутки обращения за пенсией). Текущий курс в РФ определяется Центробанком РФ.
Пенсии назначаются по месту жительства (п. 1 ст. 6). При переселении в пределах этих стран выплата пенсии как и раньше месту жительства заканчивается, в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством страны по новому месту жительства. Размер пенсии пересматривается в правовом поле страны по новому месту жительства пенсионера (ст. 7).
СНГ — необязательное сообщество. Любой его участник может из него выйти. Наряду с этим пенсионные права граждан стран — участников Содружества, появившиеся в соответствии с Соглашением, не теряют собственной силы на территории того страны, где они живут (ст. 13 Соглашения).
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Россию из стран, входивших ранее в Советский Союз, но не являющихся участниками Договора, заключенного 13 марта 1992 г., осуществляется на неспециализированных основаниях с другими зарубежными гражданами. Но им учитывается целый стаж, купленный на постсоветском пространстве за время до 1 декабря 1991 г.
К государствам из союзных республик, ранее входивших в Советский Союз, но не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 г., относятся Азербайджанская Республика, Республика Грузия, Республика Молдова, Латвийская Республика, Литовская Республика, Эстонская Республика.
Указанное Соглашение, объективно нужное по окончании распада СССР, упорядочило пенсионное обеспечение в этих государствах, оно обеспечило равные права граждан и сохранение купленных ими пенсионных прав в СССР и в бывших советских республиках.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятия общепризнанных норм и принципов международного права. В каких интернациональных актах закреплены нормы и эти принципы?
2.Каковы методы внедрения интернациональных норм и принципов в регулирование публичных взаимоотношений по социальному обеспечению у нас?
3.Назовите важнейшие интернациональные акты, в которых со
держатся правовые предписания, регулирующие публичные отношения в сфере социального обеспечения.
4.Дайте неспециализированную чёрта этих предписаний и продемонстрируйте их значение для нашей страны.
5.Какое значение для совершенствования совокупности социального обеспечения имеет вступление России в Совет Европы?
6.Назовите главные акты, касающиеся социального обеспечения,
принятые Советом Европы.
7.Каково значение Конвенции МОТ №102 для России и как содержание данной Конвенции отражается в принятых Советом Европы актах?
8.Каково главное содержание соглашения в сфере социального
обеспечения, в частности пенсионного, заключенное Россией со страна
ми СНГ?