Полиграфические машины

Производство книг, журналов и газет именуется полиграфией, а автомобили, каковые в ней трудятся, — полиграфическими. Современные полиграфические фирмы оснащены сложнейшими полиграфическими автомобилями.

В наборный цех типографии поступает из редакции оригинал — напечатанная на пишущей машинке рукопись будущей книги либо статьи. Еще недавно книги по большей части набирали вручную. В особой кассе — плоском коробке со множеством маленьких отделений — лежат мелкие железные буквы — литеры. Наборщик берет необходимые литеры и образовывает из них слова, из слов — строки.

Сейчас текст книги, издания либо газеты набирают довольно часто при помощи строкоотливных наборных автомобилей — линотипов (от латинского linea — линия и греческого typos — отпечаток). Линотип складывается из трех главных аппаратов: наборного, отливного и разборочного. При нажимании на клавиши линотипа из его магазинов выпадают железные матрицы с углубленным изображением отдельных знаков алфавита. В промежутках между словами устанавливаются раздвижные шпационные клинья. Из клиньев и матриц формируется текстовая строчок, которая после этого направляется к отливному аппарату. Все последующие операции осуществляются машинально. Типографский сплав (гарт — сплав свинца, олова и сурьмы) заполняет все углубленные изображения знаков на матрицах и застывая, образует монолитную строчок с рельефной печатной поверхностью. Остывшая строчок выталкивается из формы, обрезается по росту и кеглю (размеру шрифта) и попадает на приемный столик. По окончании отливки шрифтовой строки матрицы передаются в разборочный аппарат, а клинья — в шпационную коробку. В разборочном аппарате матрицы распределяются по своим каналам магазинов. Благодаря клиньев и круговой циркуляции матриц линотипист может набирать строчок за строчком.

Наровне с полуавтоматическими в типографиях употребляются и линотипы-автоматы с программным управлением. На ленте любой символ комплекта кодируется определенной комбинацией отверстий. Программа управления изготовляется на особых программирующих аппаратах. Производительность труда оператора-программиста выше, чем линотиписта: линотип-полуатомат набирает в 1 мин 4—5 строчков, а линотип-автомат — 16 строчков.

Сложные тексты: зарубежные словари, формулы, таблицы — в большинстве случаев набирают на монотипах — буквоотливных наборных автомобилях (от греческих monos — «один» и typos — «след, отпечаток»). Монотип набирает строчок из отдельных букв. Производительность данной автомобили — до 180 литер в 1 мин.

Монотип складывается из 2 аппаратов: клавиатурного, что воспроизводит (перфорирует) текст в виде отверстий на бумажной ленте (перфоленте), и буквоотливного, отливающего отдельные литеры и подбирающего их в строчки.

Но на данный момент журналов и книг выпускается так много, что кроме того стремительным линотипам с работой не управиться. На смену им приходят электронные «наборщики» — машины-автоматы, кодирующие на перфоленте строке за строчкой, а позже эти строки машинально, с громадной скоростью набираются и складываются в страницы. В громадных типографиях устанавливают фотонаборные автоматы, трудящиеся еще стремительнее. Они не отливают строки и буквы из металла, а фотографируют текст на особенную пленку, которую после этого прямо заправляют в печатные автомобили. Один современный фотонаборный автомат может за смену собрать столько текста, сколько соберут пара десятков линотипистов.

Как продолжить книжке жизнь

В случае, если у книги потрепаны переплетная крышка и корешок, нарушено шитье, порваны страницы, направляться заняться ее ремонтом. Допустим, в выходных данных книги обозначен формат 84X108 1/32. Это значит, что на страницах 17, 33, 49, 65, 81, 97 и т. д. в левом нижнем углу вы отыщете сигнатуру — порядковый номер печатного страницы. При ремонте книги ее легко поделить на отдельные тетради (рис. 1) — печатные страницы по 16 полос любой. Положите тетради в стопку (блок) и, забрав в руки одну из них, выправьте корешковый загиб «зачитанности» (рис. 3). Подклеивать страницы комфортно на прозрачном стекле (рис. 2), подложив под него лист цветной бумаги. Поместив ремонтируемый лист на такое стекло, вы сходу заметите, где его необходимо подклеивать. Подклеенный лист просушите, к примеру, между двумя картонками.

Итак, страницы подклеены и просушены. Сейчас их необходимо сложить стопкой по порядку номеров, к первой и последней тетрадям пришить форзацы (двойные листы бумаги). Для сшивки блока потребуются прочные нитки (лучше капроновые) и долгая игла. Сшивать начинают с последней тетради и заканчивают первой. На рисунке 4 продемонстрировано, как сшиваются тетради (буквами обозначен порядок операций).

Готовый блок столкните на головку и корешок (рис. 5) и положите между двумя картонками. После этого намажьте клеем корешок блока и сверху положите на картонку груз (рис. 6). В то время, когда блок просохнет, приступайте к обрезке книги (рис. 7), предварительно наметив линии обреза.

Сейчас направляться округлить корешок книги. Положите блок на стол, в правую руку заберите киянку, а левой зажмите блок так, как продемонстрировано на рис. 8. От ударов киянкой по верхнему краю корешка крышка легко закруглится. Позже так же нужно выколотить и другую сторону корешка. Дабы укрепить корешок книги, наклейте на него полосу марли либо бинта, а сверху и снизу еще и капталы (полосы из цветной тонкой бечёвки и ткани) (см. рис. 9).

Для переплетной крышки вам потребуются переплётный материал и толстый картон: коленкор, дерматин, либо ткань, обклеенная изнутри узкой бумагой. Из картона вырежьте две сторонки для крышки, а из плотной бумаги — отстав (прокладка в корешке переплетной крышки). Размеры их приведены на рис. 10.

После этого положите на переплетный материал две сторонки, между ними отстав, полосой бумаги отметьте расстояние между сторонками. Покиньте на материале со всех сторон припуск для загибки краев и обрежьте уголки, как продемонстрировано на рис. 11. Снимите сторонки и отстав, нанесите кистью клей на материал и склейте крышку (рис. 12).

Сейчас остается засунуть блок в переплетную крышку. На рис. 13 продемонстрировано, как необходимо наносить клей, дабы крышка отлично приклеилась к блоку. И наконец, приклейте на лицевую сторону крышки снятые со ветхого переплета заглавие книги, фамилию автора, поместите книгу между картонками и положите ее под пресс (рис. 14). Сушите 10—15 часов.

Если вы желаете переплести годовой набор какого-либо издания, направляться выполнить те же самые переплетные операции. Лишь в роли печатных страниц в этом случае выступают сложенные по порядку номеров книжки годового набора издания.

Не считая текста в книгах, газетах и журналах должны быть иллюстрации — чертежи, картинки, фотографии; формы для их печатания именуют клише. Это пластинки из особых сплавов с выпуклым изображением рисунка либо картины.

Клише для фотографий и рисунков изготовляют в цехе цинкографии. Вначале пара оригиналов иллюстраций усиливают совместно в одной раме и фотографируют на громадную пластинку в репродукционных фотоаппаратах. В случае, если взглянуть в лупу на полученный негатив, возможно заметить, что все снятые изображения складываются из небольших точек. Дело в том, что изображения фотографируют через растр — стеклянную пластинку, на которой нанесена сетка из узких линий. Проходя через такую решетку, лучи света выясняются разбитыми на маленькие точки. В том месте, где на рисунке либо фотографии были яркие места, точки на негативе оказались громадные, а в чёрных местах — мелкие.

С для того чтобы негатива снимают копию на отшлифованной цинковой пластине, покрытой узким слоем особенного светочувствительного вещества. В этом слое те места, куда падал свет, задубливаются. Взятую копию вначале нагревают до 220° С, а после этого погружают в ванну с раствором азотной кислоту. Задубленные точки остаются целыми, а незадубленные вытравливаются кислотой и вымываются. На цинковой пластине остается рельефное изображение — печатная форма. Пластинку с несколькими иллюстрациями после этого разрезают на отдельные клише.

Для цветных картин приходится делать по 4 клише на каждую — для светло синий, пурпурной, желтой и тёмной красок. Для этого одну и ту же картину поочередно снимают через светофильтры, пропускающие лишь один цвет, а печатную машину заправляют одной из этих красок. Так приобретают и отпечатывают вначале все желтые точки картины, после этого все пурпурные, голубые, тёмные. А накладывая изображения одного цвета на изображения другого цвета, возможно взять картину любого цвета и оттенка.

После этого страницы текста, собранного железными буквами, с засунутыми в него клише — изображениями картинок — закрепляют в громадную форму, именуемую печатным страницей. Любой печатный лист складывается из 8, 16 либо 32 страниц. В многоцветной книжке для каждого печатного страницы делают пара форм — каждую для собственного цвета. Готовые печатные формы поступают в печатный цех, где печатники вставляют их в разные печатные автомобили.

Самые простые печатные автомобили — тигельные. На них печатают бланки, пригласительные билеты, этикетки. На тигельных автомобилях печатный аппарат образуют 2 плиты: на одной плите — талере закрепляется форма, а вторая — тигель помогает для прижимания к форме листа бумаги. В тигельной машине талер неподвижен. Такая машина может делать более 1000 оттисков за 1 ч.

Существенно стремительнее трудится плоскопечатная машина. Тут талер, на котором закрепляется печатная форма, непрерывно движется вперед и назад. Одновременно с этим опускается и прокатывается по форме валик красящего аппарата и смазывает ее краской. Над талером вращается громадной печатный цилиндр. Опускаясь, он прижимает к форме чистый бумажный лист, на котором остается отпечаток рисунков и текста. Установленные на машине самонаклады — захваты с резиновыми присосами сами берут с верха стопы бумаги лишь один лист и укладывают на приемный стол. Машина сама осуществляет контроль правильность собственной работы: в случае, если захваты заберут из стопы несколько лист, а два, то машина в тот же миг же останавливается.

Книги с цветными иллюстрациями значительно чаще печатают на офсетных автомобилях. Они трудятся значительно стремительнее простых плоских печатных автомобилей. В офсетной автомобили вращается еще один печатный цилиндр — офсетный, покрытый резиной. Он пробегает по форме раньше бумажного страницы. Отпечаток иллюстраций и шрифта вначале переводится на эту резину, а уже с нее на бумажный страницу. В таких автомобилях не редкость в большинстве случаев по нескольку секций, каковые заправляют разными красками. Бумажный лист поочередно проходит через все секции, и на нем появляется или многоцветный шрифт, или цветная картина.

Плоскопечатная машина дает за 1 ч 4— 5 тыс. оттисков, офсетная — десятки тысяч. Но печатников, производящих журналы и газеты, и эта скорость не удовлетворяет. Так как, скажем, печатному цеху «Правды» нужно успеть за пара ночных часов отпечатать миллионы экземпляров газеты! К тому же дабы в каждом было не 4 страницы, а 6 а также 8.

Совладать с таковой задачей печатникам оказывают помощь большие ротационные автомобили. Такую машину заправляют бумажной лентой длиной 6—7 км, намотанной в громадный рулон. Печатная форма тут круглая. Дабы сделать ее, простую плоскую форму вначале накрывают картоном, кладут под пресс и приобретают матрицу — правильную копию иллюстраций и шрифта на картоне. После этого матрицу сгибают и заливают расплавленным металлом, приобретая так полукруглый печатный цилиндр для автомобили — стереотип.

Ротационная машина трудится с огромной скоростью. Бумажная лента пробегает с быстротой поезда под вращающимися валами со стереотипами, по которым с той же быстротой уже прокатились валы с краской. На бумаге отпечатывается вначале одна сторона газетного либо журнального страницы, а после этого вторая. Машина сама отрезает отпечатанные страницы, фальцует (сгибает), выбрасывает готовые пачки на конвейер. За 1 ч такая ротационная машина может отпечатать до 100 000 экземпляров газеты.

И вот готова высокая стопка отпечатанных с обеих сторон страниц будущей книги. На каждом странице расположены 16, 32 либо 64 страницы. Их нужно так сложить в тетрадку, дабы в ней верно шли одна страница за второй. Это делает особая фальцевальная машина. Она захватывает присосами по одному странице, перегибает любой лист по нескольку раз и выбрасывает на другой транспортер готовые тетрадки.

После этого перед листоподборочной машиной раскладывают стопки тетрадок отпечатанных страниц будущей книги, и эта машина складывает тетрадки в строгом порядке одну на другую и образовывает из них по одному экземпляру книги. Ниткошвейная машина сшивает прочной ниткой стопку сложенных совместно тетрадок и пришивает к ее корешку полосу марли. Резальная машина прижимает сшитый блок тяжелой чугунной доской и посредством острых металлических ножей ровно обрезает края блока с трех сторон. Блокообрабатывающий агрегат в собственных нескольких секциях поочередно обжимает новый блок, придает округлую форму корешку, смазывает его клеем, приклеивает к корешку кусок ленты и полоску марли с цветным краем и еще раз сжимает. Затем конвейер транспортирует готовые блоки на сушку. Крышкоделательная машина готовит переплеты для книги, оклеивает их цветной бумагой либо тканью с оттиснутыми на них особым прессом названием книги и фамилией автора. И наконец, вставочная машина приклеивает к первой и последней страницам блока и к внутренним стенкам крышки плотный лист бумаги — форзац, соединяющий переплет с блоком. Сейчас остается еще раз положить стопку переплетенных книг на пара часов под книги и — тяжёлый пресс готовы.

Petratto D-SIG


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: