Поэзия — особенная, насыщенная смыслом и своеобразны организованная обращение, реализующая поэтическую функцию языка. Исторически поэзия сложилась следующим образом. Существуют два типа сообщений: те, что обслуживают потребности сиюминутной информации, и те, каковые сохраняются как память культуры. Последние вырезаются на камне, записываются на пергаменте, печатаются в книгах. В дописьменный период таким публичным хранилищем была коллективная память, исходя из этого самые важным текстам придавалась форма, содействовавшая запоминанию. Так появились стихи как особенный вид речи.
Из всех текстов только стихи пелись, исполнялись речитативом под музыку, сопровождались ритмическими телодвижениями либо танцами. Но в большинстве случаев стихи выделялись дополнительной речевой организацией: упорядоченностью, верными повторяемостями, необязательными с точки зрения языка (ритм). Смогут верно повторяться определенные фонемы, морфологические единицы, число слогов либо ударений, интонационные фигуры, синтаксические конструкции либо фразеологизмы. Но значительно чаще в стихах присутствуют многие совокупности упорядоченностей, и кое-какие из них начинают играться господствующую роль, становясь отличительным показателем стиха. Так, повторяемость анафорических (расположенных в начале слов) фонем образует аллитерационный стих, характерный для древнегерманской, скандинавской, староэстонской поэтических традиций; упорядоченность продолжительных и кратких гласных была характерна для древнего стиха; повторяемость отрезков с однообразным числом слогов образует силлабический стих (французский, польский, итальянский), однообразное число ударений — тонический стих (к примеру, стих В. В. Маяковского); чередование ударных и безударных стихов — силлабо-тонический; упорядоченность интонаций характерна для китайского стиха. Повторяемость морфологических элементов стала причиной появлению рифмы.
Победа внутритекстовых упорядоченностей над внешними (музыкальными и др.) связана с развитием книгопечатания и письменности, усилением роли творческой индивидуальности. Но наиболее значимую роль сыграло превращение не связанных конкретно в языке со смысловыми значениями элементов в организованные, нагруженные смыслом, что быстро повысило информативность текста. Появилось поразительное явление: поэтический текст, составленный из тех же языковых элементов, что и непоэтический, выяснялся носителем большего содержания. Структура стихов может не лишь хранить определенную данные, но и производить новую. Исходя из этого, реализуя поэтическую функцию языка, стих не отмер по окончании появления письменности, а сделался ответственным элементом словесного мастерства.
Поэтическая функция языка присутствует в любом речевом акте, структура стиха её выявляет и делает фактом читательского восприятия. Исходя из этого в культурах с развитой и устойчивой поэтической традицией чтобы тот либо другой текст имел возможность выполнить поэтическую функцию, достаточно какого именно?или сигнала, разрешающего аудитории принимать его как стихи. Так, к примеру, графика, размещение текста строчками, «рифм сигнальные звоночки» (А. А. Ахматова) могут служить таким знаком.
Термин «проза» употребляется в двух значениях: во?первых, как обыденная обращение, противостоящая всем видам художественного слова; во?вторых, как прозаическая художественная обращение, противостоящая поэтической. В первом случае проза свидетельствует обращение, упорядоченную только по нормам языка. Во втором — подразумевается обращение художественно организованная, но по иным законам, чем стихи. В этом случае проза и поэзия выступают как две соотносительные сферы речи, организующие друг друга.
Художественная проза имитирует черты бытовой прозы, перенимая от нее характерность повествования и индивидуальную неправильность («речевая маска», сказ), разговорность, ориентацию на устные формы («Роман требует болтовни» — А. С. Пушкин). В периоды сближения этих двух областей художественной речи художественная проза может принимать черты поэзии: звуковую организацию, повышенную ритмичность, интонационную упорядоченность и т. д. (повести Н. М. Карамзина, А. Белого, проза М. А. Кузмина).
Под знаком для того чтобы сближения может появляться конверсия (превращение) жанров («Евгений Онегин» — роман в стихах; «Бронзовый наездник» — петербургская повесть, по определению автора; «Мертвые души» — поэма; стихотворения в прозе И. С. Тургенева). В один момент вероятна «прозаизация» стиха (Н. А. Некрасов, В. В. Маяковский), введение в стихи элементов, принимаемых читателем как характерные конкретно прозе. прозы и Соотношение поэзии отражает большое разнообразие жизни отношения и концепций искусства.
Экскурсии по памятным литературным местам
Весьма многие памятные места нашей страны связаны с творчеством поэтов и писателей, обрисованы в литературных произведениях. С достопримечательностями родного края вас знакомят мемориальные и краеведческие музеи. Но необходимо живое, личное знакомство с той воздухом, в которой автор жил и трудился, с тем дорогим для него уголком, что воодушевлял его и взял отражение в его творчестве. Это знакомство углубит ваше чувство от произведений писателя.
Готовясь к экскурсии, познакомьтесь с историей места, которое вы решили посетить. Прочтите соответствующую литературу. Принципиально важно представить себе, как смотрелось в прошлом, при жизни писателя, памятное место. По данным его истории возможно сделать доклад. Так как поездка, к примеру, в есенинское Константиново — это не просто посещение дома- музея, это встреча с Окой, с простором полей, с деревней — со всем, что окончательно осталось в стихах поэта.
Его стихи, в частности и те, каковые связаны с родными местами, необходимо, очевидно, перечитать. Совершенно верно так же полезно познакомиться детальнее с событиями юности и детства поэта.
Так, подготовка к экскурсии по памятным литературным местам включает три элемента: 1) знакомство с историей памятного места; 2) знакомство с творчеством данного писателя либо поэта, в частности со всем, что он об этом памятном месте писал, и с тем, что он написал в том месте; 3) знакомство с периодом судьбы писателя, связанным с памятным местом.
Полезно сделать выставку иллюстраций и книг писателя к ним, картин с изображением местного пейзажа и т. д. Возможно организовать доклады по всем этим темам, возможно самостоятельно познакомиться с материалом.
Но эта предварительная подготовка нужна: вы больше заметите, больше определите. Чтобы бросче запомнились, продолжительнее в вас жили картины замеченного, полезно иметь при себе на протяжении экскурсии книгу с произведениями писателя, которые связаны с данным местом: отрывки из нее вы прочтете в пути, да и по приезде. Не забудьте забрать с собой фотоаппарат либо альбом для зарисовок, и тетрадь для записи. Рисунок, фотоснимок, слово — все это усилит ваши впечатления. Поездка в памятное литературное место окажется тогда для вас событием, с которым будет связана ваша личная независимая деятельность. В следствии творческого подхода к экскурсии содержание ее обогатится, и память о ней — фотографии, записи, картинки — будет нужна и приятна не только вам, но и вашим приятелям.