Это наименование объединяет огромное множество автомобилей и механизмов, предназначенных для людей и перемещения грузов на относительно маленькие расстояния. Условно эти автомобили возможно подразделить на пять групп: 1) грузоподъемные, 2) транспортирующие, 3) подвесной однорельсовый транспорт, 4) напольный транспорт, 5) погрузочно-разгрузочные.
К первой группе относятся несложные устройства для подъема грузов (блоки, полиспасты, вороты и др.), подъемные подъёмники и краны. Блоки, вороты и полиспасты (см. рис.) человек изобрел в глубокой древности, в то время, когда никаких автомобилей еще не было. Продемонстрированный на рисунке подвижный блок (колесо с желобом для каната, троса либо цепи) дает выигрыш в силе в 2 раза: затрачивая упрочнение Р, возможно поднять груз, что весит 2Р. Полиспаст имеет несколько подвижных и неподвижных блоков. Тут вес поднимаемого груза распределяется на пара ветвей каната, исходя из этого, приложив к тяговому финишу каната упрочнение Р, возможно поднять намного больший груз (в отечественном примере — 4Р); наряду с этим скорость подъема будет в 2 раза меньше, чем при подъеме груза посредством блока. Ворот дает выигрыш в силе во столько раз, во какое количество плечо R рукоятки больше радиуса г вала: затрачивая упрочнение Р, возможно поднимать груз, что весит:
P * (R : r)
Все эти несложные устройства в усовершенствованном виде употребляются и самостоятельно (ворот — это в принципе та же лебедка), и как составные части механизмов современных сложных подъемных кранов и других грузоподъемных автомобилей, время от времени рассчитанных на подъем груза массой пара млн кг (при замечательной несущей конструкции).
Подъемные краны бывают различной конструкции (см. рис.): стационарные, мобильные (на колесном, гусеничном, ЖД ходу), плавучие а также воздушные (кран-вертолет, кран-дирижабль). Для механизмов подъемных передвижения и привода механизмов кранов используют электродвигатели, двигатели внутреннего сгорания, гидравлические и пневматические двигатели. Подъемные краны — одно из главных средств механизации работ по перемещению изделий, материалов, других грузов и сырья в индустрии, постройке, на транспорте. Темперамент груза определяет вид грузозахватного приспособлеления крана; это стропы и крюк для контейнеров и штучных грузов, грейфер, ковш для сыпучих и кусковых материалов, особая бадья для жидкостей, клещи для тёплых заготовок, электромагнит для металлолома (см. рис.) и т. д. Все шире употребляются автостропы — приспособления для освобождения груза и автоматического захвата.
Громадным разнообразием конструкций отличается и вторая разновидность грузоподъемных автомобилей — подъемники, перемещающиеся по твёрдым вертикальным либо наклонным направляющим либо по рельсовому пути. Это первым делом пассажирские и грузовые лифты, поднимающие грузы и людей на высоту до 150 м. скипы и — Специальные подъёмники клети — применяют для подъема нужных ископаемых и породы из шахт, спуска под оборудования и землю людей, загрузки шихты в доменные пени, подачи угля в котельные и т. п. На постройке используют мачтовые, канатные, шахтные и тележечные подъемники, в гаражах — гидравлические либо винтовые подъемники-платформы; для зданий городских и ремонта сетей — машины-башни, для подъема судов, плавающих в каналах с различными уровнями воды, — судоподъемники, а для ремонта судов — слипы.
Все грузоподъемные автомобили трудятся иногда, либо циклично. Цикл работы подъемного крана, к примеру, складывается из захвата груза, его разгрузки и перемещения, возвращения грузозахватного приспособления к месту приема груза.
Вторая несколько подъемно-транспортных автомобилей трудится непрерывно. Их так и именуют — автомобили постоянного транспорта. В эту группу входят все конвейеры, от самых мелких ленточных до многокилометровых автосборочных, и пассажирские конвейеры (в противном случае — движущиеся тротуары), патерностеры и эскалаторы. Патерностер — это непрерывно движущийся лифт, кабинки которого не имеют дверей. Скорость его мала, и люди смогут тихо входить в кабину и выходить на нужном этаже.
К третьей группе подъемно-транспортных автомобилей относятся каретки и различные тележки с подъемным устройством (лебедкой), передвигающиеся на колесах по однорельсовому (монорельсовому) пути. Эти тележки именуются талями (см. рис.) и имеют ручной, электрический либо пневматический привод. Тали — распространенное средство внутрицехового транспорта. Однорельсовые подвесные дороги активно используются для механизации работ на животноводческих фермах. Их применяют для подстилки и подвоза кормов в грузовых тележках.
В четвертую группу подъемно-транспортных автомобилей входят электропогрузчики и автопогрузчики (время от времени их именуют электрокарами и автокарами), электроштабелеры и т. п. Погрузчики подхватывают, перевозят и разгружают грузы, а штабелеры укладывают их в штабели высотой до шести метров, а время от времени и выше.
Наконец, пятую группу подъемно-транспортных автомобилей составляют погрузочно-разгрузочные автомобили. Это возможно мелкий самоходный многоковшовый погрузчик, либо навешенный на замечательный трактор громадной одноковшовый погрузчик, либо гидравлический автомобилеразгрузчик для подъема многотонного автомобиля (см. рис.). Помимо этого, в индустрии, на транспорте и в сельском хозяйстве трудится множество погрузочно-разгрузочных и перегрузочных автомобилей, специальных на каких-то определенных постоянных операциях.
Разумное применение всего парка подъемно-транспортных автомобилей, создание новых идеальных конструкций — наиболее значимое звено в производственной деятельности человека.
Особенно серьёзное значение получает эта техника во время интенсификации экономики, технического перевооружения и реконструкции действующих фирм, ускорения научного прогресса как одно из главных средств механизации ручного труда.