Цель занятия: воспитывать интерес к трудовым действиям старших; дать представления о некоторых предметах и трудовых действиях (чинить, забивать гвозди, молоток). Дети должны обучиться именовать молоток, гвозди, колесо. Разрешить малышам почувствовать заботливое отношение к ним старших детей.
Занятие проводится с детьми старше 1 года 8 — 9 месяцев, у которых сейчас существенно возрастают умение и понимание речи сказать.
Дети садятся на стульчики или стоят полукругом около табуретки либо стола, на котором будут чинить игрушки. Воспитательница показывает им 2 — 3 сломанные игрушки — тележку, каталку, автомобиль. «Сломалась отечественная тележка, колесо отлетело, нельзя играть тележкой. на данный момент Петя (ребенок из старшей группы) починит отечественную тележку, он уже большой, может трудиться. Что это, дети?» — «Колесо». — «А это?» — «Это молоток, а это гвозди». — «Петя, прошу вас, почини нам тележку». Старший ребенок надевает колесо на ось и прибивает гвоздик. «Как Петя стучал молотком?» — «Тук-тук-тук!» — «Все постучим, вот так!» Дети делают имитационные перемещения и приговаривают: «Молоток тук-тук!» «Оля (девочка из старшей группы), что ты починишь?» — «Автомобиль». — «Что Оля забрала?» — «Молоток, колесо, гвоздик». — «Как она стучит молотком?» Девочка чинит игрушку. «Вот как отлично поработали старшие дети, починили нам игрушки, возможно их снова катать. Идите поиграйте!» Малыши идут играться совместно со старшими. Возможно дать детям в руки молоток, дабы они разглядели его, постучали им по доске.
По окончании показа, через некое время, проводится занятие. Малышам дают древесные молоточки и большие втулочки, палочки, каковые они заколачивают в доску с отверстиями либо в песок (см. описание занятий на стр. 163), после этого дети приобретают все эти вещи для независимых игр.
Возможно кроме этого продемонстрировать детям картину «Папа делает тележку» из серии «Картины для расширения представлений о развитии речи детей второго и третьего года судьбы» (авторы Радина Е.И. и Езикеева В.А.) и поболтать с ними по поводу изображенного на картине.
Возможно повторить занятие с пара иным содержанием: в присутствии детей окрашивают ветхую тележку, ведерко; либо же дети-дошкольники делают из заблаговременно подготовленных подробностей тележку, лопатку и т.п.
Наблюдение за птичкой в клетке
(проводится с детьми старше полутора лет)
Цель занятия: развивать свойство к сосредоточенному рассматриванию предметов, дать неспециализированное представление о птичке (летает, клюет зерна, выпивает воду); учить различать части тела (головка, хвост, крылья); научить словам «птичка», «летает».
Клетку с птицей ставят так, дабы все ее отлично видели. Воспитательница предлагает взглянуть на птичку и наряду с этим находиться негромко, дабы не испугать ее. Сама смотрит за птичкой и именует ее действия: «Смотрите, птичка полетела, летает, села на палочку (жердочку)». По окончании нескольких мин. наблюдения воспитательница предлагает: «А сейчас покормим птичку», — ставит корм и воду. Это вызывает у птицы новые перемещения. Воспитательница обозначает действия птицы: «Птичка клюет тук-тук! Как она клюет? Птичка выпивает воду. Что делает птичка? Давайте дружно позовем птичку: птичка, птичка, лети к нам!»
На повторном занятии птичку разглядывают подробнее: какие конкретно у нее крылья, клюв, лапки, красиво окрашенные перышки. Воспитательница обращается к детям с вопросами, побуждая их к ответам.
В будущем возможно применять картины из вышеупомянутой серии картин либо игрушки. Наряду с этим воспитательница напоминает детям о живой птичке, предлагает продемонстрировать, как птичка летала, — побегать, махая ручками. На занятии возможно отыскать в памяти разученную ранее песенку «Села птичка на окно».
Наблюдение за цыплятами
(проводится с детьми полутора лет и старше)
Цель занятия: развивать свойство к сосредоточенному рассматриванию предметов в течение нескольких мин.; дать представление о живом цыпленке (неспециализированный вид, как прыгает, пищит, клюет); привести к подражанию звукам: «пии-пии» (пищит), «клю-клю» (клюет), «цып-цып». Это содержание вычислено на пара занятий, на каждом дается только часть перечисленного.
Наблюдения проводятся с маленькими детскими группами — 3 — 4 ребенка.
Воспитательница приносит ящик: «Дети, посмотрите, кого я вам принесла! Это цыплятки, мелкие цыплята». Дети наблюдают; воспитательница замечает, как ведут себя дети. «Цыплята пищат: пии-пии-пии! Как они пищат? Позовем цыпляток: цып-цып-цып! Они кушать будут. (Сыплет корм.) Клю-клю-клю-клю, клюют цыплятки. Как они клюют?»
Нужно дать малышам возможность отлично все разглядеть, не торопить с вопросами, не настаивать, если они не подхватывают звукоподражаний. При повторном наблюдении дети в большинстве случаев это делают легко. Наблюдения нужно повторить пара раз.
Помимо этого, проводится занятие с применением картины «Дети кормят цыплят и курицу» (из серии картин). Занятие проводится с детьми финиша второго — начала третьего года судьбы.
Детям кроме этого дают игрушки: клюющих курочек, цыплят.
Возможно совершить наблюдения за вторыми птицами: голубем, воробьем, уткой и др.
Наблюдение автомобиля
(проводится с детьми полутора лет и старше)
Цель занятия: развивать устойчивое внимание; дать неспециализированное представление об автомобиле; учить пониманию словосочетаний и слов: «машина», «машина едет, останавливается», «у автомобили колеса», «в машине сидит водитель»; пополнить словарь ребенка словами: «машина», «едет», «стоит».
В случае, если окна детского сада выходят на улицу, то замечать машины возможно довольно часто прямо из окон. При повторном наблюдении обратить внимание детей на то, что у автомобили колеса, они крутятся.
По окончании наблюдений детям для игры дают громадные грузовики. Детей побуждают перевозить кубики, кукол и произносить «би-би». Дети постарше смогут именовать автомобиль словом «машина». Проводится кроме этого занятие с применением картин (из серии): грузовик, машина , автобус.
Красный флажок
(проводится с детьми в возрасте около двух лет и старше)
Цель занятия: учить выяснять красный флажок в натуре и на картине; воспитывать амурное отношение к красному флагу; мочь именовать флаг, флажок.
На прогулках перед первомайским праздником воспитательница собирает детей и говорит: «Не так долго осталось ждать будет праздник. Посмотрите, отечественный детский сад украсили. Висят красные знамёна, прекрасный дом отечественный с знамёнами». Идут к следующему строению: «В этот самый момент знамёна, и данный дом украсили. Довольно много красных знамён! Красиво!» В то время, когда дети наблюдают на знамёна, воспитательница обращает их внимание на то, как знамёна трепещут на ветру, как их освещает солнце.
По окончании для того чтобы наблюдения воспитательница на занятии показывает малышам картину, изображающую красный флаг, сама именует и детям предлагает именовать красный флажок, напоминает, что они видели знамёна на улице. После этого просматривает стихи А. Барто:
Горит на солнышке
Флажок,
Как словно бы я
Пламя зажег.
Подводя итог любой ребенок приобретает по флажку и вся несколько марширует и машет флажками.
ЗАНЯТИЯ ПО Формированию РЕЧИ
Второй год судьбы детей — важный период в их речевом развитии. В этом возрасте у ребенка происходит развитие понимания речи взрослых, способности подражать ей, формирование собственной активной речи, которая делается средством общения его со взрослыми.
В первой половине второго года у ребенка самый интенсивно начинается познание речи[2]. Он начинает связывать представления об окружающих его людях с их именами, осознавать заглавия предметов и некоторых действий. Развитие свойства подражания речи проявляется в том, что дети легко повторяют довольно часто слышимые звукосочетания и отдельные простые слова. В это время у ребенка начинается и его личная активная обращение. К 1 году 6 месяцам дети довольно много лепечут, сопровождая лепетом собственную деятельность. Понемногу лепет усложняется по собственному звуковому составу, появляется и возрастает запас произносимых ребенком слов. Для детей этого возраста характерно потребление несложных, односложных слов («на», «дай») и слов с повторяющимися однообразными слогами («мама», «отец» и др.). Словарный запас достигает к 1 году 6 месяцам 30 — 40 слов.
Во второй половине второго года судьбы у ребенка происходит предстоящее развитие понимания речи окружающих. Кроха начинает легко повторять слова, более сложные как по звуковому составу, так и по значению («машина», «игрушки» и др.), малознакомые ему слова, и отдельные фразы, каковые он слышит в речи окружающих. Дети все чаще по собственной инициативе начинают обращаться к окружающим их взрослым. Особенно скоро растет запас употребляемых слов, возрастая к двум годам до 300 и более. Дети начинают применять в собственной речи разные грамматические формы слов. Усложняется и синтаксис. Двух- и трехсловные предложения к концу второго года судьбы ребенка сменяются четырех- и пятисловными. К этому времени обращение делается для детей главным средством общения со взрослыми.
В первой половине третьего года судьбы развитие речи происходит так интенсивно, что с ребенком возможно уже сказать не только о явлениях и событиях, каковые воспринимаются им сейчас, но и о прошедших, и тех, каковые случатся в будущем, если они связаны
с его опытом. В следствии развития подражания малыши научаются повторять маленькие стихи. Легкое усвоение незнакомых целых и слов фраз ведет к стремительному росту словарного запаса. Ребенок начинает использовать не только простые, но и сложные предложения. В его речи появляются предлоги, альянсы, вопросы (где? в то время, когда? по какой причине?). Происходит интенсивное овладение грамматическим строем языка. Обращение ребенка делается ведущим средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.
В «Программе воспитания в детском саду» в числе наиболее значимых задач воспитания детей второго года судьбы указываются задачи по формированию речи и раскрывается конкретное содержание каждой из этих задач применительно к первому и второму полугодиям второго года судьбы. Воспитателю нужно не только светло воображать содержание каждой задачи, но и знать примерный список слов, каковые ребенок обязан обучиться сперва осознавать, а к концу второго года и использовать в собственной активной речи.
К примеру, программа показывает, что воспитатель обязан научить детей первого полугодия второго года судьбы осознавать имена детей и воспитателей; слова, обозначающие заглавия привычных предметов — игрушек, одежды, обуви, частей тела, некоторых продуктов питания, блюд, посуды, мебели, животных; слова, обозначающие действия (к примеру: «дай», «продемонстрируй», «принеси», «положи», «упал», «имеется», «выпивать», «сядь», «поднимись», «дремать», «гулять»), и слова: «да», «нет», «запрещено», «возможно» и т.д.
Приведенный список, непременно, не нужно считать какой-то нормой для всех. В однообразных условиях у одних детей познание речи начинается пара раньше, а у других — пара позднее.
Результатом развития понимания многих из указанных слов есть то, что ребенок начинает верно делать простые поручения воспитателя (дай мяч; продемонстрируй, где у собачки шнобель, глаза, хвост; принеси башенку; положи кубик на стол), показывать и показывать тот либо другой предмет в натуре и на картинах (собаку, кошку, петуха, разные игрушки), осознавать несложные сюжеты инсценировок, показываемых воспитателем. Он проявляет активное отношение к демонстрируемым воспитателем последовательным действиям с предметами (к примеру, в ходе показа того, как кукла идет, позже падает, ушибается и плачет, ребенок пристально слушает, наблюдает, издает возгласы, время от времени произносит слова и за воспитателем создаёт отдельные действия).
Для создания активной речи в первом полугодии второго года судьбы нужно развивать у детей свойство слушать обращение взрослого (непременно слышать и прислушиваться к произносимым словам) и подражать довольно часто звукосочетаниям и слышимым словам, умение отвечать на вопросы дешёвыми, ранее усвоенными словами, а не действиями. В случае, если в детском учреждении формированию речи уделяется должное внимание (систематично проводятся занятия и организуется речевое общение с детьми вне занятий, детей приучают к тому, дабы они обращались к взрослым по тем либо иным предлогам), то для ребенка создается удобная возможность слышать обращение взрослых и подражать ей. В таких условиях к 1 году 6 месяцам он начинает произносить облегченные слова («ав-ав», «мяу», «ку-ку», «му-му», «га-га», «топ-топ», «бай-бай», «ля-ля», «бах», «ай-ай», «куп-куп», «би-би», «ду-ду», «тук-тук» и др.), обозначающие привычные предметы, и понемногу заменять их общепринятыми: «собака», «кошка», «петушок», «корова», «гусь», «уточка», «машина» и т.п.
Своевременная замена облегченных слов общеупотребительными происходит стремительнее, в случае, если взрослые намерено учат этому ребенка. При систематической работе по формированию речи с детьми первой половины второго года судьбы словарный запас у них по окончании 1 года 6 месяцев существенно возрастает, не смотря на то, что произношение остается еще несовершенным. Однако уже в этом возрасте нужно не только давать ребенку соответствующие образцы слов, но и стараться обращать его внимание на то, как нужно произносить то либо иное слово верно. Ни за что не нужно в беседе с детьми пользоваться словами с искривленным звучанием либо несовершенными «детскими», так как это отрицательно отражается на развитии не только фонетической, но и смысловой стороны речи детей.
Учитывая, что крохе в возрасте 1 года — 1 года 4 месяцев еще весьма тяжело овладеть словами, обозначающими заглавия предметов, воспитатель может при назывании предмета простым словом использовать одновременно и облегченные слова, обозначающие действия этого предмета (часы тикают «тик-так», собачка лает «ав-ав», кукла топает сапожками «топ-топ»). Дети легко и скоро усваивают подобные слова. Вместе с тем не нужно закреплять в речи детей облегченные слова, нужно вовремя учить их овладевать общеупотребительными заглавиями действий и предметов.
В случае, если воспитатель будет систематически обращать внимание ребенка на верное произношение звуков, то к двум годам кроха может овладеть большинством звуков русского. Тяжелы для детей такие звуки, как ж, з, ч, ш, щ, р. Эти звуки они в большинстве случаев заменяют вторыми. Овладение верным произношением указанных звуков будет происходить в течение третьего-четвертого года судьбы ребенка.
На овладение словарным составом громадное влияние оказывают окружающий детей и условия воспитания быт. Исходя из этого усвоение какого-либо слова у одного ребенка может случиться раньше, а у другого — пара позднее. В полной мере быть может, что в числе первых 30 слов у живущего на севере нашей страны ребенка первого полугодия второго года раньше покажется слово «олень», а словом «лошадка» он овладеет позднее.
Во втором полугодии второго года судьбы дети более дифференцированно знакомятся с окружающим, в следствии чего у них совершенствуется и начинается познание речи. В это время ребенка нужно учить осознавать заглавия как привычных ему ранее, так и малознакомых предметов, различать их качества, состояния и назначение. К примеру, игрушки и различные предметы бывают громадные и мелкие: кубик громадной и кубик мелкий; петушок громадной и мелкий, стол, стул громадной и мелкий; у одной куклы платье красное, у второй — светло синий; вода тёплая и холодная; Оля упала и плачет, ей больно; из чашки выпивают молоко, чай, кисель; из тарелки едят суп, кашу; в постели дремлют; на стуле сидят.
Нужно учить детей осознавать рассказы взрослого о событиях и вещах, которые связаны с их личным опытом, не сопровождаемые показом предметов, картин, действий, к примеру поведать и вовлечь в процесс рассказывания самих детей о том, что они видели, в то время, когда гуляли (собаку, птичку, машину). Практически сразу после совершённого праздника, к примеру Нового года, отыскать в памяти и поведать о том, что в группе стояла елка, на елке висело довольно много прекрасных игрушек, игралась музыка, дети пели и плясали и Т.Д. направляться учить малыша делать действия по словесному указанию взрослого («Саша, покатай в машине козлика и собачку»; «Оля, положи куклу в закрой и кровать ее одеялом» и т.д.).
Для создания активной речи во втором полугодии второго года судьбы нужно предстоящее развитие у ребенка свойства подражательно произносить не только друзья, но и незнакомые слова. При систематическом проведении занятий по формированию речи и побуждении детей использовать то либо иное слово в быту, в игре свойство подражания у детей во второй половине второго года начинается так, что на повторных занятиях они начинают произносить практически все слова, каковые употребляет на протяжении занятий воспитатель. Больше того, в отдельных случаях малыши дополняют сообщённое воспитателем словами, усвоенными ранее (воспитатель обращается к кукле со словами: «Катя, ешь суп», а ребенок додаёт: «С хлебом»).
Все вышесказанное говорит о том, что в следствии систематической работы по формированию речи у ребенка формируется речевой слух и совершенствуется деятельность речедвигательного аппарата Это дает ему возможность произносить услышанные слова. Повторяя за воспитателем то либо иное незнакомое слово, дети смогут еще и не знать его смыслового содержания. Исходя из этого воспитателю нужно в той либо другой степени раскрывать содержание слов, с тем дабы они имели возможность в будущем верно их использовать.
Для своевременного развития активной речи детей воспитатель обязан побуждать каждого ребенка как возможно чаще обращаться к окружающим его взрослым, стараясь наряду с этим, дабы он пользовался усвоенными ранее словами и овладевал произношением новых.
Чтобы увеличить деятельный словарь малыша, нужно учить его использовать в собственной речи имена взрослых (воспитателей, доктора, няни), детей группы, слова «девочка» и «мальчик», заглавия одежды, посуды, еды, мебели, игрушек. Так, ребенок к двум годам обязан использовать в активной речи те слова, каковые в первом полугодии он обучался осознавать либо же заменял условными, облегченными.
Громадное значение для развития речи детей имеет знакомство с окружающим. Для осуществления программных задач по знакомству с окружающим нужно приучать детей ориентироваться в ближайшем окружении (в групповых помещениях и на участке). К двум годам они должны знать заглавия не только игрушек, но и предметов, находящихся в группе, в спальне, на участке, и заглавия и назначение предметов домашнего обихода. Нужно кроме этого давать элементарные сведения о некоторых домашних животных, растениях, о бытовом труде взрослых, и старших детей, дешёвом для наблюдений двухлетних малышей, о некоторых средствах передвижения.
Реализовывать указанные задачи речевого развития нужно так, дабы у ребенка понемногу накапливались умения и элементарные знания, вырабатывалось бы определенное отношение к миру взрослых, детей, вещей и предметов.
В условиях коллективного воспитания знакомство речи и развитие детей их с окружающим осуществляются в повседневном общении со взрослыми и на особых занятиях.
В «Программе воспитания в детском саду» дается список занятий по формированию речи, каковые рекомендуется проводить с детьми второго года судьбы. На таких занятиях употребляются игрушки, картины, окружающий настоящий живые объекты и предметный мир.
В зависимости от целей, каковые ставит воспитатель, занятия смогут быть разных типов. Разглядим главные.
Показы игрушек с называнием их (воспитатель показывает куклу, ее одежду и обозначает все словами), показы предметов в действии, сюжетные показы (последовательность последовательных действий, взаимосвязанных между собой; к примеру, игрушечная кошка пришла в дом, заметила мяч, начала катать его; катала-катала, устала, легла на коврик отдохнуть), отыскивание предметов и выполнение поручений. Эти занятия содействуют увеличению активности ребенка в овладении действиями, обогащают игру. В ходе занятий появляются разные предлоги для обращения детей к взрослому, у них развиваются свойство подражания речи взрослых, и личная активная обращение.
Показы картин с применением киновертушки. Рассматривание картин с изображением отдельных несложных сюжетов и предметов, отыскивание по просьбе воспитателя определенных предметов на Острове Свободы. При проведении занятий с предметными картинами содержание рассказа, сопровождающего показ, в большинстве случаев не редкость весьма несложным. Воспитатель именует предмет, части предмета, его показатели («Саша, взгляни, вот собачка, а это птичка»; «Вот девочка, у нее на голове прекрасный бантик» и т.п.). Деятельность детей с картинами ограниченна, что разрешает сосредоточить их внимание на произнесении слов и рассматривании изображений. При последующих показах картин уже на самом занятии возможно активизировать обращение детей, задавая им разнообразные вопросы.
Для знакомства с окружающим проводятся целевые показы в помещения детского сада и за его пределами, осмотры предметов, наблюдения за живыми объектами (птичкой, кошкой и т.д.). Проведение таких занятий сильно воздействует на эмоции детей, приводит к активным речевым реакциям (восклицания, звукоподражания, произнесение разных слов) и оставляет глубочайший след в памяти малышей. По окончании нескольких показов воспитатель может проводить с детьми целенаправленные беседы о том, что они видели и слышали. На протяжении таких бесед они приучаются слушать обращение взрослого и отвечать на задаваемые вопросы.
Для развития подражания словам и звукосочетаниям и формирования независимой активной речи детей проводятся занятия, вызывающие повторение слов за воспитателем и независимое произнесение разных слов (занятия типа «Послушай и сообщи, как поет петушок, лает собачка», чтение маленьких стихов, потешек, содействующих повторению детьми слов, обучение умению отвечать на вопросы и т.д.). Со временем воспитатель уже может говорить им маленькие рассказы, просматривать стихи и вести беседы о многократно виденном, отлично известном, а во втором полугодии — и о том, что предстоит заметить.
Серьёзное значение имеют занятия типа зрелищ-показов, цель которых — повысить интерес к тому либо иному предмету, явлению, событию, активизировать обращение ребенка.
Нужно выделить известное положение о том, что в воспитании мелкого ребенка, в особенности в своевременном обеспечении его речевого развития, ключевая роль в собственности взрослому. Следовательно, на протяжении нахождения ребенка в детском саду его речевое развитие в значительной степени зависит от воспитателя, от организации и характера его речевого общения с детьми как на протяжении занятий (речевых и других), так и вне занятий.
Перед тем как приступить к систематическим занятиям по формированию речи, воспитатель подбирает для них материал, руководствуясь наряду с этим программой и исходя из цели и конкретного характера того либо иного занятия.
Материал, пособия, подобранные для занятий, должны быть предварительно освоены воспитателем, с тем дабы на протяжении занятий он имел возможность вольно обращаться с ними. Перед тем как проводить то либо иное занятие, нужно не только пристально ознакомиться с его программным содержанием, но и овладеть методикой его проведения, для чего воспитателю нужно проговорить содержание занятия, сопровождая действия с предметами определенными словами.
На протяжении занятия воспитатель осуществляет разнообразную деятельность: приучает детей к определенным правилам поведения, каковые нужно выполнять на протяжении занятий; смотрит за тем, дабы они не утомлялись, дабы у них сохранялся хороший интерес и эмоциональный тонус к занятиям; использует соответствующие методические приемы, содействующие усвоению программного содержания. Вместе с тем нужно постоянно помнить, что речевые занятия имеют собственную специфику, и исходя из этого, какие конкретно бы действия воспитатель ни создавал с предметами, что бы ни показывал, детям, главное внимание он обязан сосредоточить на собственной речи и на речи детей.
Чтобы делать программные задачи по формированию речи детей второго года судьбы, воспитатель обязан овладеть соответствующими методическими приемами и мочь использовать их не только на занятиях, но и при управлении независимой деятельностью детей.
В первой половине второго года судьбы детей активно используется прием показа с называнием. Показ предмета в большинстве случаев сопровождается произнесением определенных слов (сперва звукоподражательных, а позже и общепринятых — несложных и более сложных). К примеру, воспитатель показывает в определенной последовательности пара действий, делаемых с куклой, и наряду с этим произносит: «Кукла Катя идет, топ-топ, идет, бах — упала, упала Катя, ай-ай, плачет Катя».
Воспитатель может познакомить ребенка с предметом, прежде ему малоизвестным (к примеру, продемонстрировать прекрасного заводного жука, которого никто из детей еще не видел), либо продемонстрировать уже привычный предмет, дабы ребенок запомнил его наименование (показывает куклу, именует ее и обращается к детям прося повторить имя куклы). Данный прием в первом случае употребляется для развития понимания речи, во втором — для развития подражания звукосочетаниям либо несложным словам.
Во второй половине второго года судьбы детей прием показа с называнием используется значительно чаще в намерено организованных предметных обстановках (к примеру, кукла Катя может не только петь, танцевать, но ей возможно показывать игрушки, посуду, стоящую на плите. Она будет находиться тихо и разглядывать все, что ей показывают). Обращение воспитателя, сопровождающая показ детям старше полутора лет, существенно усложняется: он уже не пользуется сокращенными словами, а употребляет лишь полные.
Прием обращения к ребенку с разными поручениями (дай, продемонстрируй, принеси, положи) используется для развития действий названий и понимания предметов с ними. От детей старше 1 года 6 месяцев воспитатель обязан потребовать более сложных действий (произносить слова идвусловные предложения в один момент с исполнением детьми поручения).
По мере формирования у детей активной речи используются приемы, каковые очень побуждают их к подражанию словам. Воспитатель побуждает ребенка к произнесению слов по даваемому им самим примеру: «Сережа, сообщи, что тебе дать. Собачку дать? Попроси тетю Аню, сообщи: дай собачку; Оля, отправься позови ко мне Сашу. Сообщи: Саша, идем; Лена, отправься попроси у Андрюши куклу. Сообщи: Андрюша, дай мне куклу» и т.п.
Для развития активной речи громадное значение имеет обучение умению отвечать на вопросы, причем понемногу ребенка переводят от несовершенных ответов (жестом, мимикой) к ответам словами, а к концу второго года и предложениями. Сперва воспитатель задает вопрос и сам на него отвечает, а после этого побуждает отвечать и ребенка: «Саша, кто это? Это собака. Сообщи: собака. Совместно со мной сообщи: собака». Спустя некое время малыша начинают приучать к тому, дабы он старался отвечать на вопросы самостоятельно, без помощи взрослого: «Взгляни, Саша, кто это бежит, кто это звучно лает. Сообщи, кто это».
называния и Приёмы показа, описания и рассматривания предмета либо явления, намерено организуемые наблюдения за каким-либо процессом употребляются при ознакомлении детей с окружающим.
Особенно действенно проходят занятия по формированию речи в том случае, если воспитатель формирует условия, содействующие формированию активного отношения детей к происходящему на занятиях. Для данной цели слишком мало лишь знать методические приемы, но нужно мочь их гибко использовать. На протяжении занятий направляться кроме этого учитывать уровень речевого развития детей одного и того же возраста и их личные изюминки.
Нужно иметь в виду, что первичные и последующие занятия с одним и тем же материалом проходят по-различному.
В случае, если занятие проводится с предметами, отлично привычными детям, а содержание его в полной мере соответствует уровню их развития и возрастным изюминкам, то уже на первом занятии все пристально следят за действиями воспитателя с предметами и сосредоточенно слушают его обращение. На первом занятии ребенок осваивает его содержание, исходя из этого соответствующие действия с предметами и сопровождение их одними и теми же словами, в большинстве случаев, нужно повторить 4 — 5 и более раз.
Повторное занятие, проводимое без трансформаций, вызывает кроме этого не меньший интерес. Наряду с этим дети становятся время от времени и соучастниками происходящего. Так как содержание им уже отлично знакомо, они делают попытки подражать действиям и словам воспитателя. При последующих повторениях занятия, в случае, если в его содержание не вносятся какие-либо трансформации, дополнения, интерес у детей может понизиться.
В случае, если же содержание первого занятия ранее было незнакомо детям, к примеру им ни при каких обстоятельствах не показывали, как кукла идет, после этого падает, больно ушибается и плачет, то у некоторых отмечается как бы поверхностный интерес к происходящему, и любой предмет, попавший в поле их зрения, какой-нибудь звук либо негромкий разговор может легко отвлечь их от участия в занятии. В этих обстоятельствах на последующих занятиях не нужно усложнять их содержание — нужно повторять его без каких-либо трансформаций. По мере знакомства с содержанием занятия ребенок все больше сосредоточивается на нем. Он как бы вживается в происходящее и начинает проявлять к нему громадный интерес. Интерес к занятию не ослабевает кроме того при многократных его повторениях через маленькие промежутки (через 2 — 3 дня). Такое занятие возможно повторять 3 — 4 раза без трансформаций, по окончании чего нужно вводить в него элементы нового.
Усложнение занятий может осуществляться так. На последующих занятиях с одним и тем же предметом возможно объединять содержание двух совершённых занятий, отлично уже привычных ребенку, сосредоточивая внимание на произнесении детьми простых слов и звукосочетаний. К примеру, сперва возможно дать детям возможность разглядывать одежду на кукле, побуждая их наряду с этим именовать ее, а после этого продемонстрировать, как кукла поет и пляшет.
Вводить в занятие элементы нового возможно лишь опираясь на содержание прошлого. К примеру, кукла Катя сперва пела, а позже плясала и устала. Ей захотелось сесть на стул. Села Катя на стул и начала показывать детям, как она может делать ладушки. В данном занятии ладушки были новым элементом.
При проведении занятий по формированию речи, в особенности с детьми первого полугодия второго года судьбы, направляться учитывать, что в этом возрасте внимание неустойчиво. Свойство сосредоточивать внимание на показываемом предмете, умение слушать обращение взрослого вырабатываются у малышей понемногу. Дабы привлечь их внимание к предмету и к речи воспитателя, на занятиях направляться применять предметы, привлекательные по собственному •внешнему виду; время от времени целесообразно пользоваться приемами исчезновения и появления предмета. В момент его появления возможно создавать какую-нибудь необыкновенную обстановку. Время от времени направляться произносить слова с некоей интригующей интонацией, заставляющей детей прислушиваться, сосредоточиваться. Вместе с тем злоупотреблять этими приемами не нужно.
У детей второго года судьбы наблюдаются большие колебания в темпах развития речи. Одни начинают сказать раньше, а другие — пара позднее. Довольно часто замедление в темпе развития речи не свидетельствует еще об отставании. Однако таким детям нужно уделять больше внимания (проводить личные занятия, чаще обращаться к ним вне занятий). В случае, если же у ребенка к двум годам и в первой половине третьего года будет наблюдаться большое отставание в развитии речи, в большинстве случаев активной, направляться непременно узнать обстоятельства этого отставания и принять нужные меры.