Введение
Легко сыграем, как делают дети,
Что “вне игры”, то для них — мишура,
Это сладчайшее дело на свете –
Неспециализированная отечественная игра!
На данный момент существенно возрос интерес экспертов — педагогов, психологов, логопедов — к намерено организованным занятиям с детьми с применением песочницы, не просто так так как игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии», известна с древних времен. Вправду, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, либо чья-то неосторожная нога раздавит творение — ребенок расстраивается недолго. Значительно чаще он сам готов уничтожить созданное, дабы на прошлом месте с еще громадным энтузиазмом приступить к новому постройке. Один сюжет судьбы завершается, уступая место следующему. И без того вечно.
Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, превосходным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Возможно, естественная потребность человека “копаться” с песком, и сама его структура посоветовали великому Юнгу эту идею. Так как песок складывается из небольших крупинок, каковые лишь при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Судьбы во Вселенной.
Формирование концепции «песочной терапии» (либо «sand-play») занимались, по большей части, представители юнгианской школы. К примеру, швейцарский аналитик Дора Калфф. Но для обучающих целей неповторимые возможности песка до недавнего времени фактически не употреблялись. Дабы заполнить данный пробел, создана совокупность песочных игр, направленных на развитие и обучение личности в целом.
Солидный вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги — Санкт – Петербурского Университета особой психологии и педагогики, каковые являются авторами последовательности книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как оказать помощь особенному ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Конкретно исходя из этого мы, взрослые, можем применять песочницу на протяжении развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая разные истории, мы в самая органичной для ребёнка форме передаем ему жизненный опыт и наши знания, события и законы окружающего мира. Наряду с этим мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая собственного Внутреннего Ребенка.
Давайте отложим на время все отечественные неприятности и обратимся к Ребенку, живущему в каждого из нас. Точно, ему хочется творить что-то собственный; разламывать, дабы ощутить силу, но наряду с этим ощущать себя защищенным. Эти жажды смогут реализоваться в играх с песком.
С каким упоением дети варят каши и супы из песка и кормят ими всех подряд: кукол, Вас, гостей! Наряду с этим, они довольно часто повторяют услышанные от Вас реплики: “Дабы съел все до конца!”, “Я так старалась!”, “Тут довольно много витаминов!”, “Ложку за маму, ложку за папу” и др.
Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается “семья”. Все это — Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и ясно. И это — отражение отечественного Взрослого Мира.
Возможно, в то время, когда Вы интуитивно почувствуете готовность подключиться к процессу саморазвития, тогда, сохраняем надежду, что отечественная книга окажет помощь Вам в этом.
Цели занятий(соответственно предмету ):
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность
2. Развитие познавательных и психологических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений
3. Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению
4. Разделение, автоматизация звуков, обучение письму и чтению
5. Совершенствование умений и навыков практического общения, применяя вербальные и невербальные средства
6. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к концентрации внимания и активным действиям, содействуя проявлению эмпатии
7. Понижение психофизического напряжения
8. Актуализация чувств
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей последовательно и совершенно верно передавать замеченное, с учетом развития сюжета
2. Научить умению отвечать на вопросы проблемно — поискового характера
3. Научить особым перемещениям и их исполнение детьми
4. Учить выстраивать композиции на песке по примеру
5. Закрепить представления об окружающем мире
Развивающие:
1. Развивать психологические процессы (внимание, память)
2. Развивать логическое мышление
3. Развивать узкие тактильные ощущения, небольшую моторику
4. Развивать умение функционировать по инструкции
5. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, в особенности тактильно-кинестетической чувствительности
Воспитательные:
1. Вызывать эмоционально хорошее состояние, наслаждение от совместной деятельности и игр с другими детьми
2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности
3. Воспитывать память и слуховое внимание
4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому
5. Совершенствовать навыки хорошей коммуникации
6. «Проигрывание» разнообразных жизненных обстановок, создание композиций на песке
приёмы и Методы:
§ Дискуссии
§ Беседы
§ Игры – коммуникации
§ Экологические и исторические игры
§ Проективные игры
§ Познавательные игры
§ Рисование цветным песком
§ Просыпание цветной морской солью
§ Элементы сказкотерапии
§ Музыкальное сопровождение