Христианство как новый тип веры не имело возможности не создать нового типа художественной культуры. Делать выводы о ранних стадиях данной культуры спустя 2000 лет во всех тонкостях и деталях достаточно тяжело. Через чур много монументов было стёрто с лица земли событиями и временем, но неспециализированное представление о древнехристианском мастерстве все же составить возможно. Христианство первых столетий в силу специфики собственного положения породило необычный феномен погребальной культуры, что принято именовать катакомбным. И конкретно существование катакомб – этих огромных подземных усыпальниц – разрешило возможность изучать археологию древнехристианской Церкви. Катакомбы сыграли роль неповторимых хранилищ христианских древностей, в которых предметно законсервировалась история.
Катакомбы как христианские кладбища показались в середине II века по Р.Х. и распространились везде. Их находят в Африке, на Ближнем Востоке, в Европе и малой Азии. Но не все они равноценны в археологическом отношении. В громаднейшей степени богаты следами и предметами художественной деятельности первых христиан катакомбы Рима. Никакие другие в этом отношении сравниться с ними не смогут. В связи с таким положением конкретно римские катакомбы изучены лучше всех и притягательны до сих пор.
Происхождение слова «катакомбы» не ясно, но, как бы не разъяснялось значение составляющих его двух частей, очевидно, что оно связано с представлениями о погребении, могиле, усыпальнице. Не просто так это слово заменило когда-то более старое наименование христианских кладбищ – цеметерии (= русское усыпальницы), от латинского coemeterium «покои».
Активное функционирование христианских катакомб датируется финишем II – IV вв. Уже в IV столетии катакомбы вступают в «исторический» период собственного существования. Не смотря на то, что в них еще длятся погребения, они в значительной степени начинают играться мемориальную роль, как места праздничного поминовения мучеников за веру, поклонения их останкам. По окончании взятия Рима Аларихом в 410 году и последовавших безжалостных разрушений Вечного Города, катакомбы получаю только мемориальное значения, преобразовываясь из действующих кладбищ в места паломнических отдания и посещений памяти тому либо иному святому. Из них частично извлекаются святые мощи. Начиная со второй половины IV в., времени управления папы Дамаса (366-384), довольно много сделавшего для топографирования катакомб (уточнение замыслов, местонахождения конкретных погребений, фиксации), начинают оказаться собственного рода путеводители (итинерарии) по римским цеметериям. В VII в. они уже достаточно подробны. Громадной популярностью пользовался, составленный для крестоносцев, итинерарий Вильяма из Мальмсберга (1120-1140). Позднее эти путеводители, вкупе со сведениями, содержащимися в «Книге пап» (Liber Pontificalis) значительно облегчили научные изучения.
В XIV в. интерес пилигримов к катакомбам иссяк, и о катакомбах забыли.
Открытие катакомб происходит лишь в конце XV столетия, изучение начинается с XVI в. Тут нельзя не упомянуть имя итальянского священника Антонио Бозио (2-я пол. XVI – 1-я пол. XVII в.), что 36 лет собственной жизни посвятил изучению (открытию, фиксации, описанию, осмыслению) римских древнехристианских погребений. За собственный вклад в христианскую археологию Бозио взял прозвание «Колумба римских катакомб». С XVII века катакомбная археология развивалась неизменно с большей либо меньшей активностью. Весьма важный вклад в эту научную отрасль был сделан в XIX с. Тут потрудились в большинстве случаев итальянские ученые, не смотря на то, что комментарием занимались не только они (из итальянских исследователей особенно направляться запомнить имена Джузеппе Марки (1795-1860) и Джованни Батиста де Росси (1822-1894).
В данной сфере собственный вклад был сделан и русскими учеными; один из них Н.В. Покровский. Среди исследователей того времени, среди них и итальянских, особенную славу заслужил русский живописец Ф.П. Рейман, несколько дюжина лет копировавший подземные фрески в тяжелейших условиях.
Римские катакомбы находятся за пределами ветхого города. По своим размерам они велики. По крайней мере уже в конце XIX в. их совокупная протяженность превышала 700 км. Как тип погребения катакомбы не воображали новшества. К примеру, подобный тип захоронения практиковался у иудеев, каковые закладывали собственных мертвецов в камеры, вырубленные в горных склонах. Камеры были вычислены на участников одного семейства и имели возможность складываться из нескольких помещений, связанных между собой. Вход же был единый, его заваливали камнем. Различие иудейских и христианских катакомб пребывало в том, что первые были родовыми, а вторые – публичными усыпальницами. (Очевидно, христианские катакомбы кроме этого родовые усыпальницы, но род тут определяется не кровью их наследников и предков, а кровью Спасителя, объединяющей в Евхаристии всех христиан в единую семью) Разны были и масштабы.
Иудейский же след возможно найти и в обстоятельстве, по которой христиане избрали конкретно таковой метод захоронения. Во всем, кроме того в смерти, члены Церкви стремились подражать Христу, по какой причине как и Он погребались в почву. Каждая Христианская могила – это подобие гроба Спасителя. Погребение же Христа совершилось по иудейскому обычаю.
Была и еще одна, практическая, обстоятельство, повлиявшая на развитие и выбор катакомбных погребений. Почва, на которой устраивались кладбища, покупалась у страны – чем больше площадь земельного надела, тем выше плата. Учитывая, что христиан хватало довольно много и в собственной главной массе они были малоимущими, подземный тип захоронения являлся оптимальным, если не сообщить, практически единственно вероятным. За недра платить не приходилась. Состоятельные христиане получали для кладбища маленькой участок, что преобразовывался во вход в подземный город мертвых, площадь которого многократно превосходила надземную часть.
Существовала особенные группы людей, занимавшиеся погребением и рытьём катакомб; члены именовались фоссорес. Копали в мягкой породе – тернистом туфе. Через особые колодцы порода поднималась наверх и вывозилась. В один момент эти колодцы, их именовали люминариями, являлись каналами для вентиляции и света воздуха. При рытье катакомб имели возможность применять ветхие кладбища, каменоломни, цистерны для воды.
Пространственно катакомбы складываются из коридоров и связанных с ними помещений разной конфигурации и величины. комнаты и Коридоры образуют под почвой бессчётный кварталы, расположенные на различных уровнях.
По собственному внешнему и внутреннему оформлению катакомбы неодинаковы. Кое-какие из них, как, к примеру, катакомбы Домитиллы, очень богаты и просторны. Катакомбы Каллиста, наоборот, весьма скромны и тесны. на данный момент тяжело делать выводы о впечатлении, которое создавали катакомбы на тех, кто в то время, когда–то спускался в них для прощания с родными либо поминовения, для принятие участия в богослужении либо, прячась от мучителей–язычников. Не в полной мере светло, высказывают ли всю полноту впечатлений и переживаний от древнехристианских кладбищ слова блаж. Иеронима (2–я пол. IV в.), что писал: «В то время, когда я бывши еще мальчиком получал образование Риме, то вычислял долгом вместе с другими сверстниками по воскресным дням посещать места погребения апостолов и мучеников, и сходить в катакомбы, вырытые в почве на большой глубине. Вошедши ко мне, видишь стенки, с обеих сторон заполненные трупами мертвецов; место столь чёрное, что представляется словно бы исполнились слова пророка Давида: «да снидут во преисподняя живи» (Пс. 54.16). В том месте и сям попадает ко мне сверху свет, чуть достаточный чтобы уменьшить на одно мгновение кошмар, вызываемый темнотою; двигаясь дальше и опять погружаясь в непроницаемую тьму ночи, нечайно вспоминаешь слова поэта Вергилия: «кошмар овладевает душою, страшит самая тишина». Тут нужно не забывать, что блаж. Иероним спускался в катакомбы не как яркий участник тех либо иных действ, а как не смотря на то, что и сочувствующий, но, в известном смысле, посторонний наблюдатель.
Вправду, как упоминает блаж. Иероним, стенки катакомб снизу доверху покрыты могилами. В стенке продольно (горизонтально) копалась прямоугольная ниша в величину чуть больше людской роста. В нее клали усопшего, тело которого подготавливали особенным методом и перевивали пеленами. «Окно» ниши закрывалось отлично пригнанной каменной плитой, щели замазывались раствором, т.к. воздушное пространство внешнего пространства и ниши не должны были сообщаться. В некоторых случаях погребальная камера делалась не прямоугольной, а в форме арки.
Помещения катакомб принято дробить на три типа: кубикулы (малые помещения), крипты (средние) и капеллы (громадные).
Кубикулы (по форме прямоугольные, многоугольные, круглые) употреблялись, в большинстве случаев, в качестве усыпальницы для одной семьи. В них имели возможность планировать ее члены для поминовения родственников. Т.о. назначение кубикул было частным.
Крипты, кроме главной функции быть местом захоронения, имели возможность употребляться кроме этого для богослужения, но эта последняя функция появляется не ранее последней четверти III века. В последнем случае они преобразовывались в маленькие подземные храмы для 70 – 80 человек с двучастным делением пространства на алтарную территорию, в которую допускались лишь священники – пресвитеры (из этого наименование данной части – пресбитерий) и территорию для христиан–мирян. Пресбитерий отделялся от территории мирян низкой преградой и был меньшего размера. В центре он имел престол, за ним размешалась кафедра епископа, по сторонам у стенку – скамейки для священников. Престол, со своей стороны, складывался из основания, которым служил саркофаг с телом святого мученика, и столешницы, обыкновенно переносной.
Капеллы кроме этого предназначались для захоронений, но при необходимости имели возможность употребляться как громадные храмы, родные по внутреннему устройству к криптам, с той отличием, что были поделены в части для мирян помещениями для мужчин, дам, оглашенных и кающихся. Необходимо заметить, что богослужения в катакомбах стали совершаться в большинстве случаев в четвертом веке и носили поминальный темперамент.
Любопытно, что в случае, если сделать разрез крипты либо капеллы по оси «вход – престол», то появится условно правильное архитектурно–пространственное соответствие наземному христианскому храму. То же двучастное деление, высота алтаря меньше высоты храма, привычному нам куполу и световому барабану отвечает люминарий. Т.о. образом, возможно сказать, что духовно–символически и архитектурно структура катакомбного храма есть прообразом наземного христианского храма. Наряду с этим и в том и в другом случае имеет место своеобразное воссоздание Гроба Спасителя (уподобление ему) со всеми его историческими и духовными смыслами (место Воскресения и место погребения, место Жизни и место смерти…).
Но для истории церковного мастерства катакомбы серьёзны в основном тем, что на собственных стенках, надгробных плитах, саркофагах, и предметах в то время, когда–то положенных в захоронения, они несут бессчётные древнехристианские изображения.
Целый комплекс этих изображений возможно разделен на три группы:
1) изображения знаково–символического типа;
2) изображения переходного, полусимволического–полуисторического типа;
3) изображения исторического типа.
Первую группу составляют несложные по форме, но емкие по содержанию символы, высказывающие, в основном, ту либо иную христологическую идея, как знак веры усопшего. Среди них монограммы и кресты различного вида, изображения якоря, рыбы, виноградной лозы.
Знаково–символические изображения составляют самую многочисленную группу древнехристианских образов, появившуюся, как считалось раньше, в следствии известных трудностей, которое испытывало мастерство ранней Церкви в передаче различных качеств (разных сторон) христианской веры: несложнее было отыскать символ чтобы обозначить их, нежели отыскать адекватное художественное ответ. Помимо этого, знаково–символическая иконография разрешала старой Церкви сохранять в неприкосновенности дорогие ей идеи перед непосвященными, каковые не могли в силу своеобразной «зашифрованности» символа верно трактовать изображения.
С позиций же менее умозрительных, знаковая символика представляется легко практичной: все что требовалось – это маркировать погребение, указать на то, что тут похоронен христианин, имеющий надежду вечной судьбе, наряду с этим стоимость и время изготовления, практически во всех случаях должны были быть малы, общедоступны. Иными словами, учитывая количество погребенных, их число и платёжеспособность человек, обслуживающих погребения, нереально представить, дабы каждое захоронение сопровождалось красивым изображением.
Во вторую группу, исчисляемую десятки примеров, входят мотивы, забранные из Ветхого завета и греко–римской мифологии. Ветхозаветные сюжеты первенствовали, т.к. воспринимались как прообразы новозаветных событий. Так за жертвоприношением Авраама раскрывалась жертва Христа, за образом Моисея – Христос–Спаситель людей, за трехдневным нахождением Ионы во чреве кита и последующим выходом из него – сошествие Христа во воскресение и ад и т.д. Т.о. изображения и ветхозаветные темы, выполненные на эти темы, имели значение не сами по себе, а постольку, потому, что соотносились с новозаветной историей. Но ветхозаветная образность была понятна не всем, и не все готовься ее принять. Подразумевается бессчётная часть христиан, вышедшая из язычников – не иудеев. Для данной категории верующих требовалась другая иконография, близкая их привычному восприятию, по какой причине христианское мастерство воспользовалось рядом аллегорических фигур и сюжетов греко–римской культуры. Хороший Пастырь, Орфей, Феникс, Кипарис – все это образы, заимствованные из древнего язычества. Хороший Пастырь высказывал идею Божественного человеколюбия Христа, Орфей символически замещал Его, с фениксом связывалась идея о воскресении, с кипарисом – о бессмертии. В некоторых случаях, как отмечают исследователи, фрески носят очевидно нехристианский, языческий темперамент, что заставляет думать о совместных погребениях.
Наконец, третью группу, кроме этого вычисляемую десятками образцов, составляют изображения на новозаветные темы. Среди них Брак в Кане Галилейской, Тайная Вечеря, Рождество, Поклонение волхвов, Христос с апостолами, Божия матерь с Богоотроком, Воскрешение Лазаря, притча о десяти девах и другие, а, помимо этого, изображения ангелов. Значительное отличие данной иконографической группы от двух прошлых содержится в непосредственности передачи того либо иного лица либо события, напрямую, без «посредников» (все лица и события выступают в собственной роли). Со временем эта несколько сделалась главной.
Мастерство катакомб знало и темы и другие сюжеты, каковые разумеется не имели особенной богословской подоплеки. К примеру, сцены труда (см. Кубикулу Бочаров катакомб Присциллы).
Новое иконография и содержание, очевидно, диктовали фигуративной живописи катакомб своеобразную стилистику, отличающуюся от древней. Тут, по–видимому, возможно сказать об трансформации самого художественного принципа. Кое-какие исследователи оценивают древнехристианскую живопись как упадок древней изобразительной культуры, другие говорят о развитии. Макс Дворжак пишет, что это была революция, продуманное отрицание существовавшего художественного опыта.
К тому же, аналогии с позднеантичной живописью, например, с IV-м помпеянским стилем, отрицать нереально. И все же, то, что для античности представлялось достижением, ценностью и вершиной в древнехристианском мастерстве приобретало отрицательный символ. Объемные фигуры, крепкие у мужчин и грациозные у дам, светотеневая моделировка, ракурсы, единая предметно–пространственная среда, иллюзорность и глубина пространства понемногу стали сходить на нет, уступая место условности, упрощенным приемам построения композиции, передачи пространства (впредь до его отсутствия), изображения тела и т.д. В случае, если древнее мастерство стремилось отобразить земной мир во всем его притягательности и многообразии, то христианское мастерство не имело таких стремлений и пробовало раскрыть надмирные нюансы людской бытия. Помимо этого, древнецерковное мастерство, как бы прекратило подмечать земную красоту, таким мастерством не было возможности наслаждаться, да, фактически, оно к тому и не предназначалось. Исходя из этого непосвященному человеку, ценящему лишь внешние эффекты изобразительного мастерства, оно думается несовершенным.
Тяжело конкретно выяснить роль мастерства в жизни ранней Церкви. Имеем в виду период до 313 года. Л. Успенский пишет, что эта роль была вероучительной: мастерство наставляло в вере, усиливало дух христиан на протяжении преследований, настраивало на молитву, давало духовный ответ на проблематику судьбы. В качестве примеров, ученый именовал сюжеты Оранты (т.е. молящегося либо молящейся), Даниила во рву львином (сцена свидетельствовала о близости Божественного заступничества и спасении христианина перед лицом любой угрозы) и др. Вправду, исходя из логики современного понимания роли мастерства в Церкви, эта точка зрения не вызывает подозрений. Но мы не имеем раннехристианских свидетельств о настоящем характере бытования изображений, и потому остаемся в поле гаданий и более-менее правдоподобных догадок. Необходимо помнить о том, что речь заходит об мастерстве, сосредоточенном в погребениях, под почвой, о том, что изображений было мало и дешёвы они были зрению совсем немногих (в случае, если по большому счету предполагалось их рассматривание). А также, в случае, если довериться точке зрения о том, что в кубикулах, капеллах и криптах, как в подземных церквах совершались богослужения, а концентрация в этих помещениях фигуративных сюжетов снабжала доступность последних для зрения либо поучения, то и тогда сомнения не уходят. В любом случае богослужение под почвой было необыкновенным событием, повторявшимся отнюдь не довольно часто. (Храмом, обыкновенно помогали особый помещения в частного дома. В первую очередь III века в Риме начали появляться т.н. титульные церкви, т.е. посвященные тому либо иному святому – во имя, с титулом – со своим приходом. Богослужение проводилось с субботы на воскресенье.)
Так, большинство времени изображения пребывали без людей. Все это наровне с проблемой самого искусства, ставит проблему адресата для того чтобы искусства: кому оно предназначалось, кто должен был его «потреблять»? Учитывая указанный выше темперамент пространственной локализации изображений, возможно высказать предположение, что целый круг знаков, лиц, сюжетов апеллировал (был обращен) не столько к миру живых, сколько к миру усопших и их Главному Судие – Всевышнему. Исходя из этого, думается, верно сказать о том, что мастерство катакомб не столько вероучебное, сколько веровыражающее. Оно говорит о вере погребенных и погребавших во Подателя и Христа Спасителя загробных благ.
О Божественном адресате катакомбной живописи пишет и В.Б. Мириманов. В частности, перечисляя ветхозаветные сюжеты, такие, как Моисей, выручающий иудеев в пустыне, Иона, возлежащий под тыквой по окончании спасения из китового чрева и т.п. (словом «говорящие верующему: «Ты будешь спасен, как и они»), ученый в итоге заключает: «Так, изображенные библейские сюжеты, сначала приводившие к недоумению исследователей, как бы повторяют слова Молитвы об умирающем: «Спаси, Господи, его душу, как ты спас… // Ноя от Потопа, // Авраама от Ура Халдейского, // Иова от его несчастий, // Исаака от жертвоприношения и от руки отца его Авраама… // Моисея от руки фараона, царя Египта, // Даниила из рва львиного, // Трех отроков из пещи огненной и от руки царя нечестивого, // Сусанну от промышлений злодейских… // Ты столько раз это делал! Спаси от вечных мук и погибели, // От небытия верующего в Тебя, Господи.»
Приведенная параллель очевидна и вправду убеждает в том, что мастерство катакомб все же мастерство погребальное, надежды и искусство чаяний, мастерство, обращенное в первую очередь к Всевышнему.
Ключи: христианство – новый тип веры – новый тип культуры; катакомбы – хранилище христианских древностей. Черта катакомб: время происхождения, география, значение римских катакомб, история функционирования, изучения. Римские катакомбы: место размещения, протяженность, обстоятельства происхождения, устройство, планировка, назначение стен, впечатления современников, типы помещений: их черта, назначение; параллель с устройством современных храмов, духовно-символический суть аналогичного устройства.
Классификация древнехристианских изображений, черта каждой из трех групп, примеры, объяснение содержания; особенности стилистики древнехристианской живописи, характерные приемы, отличие от древней живописи; роль мастерства в древнехристианской Церкви.
Иллюстрации
001 002
001, 002 катакомбы св. Цецилии, замысел
003 004
003 катакомбы св. Калликста, разрез
004 погребальные ниши, поперечная, продольная
005 006
005 погребальные ниши, поперечные, продольная
006 погребальная ниша в виде арки
007 008
007 закладная плита, закрывавшая погребальную нишу (крипта св. Люцины, катакомбы св. Калликста)
008 крипта св. Люцины, катакомбы св. Калликста, разрез
009 010
009 катакомбы св. Севастиана, коридоры с погребальными нишами
010 катакомбы св. Присциллы, то же
011 012
011 катакомбы св. Калликста
012 Острианские катакомбы, разрез крипты
013 014
013 катакомбы на Винья Массимо, погребальные ниши, настенная роспись: Моисей, осточающий из гора воду, Чудо умножения хлебов, Поклонение волхвов, Оранта (2 фиг.), Воскрешение Лазаря, Даниил во рву львином, история Товии и др.
014 апостолы и Богоматерь, донышко стеклянного сосуда IV-V вв.
015
015 монограммы
016
016 монограммы
017
017 раннехристианская печать
018 019
018 рыба несет корзину, с вином и хлебами, стенопись нач. III в, крипта св. Люцины, катакомбы св. Калликста
019 рыбки у якоря, граффити, катакомбы св. Прискиллы
020 021
020 рыбки у якоря, фрагмент эпитафии, граффити, катакомбы св. Домициллы
021 голубь с масличной (оливковой) веткой, стенопись сер. III в, катакомбы св. Прискиллы
022
022 голуби, клюющие виноград, граффити на закладной плите, крипта св. Люцины, катакомбы св. Калликста)
023
023 бочонок, монограмма, граффити на закладной плите, погребение Сибериуса 1-я пол. IV в.
024 025
024 Оранта, Ной, фреска катакомб св. Оразона, III-IV вв.
025 Жертвоприношение Авраама, фреска катакомбы на Виа Латина
026 027
026 Жертвоприношение Авраама, фреска, катакомбы св. Калликста
027 пророк Иона, поглощаемый китом, фреска кон. III в., катакомбы свв. Петра и Марцеллина
028 029
028 Даниил во рву львином, фреска кон. III в., катакомбы свв. Петра и Марцеллина
029 Три отрока в пещи огненной, фреска 1-я пол. III в., катакомбы св. Присциллы
030 031
030 Иов на гноище, фреска, катакомбы св. Калликста
031 Хороший пастырь, фреска сер. III в., катакомбы св. Присциллы
032 033
032 Моисей, изводящий воду из Хоривского утеса, фреска кон. III в, катакомбы свв. Петра и Марцеллина
033 Самаритянка у колодца, фреска, катакомбы св. Калликста
034 035
034 самаритянка и Христос у колодца, фреска катакомб на Виа Латина
035 Пророк Варлаам и Богоматерь, кормящая Богомладенца, фреска 2-й пол. II в., катакомбы Присциллы
036 037
036 Богоматерь с Богомладенцем, фреска III-IV вв,. катакомбы св. Агнии
037 Поклонение волхвов, фреска IV в., катакомбы св. Калликста
038 039
027 Крещение Иисуса Христа, фреска, катакомбы св. Калликста
027 Крещение Иисуса Христа, фреска II в. катакомбы св. Люцины
040
040 Чудо в Кане Галилейской, фреска кон. III в., катакомбы свв. Петра и Марцеллина
041
041 Чудо умножения хлебов, фреска, катакомбы св. Калликста
042
042 Чудо умножения хлебов, фреска, катакомбы св. Калликста
043 044
043 Притча о десяти девах, фреска IV в., катакомбы св. Кириака
044 Хождение по водам, камея III в.
045
045 Воскрешение праведного Лазаря, фрески катакомб III-IV вв.
046
046 То же, фреска кон. III в. Катакомбы свв. Петра и Марцеллина
047
047 Христос, фреска 2-я пол. IV в., катакомбы св. Комодиллы