Громадную тревогу приводит к заметному росту числа национальных полномочий, передаваемых для осуществления органам местного самоуправления.
На данный момент количество национальных полномочий, переданных с федерального уровня, мало (первичный воинский учет в местностях, где отсутствуют армейские комиссариаты, составление перечней кандидатов в присяжные). Одновременно с этим солидную часть делегированных на уровень местного самоуправления национальных полномочий составляют национальные полномочия субъектов РФ. К таким полномочиям относятся, к примеру, создание рабочих групп по делам несовершеннолетних и защите их права, организация деятельности данных рабочих групп, социальное обслуживание и социальная поддержка отдельных категорий граждан, осуществление и организация деятельности по попечительству и опеке, содержание и формирование архивных фондов, помощь сельскохозяйственного производства и ряд других.
Во многих случаях субъектами РФ передаются не отдельные национальные полномочия, а целые блоки полномочий, по факту фактически все полномочия в определенной сфере.
Обстановка усугубляется тем, что во многих отраслевых законах, принимаемых сейчас, субъектам РФ разрешается передавать на местный уровень переданные им федеральные национальные полномочия. Это предусмотрено, к примеру, законами «Об актах гражданского состояния», «О Общероссийской сельскохозяйственной переписи», «О национальном регулировании оборота и производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», «О ветеранах», «О социальной защите калек в РФ», «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и др. Такая обстановка очень усложняет и запутывает распределение и реализацию соответствующих функций.
Часть средств, передаваемых местным бюджетам из бюджетов вышестоящего уровня в виде субвенций в целях денежного обеспечения делегированных органам местного самоуправления отдельных национальных полномочий образовывает около 40% консолидированных доходов местных бюджетов либо 711,4 млрд. рублей.
Одновременно с этим реализация делегированных национальных полномочий на базе субвенций из бюджетов вышестоящего уровня не содействует упрочнению налогового потенциала городов, не стимулирует муниципальные органы власти к действенному выполнению переданных (не собственных) полномочий, возложенных на них без их согласия и обычно без достаточного денежного и материального обеспечения. Делегирование полномочий нижестоящим уровням публичной власти представляет собой вторичный механизм перераспределения компетенции, а потому есть следствием неэффективного первичного разграничения полномочий между разными уровнями публичной власти.
В этом случае разграничение полномочий в федеративном устройстве подменяется административным делегированием таких полномочий «сверху вниз». В следствии федеративные отношения, и муниципальные правоотношения, основанные на конституционной самостоятельности местного самоуправления, подменяются административными отношениями по исполнению делегированных национальных полномочий вышестоящих властей. Поэтому появляется опасность фактической потери самостоятельности местного самоуправления методом превращения муниципальных органов власти городов в де-факто органы власти на местном уровне.
Исходя из всего, что было сказано, предлагается:
— осуществить соответствующий мониторинг и инвентаризацию текущего федерального отраслевого законодательства как в целях кодификации установленных в нем полномочий, закрепляемых за муниципальными органами власти, так и их соответствия этих полномочий вопросам местного значения;
— надлежащим образом урегулировать полномочия, не подпадающие под вопросы местного значения – или в соответствии с правилами передать их на местный уровень, установив в законе №131-ФЗ соответствующий им вопрос местного значения, или изъять из компетенции муниципальных органов власти, предав его на соответствующий национальный уровень;
— уточнить в законе №131-ФЗ правовое содержание понятий «создание условий», «обеспечение условий», «участие в осуществлении», «содействие формированию» в описании вопросов местного значения;
— совершить ревизию списка полномочий субъектов РФ, установленных статьей 26.3 закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об неспециализированных правилах организации законодательных (представительных) и аккуратных органов власти субъектов РФ», которыми органы власти субъектов РФ вправе наделять муниципальные органы власти, с целью его сокращения;
— оформить как делегированное федеральное национальное полномочие регистрацию граждан по месту жительства и предусмотреть выделение субвенций на его реализацию;
— неукоснительно выполнять норму статьи 83 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой при возложении на муниципальные органы власти новых расходных обязательств или повышении имеющихся в один момент должны определяться порядок и источники финансирования соответствующих дополнительных затрат; исключить из практики Госдумы принятие к рассмотрению в первом чтении законопроектов, не содержащих соответствующих положений, установив данное правило в Регламенте Госдумы;
— исключить закрепление однообразных либо сходных полномочий за различными уровнями публичной власти в один момент, для чего совершить опись таких полномочий;
— решить вопрос об исключении из компетенции городов не характерных им полномочий и функций, а также вышеуказанных;
— решить вопрос о возвращении в ведение муниципальных органов власти полномочий по экологическому контролю, распоряжению общераспространенными нужными ископаемыми (список которых для конкретного субъекта РФ может утверждаться региональным законом), распоряжению земельными наделами, гос собственность на каковые не разграничена.