Педагогическое изучение предусматривает получение о ребенке сведений, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он обязан располагать на определенном возрастном этапе. Принципиально важно установить запас представлений об окружающем, сформированность качеств, нужных для учебной работы (произвольность психологической деятельности, волевые упрочнения, самоконтроль и планирование, наличие мотивации, интереса и др.). В случае, если ребенок подготавливается к поступлению в I класс, нужно распознать его готовность к обучению (физическую, психотерапевтическую, умственную). В случае, если дети уже получают образование школе, то направляться осознать обстоятельства имеющихся у них трудностей.
Интересующие педагога сведения возможно взять при применении таких способов, как яркая беседа с ребенком и с родителями, воспитателями о нем; анализ работ (картинок, поделок, тетрадей и др.), намерено организованное педагогическое наблюдение и педагогическое обследование.
Как показывает опыт, базой любого рода диагностики, разрешающей взять о ребенке большой количество сведений, есть целенаправленное наблюдение. Педагогическое наблюдение должно быть заблаговременно спланированным, совершенно верно ориентированным и систематическим. Самый принципиально важно наблюдение за ведущей деятельностью, потому, что конкретно в рамках ведущей деятельности появляются психотерапевтические новообразования того либо иного возраста, формируются предпосылки для перехода к новой ведущей деятельности, на новый этап психологического развития.
Педагогическое наблюдение разрешает достаточно отлично изучить мотивационный нюанс деятельности ребенка, его познавательную активность, интересы. Изучение мотивации показывает уровень личностной зрелости ребенка.
В детском возрасте большая часть мотивов неосознанны, еще не сформировалась их иерархия, не выделился ведущий мотив. Наблюдение за эмоциональными реакциями ребенка окажет помощь разобраться в его мотивации. К примеру, ребенок делает учебные обязанности, дабы избежать порицания, дабы его похвалили преподаватель либо родители. У ребенка с выраженной познавательной мотивацией радость будет приводить к самому процессу получения знаний по какому-то предмету и т.п. Ясно, что самый продуктивным из перечисленных выше будет мотив познания нового; другие мотивы будут меньше содействовать осуществлению учебной деятельности.
Выявляя вид мотивации, педагог приобретает возможность адекватного педагогического действия, развивает хорошие тенденции.
Диагностическое значение имеет и обнаружение характера заинтересованностей ребенка. К примеру, показательным возможно то, к каким предметам он больше тяготеет — к чтению, математике, естествознанию, физкультуре и пр. В большинстве случаев, дети с первично сохранным интеллектом больше обожают те предметы, где имеющиеся нарушения меньше воздействуют на успешность деятельности (к примеру, дети с тяжелыми нарушениями речи больше обожают математику, чем чтение и письмо).
Наблюдение разрешает кроме этого оценить степень сформированности деятельности в целом — ее целенаправленность, организованность, произвольность, свойство к планированию действий, независимому выбору средств исполнения деятельности. Для получения представления о сформированности деятельности ребенка педагогу направляться обратить внимание на следующее:
- — цели задания и понимание инструкции;
- — свойство делать задание с учетом инструкции и простой инструкции, складывающейся из нескольких заданий;
- — умение выяснить последовательность действий, операций;
- — умение перестраивать действия в зависимости от трансформации цели;
- — свойство осуществлять самоконтроль в ходе работы;
- — умение довести деятельность до получения определенного результата, показать настойчивость в достижении цели, преодолевать трудности;
- — свойство адекватно оценить итог собственной деятельности;
- — перевести внимание, скоро перейти от одного задания к второму.
Полезно охарактеризовать и отдельные виды деятельности ребенка.
Педагогическое наблюдение разрешает кроме этого распознать особенности отношения ребенка к окружающим и к самому себе. Дабы распознать эти особенности, педагог целенаправленно оценивает, как ребенок пытается к общению, к лидерству, как он ведет себя с младшими и старшими, как он инициативен, как к нему относятся окружающие и т.п. Громадное значение имеет анализ отношения ребенка к имеющимся у него нарушениям — это характеризует уровень его интеллектуального и личностного развития. Часто дети с сохранным интеллектом не легко переживают имеющиеся у них нарушения, подчас дают неадекватные реакции в виде выраженного негативизма, агрессии по отношению к окружающим. Вместе с тем кроме того при тяжелых нарушениях таких неадекватных личностных реакций может и не быть, и дети гармонично вписываются в коллектив сверстников с менее выраженными расстройствами.
Результаты наблюдения за детьми с теми либо иными проблемами заносятся в личный ежедневник сопровождения. Периодичность записей зависит от состояния каждого конкретного ребенка. Факты должны грамотно и вовремя фиксироваться и обрабатываться. Нужно, дабы в заполнении ежедневника принимал участие несколько преподаватель, а различные преподаватели-предметники, воспитатели, психолог, другие специалисты и врач. Это предоставит шанс более разносторонне охарактеризовать ребенка и проследить динамику его развития.
Эти, полученные посредством наблюдения, употребляются при составлении психолого-педагогической чёрта ребенка.
Психолого-педагогическая черта -документ, отражающий успеваемость и поведение обучающихся (воспитанников), их склонности и интересы к отдельным видам занятий, физическое и умственное развитие, дисциплинированность, личностные черты.
В психолого-педагогической характеристике детей с нарушениями развития должны обнаружить отражение не только особенности отклоняющегося развития ребенка, но и хорошие стороны его личности, и его потенциальные возможности. В характеристике отмечаются динамические трансформации в общем развитии и поведении ребенка, происходящие под влиянием воспитания и обучения. В коррекционно-образовательном учреждении психолого-педагогическую чёрта образовывает педагог-дефектолог (воспитатель) на базе изучения каждого ребенка. В приложении 4 представлены образцы черт детей различного возраста с разными нарушениями развития. При составлении этих черт учитывались не только вышеизложенные советы, но и советы, изложенные в главах 3 — 5.
При динамическом наблюдении ребенка дошкольного возраста, посещающего коррекционно-образовательное учреждение, целесообразно применять карту развития ребенка, представленную в приложении 4. В помощь педагогам для составления характеристики и сбора материала возможно предложена программа педагогического изучения детей с нарушениями развития в условиях образовательного учреждения, созданная С.Д. Забрамной (см. табл. 1).
В некоторых случаях не редкость нужно отразить результаты наблюдения не только за отдельным ребенком, но и за целым классом (группой). Это целесообразно сделать по следующей схеме, предложенной И.М. Бгажноковой.
Советы к составлению чёрта класса.
1. Сведения о составе класса:
- — количество обучающихся; возраст, состав;
- — черта групп обучающихся по уровню познавательных (речевых, двигательных) возможностей;
- — количество обучающихся, занимающихся по сниженной либо личной программе (фамилии, предметы);
- — краткая черта актива класса, содержание делаемых поручений.
2. Коллективистские отношения в класса:
- — темперамент взаимоотношений детей (заинтересованность в неспециализированных делах, равнодушие, разобщенность);
- — наличие фаворитов; чем определяется лидерство, как оно воздействует на детский коллектив;
- — публичные дела класса, их исполнение обучающимися (независимое, под контролем, посредством преподавателя либо воспитателя);
Таблица 1 Программа педагогического изучения ребенка с отклонениями в развитии
Содержание | Способы |
I. Неспециализированные сведения о ребенке Фамилия, имя, дата рождения. Дата поступления в особое образовательное учреждение. Посещал ли до этого особые (коррекционные) учреждения, детский сад неспециализированного типа, массовую школу (в каких классах и какое количество лет обучался) | Изучение документации |
II. История развития Состояние организма своих родителей. Как протекала беременность у матери, одновременно с ли появился, как протекали роды. Особенности раннего развития ребенка. Какие конкретно заболевания либо травмы перенес в первые годы судьбы | Беседа с родителями. Изучение медицинской документации |
III. Семья Состав, взаимоотношения между участниками семьи. Материальные условия судьбы, занятия своих родителей. Отношение участников семьи к ребенку | Посещение семьи. Беседы с родителями |
IV. Физическое состояние Отклонения в физическом развитии. Особенности физического развития (информацию о росте, массе тела, упитанности, изюминках осанки и др.); нарушения перемещений; наличие параличей, парезов; стереотипные и навязчивые перемещения, жесты, мимика. Утомляемость при физических нагрузках. Выдерживает ли нагрузки, предусмотренные режимом данного детского учреждения | Наблюдение на протяжении занятий, игр и т.д. Врачебное обследование |
V. Особенности познавательной деятельности 1. Состояние органов эмоций (слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания). Не бывает ли обманов чувственного восприятия (иллюзий, галлюцинаций) | Изучение медицинской документации. Особые изучения. |
2. Особенности речи. Обладает ли связной речью либо изъясняется отдельными словами. их характер и Дефекты произношения. Познание устной речи (указаний, руководств, объяснений). Запас слов. Сформированность грамматического строя речи. Может ли давать полные ответы на вопросы и связно говорить. Нет ли многоречия, нецеленаправленности речи. Познание письменной речи (написанных слов, текстов книг, таблиц и т.д.) | Наблюдение за речью ребенка. Беседы с ребенком. Логопедическое обследование. Изучение письменных работ |
3. Особенности внимания. Легко ли привлекается внимание; устойчивость внимания. Свойство распределять внимание. Переключаемость с одного вида деятельности на Другой | Наблюдение за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время |
4. осмысливания и Особенности восприятия принимаемого. Осознаёт ли окружающую обстановку, не бывает ли случаев помрачения сознания. Знает ли заглавия и назначение несложных предметов. Соотносит ли настоящие их изображения и предметы на картинах. Осознаёт ли содержание картин. Улавливает ли основное в принимаемом. Может ли сравнивать предметы и определять различия и черты сходства. Может ли классифицировать предметы и делать простые обобщения. Способен ли самостоятельно осознать содержание прослушанного текста. Устанавливает ли причинно-следственные связи | Наблюдение за ребенком на занятиях и вне их. Беседы с ребенком |
5. Особенности памяти. Как запоминает; преобладающий вид памяти (зрительная, моторная, слуховая, смешанная). Быстрота запоминания. На долгое время ли запоминает (прочность запоминания). Что лучше запоминает: цифры, факты, описания. Особенности процесса припоминания | Наблюдение за ребенком на занятиях и в играх. Личные беседы с ребенком |
6. Особенности усвоения учебного материала. Отношение к отдельным учебным предметам. Имеет ли понятие о пространственных чертях предметов: длине, высоте, форме. Знает ли буквы, цифры (может ли просматривать, писать, вычислять). Знает ли стихи. Может ли пересказывать прослушанное (прочтённое). Развитие навыков ручного труда, рисования, самообслуживания. Трудности в овладении новым материалом. Результаты работы, совершённой педагогом по преодолению этих затруднений | Наблюдение за ребенком в ходе занятий, изучение работ, выполненных на занятиях |
7. Интересы (отсутствуют, слабо выражены, неравномерны); чем интересуется (трудом, пением, рисованием, танцами и т.д.) | Наблюдение за ребенком на занятиях и вне их, на экскурсиях. Изучение практических работ детей |
VI. Эмоционально-волевая сфера Преобладающее настроение ребенка (радостное, грустное). Отмечаются: возбудимость, тормозимость, неуравновешенность, самообладание. Реакция на происходящее около. Характерны ли ребенку эмоции страха, удивления, восхищения, сострадания. Свойство к волевому упрочнению в занятиях, в поведении. Может ли сдерживать себя от недозволенных действий | Наблюдение за ребенком на разных занятиях, вне их, на экскурсиях, в играх и т.д. |
VII. Особенности личности Соблюдение правил поведения. Как проявляет себя в учебной, трудовой и игровой деятельности. Нравственные качества: отношение к родным, родным, товарищам. Взаимоотношения со взрослыми, с другими детьми. Проявления эмоции привязанности, любви, хорошего отношения к окружающим; склонность вредить, обижать вторых, лживость и др. Разрушительные наклонности, склонность к бродяжничеству, агрессии, а также аутоагрессии и т.п. | Наблюдение за ребенком в разных видах деятельности |
- — отношение коллектива к детям с нарушениями поведения, личностными либо выраженными недочётами физического развития;
- — темперамент связей между обучающимися (авторитарные, равноправные, по подражанию, неустойчивые);
- — роль формы и общественного мнения его проявления (порицание, одобрение, критика, отсутствие адекватной оценки);
- — организованность коллектива (умение подчиняться требованиям актива класса и взрослых).
3. Темперамент связи классного коллектива с общешкольным:
- — участие класса в работе детских организаций по заинтересованностям;
- — содержание общешкольного поручения и темперамент его исполнения (заинтересованное, постоянное, эпизодическое);
- — темперамент связей с другими классами (помощь, совместные дела, соревнование);
- — участие в спортивно-массовых мероприятиях, праздниках и др.
В тех случаях, в то время, когда выявляются трудности обучения, нужно тщательное педагогическое обследование. Педагог-дефектолог обязан не только сделать вывод об уровне знаний ребенка, но и осознать, чем обусловлены те либо иные трудности в овладении навыками чтения, счёта и письма, и наметить пути коррекционно-педагогического действия. направляться обратить внимание на свойство детей самостоятельно делать предложенные задания, продуктивно применять оказываемую им помощь и переносить усвоенный метод действия на решение подобных задач. Замечая за ребенком в ходе исполнения предложенных заданий, нужно учитывать особенности понимания инструкции, свойство удерживать ее в памяти на протяжении работы, смотреть за целенаправленностью деятельности. Крайне важно отметить, проявляет ли ребенок интерес к исполнению заданий и как он стойкий, пытается ли довести работу до конца, может ли адекватно оценить результаты собственной деятельности, как реагирует на замечание и похвалу.
Дети с обычным интеллектуальным развитием и организованной произвольной деятельностью в большинстве случаев проявляют интерес к обследованию, стремятся к успешному исполнению заданий, выявляют нужную активность и достаточные волевые упрочнения. Они ориентированы на похвалу, планируют собственные действия и продуктивно применяют помощь педагога.
Дети с задержкой психологического развития нуждаются в стимуляции и организующей помощи педагога благодаря утомляемости, недочёта внимания, неуверенности в себе. Задания им направляться предлагать дозированно и оказывать нужную помощь.
Умственно отсталые дети и по окончании показа и объяснений испытывают трудности при исполнении подобного задания, принимая его как новое. Они, в большинстве случаев, еле осмысливают задание, не находят рациональных приемов работы. Интерес к исполнению заданий у них выражен слабо, организующая и направляющая помощь педагога малоэффективна. Характерна бессистемная, нецеленаправленная деятельность, низкая саморегуляция, слабость произвольного внимания.
Нужно иметь в виду, что в случае, если дети получают образование школе, то перед обследованием педагог обязан обсудить их успеваемость со всеми преподавателями, пристально изучить тетради, дабы делать выводы о динамике формирования того либо иного навыка, характере неточностей, трудностях, каковые ребенок испытывает в ходе усвоения программы. Ответственное диагностическое значение имеет анализ картинок, каковые разрешают делать выводы не только о технических возможностях ребенка, но и о его наблюдательности, круге представлений, заинтересованностей.
Применительно к детям дошкольного возраста речь заходит о наличии элементарных представлений о числе, окружающем мире, сформированности произвольной деятельности. При обследовании школьников проверяется знание ими программного материала текущего и предшествующих лет обучения.
При изучении процесса чтения нужно установить знание букв, навык чтения слогов, слов, связного текста, особенности синтеза и звукобуквенного анализа. направляться обратить внимание на метод чтения, темп, соблюдение логических ударений, сохранение структуры слова, наличие неотёсанных нарушений и искажений звукопроизношения. Крайне важно познание ребенком смысла слов, предложений. В случае, если ребенок не овладел навыком чтения, то текст ему просматривают либо говорят, а после этого контролируют его познание.
В большинстве случаев, громаднейшие трудности в овладении и понимании текста навыком чтения наблюдаются у детей с выраженной умственной отсталостью. Кроме того к 7 — 8 годам они не смогут запомнить буквы, растолковать привычные слова и затрудняются при соотнесении их с картиной. Дети с легкой умственной отсталостью к 7 — 8 годам смогут усвоить алфавит при особом обучении, но для них весьма сложно обучиться сливать буквы в слоги, их чтение продолжительное время остается побуквенным. Эти дети слишком мало знают прочтённое, не смогут пересказать текст в нужной последовательности. Им недоступно познание скрытых причинных зависимостей.
Дети с задержкой психологического развития на первом году обучения смогут не овладеть положенным по программе навыком чтения. Они медлительно, по слогам просматривают, не выполняют пунктуационную интонацию, свойственны перестановки, замены, пропуски слогов и букв. Бедность словаря, ограниченный запас представлений и знаний об окружающем мире затрудняют познание ими выражений и отдельных слов, установление причинно-следственных связей, но у этих детей присутствует выраженное рвение осознать суть прочтённого, исходя из этого довольно часто отмечается желание перечитать слова, фразы, чтобы выяснить, о чем написано. Это отличает их от умственно отсталых детей, для которых характерно механическое чтение.
Большие затруднения при овладении навыком чтения испытывают дети с недочётами слуха и дети с неспециализированным недоразвитием речи. У них отмечается побуквенное, угадывающее чтение, замена букв и слов вторыми и недостаточное познание прочтённого.
Дети с нарушениями зрения испытывают трудности при восприятии букв, слогов, слов, довольно часто теряют строчок и переставляют как буквы, так и слова, что отрицательно отражается на овладении навыком чтения и понимании прочтённого. В тех случаях,
в то время, когда текст детям прочитывается, они знают и пересказывают его содержание.
У детей с церебральными параличами своеобразные трудности овладения навыками чтения связаны с пространственными и двигательными нарушениями. Они затрудняются в целостном восприятии слова, путают графически сходные буквы. Благодаря нарушения мышц-глазодвигателей дети не смогут смотреть за строчком, довольно часто ее теряют, испытывают трудности переключения с одного слога на другой. Эти дети еле понимают сложные логико-грамматические конструкции, выраженные предлогами и наречиями, обозначающими пространственные категории (слева, внизу, под, над и т.д.).
Дети с обычным умственным развитием, в большинстве случаев, овладевают чтением еще до обучения в школе. Они легко знают соответствующие их возрасту тексты.
В ходе изучения навыка письма педагог определяет уровень овладения техникой письма, правописанием и грамматикой. Детям дошкольного возраста направляться предложить задания для выяснения их готовности к способности и письму ориентироваться в тетради: выделить строчок и совершить карандашом по ее длине, на листе бумаги в клетку обвести одну клетку, написать печатные буквы по опорным точкам и без них, повторить предложение из 2 — 3 слов, выделить в нем отдельные слова, указать их порядок и количество, выделить первый и последующие звуки в слове. В случае, если ребенок знает буквы, целесообразно предложить ему сложить из разрезной азбуки привычные слова. Технику письма обучающихся в школе детей возможно проанализировать по рабочим тетрадям и по итогам списывания текста на протяжении обследования.
Для проверки уровня овладения категориями правописания и грамматики детям предлагают задания в зависимости от года и возраста обучения.
Дети с выраженными интеллектуальными нарушениями к 7 — 8 годам не смогут обучиться писать. Дети не знают цели заданий; отмечается неотёсанное недоразвитие моторики, неспециализированной координации перемещений, имеющиеся пространственные нарушения затрудняют исполнение кроме того элементарных заданий (ориентировка в тетради и т.д.).
Дети с легкой умственной отсталостью кроме этого испытывают серьёзные трудности в овладении письмом. Не взявшие особого обучения умственно отсталые дети не смогут самостоятельно выделить в тетради клетку, не выполняют строчок, не дописывают элементы букв, время от времени пишут буквы зеркально. Они предварительно не прочитывают слова перед списыванием, что ведет к неточностям, испытывают трудности в звуковом анализе слова, не всегда различают конец и начало предложения. Умственно отсталым детям тяжело осознать правила правописания, в особенности безударных гласных, звонких и глухих согласных.
Дети с задержкой психологического развития при обследовании в I классе довольно часто бывают не готовы к овладению письмом. Им доступны только элементарные формы звукового анализа; особенные трудности воображает для них последовательное выделение гласных звуков из слов, складывающихся из согласных и открытых слогов при их стечении. При письме дети пропускают буквы, а время от времени и слоги, вписывают лишние буквы. В работах видятся бессчётные неточности, которые связаны с незнанием правил либо неумением их использовать. Одновременно с этим в письменных работах детей с задержкой психологического развития значительно меньше неточностей, чем в работах умственно отсталых обучающихся, нет нелепых искажений написаний и грубых слов.
Для слабослышащих детей свойственны такие нарушения письма, каковые обусловлены первым делом недочётами слуха. В ходе письма они смешивают сходные по месту и звучанию образования звуки, неправильно употребляют смягчения, пропускают части слов, на каковые не падает ударение, пропускают согласные при сложных сочетаниях, нарушают структуру предложения.
Дети с недоразвитием речи имеют своеобразные неточности: нарушение согласования слов, замены и пропуски букв, перестановка слогов и букв, слияние нескольких слов в одно. Фонематические затруднения бывают более стойкими, чем затруднения в произношении. К моменту поступления в школу недочёты произношения смогут сгладиться, но трудности усвоения грамоты сохраняются и приводят к неуспеваемости.
Дети с нарушениями зрения испытывают особенные трудности при овладении навыками письма; им свойственны несоблюдение строчка, несформированность величины, а иногда и поменянный образ буквы, смешение сходных по начертанию букв, элементы зеркального письма и т.д.
У детей с церебральными параличами выраженные трудности в овладении техникой письма обусловлены пространственными и двигательными нарушениями. Они затрудняются при ориентировке на листе бумаги, время от времени пишут справа налево. Из-за нарушений мышечного тонуса в кистях рук при письме отсутствует плавность линий, буквы получаются различными по величине, тяжёл процесс их слияния при написании слов. Особенные трудности при овладении техникой письма испытывают дети с гиперкинезом. В некоторых случаях обучать письму их приходится лишь на компьютере.
направляться подчернуть, что нормально развивающиеся дети смогут быть слишком мало грамотными и иметь нехороший почерк, исходя из этого сформированность навыка письма как диагностически значимый показатель может учитываться лишь в комплексе с данными психотерапевтического, логопедического, медицинского изучений.
Наровне с установлением сформированности навыков чтения, письма при педагогическом обследовании определяются элементарные математические представления о числе, степень овладения вычислительными навыками, решение и понимание задач.
При проверке сформированности представлений о числе детям дошкольного возраста предлагают выяснить количество предметов в группе (один — довольно много, один — два — довольно много), сравнить два множества предметов. Помимо этого, их просят пересчитать предметы, расположенные в ряд либо в случайном порядке, назвать итоговое число и продемонстрировать обозначающую количество предметов цифру. Дошкольников и обучающихся I — II классов общеобразовательной школы просят вычислять в прямом и обратном порядке от единицы и дальше; от пяти, десяти, двадцати до единицы; от заданного числа до другого заданного числа. Обучающихся I класса общеобразовательной школы просят назвать прошлые и последующие числа; сравнить два числа; сообщить, какое из них больше и на какое количество.
При проверке степени овладения вычислительными навыками у дошкольников и обучающихся I — II классов обращают внимание на уровень овладения счетными операциями: пересчитывают ли дети первое слагаемое либо сходу к нему прибавляют; пересчитывают и отсчитывают ли на пальцах, предметах либо отвлеченно; затрудняются ли в счете при переходе через разряд; решают ли примеры в столбик либо в строке; знают ли деление и таблицу умножения.
На протяжении изучения процесса ответа задач выявляется познание ребенком условия задачи, учитываются возможности повторить вопрос и условие задачи, разработать замысел ответа, поставить вопросы к действиям и выполнить их, по окончании чего дать объяснение ответа. Проверяется, смогут ли дети составить задачу по заданным компонентам, осознать структуру задачи с недостающим компонентом. Весьма серьёзным диагностическим показателем есть свойство переноса продемонстрированного метода деятельности на подобное задание.
У детей школьного возраста с выраженной умственной отсталостью при обследовании обнаруживается низкий уровень развития арифметических навыков. У них нет осознанного понимания числового последовательности, владения кроме того несложными счетными операциями на конкретном материале. При пересчете предметов они не смогут назвать итогового числа, не удерживают в памяти инструкцию; помощь не действенна.
Дети старшего возраста (I — II классов) с легкой умственной отсталостью смогут соотнесенно пересчитать предметы в пределах трех — десяти. При случайном размещении предметов им нужна организующая помощь. Большая часть детей испытывают трудности при воспроизведении числового последовательности от заданного до заданного числа, в особенности в обратном порядке. Они еле удерживают в памяти программу задания. Им тяжелы счетные операции с переходом через разряд. Особенные неприятности появляются при ответе арифметических задач. Дети не удерживают в памяти условие задачи, сами не осуществляют контроль движение ответа и не могут проверить правильность ответа.
Детям дошкольного возраста с задержкой психологического развития доступно познание числового последовательности, порядковый счет до десяти, некоторым детям дешёв и обратный счет, но счет от заданного до заданного числа затруднен. Они смогут самостоятельно пересчитать предметы, соотнести их с соответствующей цифрой. Счетные операции в пределах десяти дети создают посредством счетных палочек, время от времени пальцев, наряду с этим довольно часто ошибаются. Дети I — II классов с задержкой психологического развития смогут решать простые задачи на нахождение остатка и суммы. При обучении в общеобразовательной школе они испытывают трудности в усвоении программного материала по математике, в особенности при ответе задач: не могут произвести анализ условия задачи в целом, а отыскав верное ответ, не смогут его растолковать. Но эти затруднения преодолеваются при направляющей и организующей помощи педагога.
Дети с нарушением слуха и дети с неспециализированным недоразвитием речи время от времени затрудняются в обратном счете, поскольку не сходу вспоминают их последовательность и название числительных, путают прошлое число с последующим и напротив. Особенные трудности они испытывают при ответе арифметических задач, поскольку слишком мало понимают их условия из-за недочётов речевого развития.
Дети с нарушением зрения нуждаются в повторении условия задания, поскольку у них слишком мало полное представление о явлении и предмете, переданном в слове. Им нужно больше времени на исполнение задания.
Дети с церебральными параличами испытывают своеобразные трудности при овладении навыками счета. Большая часть из них еле усваивают десятичный состав числа; путают цифры, родные по графическому образу; строят цифровой последовательность справа налево.
Нормально развивающиеся дети к 7 годам практически во всех случаях обладают устным счетом в пределах 100, и смогут решать простые арифметические задачи. Школьники выявляют знание главных разделов программы по математике и проявляют сообразительность при ответе задач.
Нужно подчернуть, что при анализе материалов педагогического обследования громадное значение имеют сведения об условиях развития ребенка и о роли семьи в этом ходе.