Партийность литературы

«Жить в обществе и быть свободным от общества запрещено». Эти слова В. И. Ленина дают ключ к пониманию вопроса о партийности литературы.

литераторы и Буржуазные критики в свое время создали теории, в соответствии с которым мастерство независимо от публичной судьбы: поэт, романист, драматург якобы творят собственные произведения, подобно пушкинскому летописцу Пимену, «злу и добру внимая равнодушно». Выдвигался тезис о «чистом мастерстве», якобы свободном от каких бы то ни было симпатий и социальных пристрастий. Но это была иллюзия, которая имела возможность лишь замаскировать настоящую сообщение живописца с обществом. Принцип партийной литературы отстаивали многие передовые писатели мира, боровшиеся за ее активную, преобразующую роль (французские просветители XVIII в., русские революционные демократы XIX в.).

Марксизм-ленинизм обосновал принцип партийности литературы, опираясь на целый многовековой опыт литературы, связал его с одним из наиболее значимых положений марксизма — с учением о классах, о классовой борьбе. К. Маркс и Ф. Энгельс с непреложной убедительностью доказали, что вся история в прошлом была историей классовой борьбы. Любой живописец, желал он этого либо нет, так или иначе высказывал в собственном творчестве настроения, переживания, идеологию определенного класса. Действительно, великие писатели прошлого умели подниматься над заинтересованностями собственного класса и становились обычно выразителями общенародных чаяний и дум.

В первый раз термин «партийность» появился на страницах «Новой Рейнской газеты» в годы революции 1848 г. в Германии. Литературно-художественные материалы, печатавшиеся на страницах газеты, отвечали принципу пролетарской партийности.

Историческая заслуга в разработке правил коммунистической партийности в собственности В. И. Ленину. С первых шагов собственной деятельности он поставил вопрос о партийности идеологии: «…материализм включает в себя, так сообщить, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определенной публичной группы» (Полн, собр. соч. Т. 1. С. 419)

Самый обширно принцип партийности В. И. Ленин обосновал в работе «Партийная партийная и организация литература» в 1905 г. Ее основной тезис выражен светло. Литературное дело будет составной частью общепролетарского дела. В РФ развертывается грандиозная борьба классов. Страна идет к революции. И перед каждым живописцем поднимается жгучий и важный вопросы: с кем он — с силами реакции, ветхого мира либо с народом, с рабочим классом, борющимся за яркое будущее? В. И. Ленин разоблачает буржуазный лозунг «беспартийности» мастерства и противопоставляет ему мастерство, открыто связанное с революционным народом.

Так, партийность литературы — это внутренняя идейно-политическая устремленность творчества. В отечественных условиях это в первую очередь органическая сообщение с заинтересованностями народа, с его борьбой за торжество совершенств коммунизма, за построение нового общества.

Выдвигая с таковой решительностью вопрос об идейно-политическом самоопределении деятелей мастерства, В. И. Ленин вместе с тем выступал против каких бы то ни было попыток упрошенного истолкования принципа партийности, против механического отождествления литературной работы партии с другими областями партийной деятельности, против игнорирования специфичности и всей сложности художественного творчества. Он подчеркивал, что литературное дело меньше всего поддается механическому равнению и что тут нужно обеспечить больший простор личной инициативе, личным склонностям, мысли и фантазии живописца.

Принцип коммунистической партийности есть одним из краеугольных камней всего отечественного мировоззрения, всего отечественного искусства. Конечно, что он отыскал собственный выражение на всем протяжении истории советской литературы, в литературе социалистического реализма за границей.

Литература социалистического реализма не просто воспроизводит те либо иные стороны действительности. Коммунистическая партийность предполагает энергично-страстное, заинтересованное вмешательство писателя в судьбу. В этом смысле литература деятельно и горячо оказывает помощь воспитывать нового человека революционной эры.

Партийность выражается не только в идейно-политической сути произведения. В мастерстве она в первую очередь проявляется в том, что партийная оценка судьбы конкретно вытекает из тех картин судьбы, каковые рисует автор (либо представители вторых видов мастерства). Действующие лица произведения, в особенности хорошие храбрецы и в большинстве случаев образ рассказчика, связываются в представлении читателя с утверждением в людской личности правил коммунистической морали и борьбы и поведения за эту мораль (либо — при изображении отрицательных персонажей — с эмоцией негодования, вызываемым нарушением ее), сюжеты в конечном итоге строятся на столкновении разных правил отношения к судьбе, утверждающих коммунистическое отношение к действительности либо противостоящих им, в языке раскрываются черты людской личности, совершенно верно так же рисующие тип ее сознания, отношения к миру строящегося коммунизма (к примеру, в «Юный гвардии» А. А. Фадеева) и всему, что ему противостоит. В каждом жанре по-своему, в зависимости от исторической обстановки, от таланта и кругозора писателя, коммунистическая партийность находит собственный эстетическое выражение в критическом анализе, потому, что она неразрывно связана с способом социалистического реализма.

По окончании победы Октября ленинский принцип партийности взял предстоящее развитие в партийных документах по вопросам искусства и литературы, обобщивших обширный опыт партийного управления и давших глубоко научный анализ советской литературы на современном этапе. В Резолюции XXVII съезда КПСС отмечается: «Партия поддерживает и будет поддерживать все гениальное в искусстве и литературе, проникнутое духом народности и партийности. Нормой работы партийных организаций с художественной интеллигенцией являются взыскательность и идейная принципиальность, уважение к таланту, такт».

Лекция Андрея Зубова — «Ждановщина»


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: