Это произведения рук человека, древние предметы, сооружения и орудия труда, сохранившиеся на земной поверхности, под слоем почвы либо под водой. По ним ученые восстанавливают прошлое людской общества. Главные монументы материальной культуры: орудия труда, оружие, домашняя утварь, одежда, украшения, поселения (стоянки, городища, селища) и отдельные жилища, гидротехнические сооружения и древние укрепления, дороги, мастерские и горные выработки, могильники, картинки на горах, затонувшие древние их грузы и суда и т. д.
Старейшие монументы — археологические: стоянки — остатки поселений старого человека. В большинстве случаев они расположены на берегах рек, озер, морей. За прошедшие столетия найдены самый древние стоянки — палеолитические — погребены под наслоением песка, глины, земли так глубоко, что их тяжело найти. Легче отыскать более поздние — неолитические: их часто размывает водой, и они частично обнажаются. Почву, содержащую следы людской деятельности, именуют культурным слоем. В нем находятся зола, уголь от костров, мусор, строительные отходы, предметы домашнего обихода и т. п. Культурный слой отлично виден в обнажениях на фоне глин и песков. Тут возможно отыскать кремниевые изделия с заостренными краями, керамику — глиняные черепки, кости зверей и рыб, костяные и медные изделия.
Городище — остатки старого укрепленного поселения, размешавшегося на возвышенностях. Около городища имеются валы, канавы. Тут возможно отыскать увлекательные изделия из металла —латуни, меди, железа. Около городищ размещалось неукрепленное поселение — селище. Довольно часто видятся могильники — курганы и древние захоронения. Изобилуют различными орудиями старого производства мастерские и рудники. Главная задача краеведа — поиск, регистрация и исследование малоизвестных и известных науке исторических и археологических монументов. Раскопки создают эксперты-археологи. До сих пор находят в различных районах нашей страны (на Урале, Кавказе, в Прибайкалье, на Чукотке и т. д.) картинки старого человека на горах либо в пещерах. На них изображены людей и фигуры животных, сцены охоты, фантастические существа. Подобные картинки имеют неоценимое значение для науки, для познания старой истории, искусства.
Подлежат охране и архитектурные памятники — творения мастеров, составляющие часть культурного наследия страны, народа. Это постройки различного назначения: церкви, соборы, монастыри, часовни, кладбища, башни, стенки, дворцы, парки, дома, публичные сооружения, думы (ратуши), превосходные жилые дома, усадьбы, дворянские и купеческие дома, другие сооружения и крестьянские Избы. Каждое из них имеет собственную историю, тесно связанную с историей края. Их изучают не только как монументы истории народа, но и как образцы архитектурного мастерства. Так, пленяют изяществом форм белокаменные соборы — образцы древнерусской архитектуры; полны национального своеобразия архитектурные сооружения Средней Азии, Прибалтики и др.
К числу монументов народного художественного творчества относятся декоративные украшения, художественные промыслы и устное народное творчество (фольклор). Кроме изучения построек как архитектурных памятников юный краевед знакомится с украшениями домов, к примеру с резьбой, украшающей карнизы, наличники дверей и окон, коньки крыш, ставни на окнах, крылечки. Характерен древний тип резьбы, «глухой», в то время, когда узор не прорезан полностью; главные мотивы его растительные, время от времени — птицы, реже — животные. Более поздний вид резьбы — накладная, пропиленная полностью. В южной части России, на Украине и в Белоруссии довольно часто видится роспись снаружи стен домов, печей.
Народное прикладное мастерство, либо художественные промыслы, появилось в глубокой древности. Уже первобытный человек старался украсить собственную жизнь, создавать не только практичные, но и прекрасные одежды, посуду, утварь. Мастерство живописцев из народа совершенствовалось столетиями. Большого мастерства достигает резьба по дереву, народное ювелирное мастерство, фарфоровое и стекольное дело. Издревле славились и камнерезы. В конце XVIII в. в РФ появилось лаковое дело (известные села Федоскино, Палех, Холуй, Мстера). Чукотские народные мастера славятся собственными картинками на моржовых клыках, обитатели Кавказа—узорными коврами из овечьей шерсти, узбекские мастера — резьбой по камню и т. д.
Юные краеведы собирают сведения о народном мастерстве и его образцы в каждом населенном пункте собственного края. Не нужно стремиться искать лишь редкие, необыкновенные творения, нужно обращать внимание и на обычные для данного селения. Это окажет помощь распознать местные изюминки, традиции, приемы мастерства. Весьма интересно разыскать ветхих мастеров и разузнать факты из истории промысла, распознать ассортимент изделий в прошлом, как и куда они сбывались и т. д. В то время, когда и с какого возраста погибли ветхие мастера, что создали, не забывают ли старики историю происхождения промысла, нет ли преданий на эту тему? Особенно ответственны сведения по разработке производства изделий в прошлом. Чем достигалось высокий уровень качества работы? Все эти и многие другие сведения будут иметь настоящую сокровище, в случае, если юные краеведы предварительно ознакомятся с соответствующей литературой.
Наконец, существует устное народное творчество — фольклор, изучением которого занимается наука фольклористика. Она исследует словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и второе коллективное творчество народа. В задачу краеведов входит собирание произведений местного творчества всех жанров: сказов, сказок, былин, песен, частушек, причитаний, заговоров, тайных, пословиц, поговорок, народной драмы. Как записывать? Принципиально важно выполнять точность записи, слово в слово, ничего не уменьшая, не производя и не переделывая. Записывают все повторения, междометия, в противном случае нарушатся ритм, особенная окраска рассказа; не нужно упускать кроме этого и все особенности местного говора. Так как успеть записать весьма тяжело, часто прибегают к помощи магнитофона. Обращение рассказчика нельзя прерывать вопросами либо репликами. Необходимое условие — записать сведения об исполнителе (фамилия, имя, отчество, национальность, возраст, местный обитатель либо приезжий, специальность, грамотность, адрес). Принципиально важно знать, от кого обучился исполнитель собственному мастерству.