Память человека

Послушайте, что смертным сделал я:
Число им изобрел,
И буквы научил соединять —
Им память дал, мать муз — всего обстоятельство.

Так говорит Прометей в одной из катастроф великого греческого драматурга Эсхила. И эти слова не случайны. Память у греков всячески почиталась. Была кроме того богиня памяти — Мнемозина, которая считалась матерью наук — покровительниц и муз искусств.

В этих наивных представлениях заключена глубокая идея: память имеется непременное условие создания всего нового, т. е. непременное условие творчества.

Память человека

В мозге человека сохраняются следы прошлых действий. Они связываются между собой. Такие связи назы-вают время от времени ассоциациями. Так, может происходить ассоциация следов по смежности, т. е. таких, каковые появились под действием раздражителей, близко отстоящих друг от друга во времени. Ассоциируются и похожие по звучанию слова. Мальчику, изображенному на рисунке, нужно отыскать в памяти слово «шкив». Ему «приходят в голову» слова, похожие на это слово: штрих, шторм, шлем, шхуна…

Человек непрерывно формирует что-то новое: будь то машины либо станки, музыка либо фильмы, научные теории либо неестественные спутники Почвы. Но это было бы нереально, если бы опыт, получаемый отдельными людьми (а из опыта отдельных людей в конечном итоге складывается опыт человечества), проходил бесследно, если бы он не сохранялся, не передавался. Было бы нереально не только творчество в высоком смысле слова, но и по большому счету всякое развитие людских свойств, всякое перемещение человека вперед. Человек ничему не имел возможность обучиться. Так как обучиться — значит купить определенный опыт, сохранить его и применять в предстоящей судьбе. А сохраняет данный опыт память. В случае, если опыт не сохранился, нельзя двигаться дальше. Все нужно затевать сперва. Любой предмет всегда оказывается новым, еще малоизвестным. Не будь памяти, человек постоянно оставался бы младенцем.

Да разве показался бы на Земле человек, если бы живые организмы не имели свойстве накапливать опыт? Так как человек появился в следствии продолжительного развития, которое заключалось во все большем приспособлении организмов к условиям среды. Это приспособление возможно представить как постепенное накопление опыта ответов на действия сложной изменяющейся среды. Но накопление опыта предполагает сохранение его. Следовательно, свойство сохранять опыт лежит в базе развития судьбы по большому счету.

Действительно, нельзя приравнивать людскую намять к свойству животных (высших и тем более низших) накапливать опыт. Они разны, но роль, ими делаемая, в общем одинаковая.

Итак, память имеется нужное условие развития деятельности организма, например, человека. А вдруг взглянуть на дело в более широком замысле, то возможно заявить, что память имеется нужное условие самой деятельности, а не только ее развития. Вот вы просматриваете книгу. Если бы вам не помогала память, т. е. если бы она не приняла участие в вашем действии — в чтении, то вы не имели возможность прочесть ни строки. (Покинем в стороне тот факт, что память информирует вам значения читаемых слов; обращение на данный момент идет о втором.) Запрещено осознать суть предложения, если оно не предстанет перед вами как целое. Вы станете прочитывать слово и сходу терять его. И без того в любом действии. Так как каждое воздействие имеется что-то целое. Если вы схватываете суть отдельных частей действия, то это еще не все. Вам необходимо, удерживая в памяти части действия, осознать все воздействие в целом. В противном случае оно утратит не только целостность, но и суть, и целесообразность. В следствии вы не сможете ничего делать: решать задачи, конструировать устройства, сколачивать табуретки. Значит, память имеется нужное условие всякой деятельности.

Физиологической базой работы памяти являются следы, оставляемые в нервной совокупности нервными возбуждениями. Эти следы связываются между собой, происходит замыкание нервных связей. Великий русский физиолог И. Л. Павлов изучил законы образования этих нервных связей, законы деятельности организма на их базе (см. ст. «Верховная нервная деятельность»).

Мы заявили, что память включена в деятельность. Но само это включение может носить разный темперамент. Осознать это возможно легче всего, в случае, если взглянуть, как происходит запоминание чего-либо.

Всем хорошо как мы знаем, что одни вещи запоминаются сами собой, непроизвольно, другие — требуют активной работы, т. е. запоминаются произвольно. Разглядим эти виды запоминания.

Память человека: феноменальные сверхспособности и необъяснимые загадки


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: